МОУ СШ № 9
Технологическая карта урока (ФГОС)
(информатика, Информация и её свойства)
составила учитель: информатика и ИКТ,
Егорова Татьяна Геннадьевна
г. Переславль-Залесский
2016-2017 учебный год
Урок составлен в рамках деятельностного подхода с учетом необходимости формирования УУД, обозначенных во ФГОС.
На всех этапах урока предусмотрено вовлечение обучающихся в деятельность различного рода: целеполагание,самостоятельная работа, промежуточная и итоговая самооценка, постановка проблемы, исследование, выполнение дифференцированных разноуровневых заданий, рефлексия.
Тема урока: «Информация и её свойства»
Класс: 7 класс
Реализуемая программа: программа по предмету «Информатика и ИКТ» составлена на основе следующих нормативно-правовых документов: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897; Примерной учебной программы по информатике и ИКТ для 5-9 классов (автор Босова Л.Л).
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Формы, приемы, методы: учебное занятие; словесные, наглядные, практические; объяснительно-иллюстративные.
Педагогические технологии: информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, проблемно-диалогическая, технология сотрудничества
Цель урока: познакомить учащихся с понятием информации, её видами и свойствами.
Задачи урока: 1) обобщение представлений учащихся о сигналах различной природы и формирование на этой основе представления об информации;
2) рассмотрение подходов к классификации информации;
3) рассмотрение свойств информации (актуальность, достоверность, полнота и пр.) и формирование на этой основе навыков оценивания информации с позиции её свойств;
4) формирование навыков определения информативности некоторого сообщения, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию.
Источники информации: Презентация «Информация и её свойства», http://www.lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/eor7.php
Техническое оснащение урока: ПК учителя, ПК учащихся с выходом в Интернет, проектор.
Предметные результаты: введение понятия «информация»; получение представления о видах и свойствах информации.
Научатся: определять понятия: информация; сигнал; виды информации; свойства информации.
Получат возможность научиться: приводить свои примеры дискретной и непрерывной информации; определять свойства различных видов информации.
Метапредметные результаты: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Личностные результаты: способность к планированию собственной индивидуальной и групповой деятельности; повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению.
УУД личностные: ориентирование в системе моральных норм и ценностей, вежливое, доброжелательное общение друг с другом, взаимопомощь, ответственность не только за свои успехи, но и за успехи одноклассников.
УУД регулятивные: целеполагание и планирование своей деятельности.
УУД познавательные: общеучебные (самостоятельное выделение познавательной цели, поиск и выделение информации); различать и описывать способы передачи информации для человека и технического устройства; различать, характеризовать информацию различных видов, связанную со способом восприятия человеком; приводить примеры информации различных видов; анализировать свойства информации.
УУД коммуникативные: приобретают опыт работы в группе; практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; аргументировать свою точку зрения; выслушивать собеседника и вести диалог; развивать логическое мышление; признавать возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь своё мнение.
№ п/п | Этап урока (примерные) | Содержание УВЗ | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат | Оценка |
1 | Организационный момент | Проверка подготовлеенности учащихся к работе. Организация внимания обучающихся | Регулятивные: контроль за состоянием рабочего места. Личностные: настрой на работу, уважение к окружающим. | Здравствуйте. Очень приятно вас сегодня всех видеть! Давайте начнем урок!» | Приветствуют учителей и гостей, настраиваются на работу. Отвечают на вопрос учителя: «Здравствуйте!» | Внутренняя и внешняя готовность | Словесное поощрение учителя |
2 | Целеполагание, планирование | Подведение учащихся к теме урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | Личностные: Смыслообразование. Регулятивные: целеполагание. Познавательные: Извлечение необходимой информации, самостоятельное формулирование темы, осознанное построение речевого высказывания в устной форме. Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, владение монологической речью | Организует и координирует работу учащихся по определению темы и целей урока. (Учитель предлагает ученикам разбиться на группы (по 3-4 человека) и выдает задания (распечатанные на листах бумаги ребусы), каждой группе зашифрованы разные слова. На разгадывание зашифрованных терминов отводится 4 минуты, затем ребята выходят и на магниты вывешивают расшифрованное их группой слово). Проводит подводящий диалог для формулирования учениками темы и целей урока (После выполнения работы каждой группой предлагается проверить правильность выполнения заданий Группа 1: информация, свойства Группа 2: сообщение, сигнал Группа 3: виды, свойства Далее учитель предлагает ученикам самим сформулировать тему урока «Информация и её свойства» и обозначить цели на этот урок. Формулируют тему и цель урока: - что такое информация? - какими свойствами она обладает? - определять свойства информации в различных ситуациях. | Осознанное вхождение обучающихся в пространство учебной деятельности | Осознание значимости новых знаний | Словесная оценка учителя работы учащихся |
3 | Изучение нового материала | Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность. Выявить уровень знаний и систематизировать их | Познавательные: - извлекать необходимую информацию из прослушанного, увиденного и прочитанного; -самостоятельное выделение в тексте необходимой информации; - решение проблемы, построение логической цепочки рассуждений. Коммуникативные: -владение монологической и диалогической речью; -вступать в диалог , с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли. Предметные: давать определения новым понятиям темы | Сегодня мы изучаем раздел «Информация и ее свойства». Мы сегодня должны обобщить данные знания и расширить их. Презентация по теме урока Презентация «Информация и её свойства» | Слушают учителя, работают с текстом, выделяют главное, рассматривают слайды презентации, делают соответствующие записи в тетрадях. | Готовность к восприятию новых знаний | Словесная оценка учителя: отметить правильность ответов, активность, логику мышления, умение делать выводы, логично высказывать свою точку зрения, умение доказательно аргументировать свою позицию по вопросу. |
4 | Физминутка http://videouroki.net/look/superfizmin/start/index.php?from=righttd | | | Учитель показывает движения физкульминутки | Просмотр видеоролика с физкульминуткой | Учащиеся научатся снимать напряжение для дальнейшей работы | Словесное поощрение учителя с учётом индивидуального подхода. |
5 | Закрепление изученного материала | | Познавательные: проверка результатов усвоения пройденного теоретического материала | | Устанавливает правильность и осознанность усвоения учебного материала, выявляет пробелы, неверные представления с целью коррекции. Проводит разбор типичных допущенных ошибок; Обучающиеся за ПК выполняют тесты: Онлайн тест «Информация и ее свойства» Вариант 1 Онлайн тест «Информация и ее свойства» Вариант 2 | Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний | |
6 | Подведение итогов уроков | Подвести итог проделанной работы на уроке | Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли. Познавательные: анализ объектов, обобщение, построение логической цепочки рассуждений | Благодарит ребят за успешное сотрудничество на уроке | Учащиеся вспоминают, что нового они узнали на данной уроке. Они рассказывают | Результат взаимодействия: осознание пользы от урока | |
7 | Рефлексия учебной деятельности | Организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности | Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его. Личностные: осознавать успешность своей деятельности | Для того чтобы оценить свою деятельность, заполните оценочные листы. Учитель выставляет оценки за работу на уроке. | Оценивают уровень усвоенного материала, производят самооценку. Подача дневников учителю для выставления оценок | | Заполнение листа самооценки. Оценка учителя |
8 | Домашнее задание | | | Постановка домашнего задания 1. Знать определения информации. Работа с учебником: § 1.1 стр.7 - Спасибо за урок. Желаю успехов | Записывают домашнее задание | | Проверка записи домашнего задания (обратить внимание на тех учащихся, которые игнорируют это делать. |
Оценочный лист ученика __________________
№ | Критерии | Ученик | Учитель |
1 | Знаю тему урока | | |
2 | Знаю цель урока | | |
3 | Могу работать по плану | | |
4 | Умею находить ответы на поставленные вопросы в тексте учебника | | |
5 | Умею работать в группе | | |
6 | Могу доказать свои высказывания | | |
7 | Могу оценить свою работу на уроке | | |
8 | Могу оценить работу своих товарищей | | |
9 | Могу сказать что урок прошел с пользой (если да – то что полезного было на уроке, если нет – указать причину) | | |
10 | За работу на уроке я поставил(а) бы себе оценку .. | | |
Источники информации:
http://www.lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/eor7.php
https://infourok.ru/tehnologicheskaya-karta-uroka-po-informatike-informaciya-i-ee-svoystva-klass-3105772.html
https://uchitelya.com/lp/index.php
https://bank.zabedu.ru/images/best_practics/uroki/urok3.pdf
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 7 класс»
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)