СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока физики 7 класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

На мой взгляд, создание проблемной ситуации, - очень важный элемент урока, решая которые, ученики могут предложить свои версии ответов, а потом, в конце урока сравнить их с материалом учебника.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока физики 7 класс»

Курсовая работа Технологическая карта урока физики 7 класс Третьякова Л.В. 2016


Внедрение новых педагогических технологий в учебно - воспитательный процесс требует не только адаптации ученика его психологической готовности к новым способам обучения, но и изменения отношения педагога к процессу обучения, изменения стиля поведения так, чтобы имела место ситуация в которой ученик учится сам, а учитель осуществляет управление обучением. Чтобы изменить отношение учеников к знаниям, надо изменить условия приобретения этих знаний. Роль учителя не в том, чтобы яснее, понятнее, красочнее, чем в учебнике, сообщить информацию, а в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности, где главным действующим лицом становиться ученик. Учитель должен организовать и управлять учебной деятельностью ученика. И реализовать это можно, используя различные образовательные технологии, адекватные поставленным задачам. При планировании уроков необходимо учитывать специфику технических условий, в которых будет проходить урок. Именно от этого и будет зависеть, ограничиться ли показом видеофрагмента и интерактивного эксперимента для всего класса через видеопроектор, или имеется возможность полноценной работы с лабораторными компьютерными работами, виртуальными моделирующими средствами.

На мой взгляд, создание проблемной ситуации, - очень важный элемент урока, решая которые, ученики могут предложить свои версии ответов, а потом, в конце урока сравнить их с материалом учебника. Или другая ситуация – ученики вместе с учителем обнаруживают уровень своего незнания (затруднение в решении задач, ответе на вопрос и т.д.) и учатся самостоятельно формулировать свою версию проблемы урока. Так же хороши в применении проблемные ситуации, на основе которых учащиеся могут сформулировать основную проблему урока. Такие ситуации основаны на противоречии между бытовым опытом и научным знанием. Обращая внимание ребят на противоречие, побуждаю учеников сформулировать вариант главной проблемы урока, которую можно фиксировать на доске, она же служит для рефлексии деятельности. По ходу урока неоднократно обращаю внимание на проблему («Полностью ли мы ответили на поставленный вопрос?»). Ну и главное, на мой взгляд, поставленная проблема должна быть значима для учащихся, интересна им, а кроме того, понятна и доступна.

Для решения проблемы хорошо использовать побуждающий диалог, который предполагает высказывание учащимися своих версий решения поставленных задач.

Современный урок строится в рамках системно - деятельностного подхода, направлен на формирование и развитие УУД, на достижение личностных результатов, развивает у учащихся способности самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.
Поэтому, проектируя урок, стараюсь определять все виды деятельности учащихся на уроке в целом и отдельных его этапах, формулирую проблемные вопросы для учащихся, направленные на достижение результата.

В структуру современного комбинированного урока внесены этапы, связанные с достижениями личностного результата, результаты обучения в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными.

Современный урок – это организованное педагогом духовное общение учащихся и учителя, содержанием которого является научное знание, а ключевым результатом – интеллект каждого субъекта урочного общения, его духовное обогащение.

Выпускник научится:

  • соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;

  • понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое явление, физическая величина, единицы измерения;

  • распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;

  • ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; проводить опыт и формулировать выводы.

  • понимать роль эксперимента в получении научной информации;

  • проводить прямые измерения физических величин: атмосферное давление,

  • проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;

  • проводить косвенные измерения физических величин: вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной точности измерений;

  • анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения;

  • понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их безопасного использования в повседневной жизни;

  • использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни;

  • использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

  • сравнивать точность измерения физических величин по величине их относительной погрешности при проведении прямых измерений;

  • самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических величин с использованием различных способов измерения физических величин, выбирать средства измерения с учетом необходимой точности измерений, обосновывать выбор способа измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности полученных результатов;

  • воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;

  • создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.

Разработка технологической карты урока физики



ФИО педагога Третьякова Лада Вячеславовна


ОУ: МБОУ СОШ №7 имени Героя России Марка Евтюхина г. Североморска Мурманской области

Класс 7

Автор УМК: Пёрышкин А. В.

Тема урока: Атмосферное давление

Планируемые результаты (цели):

Метапредметные:

формировать умения самостоятельно

- планировать свои действия в соответствии с учебным заданием;

- ставить цели;

- выбирать и конструировать алгоритм решения учебных физических задач;

- проводить исследовательскую деятельность;

- развитие умения генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, работать в группе, пользоваться альтернативными источниками информации, формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, при работе с текстом учебника.

Регулятивные:

- фиксировать результаты наблюдения и делать выводы.

- уметь планировать и регулировать свою деятельность.

- уметь самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Познавательные:

- уметь определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логические рассуждения и делать выводы.

Коммуникативные:

- получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства.

- продуктивно взаимодействовать со своими партнерами, с членами группы при взаимообучении.

Личностные:

личностные: формировать умения

- работать в коллективе;

- находить согласованные решения;

- выслушивать мнение собеседника и вносить свои конструктивные предложения;

-формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физике при анализе физических явлений, формирование мотивации постановкой познавательных задач, раскрытием связи теории и опыта, развитие внимания, аналитического мышления, активизация творческой деятельности.

Предметные:

- сформировать представлений об атмосферном давлении;

- установить, от чего зависит атмосферное давление.

-формирование способности учащихся к новому способу действия;

-выявление причины существования атмосферного давления, его роли в жизни человека и животных , применение полученных знаний для решения физических задач;

- расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.


Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, Интернет, электронная презентация «Атмосферное давление», лабораторное оборудование, карточки рефлексии.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Методы обучения: репродуктивный, проблемный, эвристический, частично-поисковый, исследовательский.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.

Средства обучения: учебник, разноуровневый дидактический материал.

Метапредметные



Технологическая карта урока



Этап, время

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Планируемые результаты этапа

познавательная

коммуникативная

регулятивная




Этап1 Организационно-мотивационный этап

Организационная.

Диалог:
учитель – класс

Сегодня на уроке мы попытаемся увеличить круг наших знаний

Выделение существенной информации из слов учителя.

Взаимодействуют с учителем.

Отвечают на приветствие учителя.

Целеполагание.


Метапредметные:



Личностные: умение настраиваться на занятие



Предметные: Слушание учителя

Этап2 Постановка цели и задач урока

Выяснение темы урока и формулировка его цели. Постановка проблемного вопроса

Вопросы.
Как мы пьем воду?
Почему жидкость устремляется в рот?


Проблемный вопрос:
Ребята, вытяните руки вперед ладонями вверх. Что вы чувствуете? Вам тяжело? Кто-нибудь может ответить, почему мы не ощущаем этого веса?

Объясняя этот явление, мы приоткрываем тайну удивительного и важного физического явления, которое является темой нашего урока.

Отвечают на вопросы учителя.
Ответы:
Причина в том, что при питье мы расширяем грудную клетку и разрежаем воздух во рту, под давлением наружного воздуха жидкость устремляется в то пространство где давление меньше, т.е. проникает в рот.

Мы пьем не только ртом, но и легкими, т.к. расширение легких – причина того, что жидкость устремляется в рот.

Выдвигают предположения о теме урока «Атмосферное давление».
Записывают тему урока в тетрадь, ставят цели и задачи к уроку.

Взаимодействуют с учителем

Слушают учителя и ребят, построение понятных для собеседника высказываний.

Контроль правильности ответов обучающихся

Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся

Метапредметные:



Личностные: Выделение существенной информации из слов учителя. Осуществление актуализации личного жизненного опыта.



Предметные:


Этап 3. Актуализация знаний

Вспомним предыдущий материал.

Беседа с учащимися по вопросам стр. 85-86.

1. Каковы причины давления газа на стенки, дно и крышку баллона в котором он находиться?
2. Сформулируйте результат эксперимента.
3. Объясните наличие атмосферы вокруг Земли.

Учитель даёт задания учащимся. Следит за выполнением заданий.

Проводит опыт с шаром.

Выполняют самостоятельно задание.
Стр.85-86
Отвечают на вопросы учителя.
Давление газа на стеки сосуда вызывается ударами молекул газа.
Газы передают производимое на них давление во все стороны одинаково. Компетенция учащихся в области физики.


Взаимодействуют с учителем

Слушание учителя

Развитие регуляции учебной деятельности.
Взаимоконтроль выполнения задания в парах.
Самоконтроль.

Регуляция учебной деятельности.

Метапредметные:



Личностные: умение настраиваться на занятие



Предметные: Слушание учителя

Этап 4. Первичное усвоение новых знаний

Атмосфера (интерактивная доска) Вопрос:
1.Оказывает ли атмосфера давление на поверхность Земли и на тела, у ее поверхности?
Поскольку воздух имеет массу, то на него действует сила тяжести, вследствие чего он оказывает давление на поверхность Земли и тела, находящиеся на ней.

Давление, оказываемое атмосферой Земли на все находящиеся на ней предметы, называют атмосферным давлением.

Почему? Атмосфера имеет большое значение в жизни человека и животных.
Почему существует оболочка Земли?

Работа с учебником.

Сейчас мы проведем опыты, доказывающие существование атмосферного давления. А вы попробуете объяснить их.

Демонстрации: опыт (рис. 112) — определение массы воздуха; опыт (рис. 113, 114) — всасывание воды в насос, в шприц; опыт (рис. 115, 116) — фонтан в сосуд с разреженным воздухом, работа пипетки.

Перельман «Яйцо в бутылке»

Объясняет новый материал, задает вопросы учащимся. Даёт задание поработать с рисунком учебника. Демонстрация ЭОР.
Групповая работа.
У каждой группы на столе прибор, действие которого основано на существовании атмосферного давления (шприц, пипетка) и карточка-задание.


Слушают учителя, отвечают на вопросы .
Групповая работа:
1.Объясните действия шприца.(При поднятии поршня шприца, если его игла помещена в сосуд с жидкостью, между ним и поверхность жидкости создается вакуум. Туда устремляется жидкость из сосуда, т. к. на нее действует атмосферное давление)

2. Какое физическое явление мы используем. набирая лекарства пипеткой? (атмосферное давление действующие на поверхность жидкости во флаконе, передается на столб жидкости в пипетке)

Ответы учащихся:


Объединяют усилия на решение поставленных вопросов, выполняют самостоятельно задание. Обсуждают эксперимент.
Записывают в тетради определение.

Согласования усилий по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать мнения других

Объединяют усилия на решение поставленных вопросов, выполняют самостоятельно задание. Обсуждают эксперимент.

Согласования усилий по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать мнения других

Объединяют усилия на решение поставленных вопросов, выполняют самостоятельно задание. Обсуждают эксперимент.

Контроль правильности ответов обучающихся.
Самоконтроль и взаимоконтроль

Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Планировать свои действия. Корректировать свои действия. Принятие и сохранение учебной цели и задачи.

Уточнение и дополнение высказываний.

Метапредметные: Формирование исследовательских действий, исследовательской культуры, умения наблюдать, делать выводы.





Личностные: умение настраиваться на занятие



Предметные:

Анализируют эксперимент,

определяют причины,ф ормулируют выводы наблюдений.

Объясняют свой выбор.

Высказывают свои предположения в паре.


Этап 5. Первичная проверка понимания

Работа по карточкам

Сборник задач по физике Лукашик.

Даёт учащимся задания выполнить в парах задание на карточках.

Слушает и проверяет правильность выполнения.

Выполняют задание

Выделение существенной информации. Логические умозаключения.
Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме.

Выделение существенной информации. Логические умозаключения.
Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме.

Участвуют в обсуждении во фронтальном режиме.

Понимать на слух ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию, уметь использовать речь для регулирования своего действия.

Контроль правильности ответов обучающихся.
Самоконтроль понимания заданий.

Умение слушать. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.
.

Метапредметные: Формирование исследовательских действий, исследовательской культуры, умения наблюдать, делать выводы.

Личностные: умение настраиваться на занятие

Предметные: Анализируют результаты, формулируют выводы , объясняют свой выбор.


Этап 6. Первичное закрепление

Теперь давайте посмотрим, насколько хорошо вы усвоили новый материал сегодняшнего урока. Предлагает учащимся на основе изученного сделать вывод и прокомментировать предложенную ситуацию. Индивидуальные задания.

Формулировка условий заданий.

Отвечают на вопрос ситуации. Выполняют задания.

Осуществляют взаимопроверку своих товарищей, выполняющих задание эвристического характера. Работа с учебником.

Закрепляют знания, полученные на уроке.

Участвуют в обсуждении ответов на вопросы во фронтальном режиме

Контроль правильности ответов обучающихся.
Самоконтроль понимания вопросов и знания правильных ответов.

Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.
Осуществление самоконтроля

Метапредметные: Формирование исследовательских действий, исследовательской культуры, умения наблюдать, делать выводы.

Личностные: Формулируют конечный результат своей работы

на уроке.

Называют основные позиции нового материала

Предметные:

Высказывают свои предположения в паре.


Этап 7. Домашнее задание

Обязательный уровень: § 40.41, упр.13(№5); повышенный уровень: упр.13(№3); творческое задание:

Формулировка домашнего задания, инструктаж по его выполнению

Слушают учителя и записывают домашнее задание в дневнике.

Выделение существенной информации из слов учителя.

Взаимодействуют с учителем

Слушание учителя

Развитие регуляции учебной деятельности.

Регуляция учебной деятельности.


Этап 8. Итог урока

«Ребята, вспомните цель нашего урока.

Выставляются оценки учащимся.

Формулирует вопрос

Отвечают на вопросы.
Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме.

Участвуют в обсуждении содержания урока во фронтальном режиме.

Понимать на слух ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию.

Контроль правильности ответов обучающихся.
Самоконтроль.


Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся


Этап 9. Рефлексия деятельности

– Что нового, интересного вы узнали сегодня на уроке?
– Как вы усвоили пройденный материал?
– Какие были трудности? Удалось ли их преодолеть?
– Пригодятся ли вам знания, полученные сегодня на уроке?
– Оцените, как прошел урок.

«Выберете ту «мордашку», которая соответствует вашему настроению в данный момент времени»


Рефлексируют.

Определяют уровень достижений своих результатов. Отвечают на вопросы учителя

Взаимодействуют с учителем


Личностные:

Внутренняя позиция, самооценка на основе критериев успешности, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности

Регулятивные:

целеполагание, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Познавательные:

рефлексия способов и условий действия

Коммуникативные:

формирование коммуникативно-речевых действий по отбору и передаче необходимой информации,

Метапредметные:

Умение делать выводы.



Личностные:

Умение формулировать собственное мнение