СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Фразеологизмы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: актуализировать знания об устойчивых сочетаниях слов – фразеологизмах

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Фразеологизмы"»

Технологическая карта урока


Общая часть

Предмет

Русский язык

4 класс

ФИ учащейся

Тема урока

Фразеологизмы

Тип урока

Комплексное применение знаний и умений

Цель

Актуализировать знания об устойчивых сочетаниях слов – фразеологизмах

Задачи

- учить умению находить фразеологизмы в устной и письменной речи и объяснять их значение; работать с фразеологическим словарем; развивать умение употреблять фразеологизмы в речи;

-развивать наблюдательность, внимание, речь, мышление учащихся; познавательный интерес; расширять кругозор, умение делать выводы, обобщать;

-воспитывать интерес к предмету, любовь к родному языку, аккуратность, дисциплинированность, информационную культуру.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные (УУД)

Личностные

- определять фразеологизмы в устной и письменной речи и распознавать их по значению;

-выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении монологических высказываний;

-уметь применять новые теоретические положения в условиях выполнения практических упражнений

Познавательные: дополнять и расширять имеющиеся знания и представления о фразеологизмах; развивать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Регулятивные: овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

-развивать навыки сотрудничества со взрослым в разных социальных ситуациях,

-формировать мотивацию к творческому труду, интереса к языковой и речевой деятельности;

-способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении.

Коррекция нарушений развития ребенка

Обогащение пассивного и активного словаря, развитие монологической и диалогической речи

Основные понятия и термины

Фразеологизмы, прямое и переносное значение выражений, синонимы, антонимы

Средства обучения

Учебник: «Русский язык» 4 класс, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М «Просвещение»; дидактические иллюстративные карточки; мультимедийная презентация, электронный ресурс https://learningapps.org/1472437; http://chtooznachaet.ru/vyrazhenie_posle_dozhdichka_v_chetverg.html

Методы обучения

Словесные, наглядные, практические

Форма обучения

Индивидуальная

Организационная структура урока

Этапы урока

Основные виды деятельности учителя

Основные виды деятельности учащегося

Формируемые образовательные результаты

I. Организационный момент

Проверь, все ли готово к уроку?

-Выбери смайлик своего настроения (Слайд 1)

-Подготовь тетрадь к работе и запиши число - «Классная работа»

Осуществляет проверку

Выбирает на слайде смайлик


Выполняет запись в тетради

Личностные:

принятие и освоение социальной роли обучающегося; позитивный эмоциональный настрой.

II. Проверка

домашнего задания и актуализация знаний

-Прочитай на какие группы ты распределила слова и по какому признаку их определяла?

-Какие слова называются синонимами, антонимами, омонимами?

Читает, аргументирует


Отвечает на вопросы.

Коммуникативные: осознанное построение речевых высказываний в устной диалогической и монологической форме; обмен мнениями.

III. Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности учащихся

-Я прочитаю отрывок из текста, а ты попробуй ответить на вопрос «О каком выражении идет речь и, что оно обозначает?»

Чтение учителем отрывка (упр. 74 с. 49)

-О каком выражении идет речь?

-Это прямое или переносное значение выражения?

-Покажи смайлик, который подходит по эмоциям к данному выражению (Слайд 2)

-Какую эмоцию он может выражать?

-Как называются такие выражения в русском языке? Определи тему урока. (Слайд 3)

-Попробуй определить цель урока.

-Какую задачу будем решать на уроке? . (Слайд 4)

Слушает и отвечает на вопросы




«Глаза на лоб полезли»

Переносное

Осуществляет выбор смайлика


Удивление, испуг, страх

Фразеологизмы


Предлагает варианты ответа

Научиться определять фразеологизмы в устной и письменной речи, распознавать их по значению

Личностные: овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности

Познавательные:

осуществление поиска необходимой информации

Регулятивные: умение взаимодействовать с учителем в поиске проблемы.

Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог.



IV. Первичное закрепление

в знакомой ситуации

1. Работа по учебнику

(упр.75 стр. 50)

-Открой учебник на стр. 50, найди упр.75

-Выпиши из предложений фразеологизмы, определи и запиши их значение.

-В какой речи мы сейчас определяли фразеологизмы и их значение?


Находит упражнение и выполняет задание в тетради с комментированием.


В письменной речи



Личностные: осознание своих возможностей в учении.


Познавательные:

осуществление поиска необходимой информации на основе высказываний учителя и в учебнике.


Коммуникативные: обмен мнениями, умение строить понятные речевые высказывания, в процессе обобщения знаний и аргументировать свою точку зрения.


Регулятивные: осуществление действий с учетом выделенных учителем ориентиров.

V. Первичное закрепление

в изменённой ситуации

1. Игра «Подбери фразеологическую рифму»




-Я читаю, а ты добавляешь подходящий в рифму фразеологизм:

Дружнее этих двух ребят на свете не найдёшь.
О них обычно говорят: (водой не разольешь)

У маленького Паши Ботинки (просят каши)

Ежата- детки хоть куда! И что же тут дивиться?
Ведь мама держит их всегда (в ежовых рукавицах)

Как это принято у змей, кусают за ногу гадюки.
А потому при встрече с ней берите, люди, (ноги в руки)

Щенок выскочил из будки, пробежался через двор,

Увидел кошку, стал догонять (во весь опор)

-Прочитай информацию о фразеологизме во весь опор на «Страничке любознательных» в учебнике (с. 49)

-В какой речи мы сейчас определяли фразеологизмы и их значение?

Подбирает фразеологизмы в рифму, объясняет их значение












Выполняет задание



В устной речи

Физкультминутка

двигательная

Включает видео физкультминутку под музыку

Выполняет движения.

Личностные: осознание здоровьесбережения

VI. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

1. Интерактивное задание https://learningapps.org/1472437

-Подбери «фразеологизмы-синонимы и фразеологизмы-антонимы»




Выполняет задание с объяснением




Личностные: формирование мотивации к работе на результат.


Познавательные: ориентирование в интерактивном задании; нахождение ответов на вопросы по иллюстрациям.


Регулятивные: осуществление действий с учетом выделенных учителем ориентиров.


Коммуникативные: оформление своих мыслей в устной и письменной форме.

2. Работа с дидактическим иллюстративным материалом

-Соотнеси картинку и значение фразеологизмов

(Приложение 1)


Самостоятельно работает с дидактическими иллюстративными карточками, затем называет фразеологизм и соотносит его со значением

3. Самостоятельная работа по словарю фразеологизмов в учебнике

- Открой учебник на с. 157 и выпиши в тетрадь фразеологизмы, в которых присутствуют названия частей тела человека


Самостоятельно выписывает в тетрадь фразеологизмы в соответствии с заданием учителя (сломя голову, надуть губы и т.п)

Физкультминутка

для глаз

-Двигаешь глазами по моей команде вверх-вниз, влево-вправо в соответствии с цветом магнита, который я назову

Выполняет движения глазами по команде учителя.

Личностные: осознание здоровьесбережения

VII. Словарная работа

1. Нахождение словарного слова в орфографическом словаре.

-Сегодня мы должны познакомиться с новым словарным словом, которое начинается на букву, стоящую в алфавите 6 по счету, определи её.

-В каком словаре его нужно найти?

-Открой в учебнике орфографический словарь, найди это слово и назови его.

-Какую орфограмму необходимо запомнить в этом слове?



Буква е

Отвечает на вопросы

Осуществляет поиск информации в указанном источнике (слово ещё)

Безударную гласную е

Личностные: формирование интереса к языковой и речевой деятельности.


Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; умение ориентироваться в информационном пространстве.


Регулятивные:

формирование установки на поиск способов разрешения трудностей


Коммуникативные: активное использование речевых средств в диалоге и монологе.


2.Составление предложения со словарным словом.

-Давай составим предложение с данным словом, начало есть, нужно его дополнить (Слайд 5)

Дождь ещё не пошел, но …

-Запиши предложение, выдели грамматическую основу

-Определи вид предложения: простое или сложное?

-Назови орфограммы в словах, которые требуют проверки

-Какой фразеологизм содержит слово дождь?

-Какое значение он имеет? Где можем посмотреть, если нет под рукой фразеологического словаря?

http://chtooznachaet.ru/vyrazhenie_posle_dozhdichka_v_chetverg.html


Предлагает варианты .(туча закрыла все небо)

Выполняет задание.


Аргументирует выбор вида предложения

Называет, подбирает проверочные слова


После дождичка в четверг

Отвечает

В интернете (смотрит по ссылке значение данного фразеологизма)

VIII. Информация о домашнем задании

Инструктаж по выполнению домашнего задания:

с. 50 упр. 76 - составить предложение с каждым фразеологизмом по рисункам (Слайд 6)

Записывает домашнее задание в дневник

Личностные: понимание значения знаний для себя и принятие его.


IX. Рефлексия (подведение итогов урока)

-Какую задачу ставили в начале урока?

-Удалось решить поставленную задачу?

-Что понравилось?

-В чем были затруднения?

-Оцени свою работу на уроке с помощью данных фразеологизмов: (Слайд 7)

Работала засучив рукава

Била баклуши

Поломала голову

Считала ворон по сторонам

Зарубила на носу

-Какой смайлик соответствует твоему настроению сейчас? (Слайд 1)

Отвечает на вопросы.




Высказывает мнение и оценивает свою работу на уроке






Выбирает на слайде смайлик

Коммуникативные:

владение монологической формой речи.


Познавательные: самостоятельный выбор личностно-значимой характеристики своей деятельности на уроке


Личностные: способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении