Общая часть |
Предмет | Русский язык | 4 класс | ФИ учащейся |
Тема урока | Фразеологизмы |
Тип урока | Комплексное применение знаний и умений |
Цель | Актуализировать знания об устойчивых сочетаниях слов – фразеологизмах |
Задачи | - учить умению находить фразеологизмы в устной и письменной речи и объяснять их значение; работать с фразеологическим словарем; развивать умение употреблять фразеологизмы в речи; -развивать наблюдательность, внимание, речь, мышление учащихся; познавательный интерес; расширять кругозор, умение делать выводы, обобщать; -воспитывать интерес к предмету, любовь к родному языку, аккуратность, дисциплинированность, информационную культуру. |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные (УУД) | Личностные |
- определять фразеологизмы в устной и письменной речи и распознавать их по значению; -выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении монологических высказываний; -уметь применять новые теоретические положения в условиях выполнения практических упражнений | Познавательные: дополнять и расширять имеющиеся знания и представления о фразеологизмах; развивать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Регулятивные: овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; определять наиболее эффективные способы достижения результата. | -развивать навыки сотрудничества со взрослым в разных социальных ситуациях, -формировать мотивацию к творческому труду, интереса к языковой и речевой деятельности; -способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении. |
Коррекция нарушений развития ребенка | Обогащение пассивного и активного словаря, развитие монологической и диалогической речи |
Основные понятия и термины | Фразеологизмы, прямое и переносное значение выражений, синонимы, антонимы |
Средства обучения | Учебник: «Русский язык» 4 класс, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М «Просвещение»; дидактические иллюстративные карточки; мультимедийная презентация, электронный ресурс https://learningapps.org/1472437; http://chtooznachaet.ru/vyrazhenie_posle_dozhdichka_v_chetverg.html |
Методы обучения | Словесные, наглядные, практические |
Форма обучения | Индивидуальная |
Организационная структура урока |
Этапы урока | Основные виды деятельности учителя | Основные виды деятельности учащегося | Формируемые образовательные результаты |
I. Организационный момент | Проверь, все ли готово к уроку? -Выбери смайлик своего настроения (Слайд 1) -Подготовь тетрадь к работе и запиши число - «Классная работа» | Осуществляет проверку Выбирает на слайде смайлик Выполняет запись в тетради | Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; позитивный эмоциональный настрой. |
II. Проверка домашнего задания и актуализация знаний | -Прочитай на какие группы ты распределила слова и по какому признаку их определяла? -Какие слова называются синонимами, антонимами, омонимами? | Читает, аргументирует Отвечает на вопросы. | Коммуникативные: осознанное построение речевых высказываний в устной диалогической и монологической форме; обмен мнениями. |
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | -Я прочитаю отрывок из текста, а ты попробуй ответить на вопрос «О каком выражении идет речь и, что оно обозначает?» Чтение учителем отрывка (упр. 74 с. 49) -О каком выражении идет речь? -Это прямое или переносное значение выражения? -Покажи смайлик, который подходит по эмоциям к данному выражению (Слайд 2) -Какую эмоцию он может выражать? -Как называются такие выражения в русском языке? Определи тему урока. (Слайд 3) -Попробуй определить цель урока. -Какую задачу будем решать на уроке? . (Слайд 4) | Слушает и отвечает на вопросы «Глаза на лоб полезли» Переносное Осуществляет выбор смайлика Удивление, испуг, страх Фразеологизмы Предлагает варианты ответа Научиться определять фразеологизмы в устной и письменной речи, распознавать их по значению | Личностные: овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности Познавательные: осуществление поиска необходимой информации Регулятивные: умение взаимодействовать с учителем в поиске проблемы. Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог. |
IV. Первичное закрепление в знакомой ситуации 1. Работа по учебнику (упр.75 стр. 50) | -Открой учебник на стр. 50, найди упр.75 -Выпиши из предложений фразеологизмы, определи и запиши их значение. -В какой речи мы сейчас определяли фразеологизмы и их значение? | Находит упражнение и выполняет задание в тетради с комментированием. В письменной речи | Личностные: осознание своих возможностей в учении. Познавательные: осуществление поиска необходимой информации на основе высказываний учителя и в учебнике. Коммуникативные: обмен мнениями, умение строить понятные речевые высказывания, в процессе обобщения знаний и аргументировать свою точку зрения. Регулятивные: осуществление действий с учетом выделенных учителем ориентиров. |
V. Первичное закрепление в изменённой ситуации 1. Игра «Подбери фразеологическую рифму» | -Я читаю, а ты добавляешь подходящий в рифму фразеологизм: Дружнее этих двух ребят на свете не найдёшь. О них обычно говорят: (водой не разольешь) У маленького Паши Ботинки (просят каши) Ежата- детки хоть куда! И что же тут дивиться? Ведь мама держит их всегда (в ежовых рукавицах) Как это принято у змей, кусают за ногу гадюки. А потому при встрече с ней берите, люди, (ноги в руки) Щенок выскочил из будки, пробежался через двор, Увидел кошку, стал догонять (во весь опор) -Прочитай информацию о фразеологизме во весь опор на «Страничке любознательных» в учебнике (с. 49) -В какой речи мы сейчас определяли фразеологизмы и их значение? | Подбирает фразеологизмы в рифму, объясняет их значение Выполняет задание В устной речи |
Физкультминутка двигательная | Включает видео физкультминутку под музыку | Выполняет движения. | Личностные: осознание здоровьесбережения |
VI. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации 1. Интерактивное задание https://learningapps.org/1472437 | -Подбери «фразеологизмы-синонимы и фразеологизмы-антонимы» | Выполняет задание с объяснением | Личностные: формирование мотивации к работе на результат. Познавательные: ориентирование в интерактивном задании; нахождение ответов на вопросы по иллюстрациям. Регулятивные: осуществление действий с учетом выделенных учителем ориентиров. Коммуникативные: оформление своих мыслей в устной и письменной форме. |
2. Работа с дидактическим иллюстративным материалом | -Соотнеси картинку и значение фразеологизмов (Приложение 1) | Самостоятельно работает с дидактическими иллюстративными карточками, затем называет фразеологизм и соотносит его со значением |
3. Самостоятельная работа по словарю фразеологизмов в учебнике | - Открой учебник на с. 157 и выпиши в тетрадь фразеологизмы, в которых присутствуют названия частей тела человека | Самостоятельно выписывает в тетрадь фразеологизмы в соответствии с заданием учителя (сломя голову, надуть губы и т.п) |
Физкультминутка для глаз | -Двигаешь глазами по моей команде вверх-вниз, влево-вправо в соответствии с цветом магнита, который я назову | Выполняет движения глазами по команде учителя. | Личностные: осознание здоровьесбережения |
VII. Словарная работа 1. Нахождение словарного слова в орфографическом словаре. | -Сегодня мы должны познакомиться с новым словарным словом, которое начинается на букву, стоящую в алфавите 6 по счету, определи её. -В каком словаре его нужно найти? -Открой в учебнике орфографический словарь, найди это слово и назови его. -Какую орфограмму необходимо запомнить в этом слове? | Буква е Отвечает на вопросы Осуществляет поиск информации в указанном источнике (слово ещё) Безударную гласную е | Личностные: формирование интереса к языковой и речевой деятельности. Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; умение ориентироваться в информационном пространстве. Регулятивные: формирование установки на поиск способов разрешения трудностей Коммуникативные: активное использование речевых средств в диалоге и монологе. |
2.Составление предложения со словарным словом. | -Давай составим предложение с данным словом, начало есть, нужно его дополнить (Слайд 5) Дождь ещё не пошел, но … -Запиши предложение, выдели грамматическую основу -Определи вид предложения: простое или сложное? -Назови орфограммы в словах, которые требуют проверки -Какой фразеологизм содержит слово дождь? -Какое значение он имеет? Где можем посмотреть, если нет под рукой фразеологического словаря? http://chtooznachaet.ru/vyrazhenie_posle_dozhdichka_v_chetverg.html | Предлагает варианты .(туча закрыла все небо) Выполняет задание. Аргументирует выбор вида предложения Называет, подбирает проверочные слова После дождичка в четверг Отвечает В интернете (смотрит по ссылке значение данного фразеологизма) |
VIII. Информация о домашнем задании | Инструктаж по выполнению домашнего задания: с. 50 упр. 76 - составить предложение с каждым фразеологизмом по рисункам (Слайд 6) | Записывает домашнее задание в дневник | Личностные: понимание значения знаний для себя и принятие его. |
IX. Рефлексия (подведение итогов урока) | -Какую задачу ставили в начале урока? -Удалось решить поставленную задачу? -Что понравилось? -В чем были затруднения? -Оцени свою работу на уроке с помощью данных фразеологизмов: (Слайд 7) Работала засучив рукава Била баклуши Поломала голову Считала ворон по сторонам Зарубила на носу -Какой смайлик соответствует твоему настроению сейчас? (Слайд 1) | Отвечает на вопросы. Высказывает мнение и оценивает свою работу на уроке Выбирает на слайде смайлик | Коммуникативные: владение монологической формой речи. Познавательные: самостоятельный выбор личностно-значимой характеристики своей деятельности на уроке Личностные: способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении |