Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный этап | Проверяет УМК, готовность учащихся к уроку. Вовлекает учащихся, к предстоящей работе на уроке. | Проверка наличия УМК, готовность к работе на уроке |
2. Проверка домашнего задания | Фронтальный опрос. 1.Что такое река? 2. Какие части есть у любой реки? 3. Из чего состоит речная система? 4. Что такое бассейн реки? 5. Что такое водный режим? Какие факторы на него влияют? 6.Что влияет на характер течения рек? Картографическая разминка. Хомяк-туристка с кличкой Полга в круиз ушла по речке …ответ (Волга) Дятел выбивает дробь на сосне у речки.. . ответ (Обь) Королевич Елисей прыгнул в речку.. . ответ (Енисей) Из Мексики спортсменка лама плыла легко по речке... ответ (Кама) По берегу бежала мышь: «Я быстрее, чем ………….!» ответ (Иртыш) Мурлыкала кошка: «Мур-мур - Я рыбки хочу из речки……..! » ответ (Амур) В море Лаптевых полено плывет весной по речке… ответ (Лена) Можно ли найти коралл на темном дне реки.. . ответ (Урал) Француз воскликнул: «Но, пардон, Есть в России речка……! » ответ (Дон) Вот, небыль! Стадо зебр пронеслось вдоль речки... ответ (Днепр) | Отвечают на вопросы. Работа с атласом и географической картой. |
3. Актуализация знаний | Сегодня у нас немного необычный урок, урок с элементами исследования двух самых загадочных и таинственных мест на нашей планете. 1. Эти места в народе называют «глазами Земли». Определить, что это такое, вам поможет загадка: Никуда не вытекает, В своей ложе отдыхает, Зимой крышкой накрывают, Пресным в основном бывает! 2. Не море, не земля, Корабли не плавают, И ходить нельзя Кто догадался, о чем у нас сегодня на уроке пойдет речь? | Вовлечение в деятельность урока. Слушают учителя, отгадывают загадки. Формулируют и записывают тема урока в тетрадь |
4. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Каковы цели урока? Сравним ваши цели с теми, что написаны в учебнике, «Вы узнаете…» | Формулируют цели урока, комментируют. Работают с текстом учебника, сравнивают. |
5. Первичное усвоение новых знаний | - Итак, что мы будем изучать сегодня на уроке? | Обсуждение плана урока |
А теперь попробуем определить термин «Что такое озеро»? Выделим ключевые слова в определении. Кто согласен? Кто не согласен, с чем не согласен? Прочитаем определение и сравним со своим. Озеро - скопление воды на суше в естественных углублениях земной поверхности. Как же называются эти углубления? Углубления, в которых находятся озёра, называются озёрными котловинами. | Учащиеся пытаются сформулировать определение, сравнивают с определением в учебнике,выделяют ключевые слова. Находят ответ в учебнике. |
Какие бывают озера по происхождению озерных котловин? Используя текст параграфа 35, рис. 5.18, электронное приложение к учебнику, заполните таблицу. Приложение 1. | Работа с учебником Работа с тетрадью. |
| Найдите на карте Аральское море-зеро. Прочитайте сообщение о нём на стр.93 учебника в рубрике «геофокус». Какие реки впадают в него? А могут ли реки вытекать из озёр? Какие реки вытекают из озера Байкал? Подумаем как назвать озёра, в которые втекают реки и как назвать озёра из которых вытекают реки. Сравним ваши определения с определениями автора учебника Озёра, из которых вытекает хотя бы одна река - сточные, они всегда пресные. Почему? А озёра, в которые реки впадают, но ни одна река не вытекает,- бессточные, в них накапливается соль. Бессточные озёра становятся солёными. Предлагает начертить схемы сточного и бессточного озер на доске и в тетради. | Работают с физической полушарий, учебником, отвечают на вопросы учителя, сравнивают свои определения с определениями в учебнике. Чертят схему-рисунок в тетради. |
| А как на карте понять солёное это озеро или пресное? Приведите примеры. | Работают с картами атласа, читают легенду карт, высказывают свои мнения. Можно их различить по цвету. Пресные озёра показаны на карте голубым или синим цветом. Солёные -розовым. |
| Реки несут в озёра не только соль, но и твёрдые частицы, песок, глину. Что происходит с этим твёрдым материалом? Что происходит с озером? Что такое болото? Как на картах обозначены болота? Какие территории нашей страны наиболее заболочены? Найдите на карте атласа Васюганское болото в Западной Сибири. Давайте попробуем ответить на вопрос: «Болота – это зло или добро?» Ведь издавна на Руси болот боялись. В сказках на болотах всегда обитали злые силы - кикиморы, ведьмы. В предложенной таблице есть две колонки. Отразите в каждой из них вред болот и их пользу, сформулируйте вывод. Приложение 2 | Отвечают на вопросы учителя, формулируют определение – болото, сверяют с определением в учебнике. Болото - это избыточно увлажнённые участки суши, имеющие слой торфа и поросшие влаголюбивой растительностью. Работают с картами атласа, читают легенду карт, высказывают свои мнения. Учащиеся заполняют таблицу, формулируют вывод. |
6. Первичная проверка понимания | - Чем озеро отличается от реки? - Чем озеро отличается от моря? - Заполните таблицу «Типы озер по стоку воды, и по наличию солей». Приложение 3 | Ответы учащихся |
7.Первичное закрепление | Задание 1: Цель: составить описание географического положения озера (Байкал или Каспийского). Приложение 4 | Самостоятельная работа с атласом |
8. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении | -
Параграф 35, обозначить на к/карте 10 крупнейших озера мира, -
Творческое задание: составить кроссворд «Озера» | Знакомятся со своим домашним заданием и записывают его в дневнике. |
9. Рефлексия (подведение итогов занятия) | Я узнал: Я был удивлен: Я открыл для себя: Я еще раз убедился: Я пришел к выводу: Я все же не понял: | Учащиеся участвуют в беседе, высказывают своё мнение на задаваемые учителем вопросы. |