Активизирует знания, необходимые обучающимся для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный контроль. (2 слайд) Китайская мудрость гласит: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я научусь» Как вы понимаете эти слова? Давайте будем действовать. У каждого из вас на столе лежит маршрутный лист, в котором вы работаете на сегодняшнем уроке. На прошедших уроках мы познакомились с «буквами» химического языка – знаками химических элементов. Их знание поможет нам сегодня определить тему урока. (3 слайд) Перед вами кроссворд, разгадав который вы в выделенных клеточках увидите слово, которое является темой вашего урока. Выполняем работу. Давайте выясним, что получилось. (Формула) Какая, если мы изучаем химию? (Химическая формула). И это только часть темы урока. Следующее задание поможет вам полностью определить тему урока. (4 слайд) Заполните пропуски в предложениях. - Химия –наука о …………… (веществах) -Большинство веществ состоит из ………. (молекул) - Молекулы состоят из ………………. (атомов) - Для атомов применяют величину Аr -………. ……. масса - Для молекул Мr ………….. …………… масса Что в этих утверждениях для вас нового? О чём же ещё мы с вами будем говорить на уроке? Сформулируйте полную тему нашего урока. (5 слайд) Химическая формула. Относительная молекулярная масса. Запишите тему урока в маршрутные листы. Как вы считаете, какие цели стоят перед нами на этом уроке? Что нам надо узнать о химической формуле и относительной молекулярной массе, чтобы использовать их в своей работе? Скажите, а можно ли увидеть атомы и молекулы невооруженным глазом? Но зато мы можем увидеть их модели! Они лежат на ваших столах. Для чего же вы можете их использовать на уроке? (Чтобы построить молекулы) Вы все сегодня будете строителями. Что вы научились в первом классе строить из букв? ( Слова) Что мы сегодня будем строить из химических элементов? ( Формулы) Чтобы построить дом, в первую очередь, что закладывают? (фундамент) Фундаментом для нашей постройки являются ваши знания. Давайте проверим, насколько прочен наш фундамент. (6 слайд) Через прием « согласен не согласен», проанализируем имеющиеся у вас знания. Рядом с утверждениями ставьте «+», если согласны, «-« если не согласны или не знаете ответа. Исправьте неверные предложения там, где это необходимо. Выполняем работу в маршрутных листах индивидуально. Главным понятием в химии является понятие о химическом элементе. Химический элемент – это определенный вид атомов. Химический элемент существует в двух формах – простые и сложные вещества. Химический элемент существует в трех формах- свободные атомы, простые и сложные вещества. Простые вещества состоят из атомов разных видов. Сложные вещества состоят из атомов одного вида. Вещества бывают молекулярного и немолекулярного строения Химическая формула - это запись состава вещества с помощью химических знаков и индексов. Химическая формула показывает качественный и количественный состав вещества. По химической формуле можно рассчитать относительную молекулярную массу вещества - Мr, как сумму относительных атомных масс элементов, составляющих данное вещество, с учётом их индексов. Предлагаю по цепочке прочитать утверждения и выразить своё мнение. Обсуждаем каждое положение, если мнения о его верности расходятся. Есть ли среди этих утверждений что – то новое для вас? Какие это утверждения? В таком случае продолжим работу с этой информацией. (7 слайд) При выполнении одного из заданий вы сказали, что химический элемент существует в трёх формах. Используя инструкцию, заполните таблицу в маршрутных листах по формам существования химического элемента. Если возникнут затруднения, то вы можете обратиться к тексту учебника на с. 47 – 48. Работаете в парах. А это значит, что вы можете советоваться друг с другом. На слайде высвечиваю пустую таблицу, цветовые обозначения шариков и задания. Предлагаю выполнить работу в парах. Инструкция так же напечатана и в маршрутных листах. Строим модели молекул из атомов. Заполняем таблицу. Химический элемент (формы существования) | Свободные атомы | Простые вещества | Сложные вещества | Н – один атом водорода 2Н – два атома водорода О – один атом кислорода 2О – два атома кислорода | Н2 – одна молекула водорода, состоит из двух атомов О2 – одна молекула кислорода, состоит из двух атомов 3О2 | Н2О – одна молекулы воды, состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода 2 Н2О – две молекулы воды | Инструкция: -Пусть шарик белого цвета - это атом водорода. Положите к себе на парту один атом водорода. Как обозначить один атом водорода? (Запишите в таблицу) -Возьмите два атома водорода. Сделайте соответствующую запись в таблице -Пусть шарик красного цвета – атом кислорода. Возьмите один атом кислорода и сделайте запись в таблице. Возьмите два атома кислорода и запишите в таблицу. - Теперь из этих атомов, будем строить простые вещества. -Соедините атомы водорода и получите молекулу водорода. Как сделать такую запись? Заполните таблицу. - Соедините атомы кислорода и получите молекулу кислорода. Как сделать запись? Запишите в таблицу. - Как записать три молекулы кислорода? Сделайте соответствующую запись в таблице. -Теперь попробуем построить молекулу сложного вещества, которое является самым распространенным на Земле. Какое это вещество? -Известно, что молекула воды, состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода. Составьте ее модель. Напишите химическую формулу. Прочтите её. Как сделать запись – две молекулы воды. Прочтите запись. Проверка работы с таблицей. Вначале дети проговаривают свои записи. Спрашиваю, все ли согласны с отвечающими. (8 слайд) Далее демонстрирую слайд с заполненной таблицей, предлагаю сверить свои записи, исправить ошибки. (9 слайд) Пришла пора немного отдохнуть. Проведём физкультминутку (ученик проводит зарядку под музыку). |