ХИМИЧЕСКИЕ ФОРМУЛЫ.
п. Новая Игирма
ФИО | Мильтинг Ирина Петровна |
Место работы | МОУ «Новоигирменская СОШ №3» |
Должность | Учитель |
Направление | Химия |
Тема урока | Химические формулы. Относительная атомная масса. Ссылка на презентацию https://multiurok.ru/files/multimediinyi-urok-valentnost-khimicheskikh-elemen.html |
Класс | 8 класс |
Учебник | Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян. – 10-е изд. – М.: Дрофа, 2017. |
Тип урока | Урок открытия новых знаний |
Цель урока | Содержательная: сформировать знания учащихся о химической формуле, качественном и количественном составе вещества; об относительной молекулярной массе вещества, рассчитывать ее по химической формуле. Деятельностная: научить учащихся разными способами находить знания, ввести новые понятия, термины |
Информационно-технологические ресурсы | Учебник, презентация, компьютер, проектор, раздаточный материал для групповой работы |
Методы и формы обучения | Методы: наглядный, частично поисковый Формы: индивидуальная, фронтальная, мини-группы (в парах), групповая |
Основные понятия темы | Химическая формула, коэффициент, индекс, относительная молекулярная масса вещества |
Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
- формирование понятий: «химическая формула», «индекс», «коэффициент», «относительные атомная и молекулярная массы»; -овладение основами химической грамотности: умение писать и читать формулы веществ; - рассчитывать относительную молекулярную массу вещества по его химической формуле. | Познавательные - поиск и выделение необходимой информации; - умение производить логические действия (анализ, синтез, сравнения, обобщение); - анализ и отбор информации. Регулятивные: - определять цель, проблему в процессе деятельности; - работать в соответствии с поставленной задачей; - планировать свою деятельность; - оценивать способы и степень достижения цели; - самостоятельно исправлять ошибки. Коммуникативные: - излагать свое мнение; - аргументировать его и подтверждать фактами; - понимать позицию другого; - организовывать работу в паре, в группе; - формировать навыки учебного сотрудничества. Личностные: формирование познавательного интереса к предмету и устойчивой мотивации к исследовательской деятельности; - осознавать свои эмоции, контролировать свое поведение. | - осознавать целостность мировоззрения; - сформировать учебно-познавательный интерес к изучению химии; - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; - оценивать собственный вклад в работу группы; - уважительно относиться к учителю и одноклассникам. |
1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
2) Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
3) Выявление места и причины затруднения.
4) Построение проекта выхода из затруднения.
5) Реализация построенного проекта.
6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8) Включение в систему знаний и повторение.
9) Рефлексия учебной деятельности.
Задачи этапа | Время (мин) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный этап |
Создание благоприятного психического настроя на работу, включение в учебную деятельность. | 1 | Приветствие. Включение в деловой ритм. Проверка готовности обучающихся к уроку. | Приветствуют учителя, настраиваются на урок, определяют свою готовность к уроку. | Личностные: мотивация учения. Регулятивные: организация своей деятельности. Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности |
Подготовка мышления учащихся к построению нового способа действий. | 4-5 | Мотивирует учащихся к учебной деятельности, организует работу класса. Вспомните, о чём мы вели речь на прошлом уроке? Переведите с химического языка на общепринятый, следующие выражения и запишите знаки химических элементов, о которых идет речь 1. Не всё то АУРУМ, что блестит. 2. ФЕРРУМНЫЙ ХАРАКТЕР. 3. Слово- АРГЕНТУМ, а молчание- АУРУМ. 4. За КУПРУМНЫЙ грош удавится. Задание 1. Работа по тренажеру, на слайде появляются знаки химических элементов. Устно по очереди назвать символы: N, Н, Fe, K, Ca, Al, O, Si, Mg, Mn, Cu, Na, S, Ag, C, P, Cl, Zn Задание 2. Вспомните правила округления цифр и определите относительную массу элементов. Работаем в мини-группах (в парах). Задание 3. Установите соответствие между названием химического элемента, положением в Периодической системе и его символом. Задание 4. Химические элементы расположены в порядке увеличения относительных атомных масс в рядах: | Включаются в работу, участвуют в беседе. Выполняют задания: устно по очереди произносят химический символ и русское название. Называют правила округления, по тренажеру определяют относительную массу элементов. В мини-группах (в парах) выполняют задание в тетрадях, после выполнения, сверяют правильность выполнения со слайдом. | Познавательные: умение строить речевое высказывание в устной форме. Личностные: самоопределение. Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы; умение полно и точно выражать свои мысли. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
Этап актуализации знаний |
Актуализация опорных знаний и способов действий. Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. Прием «Корзина идей» | 2 | На слайде модели молекул веществ. Как их состав записать с помощью химических символов? На доске записаны буквы, под которыми обозначены модели молекул веществ. Каждый учащийся выбирает модель и под соответствующей буквой записывает свой вариант условной записи вещества. В результате на доске появляется столько разных формул, что возникает проблема, какая предложенная формула отражает действительный состав вещества; как правильно с помощью химических символов составить химическую формулу вещества? | Участвуют в беседе. Выходят и предлагают свои варианты, которые фиксируют на доске. В результате в одному и тому же рисунку, учащиеся записывают по несколько формул. | Познавательные: умение применять и преобразовывать модели и схемы для решения учебных задач. Личностные: формирование интеллектуальных умений (сравнивать, строить рассуждения, обобщать); Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. Регулятивные: Умение работать в соответствии с поставленной задачей. |
Этап целеполагания |
Обеспечение выработки и принятие учащимися целей урока. | 1 | Как вы думаете- какая тема урока? Тема урока «Химические формулы. Относительная атомная масса Давайте вместе подумаем, что мы сегодня будем изучать? (версии ребят). Учитель анализирует ответы учащихся, дополняет, корректирует. | Определяют тему и цель урока. Записывают тему урока в рабочую тетрадь. Выдвигают предположения по поводу изучаемой темы. Отвечают на вопросы. | Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Регулятивные: целеполагание. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, |
Этап реализации задач урока |
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий. | 4-5 | Организует индивидуальную работу. - По учебнику стр. 47 прочитайте материал. - Что показывает химическая формула? - Что означают индексы и коэффициенты? - Как правильно произносить сложные формулы? - Посмотрите таблицу. Чем отличается качественный состав вещества от количественного? Задание (дается как пробное учебное действие). Переведите текстовую информацию в символическую. Организует индивидуальную и групповую работу учащихся. Практическое задание. - Соберите шаростержневые модели молекул: метана и водорода. - Запишите их формулы. - Что такое относительная молекулярная масса? - Изучите алгоритм определения относительной молекулярной массы по учебнику на стр.48 и вычислите молекулярные массы для водорода и метана. - Вычислите относительные молекулярные массы для Са(ОН)2, СаСО3. | Самостоятельно изучают материал по учебнику, анализируют информацию, выполняют задания, отвечают на вопросы, делают выводы. Сверяют правильность выполнения со слайдом. | Познавательные: научиться воспринимать и анализировать текст; преобразовывать информацию из одного вида в другой (текстовую в символическую); преобразовывать знаки и символы в модели; проявлять интерес к новому содержанию. Предметные: работать с основными источниками химической информации, объяснять основные понятия темы, писать и читать химические формулы веществ. Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. |
| 1 | Организует проведение физкультминутки. | Выполняют физкультминутку, учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу. | Личностные: знание основ здорового образа жизни. |
Этап первичного закрепления с проговариванием. |
Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекций. | | Организует решение заданий, вызвавших затруднение в начале урока. - Как с помощью химических формул отобразить состав вещества? - Какой же вывод мы сделаем сегодня? Подведем итоги. - Что показывает «химическая формула», «индекс», «коэффициент»? - Как вычислять относительную молекулярную массу вещества? Выполняют задание: перевод текстовой информации в символическую. - Составьте и прочитайте формулы: сахара, поваренной соли, пищевой соды. | Учащиеся выходят к доске и. правильно составляют химические формулы. Участвуют в беседе. | Регулятивные: соотносят свои действия с планируемыми результатами, корректируют свои действия. Коммуникативные: овладевают основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Личностные: мотивируют свои действия. |
Этап самостоятельной работы с взаимопроверкой |
Определить уровень усвоения учащимися знаний о химической формуле. | | Организует самостоятельную работу с взаимопроверкой. - А теперь давайте проверим, насколько хорошо вы изучили тему урока. - Выполните задание «Построй фигуру» (приложение 1). Подсчет молекулярной массы. - Для этого определите на рисунке 1-ю и 2-ю точки с помощью подсчета молекулярных масс веществ и соедини их прямой линией. Аналогично, найдите следующие точки, правильно рассчитав относительные молекулярные массы и соедините их прямыми линиями. - Какая получилась у вас фигура? | Самостоятельно выполняют задания, описывают алгоритм подсчета молекулярной массы, работают с таблицей Д.И. Менделеева, осуществляют взаимопроверку. | Коммуникативные: владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений. Регулятивные: оценивают правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Познавательные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, строить логическое рассуждение. |
Домашнее задание |
Обеспечивает понимание учащимися содержание и способов выполнения домашнего задания. | | Задает домашнее задание, комментируя его. Всем: §14 прочитать, ответить устно на вопросы к параграфу упр. 1, 4 (у), письменно упр. 3 На выбор: упр.5 | Учащиеся записывают задание, прослушивают инструктаж. | Регулятивные: оценка своих возможностей, выбор посильного уровня задания. Личностные: адекватно реагируют на трудности. |
Этап рефлексии учебной деятельности |
Дать оценку работы учащихся.. | | Подводит итоги работы. Благодарит учащихся за работу на уроке. Рефлексия. Сегодня на уроке я: Узнал Научился Теперь знаю Могу Умею Показалось интересным. | Учащиеся выполняют и сдают карточки. Сравнивают результаты, участвуют в беседе с учителем. Самооценка деятельности | Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке |