СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Химические формулы. Относительная молекулярная масса"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мультимедийный урок открытия нового знания, на котором ученик узнает новые термины, новые правила, уяснив которые, учится применять новые способы действия.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Химические формулы. Относительная молекулярная масса"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НОВОИГИРМЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3»











УРОК ХИМИИ


8 КЛАСС


ХИМИЧЕСКИЕ ФОРМУЛЫ.

ОТНОСИТЕЛЬНАЯ МОЛЕКУЛЯРНАЯ МАССА














Разработала: Мильтинг Ирина Петровна

учитель химии

муниципального общеобразовательного

учреждения "Новоигирменская средняя

общеобразовательная школа №3"

Нижнеилимского района

п. Новая Игирма

















Новая Игирма



Технологическая карта урока химии


ФИО

Мильтинг Ирина Петровна

Место работы

МОУ «Новоигирменская СОШ №3»

Должность

Учитель

Направление

Химия

Тема урока

Химические формулы. Относительная атомная масса. Ссылка на презентацию https://multiurok.ru/files/multimediinyi-urok-valentnost-khimicheskikh-elemen.html

Класс

8 класс

Учебник

Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян. – 10-е изд. – М.: Дрофа, 2017.

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Цель урока

Содержательная: сформировать знания учащихся о химической формуле, качественном и количественном составе вещества; об относительной молекулярной массе вещества, рассчитывать ее по химической формуле.

Деятельностная: научить учащихся разными способами находить знания, ввести новые понятия, термины

Информационно-технологические ресурсы

Учебник, презентация, компьютер, проектор, раздаточный материал для групповой работы


Методы и формы обучения

Методы: наглядный, частично поисковый

Формы: индивидуальная, фронтальная, мини-группы (в парах), групповая

Основные понятия темы

Химическая формула, коэффициент, индекс, относительная молекулярная масса вещества

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

- формирование понятий: «химическая формула», «индекс», «коэффициент», «относительные атомная и молекулярная массы»;

-овладение основами химической грамотности: умение писать и читать формулы веществ;

- рассчитывать относительную молекулярную массу вещества по его химической формуле.


Познавательные

- поиск и выделение необходимой информации; - умение производить логические действия (анализ, синтез, сравнения, обобщение);

- анализ и отбор информации.

Регулятивные: 

- определять цель, проблему в процессе деятельности;

- работать в соответствии с поставленной задачей;

- планировать свою деятельность;

- оценивать способы и степень достижения цели;

- самостоятельно исправлять ошибки.

Коммуникативные: 

- излагать свое мнение;

- аргументировать его и подтверждать фактами;

- понимать позицию другого;

- организовывать работу в паре, в группе;

- формировать навыки учебного сотрудничества.

Личностные: формирование познавательного интереса к предмету и устойчивой мотивации к исследовательской деятельности;

- осознавать свои эмоции, контролировать свое поведение.

- осознавать целостность мировоззрения;

- сформировать учебно-познавательный интерес к изучению химии;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственный вклад в работу группы;

- уважительно относиться к учителю и одноклассникам.



КОНСПЕКТ урока



Логика построения урока

1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

2) Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

3) Выявление места и причины затруднения.

4) Построение проекта выхода из затруднения.

5) Реализация построенного проекта.

6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

8) Включение в систему знаний и повторение.

9) Рефлексия учебной деятельности.



Ход урока

Задачи этапа

Время (мин)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Организационный этап

Создание благоприятного психического настроя на работу, включение в учебную деятельность.

1

Приветствие. Включение в деловой ритм. Проверка готовности обучающихся к уроку.


Приветствуют учителя, настраиваются на урок, определяют свою готовность к уроку.

Личностные: мотивация учения. Регулятивные: организация своей деятельности.

Коммуникативные: 

планирование сотрудничества с учителем и сверстниками.

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Подготовка мышления учащихся к построению нового способа действий.

4-5

Мотивирует учащихся к учебной деятельности, организует работу класса.

Вспомните, о чём мы вели речь на прошлом уроке?

Переведите с химического языка на общепринятый, следующие выражения и запишите знаки химических элементов, о которых идет речь

1. Не всё то АУРУМ, что блестит.

2. ФЕРРУМНЫЙ ХАРАКТЕР.

3. Слово- АРГЕНТУМ, а молчание- АУРУМ.

4. За КУПРУМНЫЙ грош удавится.

Задание 1. Работа по тренажеру, на слайде появляются знаки химических элементов. Устно по очереди назвать символы: N, Н, Fe, K, Ca, Al, O, Si, Mg, Mn, Cu, Na, S, Ag, C, P, Cl, Zn


Задание 2. Вспомните правила округления цифр и определите относительную массу элементов.

Работаем в мини-группах (в парах).

Задание 3. Установите соответствие между названием химического элемента, положением в Периодической системе и его символом.

Задание 4. Химические элементы расположены в порядке увеличения относительных атомных масс в рядах:



Включаются в работу, участвуют в беседе.


Выполняют задания:

устно по очереди произносят химический символ и русское название.














Называют правила округления, по тренажеру определяют относительную массу элементов.















В мини-группах (в парах) выполняют задание в тетрадях, после выполнения, сверяют правильность выполнения со слайдом.

Познавательные: умение строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы; умение полно и точно выражать свои мысли.

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

  1. Этап актуализации знаний

Актуализация опорных знаний и способов действий. Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. Прием «Корзина идей»

2

На слайде модели молекул веществ. Как их состав записать с помощью химических символов? На доске записаны буквы, под которыми обозначены модели молекул веществ. Каждый учащийся выбирает модель и под соответствующей буквой записывает свой вариант условной записи вещества. В результате на доске появляется столько разных формул, что

возникает проблема, какая предложенная формула отражает действительный состав вещества; как правильно с помощью химических символов составить химическую формулу вещества?


Участвуют в беседе. Выходят и предлагают свои варианты, которые фиксируют на доске. В результате в одному и тому же рисунку, учащиеся записывают по несколько формул.

Познавательные: умение применять и преобразовывать модели и схемы для решения учебных задач.

Личностные: формирование интеллектуальных умений (сравнивать, строить рассуждения, обобщать);

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

Регулятивные: 

Умение работать в соответствии с поставленной задачей.


  1. Этап целеполагания

Обеспечение выработки и принятие учащимися целей урока.

1

Как вы думаете- какая тема урока?

Тема урока «Химические формулы. Относительная атомная масса

Давайте вместе подумаем, что мы сегодня будем изучать? (версии ребят). Учитель анализирует ответы учащихся, дополняет, корректирует.


Определяют тему и цель урока. Записывают тему урока в рабочую тетрадь. Выдвигают предположения по поводу изучаемой темы. Отвечают на вопросы.


Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Регулятивные: целеполагание.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели,

  1. Этап реализации задач урока

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий.

4-5


Организует индивидуальную работу.

- По учебнику стр. 47 прочитайте материал.

- Что показывает химическая формула?

- Что означают индексы и коэффициенты? - Как правильно произносить сложные формулы?

- Посмотрите таблицу. Чем отличается качественный состав вещества от количественного?

Задание (дается как пробное учебное действие). Переведите текстовую информацию в символическую.


Организует индивидуальную и групповую работу учащихся. Практическое задание.

- Соберите шаростержневые модели молекул: метана и водорода.

- Запишите их формулы.

- Что такое относительная молекулярная масса?

- Изучите алгоритм определения относительной молекулярной массы по учебнику на стр.48 и вычислите молекулярные массы для водорода и метана.

- Вычислите относительные молекулярные массы для Са(ОН)2, СаСО3.



Самостоятельно изучают материал по учебнику, анализируют информацию, выполняют задания, отвечают на вопросы, делают выводы. Сверяют правильность выполнения со слайдом.

Познавательные: научиться воспринимать и анализировать текст; преобразовывать информацию из одного вида в другой (текстовую в символическую); преобразовывать знаки и символы в модели; проявлять интерес к новому содержанию.

Предметные: работать с основными источниками химической информации, объяснять основные понятия темы, писать и читать химические формулы веществ.

Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.


1

Организует проведение физкультминутки.


Выполняют физкультминутку, учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.

Личностные: знание основ здорового образа жизни.

  1. Этап первичного закрепления с проговариванием.

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекций.


Организует решение заданий, вызвавших затруднение в начале урока.

- Как с помощью химических формул отобразить состав вещества?


- Какой же вывод мы сделаем сегодня? Подведем итоги.

- Что показывает «химическая формула», «индекс», «коэффициент»?

- Как вычислять относительную молекулярную массу вещества?

Выполняют задание: перевод текстовой информации в символическую.

- Составьте и прочитайте формулы: сахара, поваренной соли, пищевой соды.


Учащиеся выходят к доске и. правильно составляют химические формулы.










Участвуют в беседе.


Регулятивные: соотносят свои действия с планируемыми результатами, корректируют свои действия.

Коммуникативные: овладевают основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Личностные: мотивируют свои действия.

  1. Этап самостоятельной работы с взаимопроверкой

Определить уровень усвоения учащимися знаний о химической формуле.


Организует самостоятельную работу с взаимопроверкой.

- А теперь давайте проверим, насколько хорошо вы изучили тему урока.

- Выполните задание «Построй фигуру» (приложение 1). Подсчет молекулярной массы.

- Для этого определите на рисунке 1-ю и 2-ю точки с помощью подсчета молекулярных масс веществ и соедини их прямой линией. Аналогично, найдите следующие точки, правильно рассчитав относительные молекулярные массы и соедините их прямыми линиями.

- Какая получилась у вас фигура?


Самостоятельно выполняют задания, описывают алгоритм подсчета молекулярной массы, работают с таблицей Д.И. Менделеева, осуществляют взаимопроверку.

Коммуникативные: владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений.

Регулятивные: оценивают правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Познавательные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, строить логическое рассуждение.

  1. Домашнее задание

Обеспечивает понимание учащимися содержание и способов выполнения домашнего задания.


Задает домашнее задание, комментируя его. Всем: §14 прочитать, ответить устно на вопросы к параграфу упр. 1, 4 (у), письменно упр. 3

На выбор: упр.5

Учащиеся записывают задание, прослушивают инструктаж.

Регулятивные: оценка своих возможностей, выбор посильного уровня задания.

Личностные: адекватно реагируют на трудности.

  1. Этап рефлексии учебной деятельности

Дать оценку работы учащихся..



Подводит итоги работы.

Благодарит учащихся за работу на уроке.

Рефлексия. Сегодня на уроке я:

Узнал

Научился

Теперь знаю

Могу

Умею

Показалось интересным.

Учащиеся выполняют и сдают карточки. Сравнивают результаты, участвуют в беседе с учителем. Самооценка деятельности

Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке