1 | Организационный момент | 2мин | Учитель приветствует учащихся. Обращает внимание на эпиграф: «Я думаю, что никогда до настоящего времени мы не жили в такой геометрический период. Всё вокруг геометрия.» Ле Корбюзье. -Подумайте, о что этими словами хотел сказать автор. | Ученики приветствуют учителя. Учащиеся высказывают своё мнение. | Плакат с эпиграфом (на боковой доске) |
2 | Актуализация субъективного опыта учащихся | 5 мин | -Вот и сегодня наш урок будет связан с геометрией. А чтобы узнать его тему вам надо решить пример на карточках, где с обратной стороны написана буква. Найдя на доске свой ответ у вас получится название темы урока. -Посмотрите на эти примеры. Какие правила надо знать, чтобы решить ваши примеры? Давайте их повторим. | Вспоминают правила, необходимые при выполнении действий с десятичными дробями. | На доске начерчены одиннадцать прямоугольников с числом в каждом из них. У учеников карточки – с одной стороны буква из названия темы, с другой стороны пример. |
5 | Изучение новых знаний | 10 мин | - У вас на партах есть таблица, с помощью которой мы будем сегодня изучать нашу тему. Где по каждому из круглых тел надо заполнить ячейки: перевод с древнегреческого, основные элементы, фигура в сечении. -Посмотрите на цилиндр. На какие окружающие вас предметы он похож? -Молодцы! А в переводе с древнегреческого слово «цилиндр» означает «валик». -Из каких элементов состоит цилиндр? -Действительно из двух кругов и боковой поверхности. А какие эти круги? -Эти круги называются основаниями цилиндра. А что имеет любой круг? -А что является высотой цилиндра? -Запишите все основные элементы цилиндра в таблицу. -А, чтобы найти сечения цилиндра нам понадобится пластилин. Возьмите кусочек пластилина, слепите цилиндр, рассеките его сверху-вниз. Какая фигура получилась в разрезе (сечении)? -А какая фигура получится, если рассечь цилиндр параллельно его основаниям (показываю как)? -Какая фигура получится в сечении, если рассечь по диагонали? -Этот овал в геометрии называется эллипс. - Давайте сделаем вывод- какие сечения имеет цилиндр. -Заполните последнюю ячейку в таблице по цилиндру. Аналогично заполняем с учащимися информацию о конусе и шаре. Конус в переводе с древнегреческого означает «шишка»; основные элементы – боковая поверхность, основание (круг), радиус, диаметр, высота-расстояние от вершины до центра основания; сечения конуса (находят с помощью пластилина) – круг, эллипс, треугольник. У шара надо обратить внимание на сферу, как внешняя оболочка шара. Сфера в переводе с древнегреческого – «мяч». Основные элементы – сфера, радиус, диаметр, центр. Акцентировать внимание на то, что у шара нет высоты, а есть диаметр. Сечения шара (с помощью пластилина) - круг (в любом направлении). -Ребята, как вы думаете, почему изучаемые сегодня тела называются круглыми? (Выслушав мнения учеников, показываю с помощью макетов вращение геометрической фигуры вокруг оси и образование круглого тела) | Рассматривают таблицу. Называют предметы похожие на цилиндр. Заполняют таблицу Высказывают свое мнение. -Одинаковые -Радиус, центр, диаметр. -Высота боковой поверхности или расстояние между центрами оснований. Заполняют таблицу Лепят из пластилина цилиндр, разрезают его стекой сверху-вниз. -Прямоугольник Рассекают. -Круг. -Овал. -Прямоугольник, круг и эллипс. Называют предметы похожие на конус. Называют основные элементы. Находят с помощью моделирования конуса и его рассечения, сечения конуса. Всю информацию вносят в таблицу. Называют предметы похожие на шар. Называют основные элементы. Находят с помощью моделирования шара из пластилина и его разрезания, сечения шара. Всю информацию вносят в таблицу. Высказывают своё мнение. | Таблица для заполнения учащимися (Приложение 1) Макет цилиндра Пластилин, стека Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 Макеты круглых тел, образованных с помощью вращения геометрической фигуры. |
6 | Закрепление изученного материала | 15 мин | 1. -Вот и заполнили мы таблицу, познакомились с круглыми телами. А теперь давайте выполним задание из учебника на с. 117 № 443 (а). (работа в парах: один ученик делает цилиндр с высотой равной ширине листа, а другой- с высотой, равной длине листа) - Сделайте вывод о высоте цилиндра из прямоугольного листа. -Выполните задание (б) с помощью секторов круга.(Работают тоже в парах) -Сделайте вывод. 2. А теперь я предлагаю вам выполнить задания из моей презентации: 1) На рисунке изображены различные геометрические тела. Какие из них являются круглыми? 2) На рисунке в первой строчке изображён вид фигуры сбоку, а во второй – вид фигуры сверху. Какие это фигуры? 3) На круглом столе стоят три конуса разного цвета: красный, синий и зелёный. Вокруг стола сидят дети: Маша, Ваня, Даша, Коля, Рая и Петя. Кто из детей видит такую картину, как изображено на рисунках : а); б); в)? | Выполняют задание с помощью прямоугольного листа. Сравнивают высоту цилиндров, свернутых из одинаковых листов, но в разных направлениях (по длине, по ширине) -Высота цилиндра, свёрнутого по длине, больше, чем высота цилиндра, свёрнутого по ширине. Делают конусы из секторов одного круга разных размеров и сравнивают их высоту, делают вывод. Читают задание. Рассуждают, отвечают. Отвечают, рассуждают. Учащиеся рассуждают, отвечают. | Учебник, прямоугольный лист. Два сектора одного круга разных размеров Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11 |
8 | Контроль с взаимопроверкой | 2 мин. | -Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте результаты теста (ответа на слайде). - Оцените соседа с помощью критериев показанных на следующем слайде. - Есть те, кто ответил на все вопросы правильно? Кто получил 4? 3? Какие трудности возникли? -Позже я посмотрю ваши оценки и выборочно выставлю их в журнал. | Меняются тетрадями, проверяют правильность ответов. Ставят оценку. Поднимают руки. Делятся трудностями, возникшими при выполнении теста. | Слайд 13 Слайд 13 |
11 | Рефлексия | 1 мин | -У вас на партах лежат круги, у которых одна сторона зелёная, а другая-красная. Если вы хорошо усвоили урок и вам он понравился- покажите мне зеленый цвет, а если у вас возникли сложности в усвоении нового материала- покажите красный цвет. -Ребята, вы замечательно поработали на уроке. Спасибо за урок! | Показывают цвет, соответствующий настроению ученика. | Круги-рефлексия. |