СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Круглые тела"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока в соответствии с ФГОС. УМК: Математика. 6 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений/ Г.В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Круглые тела"»

Технологическая карта урока математики в 6 классе 18.12.2015

Тема: Круглые тела (3 часа).

УМК: Математика. 6 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений/ Г.В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин.

Цель: Познакомить учащихся с геометрическими телами: шаром, конусом, цилиндром, их элементами и сечениями.

Планируемые результаты, в том числе и формирование УУД:

  1. Предметные: Сформировать представления о круглых телах: шаре, конусе, цилиндре, их элементах и сечениях. Отработать навык решения задач, в которых встречаются эти тела.

  2. Метапредметные:

Коммуникативные УУД: уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации.

Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; составлять план и последовательность действий; осознавать качество и уровень усвоения материала.

Познавательные: уметь самостоятельно создать алгоритм деятельности; уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов; преобразовывать объект из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (моделирование), анализировать объекты с целью выделения существенных признаков.

3. Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; понимать необходимость приобретения новых знаний; уметь видеть в окружающем мире предметы, имеющие форму круглых тел.



Оборудование учителя: плакат с эпиграфом; макеты шара, цилиндра, конуса, сферы; презентация; листы с буквами с одной стороны и заданиями с другой стороны (для формулирования темы урока); коробка с новогодними шарами; макеты шара, цилиндра и конуса для определения фигуры вращения.

Оборудование учащихся: пластилин, стека; два сектора одной окружности разного размера, две скрепки; прямоугольный лист; круги- рефлексия (красные-с одной стороны, зеленые-с другой стороны); таблица.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

№ п/п

Этапы урока

время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Используемый материал

1

Организационный момент

2мин


Учитель приветствует учащихся.

Обращает внимание на эпиграф:

«Я думаю, что никогда до настоящего времени мы не жили в такой геометрический период. Всё вокруг геометрия.» Ле Корбюзье.

-Подумайте, о что этими словами хотел сказать автор.

Ученики приветствуют учителя.




Учащиеся высказывают своё мнение.




Плакат с эпиграфом (на боковой доске)

2

Актуализация субъективного опыта учащихся

5 мин

-Вот и сегодня наш урок будет связан с геометрией. А чтобы узнать его тему вам надо решить пример на карточках, где с обратной стороны написана буква. Найдя на доске свой ответ у вас получится название темы урока.

-Посмотрите на эти примеры. Какие правила надо знать, чтобы решить ваши примеры? Давайте их повторим.





Вспоминают правила, необходимые при выполнении действий с десятичными дробями.

На доске начерчены одиннадцать прямоугольников с числом в каждом из них.

У учеников карточки – с одной стороны буква из названия темы, с другой стороны пример.

3

Постановка проблемы

2 мин

-Вы разгадали нашу тему урока: «Круглые тела». Как вы думаете, что это за тела?

-Давайте проверим ваши предположения разгадав ребусы.

Высказывают свои предположения.


Разгадывают ребусы. (шар, конус, цилиндр)

Слайд 2


Слайд 3, 4

4

Целеполагание и построение плана работы

2 мин

- Какие цели мы сегодня на уроке должны поставить перед собой?

-Предложите свой план работы на уроке.

Предлагают свои варианты целей урока.

Строят план работы на уроке.


Слайд 5

5

Изучение новых знаний

10 мин

- У вас на партах есть таблица, с помощью которой мы будем сегодня изучать нашу тему. Где по каждому из круглых тел надо заполнить ячейки: перевод с древнегреческого, основные элементы, фигура в сечении.

-Посмотрите на цилиндр. На какие окружающие вас предметы он похож?

-Молодцы! А в переводе с древнегреческого слово «цилиндр» означает «валик».

-Из каких элементов состоит цилиндр?

-Действительно из двух кругов и боковой поверхности. А какие эти круги?

-Эти круги называются основаниями цилиндра. А что имеет любой круг?

-А что является высотой цилиндра?

-Запишите все основные элементы цилиндра в таблицу.

-А, чтобы найти сечения цилиндра нам понадобится пластилин. Возьмите кусочек пластилина, слепите цилиндр, рассеките его сверху-вниз. Какая фигура получилась в разрезе (сечении)?

-А какая фигура получится, если рассечь цилиндр параллельно его основаниям (показываю как)?

-Какая фигура получится в сечении, если рассечь по диагонали?

-Этот овал в геометрии называется эллипс.

- Давайте сделаем вывод- какие сечения имеет цилиндр.

-Заполните последнюю ячейку в таблице по цилиндру.

Аналогично заполняем с учащимися информацию о конусе и шаре. Конус в переводе с древнегреческого означает «шишка»; основные элементы – боковая поверхность, основание (круг), радиус, диаметр, высота-расстояние от вершины до центра основания; сечения конуса (находят с помощью пластилина) – круг, эллипс, треугольник.

У шара надо обратить внимание на сферу, как внешняя оболочка шара. Сфера в переводе с древнегреческого – «мяч». Основные элементы – сфера, радиус, диаметр, центр. Акцентировать внимание на то, что у шара нет высоты, а есть диаметр. Сечения шара (с помощью пластилина) - круг (в любом направлении).

-Ребята, как вы думаете, почему изучаемые сегодня тела называются круглыми? (Выслушав мнения учеников, показываю с помощью макетов вращение геометрической фигуры вокруг оси и образование круглого тела)

Рассматривают таблицу.




Называют предметы похожие на цилиндр.


Заполняют таблицу

Высказывают свое мнение.


-Одинаковые

-Радиус, центр, диаметр.

-Высота боковой поверхности или расстояние между центрами оснований.



Заполняют таблицу


Лепят из пластилина цилиндр, разрезают его стекой сверху-вниз.

-Прямоугольник

Рассекают.

-Круг.

-Овал.



-Прямоугольник, круг и эллипс.


Называют предметы похожие на конус. Называют основные элементы. Находят с помощью моделирования конуса и его рассечения, сечения конуса. Всю информацию вносят в таблицу.

Называют предметы похожие на шар. Называют основные элементы. Находят с помощью моделирования шара из пластилина и его разрезания, сечения шара. Всю информацию вносят в таблицу.


Высказывают своё мнение.

Таблица для заполнения учащимися

(Приложение 1)


Макет цилиндра











Пластилин, стека









Слайд 6





Слайд 7







Слайд 8

Макеты круглых тел, образованных с помощью вращения геометрической фигуры.

6

Закрепление изученного материала

15 мин

1. -Вот и заполнили мы таблицу, познакомились с круглыми телами. А теперь давайте выполним задание из учебника на с. 117 № 443 (а). (работа в парах: один ученик делает цилиндр с высотой равной ширине листа, а другой- с высотой, равной длине листа)

- Сделайте вывод о высоте цилиндра из прямоугольного листа.


-Выполните задание (б) с помощью секторов круга.(Работают тоже в парах)

-Сделайте вывод.

2. А теперь я предлагаю вам выполнить задания из моей презентации:

1) На рисунке изображены различные геометрические тела. Какие из них являются круглыми?

2) На рисунке в первой строчке изображён вид фигуры сбоку,
а во второй – вид фигуры сверху.
Какие это фигуры?

3) На круглом столе стоят три конуса разного цвета: красный, синий и зелёный. Вокруг стола сидят дети: Маша, Ваня, Даша, Коля, Рая и Петя. Кто из детей видит такую картину, как изображено на рисунках : а); б); в)?

Выполняют задание с помощью прямоугольного листа. Сравнивают высоту цилиндров, свернутых из одинаковых листов, но в разных направлениях (по длине, по ширине)

-Высота цилиндра, свёрнутого по длине, больше, чем высота цилиндра, свёрнутого по ширине.

Делают конусы из секторов одного круга разных размеров и сравнивают их высоту, делают вывод.


Читают задание. Рассуждают, отвечают.


Отвечают, рассуждают.



Учащиеся рассуждают, отвечают.

Учебник, прямоугольный лист.







Два сектора одного круга разных размеров


Слайд 9



Слайд 10



Слайд 11

7

Применение изученного материала

5 мин

- Молодцы! Хорошо справились с задачами. А теперь я вам предлагаю выполнить тест, чтобы понять насколько хорошо вы усвоили новую тему. Если вы согласны с утверждением ставите «+», если не согласны - ставите «- «.

  • 1.Все круглые тела имеют высоту.

  • 2.Основанием конуса является круг.

  • 3.Сфера – это граница шара.

  • 4.При сечении цилиндра плоскостью может получиться только круг.

  • 5. При сечении конуса плоскостью, проходящей через его высоту, получится треугольник.

  • 6.При сечении шара плоскостью может получиться только круг.

  • 7.Развёртка боковой поверхности конуса представляет собой треугольник.





Выполняют в тетрадях тест.















Слайд 12











8

Контроль с взаимопроверкой

2 мин.

-Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте результаты теста (ответа на слайде).

- Оцените соседа с помощью критериев показанных на следующем слайде.

- Есть те, кто ответил на все вопросы правильно? Кто получил 4? 3? Какие трудности возникли?

-Позже я посмотрю ваши оценки и выборочно выставлю их в журнал.

Меняются тетрадями, проверяют правильность ответов.

Ставят оценку.


Поднимают руки. Делятся трудностями, возникшими при выполнении теста.

Слайд 13


Слайд 13

9

Домашнее задание

2 мин

- Откройте дневники и запишите домашнее задание : изучить пункт 5.4; на с.117 изображены развертки цилиндра и конуса, первый ряд делает модель конуса, а второй ряд – модель цилиндра.

Открывают дневники, записывают домашнее задание.

Слайд 14

10

Подведение итога

2 мин

- С какими круглыми телами вы сегодня познакомились? Почему их называют круглыми? Что интересного вы сегодня узнали? Где эти знания вам пригодятся в жизни?

Отвечают, рассуждают.


11

Рефлексия

1 мин

-У вас на партах лежат круги, у которых одна сторона зелёная, а другая-красная. Если вы хорошо усвоили урок и вам он понравился- покажите мне зеленый цвет, а если у вас возникли сложности в усвоении нового материала- покажите красный цвет.

-Ребята, вы замечательно поработали на уроке. Спасибо за урок!

Показывают цвет, соответствующий настроению ученика.

Круги-рефлексия.















Приложение 1



КРУГЛЫЕ ТЕЛА




ЦИЛИНДР



КОНУС


ШАР

ПЕРЕВОД С ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОГО





ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ







ФИГУРА В СЕЧЕНИИ