СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Кто что ест"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока "Кто что ест"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Кто что ест"»

Открытый урок окружающего мира в 3 классе УМК «ШКОЛА РОССИИ»

Школа: МБОУ "Коммунарская средняя общеобразовательная школа №3"


Учитель: Кортышко Е. Н.


Тема: «Кто что ест».


Цель и задачи урока:

-Познакомить учащихся с классификацией животных по типу пищи; рассмотреть цепи питания животных; изучить приспособленность животных к добыванию пищи и защиты от врагов.

-Развивать умения и навыки учащихся работать с опорными схемами, карточками, делать обобщения и выводы.

-Воспитывать бережное отношение к животным.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ.


ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

-Формирование ответственного отношения к учебной деятельности.

-Приобретение опыта в использовании знаний по окружающему миру.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

-Умение распознавать группы животных по признаку питания.

-Умение выстраивать объекты природы в цепи питания и определять взаимосвязь между объектами в цепи питания.

-Формировать у детей умение “читать схему”, расшифровывать модель.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивные:

-понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;

-выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

-фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке

-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные:

-выделять существенную информацию текста учебника

-использовать элементарные модели и схемы для решения учебных задач;

-понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, таблиц;

-анализировать объекты окружающего мира, рисунки с выделением отличительных признаков;

-классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

-сравнивать объекты по различным признакам;

-осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания.


Коммуникативные:

-Включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;

-Формулировать ответы на вопросы;

-Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-Понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;

-Формирование диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);

-Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;


Тип урока: открытие нового знания.


Технологии и методы обучения:

- Компьютерные технологии.

- Объяснительно-иллюстративные методы.

- Проблемно-эвристические приёмы.

- Деятельностный подход.

- Технология здоровьесбережения.


Оборудование: презентация, учебники, рабочие тетради, карточки для групповой работы.


Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.












Ход урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты: формируемые УУД

1

Мотивация к учебной деятельности.

(1 мин)

Приветствие учеников. Психологический настрой.

-Проверим готовность к уроку, правильность посадки.

- Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи!

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. Настраиваются на работу. Контролируют правильность посадки. Проверяют готовность к уроку.

Регулятивные: организация учебного места

Коммуникативные УУД: способность выражать эмоциональную поддержку и понимание чувств одноклассников

2

Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.(7 мин)

Фронтальная работа.

Отгадайте загадки. (Слайд 2)

А) Любит мух и комаров,

Да имеет громкий зов,

Вся зелёная скажу,

Дом на речке и в пруду.


Б) Работящие зверьки

Строят дом среди реки.

Если в гости кто придет,

Знайте, что из речки вход.


В) На стене в углу мохнач,

Он охотник, он и ткач.


Г) Маленькая, ловкая,

А за хвост не поднимешь.


Д) В речке плавает бревно,

Очень хочет есть оно.

Пасть зубастую открыл

Злой, зелёный…


Е) Этот зверь - родня собаке,

Его по вою узнает всякий.

В охоте, серый, знает толк.

Угадали? Это ...

- Как слова отгадки можно назвать одним словом?

- На какие группы можно разделить этих животных?

- Перечислите группы животных, с которыми мы еще знакомились на прошлом уроке



Работа в группах

-Соотнесите картинки с перечисленными группами.

-Как быстрее выполнить это задание?



-Проверим правильность выполнения. (Слайд 3)

-Группы, оцените, как справились с заданием.

Отгадывают загадки



Лягушка.




Бобры.




Паук.



Ящерица.



Крокодил.




Волк.



Животные.


Земноводные, млекопитающие, паукообразные, пресмыкающиеся.

Черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, насекомые, рыбы, птицы.



Группируют животных по способу питания (каждый в группе выбирает одну группу и подбирает к ней иллюстрацию).

Проверка по эталону.

Группы поднимают карточки, оценивая свою работу.

Познавательные:

Анализ и синтез информации, выделение причинно-следственных связей. Анализировать объекты окружающего мира, рисунки с выделением отличительных признаков.

Регулятивные:

Планирование деятельности и работа по плану.

Коммуникативные:

распределение ролей при выполнении заданий при работе в группе.







3

Этап постановки проблемы.

(2 мин)

-Перечислите признаки животных.

-Что же необходимо для существования роста и развития животных?

-Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке.

-Сегодня на уроке вы узнаете «Кто что ест». А еще вы научитесь составлять цепи питания. (Слайд 4)


Дыхание, движение, размножение.

Питание.


О питании животных…








Познавательные:

Синтез информации, выделение причинно-следственных связей Формулировка проблемы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, точно выражать свои мысли, слушать и слышать других.

Регулятивные: определение и понимание учебной задачи.

4

Открытие новых знаний. (8 мин)

Первичное закрепление.

(4 мин)

-Посмотрите на экран. Узнаете ли вы этих животных? (Слайд 5)

- Почему их объединили в одну группу?

- Как называют животных, которые питаются растениями,

-Давайте выясним, почему их так назвали. Из каких двух слов состоит слово?

-Как понимаете полученное слово?


-Посмотрите на экран. Узнаете ли вы этих животных?

(Слайд 6)

-Почему их объединили в одну группу?

- Как называют животных, которые питаются насекомыми?

-Давайте выясним почему их так назвали. Из каких двух слов состоит слово?

-Как понимаете полученное слово?


-Есть еще группа животных - всеядные. (Слайд 7)

-Чем питаются эти животные?

-Каких животных из этой группы вы знаете?


-И мы забыли еще б одной группе – это животные, которые, питаются преимущественно другими животными. Как бы вы назвали эту группу? (слайд 8)

- В предыдущих группах вы легко проследили историю происхождения слова выделив корни. Давайте попробуем узнать этимологию слова хищник.

- Подберите однокоренные слова

- Действительно слово хищный образовано в старославянского слова хытити — «хватать, похищать».

-Назовите примеры хищников.

Работа с учебником.

-Прочитайте, что об этом говорит автор учебника.


- С какими группами животных, по способу питания, вы познакомились, прочитав статью?

- Составьте схему.


-Проверим (слайд 9)

-Запишите в тетрадь. Дополните примерами.

-Группы, оцените, как справились с заданием.

Белка, лось, корова, баран.


Питаются растительностью

Растительноядные или травоядные


«Растительный, ядный».


Тот, кто ест растения.


Лягушка, дятел.


Питаются насекомыми.

Насекомоядные.


«Насекомо, ядный».


Тот, кто ест насекомых.



Всем растениями и животными. Медведь, шимпанзе…



Хищники.






Похищать, хищный, расхищать.




Волк, лиса, тигр….



Животные

/ | | \

Растительноядные насекомоядные хищники всеядные




Группы поднимают карточки, оценивая свою работу.

Познавательные:

Анализ информации, структурирование информации, выдвижение гипотез. Осмысленное чтение, анализ,фиксирование полученной информации в виде схемы.

Составление элементарной схемы для решения учебных задач.


Коммуникативные: участвовать в диалоге, точно выражать свои мысли.

Формулировать ответы на вопросы.

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.


Регулятивные:

Планирование деятельности и работа по плану.

Контроль и оценка своей деятельности

5

Физкульт-минутка.

(1 мин)

Раз - согнуться, разогнуться,

Два - нагнуться, потянуться,

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка,

На четыре - руки шире,

Пять, шесть - тихо сесть,

Семь, восемь – лень отбросим.

Дети выполняют движения соответствующие строкам стихотворения.


6

Открытие новых знаний. Первичное закрепление.

(7 мин)

Цепи питания.

-Животные питаются растениями или другими животными. Поэтому говорят, что живые организмы связаны между собой в цепи питания. Цепи питания всегда начинаются с растений. Это первое звено. (Слайд 10) Как вы думаете почему?

Предположите какое будет второе звено

- Как вы думаете, почему?



- Какое будет третье звено?

- Посмотрим, что об этом говорит автор учебника. Прочитайте.

Работа в группах

-Составьте модель.

-Проверяем у доски. (Слайд 11)



Работа с Текстом.

- Вы получили текст, прочитайте его. Придумайте заголовок, составьте цепь питания, используя текст.

-Проверим.









Оцените работу в группе.



Только растения способны использовать энергию солнца: создавать, производить питательные вещества из углекислого газа и воды.

Растительноядные животные.

Эти животные питаются растениями.

Третье звено – насекомоядные, хищные, или всеядные животные

Один ученик читает вслух, весь класс слушает.



Дети составляют схему из карточек. (1 группа - Водоросли, рыба, медведь 2 группа -капуста, тля, божья коровка 3 группа – дуб, кабан, волк).

Дети читают текст. Составляют цепь питания.

«На улице стоял теплый солнечный денек. Лето в этом году выдалось жарким. Третьеклассник Никита сидел на лавочке во дворе дома и грыз семечки. Около негопрыгали воробьи. Мальчик угощал стайку семенами. Вдруг из-за куста появился кот. Он увидел птиц. Рыжий бандит на мягких пушистых лапах стал подкрадываться к воробышкам. Никита испугался и громко крикнул. Птички разлетелись. Остался охотник без добычи.»

Группы поднимают карточки, оценивая свою работу.

Познавательные:

Осмысленное чтение, анализ информации, понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде моделей;

-классифицировать объекты по заданным критериям;

-сравнивать объекты по различным признакам;

-осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания.

Коммуникативные: взаимодействие при поиске информации,сотрудничество, участвовать в диалоге, интересоваться другим мнением, принимать другие точки зрения, точно выражать свои мысли, слушать и слышать других,

Личностные:

Адекватное оценивание

других и себя.

Регулятивные:

Контроль и оценка своей деятельности

7

Самостоятель-ная работа.

(3 мин)

Практическая работа.

Работа в Рабочей тетради на с. 56, задание 4.

Дети самостоятельно выполняют задание в тетрадях.

Познавательные:

Осуществление синтеза объектов при составлении цепей питания. Определение взаимосвязи между объектами в цепи питания.

8

Физкульт-минутка.

(1 мин)


Жарким днем лесной тропой

Звери шли на водопой.

За мамой-лосихой топал лосенок,

За мамой-лисицей крался лисенок,

За мамой-ежихой катился ежонок,

За мамой-медведицей шел медвежонок,

За мамою-белкой скакали бельчата,

За мамой-зайчихой — косые зайчата,

Волчица вела за собою волчат.

Все мамы и дети напиться хотят.

Дети идут по кругу друг за другом.

Идут, громко топая.

Идут крадучись.

Передвигаются в приседе.

Идут вперевалку.

Скачут на носочках.

Скачут, сделав «ушки».

Идут на четвереньках.

Останавливаются.


9

Открытие новых знаний.

Самостоя-тельная работа с самопровер-кой.

(7 мин)

















-Узнаем, как животные приспособились к добыванию пищи и к защите от врагов. Перед вами небольшой текст, прочитайте заголовок.

- Как вы думаете, о чем пойдет речь в тексте?

- Прочитаем и узнаем, верны ли наши предположения.

У каждой группы свой текст. Задача группы прочитать текст, выбрать ученика, который перескажет его всему классу.

- О чем прочитала первая (вторая, третья) группа расскажите.

(Слайд 12)














- А только ли животные защищаются от врага? Ответить на этот вопрос вы сможете, выполнив задание в рабочей тетради.

Рабочая тетрадь с.57 номер 5

-Проверим.

- какой вывод можете сделать?



«Кто как приспособлен»

О том, как животные приспосабливаются.


1 группа «Тихие шаги, прекрасный слух, острые зубы — всё это помогает лисе охотиться. А вот сова... Огромные глаза её прекрасно видят ночью и днём, мягкое оперение делает бесшумным полёт, острые когти и сильный изогнутый клюв помогают удерживать и поедать добычу. Хищники хорошо приспособлены к тому, чтобы добывать себе еду.»

- 2 группа, «У зайца быстрые ноги, поэтому его трудно догнать. Спасает зайца и цвет шубки: летом она серая, зимой белая. У ежа защита — иголки. Ящерица, если враг схватит её за хвост, оставляет его хищнику, а сама убегает. Потом у ящерицы вырастает новый хвост.»

3 группа «Кузнечика спасает зелёный цвет — в траве кузнечик становится невидимкой. А божья коровка, наоборот, привлекает к себе внимание яркой окраской. Кровь у божьей коровки едкая. Коровки яркой окраской как бы предупреждают врагов: «Мы несъедобные! Не прикасайтесь!»

Дети читают текст, пересказывают всему класс



Дети самостоятельно выполняют задание в тетради.


Все животные и растения хорошо приспособлены к тем условиям, в которых они обычно живут.

Познавательные:

Осмысленное чтение, анализ информации, выбор эффективного способа решения проблемы.

Коммуникативные: взаимодействие при поиске информации,сотрудничество, участвовать в диалоге, интересоваться другим мнением, принимать другие точки зрения, точно выражать свои мысли, слушать и слышать других,

Личностные:

адекватное оценивание других и себя, самооценка, адекватное самовосприятие.

Регулятивные: мобилизация сил для преодоления препятствий,самостоятельность. Контроль и оценка своей деятельности


10

Обобщение. Итог урока

(3 мин)

- Что нового узнали на уроке?

- Назовите классификацию животных по способу питания.

- Почему говорят, что животные и растения связаны между собой?

- С какой группы начинается цепь питания? Почему?










 

Познавательные: структурирование информации, анализ, классификация

Регулятивные

-выделять из темы урока известные знания и умения;

Коммуникативные

-формулировать ответы на вопросы;

-формирование диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);

11

Рефлексия

(1 мин)

Оцените себя: какие оценки поставите себе, почему?

В тетради каждый оцените свою работу на уроке. (Слайд 13)

Спасибо за урок! Урок окончен.



Регулятивные:

Контроль и оценка своей деятельности.

Фиксировать удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке.

12

Д/З

Учебник с. 96-98, читать, ответить на вопросы; Рабочая тетрадь задания 1, 2, с. 98





5