-Развивать умения и навыки учащихся работать с опорными схемами, карточками, делать обобщения и выводы.
-Воспитывать бережное отношение к животным.
-Приобретение опыта в использовании знаний по окружающему миру.
-Умение распознавать группы животных по признаку питания.
-Умение выстраивать объекты природы в цепи питания и определять взаимосвязь между объектами в цепи питания.
-Формировать у детей умение “читать схему”, расшифровывать модель.
-понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;
-фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке
-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
-понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, таблиц;
-анализировать объекты окружающего мира, рисунки с выделением отличительных признаков;
-осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания.
-Включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
-Понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
-Формирование диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
-Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- Компьютерные технологии.
- Объяснительно-иллюстративные методы.
- Проблемно-эвристические приёмы.
- Деятельностный подход.
- Технология здоровьесбережения.
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результаты: формируемые УУД |
1 | Мотивация к учебной деятельности. (1 мин) | Приветствие учеников. Психологический настрой. -Проверим готовность к уроку, правильность посадки. - Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи! | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. Настраиваются на работу. Контролируют правильность посадки. Проверяют готовность к уроку. | Регулятивные: организация учебного места Коммуникативные УУД: способность выражать эмоциональную поддержку и понимание чувств одноклассников |
2 | Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.(7 мин) | Фронтальная работа. Отгадайте загадки. (Слайд 2) А) Любит мух и комаров, Да имеет громкий зов, Вся зелёная скажу, Дом на речке и в пруду. Б) Работящие зверьки Строят дом среди реки. Если в гости кто придет, Знайте, что из речки вход. В) На стене в углу мохнач, Он охотник, он и ткач. Г) Маленькая, ловкая, А за хвост не поднимешь. Д) В речке плавает бревно, Очень хочет есть оно. Пасть зубастую открыл Злой, зелёный… Е) Этот зверь - родня собаке, Его по вою узнает всякий. В охоте, серый, знает толк. Угадали? Это ... - Как слова отгадки можно назвать одним словом? - На какие группы можно разделить этих животных? - Перечислите группы животных, с которыми мы еще знакомились на прошлом уроке
Работа в группах -Соотнесите картинки с перечисленными группами. -Как быстрее выполнить это задание?
-Проверим правильность выполнения. (Слайд 3) -Группы, оцените, как справились с заданием. | Отгадывают загадки Лягушка. Бобры. Паук. Ящерица. Крокодил. Волк. Животные. Земноводные, млекопитающие, паукообразные, пресмыкающиеся. Черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, насекомые, рыбы, птицы.
Группируют животных по способу питания (каждый в группе выбирает одну группу и подбирает к ней иллюстрацию). Проверка по эталону. Группы поднимают карточки, оценивая свою работу. | Познавательные: Анализ и синтез информации, выделение причинно-следственных связей. Анализировать объекты окружающего мира, рисунки с выделением отличительных признаков. Регулятивные: Планирование деятельности и работа по плану. Коммуникативные: распределение ролей при выполнении заданий при работе в группе. |
3 | Этап постановки проблемы. (2 мин) | -Перечислите признаки животных. -Что же необходимо для существования роста и развития животных? -Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке. -Сегодня на уроке вы узнаете «Кто что ест». А еще вы научитесь составлять цепи питания. (Слайд 4) | Дыхание, движение, размножение. Питание. О питании животных… | Познавательные: Синтез информации, выделение причинно-следственных связей Формулировка проблемы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, точно выражать свои мысли, слушать и слышать других. Регулятивные: определение и понимание учебной задачи. |
4 | Открытие новых знаний. (8 мин) Первичное закрепление. (4 мин) | -Посмотрите на экран. Узнаете ли вы этих животных? (Слайд 5) - Почему их объединили в одну группу? - Как называют животных, которые питаются растениями, -Давайте выясним, почему их так назвали. Из каких двух слов состоит слово? -Как понимаете полученное слово? -Посмотрите на экран. Узнаете ли вы этих животных? (Слайд 6) -Почему их объединили в одну группу? - Как называют животных, которые питаются насекомыми? -Давайте выясним почему их так назвали. Из каких двух слов состоит слово? -Как понимаете полученное слово? -Есть еще группа животных - всеядные. (Слайд 7) -Чем питаются эти животные? -Каких животных из этой группы вы знаете? -И мы забыли еще б одной группе – это животные, которые, питаются преимущественно другими животными. Как бы вы назвали эту группу? (слайд 8) - В предыдущих группах вы легко проследили историю происхождения слова выделив корни. Давайте попробуем узнать этимологию слова хищник. - Подберите однокоренные слова - Действительно слово хищный образовано в старославянского слова хытити — «хватать, похищать». -Назовите примеры хищников. Работа с учебником. -Прочитайте, что об этом говорит автор учебника. - С какими группами животных, по способу питания, вы познакомились, прочитав статью? - Составьте схему. -Проверим (слайд 9) -Запишите в тетрадь. Дополните примерами. -Группы, оцените, как справились с заданием. | Белка, лось, корова, баран. Питаются растительностью Растительноядные или травоядные «Растительный, ядный». Тот, кто ест растения. Лягушка, дятел. Питаются насекомыми. Насекомоядные. «Насекомо, ядный». Тот, кто ест насекомых. Всем растениями и животными. Медведь, шимпанзе… Хищники. Похищать, хищный, расхищать. Волк, лиса, тигр…. Животные / | | \ Растительноядные насекомоядные хищники всеядные Группы поднимают карточки, оценивая свою работу. | Познавательные: Анализ информации, структурирование информации, выдвижение гипотез. Осмысленное чтение, анализ,фиксирование полученной информации в виде схемы. Составление элементарной схемы для решения учебных задач. Коммуникативные: участвовать в диалоге, точно выражать свои мысли. Формулировать ответы на вопросы. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Регулятивные: Планирование деятельности и работа по плану. Контроль и оценка своей деятельности |
5 | Физкульт-минутка. (1 мин) | Раз - согнуться, разогнуться, Два - нагнуться, потянуться, Три - в ладоши три хлопка, Головою три кивка, На четыре - руки шире, Пять, шесть - тихо сесть, Семь, восемь – лень отбросим. | Дети выполняют движения соответствующие строкам стихотворения. | |
6 | Открытие новых знаний. Первичное закрепление. (7 мин) | Цепи питания. -Животные питаются растениями или другими животными. Поэтому говорят, что живые организмы связаны между собой в цепи питания. Цепи питания всегда начинаются с растений. Это первое звено. (Слайд 10) Как вы думаете почему? Предположите какое будет второе звено - Как вы думаете, почему?
- Какое будет третье звено? - Посмотрим, что об этом говорит автор учебника. Прочитайте. Работа в группах -Составьте модель. -Проверяем у доски. (Слайд 11)
Работа с Текстом. - Вы получили текст, прочитайте его. Придумайте заголовок, составьте цепь питания, используя текст. -Проверим.
Оцените работу в группе. |
Только растения способны использовать энергию солнца: создавать, производить питательные вещества из углекислого газа и воды. Растительноядные животные. Эти животные питаются растениями. Третье звено – насекомоядные, хищные, или всеядные животные Один ученик читает вслух, весь класс слушает.
Дети составляют схему из карточек. (1 группа - Водоросли, рыба, медведь 2 группа -капуста, тля, божья коровка 3 группа – дуб, кабан, волк). Дети читают текст. Составляют цепь питания. «На улице стоял теплый солнечный денек. Лето в этом году выдалось жарким. Третьеклассник Никита сидел на лавочке во дворе дома и грыз семечки. Около негопрыгали воробьи. Мальчик угощал стайку семенами. Вдруг из-за куста появился кот. Он увидел птиц. Рыжий бандит на мягких пушистых лапах стал подкрадываться к воробышкам. Никита испугался и громко крикнул. Птички разлетелись. Остался охотник без добычи.» Группы поднимают карточки, оценивая свою работу. | Познавательные: Осмысленное чтение, анализ информации, понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде моделей; -классифицировать объекты по заданным критериям; -сравнивать объекты по различным признакам; -осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания. Коммуникативные: взаимодействие при поиске информации,сотрудничество, участвовать в диалоге, интересоваться другим мнением, принимать другие точки зрения, точно выражать свои мысли, слушать и слышать других, Личностные: Адекватное оценивание других и себя. Регулятивные: Контроль и оценка своей деятельности |
7 | Самостоятель-ная работа. (3 мин) | Практическая работа. Работа в Рабочей тетради на с. 56, задание 4. | Дети самостоятельно выполняют задание в тетрадях. | Познавательные: Осуществление синтеза объектов при составлении цепей питания. Определение взаимосвязи между объектами в цепи питания. |
8 | Физкульт-минутка. (1 мин) | Жарким днем лесной тропой Звери шли на водопой. За мамой-лосихой топал лосенок, За мамой-лисицей крался лисенок, За мамой-ежихой катился ежонок, За мамой-медведицей шел медвежонок, За мамою-белкой скакали бельчата, За мамой-зайчихой — косые зайчата, Волчица вела за собою волчат. Все мамы и дети напиться хотят. | Дети идут по кругу друг за другом. Идут, громко топая. Идут крадучись. Передвигаются в приседе. Идут вперевалку. Скачут на носочках. Скачут, сделав «ушки». Идут на четвереньках. Останавливаются. | |
9 | Открытие новых знаний. Самостоя-тельная работа с самопровер-кой. (7 мин) | -Узнаем, как животные приспособились к добыванию пищи и к защите от врагов. Перед вами небольшой текст, прочитайте заголовок. - Как вы думаете, о чем пойдет речь в тексте? - Прочитаем и узнаем, верны ли наши предположения. У каждой группы свой текст. Задача группы прочитать текст, выбрать ученика, который перескажет его всему классу. - О чем прочитала первая (вторая, третья) группа расскажите. (Слайд 12) - А только ли животные защищаются от врага? Ответить на этот вопрос вы сможете, выполнив задание в рабочей тетради. Рабочая тетрадь с.57 номер 5 -Проверим. - какой вывод можете сделать? |
«Кто как приспособлен» О том, как животные приспосабливаются. 1 группа «Тихие шаги, прекрасный слух, острые зубы — всё это помогает лисе охотиться. А вот сова... Огромные глаза её прекрасно видят ночью и днём, мягкое оперение делает бесшумным полёт, острые когти и сильный изогнутый клюв помогают удерживать и поедать добычу. Хищники хорошо приспособлены к тому, чтобы добывать себе еду.» - 2 группа, «У зайца быстрые ноги, поэтому его трудно догнать. Спасает зайца и цвет шубки: летом она серая, зимой белая. У ежа защита — иголки. Ящерица, если враг схватит её за хвост, оставляет его хищнику, а сама убегает. Потом у ящерицы вырастает новый хвост.» 3 группа «Кузнечика спасает зелёный цвет — в траве кузнечик становится невидимкой. А божья коровка, наоборот, привлекает к себе внимание яркой окраской. Кровь у божьей коровки едкая. Коровки яркой окраской как бы предупреждают врагов: «Мы несъедобные! Не прикасайтесь!» Дети читают текст, пересказывают всему класс Дети самостоятельно выполняют задание в тетради. Все животные и растения хорошо приспособлены к тем условиям, в которых они обычно живут. | Познавательные: Осмысленное чтение, анализ информации, выбор эффективного способа решения проблемы. Коммуникативные: взаимодействие при поиске информации,сотрудничество, участвовать в диалоге, интересоваться другим мнением, принимать другие точки зрения, точно выражать свои мысли, слушать и слышать других, Личностные: адекватное оценивание других и себя, самооценка, адекватное самовосприятие. Регулятивные: мобилизация сил для преодоления препятствий,самостоятельность. Контроль и оценка своей деятельности |
10 | Обобщение. Итог урока (3 мин) | - Что нового узнали на уроке? - Назовите классификацию животных по способу питания. - Почему говорят, что животные и растения связаны между собой? - С какой группы начинается цепь питания? Почему? | | Познавательные: структурирование информации, анализ, классификация Регулятивные -выделять из темы урока известные знания и умения; Коммуникативные -формулировать ответы на вопросы; -формирование диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм); |
11 | Рефлексия (1 мин) | Оцените себя: какие оценки поставите себе, почему? В тетради каждый оцените свою работу на уроке. (Слайд 13) Спасибо за урок! Урок окончен. | | Регулятивные: Контроль и оценка своей деятельности. Фиксировать удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке. |
12 | Д/З | Учебник с. 96-98, читать, ответить на вопросы; Рабочая тетрадь задания 1, 2, с. 98 | | |