СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 04.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА урока литературного чтения в 3-А классе И.А. Крылов «Ворона и Лисица»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА урока литературного чтения в 3-А классе И.А. Крылов «Ворона и Лисица»»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

урока литературного чтения в 3 классе

И.А. Крылов «Ворона и Лисица»

Класс:

3 «А»

Учитель:

Гусева Наталья Николаевна

УМК

«Школа Россия» Климановой Л. Ф.« Литературное чтение»

Тема урока:

И. Крылов «Ворона и Лисица»*. Характеристика героев на основе их поступков. Инсценирование басни.

Оборудование:

Презентация , иллюстрации, карточки с заданиями, костюмы для инсценировки, раздаточный материал.

Цель:

Познакомить детей с басней И.А. Крылова «Ворона и Лисица»; продолжить обучение вдумчивому чтению с элементами анализа текста; учить составлять характеристику героев; продемонстрировать сложность и неоднозначность жанра басни и роль морали в ней; дать образец выразительного чтения басни;

Задачи:

Образовательные задачи: расширить знания учащихся о жанре «басня» и о творчестве И.А. Крылова, расширить их; добиться понимания содержания басни, морали, формирование умения выражать свое отношение к прочитанному.

Развивающие задачи: развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы; развивать творческое воображение, развивать навыки беглого, сознательного и выразительного чтения, обогащать и активизировать словарный запас, развивать умения и навыки анализа басни.

Воспитательные задачи: содействовать воспитанию нравственных качеств у учащихся, воспитывать положительное отношение к честным, благородным, добрым поступкам, воспитывать любовь к басенному стиху и интереса к предмету

Коррекционные задачи: коррекция и развитие памяти, внимания, связной устной речи.

Планируемые результаты:

Предметные: находить информацию, используя учебник и свой жизненный опыт; читать вдумчиво, понимать значение незнакомых слов из контекста произведения, быть внимательными к авторскому слову, самостоятельно оценивать художественное произведение

Метапредметные.

Регулятивные: формулировать учебную задачу, оценивать свои речевые высказывания и высказывания сверстников.

Познавательные: анализировать характеры и чувства героев, делать выводы и обобщения, раскрыть идейный смысл басни И. А. Крылова "Ворона и Лисица»

Коммуникативные: участвовать в диалоге с одноклассниками, бесконфликтно дискутировать, передавать чувства героев и своё отношение к ним.

Личностные: усвоить главный урок, извлечённый из басни, высказывать стремления руководствоваться выводами, сделанными на уроке, в собственных жизненных ситуациях, расширять кругозор, проявлять желание читать и размышлять над баснями И. А. Крылова










Этап

урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

(УУД)

1.Организацион

ный момент

Приветствие, проверка подготовленности уч-ся к учебному занятию.

- Прозвенел звонок и смолк.

Начинается урок.
Повернёмся поскорей,

Поприветствуем гостей.

Улыбнёмся, как всегда.
Все садимся на места

И работать нам пора!


- Чтобы урок принёс вам новые знания и был интересным, давайте вспомним правила совместной работы. Прочитайте строки, записанные на доске:

- Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука..


- О чём говорят эти слова? Как надо работать на уроке?

- Я желаю вам сегодня согласия и понимания.

Не забывайте, тот, кто с товарищем дружен, вдвойне умней и сильней!

(Вывешивается иллюстрация)

Приветствие учителя, гостей и одноклассников.

Настраиваются на работу





















Ответы детей:

-Быть доброжелательными; выслушивать мнения других;

договариваться;

понимать друг друга; размышлять, активно работать.

Личностные УУД: развитие положительной учебной мотивации и формирование личностного смысла учения. Саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии).

2.Актуализация опорных знаний.















Проверка домашнего задания





























































































3. Мотивация учебной деятельности





Речевая разминка

































4.Постановка целей и задач урока









5. Организация восприятия, осмысления и понимания нового материала.



Словарная работа































Первичное восприятие басни.













6.Физминутка

7. Работа над текстом.



Работа в парах.













Выборочное чтение



































































8. Закрепление материала

Творческая работа



Работа в группах

Работа с пословицами























9. Рефлексия.











10. Итог урока























































































1) Беседа. Выполнение тестового задания

- Кто автор записанных на доске слов?

- Как вы думаете, почему именно со слов Крылова я начала урок?

- В каком литературном жанре работал И.А.Крылов?

- Чтобы закрепить и проверить ваши знания, полученные на предыдущих уроках, я предлагаю вам ответить на вопросы теста

ТЕСТ

Выберите правильный ответ


1. БАСНЯ – это:

А)краткий смешной рассказ;

Б)краткий рассказ поучительного характера

2. ГЕРОИ БАСНИ – это:

А) чаще всего животные, иногда люди

Б) только люди

3.БАСНИ ПИСАЛИСЬ С ЦЕЛЬЮ:

А)высмеять пороки людей

Б)научить правильному поведению

4. БАСНЯ СОСТОИТ ИЗ

А) сюжета и морали

Б) сюжета и правил поведения

5. ЧТО ТАКОЕ МОРАЛЬ?

А) наказание

Б) поучительный вывод, главная мысль

2) Проверка выразительного чтения басни «Зеркало и обезьяна»

- Как вы думаете, какой себя считала обезьяна? А какими она видела своих подруг? Умела она видеть свои недостатки?

- Какую роль играет для вас зеркало? А для чего зеркало может быть нужно обезьяне?


- Какие пороки высмеивает И.А. Крылов в баснях «Мартышка и очки», «Зеркало и обезьяна»?( болтливость, хвастовство, невежество, глупость. Открываются на карточках пороки)

3) Индивидуальная работа по карточкам

Басня «Зеркало и обезьяна»

Каким вы представляете себе медведя? Нарисуйте словесный портрет.




Какой бы ты дал совет человеку, который осуждает других, хотя сам ничуть не лучше поступает?






- Мы развязали с вами много узелков-пороков, существующих в жизни человека. Но один узелок остался не развязанным. Почему? (Мы его еще не знаем и нам надо это узнать)

Звучит грамзапись крика вороны

- Что это за птица?

Хочет с детства эта птица
Стать известною певицей.
День и ночь неугомонно
" Кар–кар–кар! " – кричит  (ворона)



- Ворона принесла нам задания для речевой разминки.

А) Работа над скороговоркой

- - Произнесите скороговорки с разной силой голоса и

интонацией (спроси, удивись, возмутись, поинтересуйся, сообщи новость другу, проговори быстро)

Проворонила ворона воронёнка.

б)разгадывание ребусов вороны

- Разгадав ребусы, вы сможете определить тему нашего

у урока




К




Р







Ы



Л

О


В


- Какая тема нашего урока?

- Что мы откроем для себя?

-Познакомиться с новой басней Крылова – значит, узнать что-то новое и важное о себе и людях.



- Какую цель на этот урок вы ставите?

- Определите задачи урока.

- Какую работу можно выполнить с басней.

Учащиеся говорят, учитель фиксирует на доске.



- В этом произведении, как и в других, есть трудные слова, устаревшие и непонятные. Давайте прочитаем их и подумаем, что они могут обозначать

Словарная работа

Лесть – угодливое восхваление, лицемерие.

Гнусный – отвратительный, омерзительный.

Не впрок – не на пользу

Взгро-моз-дясь, взгромоздиться – взобраться и устроиться с трудом на что – либо.

Пленить – очаровать, покорить чем – либо.

Плутовка – хитрая и ловкая обманщица, мошенница.

Ангельский (голосок) – нежный, добрый.

Царь – птица – главная среди птиц.

В зобу дыханье сперло – стало трудно дышать, зоб – расширенная часть пищевода у птиц, где накапливается и обрабатывается пища.


Ве-щунь-ина (голова) – от слова вещунья – предсказательница.

Бли-зё-хонь-ко – очень близко

Прослушайте аудиозапись басни. После прослушивания, вы должны дать ответ на вопрос: какая же история приключилась с героями?


-Какое выражение употребляет Крылов, подчеркивая, что Ворона не стащила сыр, а наткнулась на него случайно?

- С незапамятных времен сыр на Руси был редкостью и считался заморским лакомством, тем ценнее для Вороны оказалась ее диковинная находка.

- Какое время суток описывается в басне?





  1. Чтение басни детьми шёпотом.

- Перечитайте еще раз басню и, работая в паре по карточкам, замените следующие словосочетания подходящими по смыслу, опираясь на текст басни

  • Смотрит пристально, не отрываясь - глаз не сводит;

  • Подходит тихо, осторожно - на цыпочках подходит;

  • Утратила способность здраво рассуждать - вскружилась голова;

  • Каркнула очень громко - во всё горло;

  • Исчезла, скрылась - была такова;

  • Трудно стало дышать - дыханье спёрло;

  • Нашёл случайно, без особого труда - бог послал.

  1. Проверка работы по карточкам

  2. Анализ содержания

-Ворону в жизни видели все. Опишите, какова ворона по внешнему виду.

- Можно ли назвать ворону самой красивой птицей леса?

Какой у нее голос? Умеет ли она петь?



– А что говорила о голосе Вороны Лиса?

- Она говорила правду?

- Значит, Лиса обманывает, приукрашивает достоинства Вороны. Она льстит.

Лесть – угодливое восхваление, лицемерие.

- Прочитайте, как вела себя Лисица, чтобы угодить.

- Она даже смотрела снизу вверх на ворону, Давайте рассмотрим иллюстрацию к басне.

- К Какими мы видим Ворону и Лисицу в его изображении?

(С одной стороны, мы видим, что ворона находится наверху, она смотрит сверху вниз, как поступают люди знатные, занимающие важное, высокое положение, об этом же говорит и наряд вороны. Лисица же смотрит снизу вверх, как существо униженное, зависимое. Но стоит внимательно присмотреться к выражению глаз лисы и её ухмылке, как становится понятно, что господин положения – лиса. И подобострастно сложенные лапки, и полусогнутые ноги – это лишь игра, притворство, но какое остроумное, язвительное. Ворону «обсударили», обманули – и виной тому её собственная глупость.

– Для чего Лиса так расхваливала Ворону?

-Что нужно было лисице?

- Из-за чего пострадала Ворона?


- Если бы Лиса расхваливала так кого-либо еще ( не стремящегося к почестям и славе), удалось бы ей добиться своей цели?

- Ворона была тщеславна. Тщеславие (от тщетный (напрасный) + слава) — стремление хорошо выглядеть в глазах окружающих, потребность в подтверждении своего превосходства.

Ворона -неуклюжая, глупая, задумчивая, доверчивая

А какой была Лисица? ( Хитрая, умная, лживая) Как ее называет Крылов? ( ПЛУТОВКА)

- Итак, дайте характеристику Вороне и Лисе.

Ворона

Лисица



Инсценирование басни

- Посмотрите, удалось ли вашим одноклассникам передать характер главных героев.

– Кого же больше всего осуждает и высмеивает Крылов в басне или он одинаково высмеивает свои персонажи и почему?

Вывод: Крылов И.А. одинаково высмеивает и осуждает глупую, податливую на лесть Ворону и хитрую коварную Лису.





В каких словах выражена основная мысль басни (выборочное чтение), где заключена мораль? (Но только все не «впрок» и в сердце льстец всегда отыщет уголок»).

А сейчас я предлагаю вам творческую работу. И выполнять вы её будете в группах. Собрать пословицы и объяснить подходят ли они к нашей басне. Задание:, как вы их понимаете и как они соотносятся с содержанием басни:

  • Верь своим очам, а не чужим речам.(Ворона должна знать, что она некрасивая. Нужно было верить своим глазам, а не льстивым речам Лисы).

  • На языке - медок, а на сердце - ледок.(Лиса говорила Вороне ласковые слова, а сама только и ждала, чтобы она каркнула, и сыр выпал)

  • У лести нет чести.(Лиса льстила, обманывала Ворону, про ее внешность. Лесть - хитрость и обман).

ВЫВОД: И.А. Крылов даёт возможность читателям понять, что глупым оказывается не тот, кто льстит, а тот, кто поддаётся лести и не умеет распознать льстеца. Верить льстецам нельзя, лесть очень привлекательна, но очень опасна

-В жизни иногда трудно распознать льстеца. Под чем он маскируется? (Под маской)

-О каких человеческих пороках мы с вами сегодня узнали?

-Какой урок для себя вынесли?

-Дайте ответ на предложение:

Сегодня я для себя открыл(а), что…

Для меня этот урок был … , потому что …

-Иван Андреевич Крылов в своих баснях дал нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит, и мы с вами, стали умнее, добрее и лучше.

Оцените свою работу на уроке.

Домашнее задание. С. 137-138 – выучить басню наизусть, отвечать на вопросы с 139





















- И.А. Крылов

- Изучаем творчество Крылова

- Писал басни









Работают с тестом. Анализируют. Вспоминают термины, выводы. Выбирают правильный ответ



































































































Проговаривание

скороговорки, разгадывание ребусов































Формулировка темы учебного занятия;

Формулирование целей урока вместе с учителем;



Составление плана действий

Цель:

- Познакомиться с басней Крылова «Ворона и Лисица»

- Задачи: научиться выразительно читать; читать по ролям; понять мораль басни.

1. Прочитать выразительно

2. Дать характеристику героям.



Прочитывают слова, объясняют значение слов































Принимают учебную задачу. Индивидуально читают басню. Работают с текстом



Соединяют подходящие по смыслу словосочетания















-Неприятный, она не поет, а каркает, крик вороны похож на сочетание звуков «кар-кар»

-«…и верно ангельский быть должен голосок»



- Чтобы понравиться ей

- Чтобы ворона запела и выронила сыр

- Из-за своей глупости.

- Нет, скромный не стал бы ее слушать



Работают с иллюстрацией

















Анализируют действия героев



































Коллективно составляют характеристику





















Показывают инсценировку басни































Собирают пословицы,

сопоставляют с текстом басни





























Формулируют вывод















Продолжают одно из

предложений













Дают оценку своей деятельности

Проверка учителем за короткий промежуток времени знаний и способов действий уч-ся, установление пробелов в их усвоении (5-7 минут);

обнаружение причин невыполнения д/з отдельными уч-ся и принятие мер для их ликвидации;

оптимальность сочетания контроля учителя, взаимоконтроля и самоконтроля уч-ся.































































































































Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

























Познавательные УУД: развитие познавательных интересов и мотивов, любознательности, готовности к принятию и решению учебных и познавательных задач.



























































УУД: умение выражать свои мысли







Познавательные УУД: смысловое чтение, свободная ориентация и восприятие художественного текста развитие способности к самооценке, самоконтролю.































Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Личностные: смыслообразование

Познавательные (Логические): анализ с целью выделения признаков

Уметь осуществлять анализ объектов

поэтического произведения с выделением:

художественных приемов,

использованных

для характеристики героев





Строить речевое высказывание

в устной форме









УУД: умение участвовать в учебном диалоге, осознанно и произвольно строить речевое высказывание



























УУД: умение объективно оценивать свою деятельность






























1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!