2.Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания 3. Мотивация учебной деятельности Речевая разминка 4.Постановка целей и задач урока 5. Организация восприятия, осмысления и понимания нового материала. Словарная работа Первичное восприятие басни. 6.Физминутка 7. Работа над текстом. Работа в парах. Выборочное чтение 8. Закрепление материала Творческая работа Работа в группах Работа с пословицами 9. Рефлексия. 10. Итог урока | 1) Беседа. Выполнение тестового задания - Кто автор записанных на доске слов? - Как вы думаете, почему именно со слов Крылова я начала урок? - В каком литературном жанре работал И.А.Крылов? - Чтобы закрепить и проверить ваши знания, полученные на предыдущих уроках, я предлагаю вам ответить на вопросы теста ТЕСТ Выберите правильный ответ 1. БАСНЯ – это: А)краткий смешной рассказ; Б)краткий рассказ поучительного характера 2. ГЕРОИ БАСНИ – это: А) чаще всего животные, иногда люди Б) только люди 3.БАСНИ ПИСАЛИСЬ С ЦЕЛЬЮ: А)высмеять пороки людей Б)научить правильному поведению 4. БАСНЯ СОСТОИТ ИЗ А) сюжета и морали Б) сюжета и правил поведения 5. ЧТО ТАКОЕ МОРАЛЬ? А) наказание Б) поучительный вывод, главная мысль 2) Проверка выразительного чтения басни «Зеркало и обезьяна» - Как вы думаете, какой себя считала обезьяна? А какими она видела своих подруг? Умела она видеть свои недостатки? - Какую роль играет для вас зеркало? А для чего зеркало может быть нужно обезьяне? - Какие пороки высмеивает И.А. Крылов в баснях «Мартышка и очки», «Зеркало и обезьяна»?( болтливость, хвастовство, невежество, глупость. Открываются на карточках пороки) 3) Индивидуальная работа по карточкам Басня «Зеркало и обезьяна» Каким вы представляете себе медведя? Нарисуйте словесный портрет. | Какой бы ты дал совет человеку, который осуждает других, хотя сам ничуть не лучше поступает? | - Мы развязали с вами много узелков-пороков, существующих в жизни человека. Но один узелок остался не развязанным. Почему? (Мы его еще не знаем и нам надо это узнать) Звучит грамзапись крика вороны - Что это за птица? Хочет с детства эта птица Стать известною певицей. День и ночь неугомонно " Кар–кар–кар! " – кричит (ворона) - Ворона принесла нам задания для речевой разминки. А) Работа над скороговоркой - - Произнесите скороговорки с разной силой голоса и интонацией (спроси, удивись, возмутись, поинтересуйся, сообщи новость другу, проговори быстро) Проворонила ворона воронёнка. б)разгадывание ребусов вороны - Разгадав ребусы, вы сможете определить тему нашего у урока - Какая тема нашего урока? - Что мы откроем для себя? -Познакомиться с новой басней Крылова – значит, узнать что-то новое и важное о себе и людях. - Какую цель на этот урок вы ставите? - Определите задачи урока. - Какую работу можно выполнить с басней. Учащиеся говорят, учитель фиксирует на доске. - В этом произведении, как и в других, есть трудные слова, устаревшие и непонятные. Давайте прочитаем их и подумаем, что они могут обозначать Словарная работа Лесть – угодливое восхваление, лицемерие. Гнусный – отвратительный, омерзительный. Не впрок – не на пользу Взгро-моз-дясь, взгромоздиться – взобраться и устроиться с трудом на что – либо. Пленить – очаровать, покорить чем – либо. Плутовка – хитрая и ловкая обманщица, мошенница. Ангельский (голосок) – нежный, добрый. Царь – птица – главная среди птиц. В зобу дыханье сперло – стало трудно дышать, зоб – расширенная часть пищевода у птиц, где накапливается и обрабатывается пища. Ве-щунь-ина (голова) – от слова вещунья – предсказательница. Бли-зё-хонь-ко – очень близко Прослушайте аудиозапись басни. После прослушивания, вы должны дать ответ на вопрос: какая же история приключилась с героями? -Какое выражение употребляет Крылов, подчеркивая, что Ворона не стащила сыр, а наткнулась на него случайно? - С незапамятных времен сыр на Руси был редкостью и считался заморским лакомством, тем ценнее для Вороны оказалась ее диковинная находка. - Какое время суток описывается в басне? -
Чтение басни детьми шёпотом. - Перечитайте еще раз басню и, работая в паре по карточкам, замените следующие словосочетания подходящими по смыслу, опираясь на текст басни -
Смотрит пристально, не отрываясь - глаз не сводит; -
Подходит тихо, осторожно - на цыпочках подходит; -
Утратила способность здраво рассуждать - вскружилась голова; -
Каркнула очень громко - во всё горло; -
Исчезла, скрылась - была такова; -
Трудно стало дышать - дыханье спёрло; -
Нашёл случайно, без особого труда - бог послал. -
Проверка работы по карточкам -
Анализ содержания -Ворону в жизни видели все. Опишите, какова ворона по внешнему виду. - Можно ли назвать ворону самой красивой птицей леса? Какой у нее голос? Умеет ли она петь? – А что говорила о голосе Вороны Лиса? - Она говорила правду? - Значит, Лиса обманывает, приукрашивает достоинства Вороны. Она льстит. Лесть – угодливое восхваление, лицемерие. - Прочитайте, как вела себя Лисица, чтобы угодить. - Она даже смотрела снизу вверх на ворону, Давайте рассмотрим иллюстрацию к басне. - К Какими мы видим Ворону и Лисицу в его изображении? (С одной стороны, мы видим, что ворона находится наверху, она смотрит сверху вниз, как поступают люди знатные, занимающие важное, высокое положение, об этом же говорит и наряд вороны. Лисица же смотрит снизу вверх, как существо униженное, зависимое. Но стоит внимательно присмотреться к выражению глаз лисы и её ухмылке, как становится понятно, что господин положения – лиса. И подобострастно сложенные лапки, и полусогнутые ноги – это лишь игра, притворство, но какое остроумное, язвительное. Ворону «обсударили», обманули – и виной тому её собственная глупость. – Для чего Лиса так расхваливала Ворону? -Что нужно было лисице? - Из-за чего пострадала Ворона? - Если бы Лиса расхваливала так кого-либо еще ( не стремящегося к почестям и славе), удалось бы ей добиться своей цели? - Ворона была тщеславна. Тщеславие (от тщетный (напрасный) + слава) — стремление хорошо выглядеть в глазах окружающих, потребность в подтверждении своего превосходства. Ворона -неуклюжая, глупая, задумчивая, доверчивая А какой была Лисица? ( Хитрая, умная, лживая) Как ее называет Крылов? ( ПЛУТОВКА) - Итак, дайте характеристику Вороне и Лисе. Инсценирование басни - Посмотрите, удалось ли вашим одноклассникам передать характер главных героев. – Кого же больше всего осуждает и высмеивает Крылов в басне или он одинаково высмеивает свои персонажи и почему? Вывод: Крылов И.А. одинаково высмеивает и осуждает глупую, податливую на лесть Ворону и хитрую коварную Лису. – В каких словах выражена основная мысль басни (выборочное чтение), где заключена мораль? (Но только все не «впрок» и в сердце льстец всегда отыщет уголок»). А сейчас я предлагаю вам творческую работу. И выполнять вы её будете в группах. Собрать пословицы и объяснить подходят ли они к нашей басне. Задание:, как вы их понимаете и как они соотносятся с содержанием басни: -
Верь своим очам, а не чужим речам.(Ворона должна знать, что она некрасивая. Нужно было верить своим глазам, а не льстивым речам Лисы). -
На языке - медок, а на сердце - ледок.(Лиса говорила Вороне ласковые слова, а сама только и ждала, чтобы она каркнула, и сыр выпал) -
У лести нет чести.(Лиса льстила, обманывала Ворону, про ее внешность. Лесть - хитрость и обман). ВЫВОД: И.А. Крылов даёт возможность читателям понять, что глупым оказывается не тот, кто льстит, а тот, кто поддаётся лести и не умеет распознать льстеца. Верить льстецам нельзя, лесть очень привлекательна, но очень опасна -В жизни иногда трудно распознать льстеца. Под чем он маскируется? (Под маской) -О каких человеческих пороках мы с вами сегодня узнали? -Какой урок для себя вынесли? -Дайте ответ на предложение: Сегодня я для себя открыл(а), что… Для меня этот урок был … , потому что … -Иван Андреевич Крылов в своих баснях дал нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит, и мы с вами, стали умнее, добрее и лучше. Оцените свою работу на уроке. Домашнее задание. С. 137-138 – выучить басню наизусть, отвечать на вопросы с 139 | - И.А. Крылов - Изучаем творчество Крылова - Писал басни Работают с тестом. Анализируют. Вспоминают термины, выводы. Выбирают правильный ответ Проговаривание скороговорки, разгадывание ребусов Формулировка темы учебного занятия; Формулирование целей урока вместе с учителем; Составление плана действий Цель: - Познакомиться с басней Крылова «Ворона и Лисица» - Задачи: научиться выразительно читать; читать по ролям; понять мораль басни. 1. Прочитать выразительно 2. Дать характеристику героям. Прочитывают слова, объясняют значение слов Принимают учебную задачу. Индивидуально читают басню. Работают с текстом Соединяют подходящие по смыслу словосочетания -Неприятный, она не поет, а каркает, крик вороны похож на сочетание звуков «кар-кар» -«…и верно ангельский быть должен голосок» - Чтобы понравиться ей - Чтобы ворона запела и выронила сыр - Из-за своей глупости. - Нет, скромный не стал бы ее слушать Работают с иллюстрацией Анализируют действия героев Коллективно составляют характеристику Показывают инсценировку басни Собирают пословицы, сопоставляют с текстом басни Формулируют вывод Продолжают одно из предложений Дают оценку своей деятельности | Проверка учителем за короткий промежуток времени знаний и способов действий уч-ся, установление пробелов в их усвоении (5-7 минут); обнаружение причин невыполнения д/з отдельными уч-ся и принятие мер для их ликвидации; оптимальность сочетания контроля учителя, взаимоконтроля и самоконтроля уч-ся. Личностные: самоопределение; Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Познавательные УУД: развитие познавательных интересов и мотивов, любознательности, готовности к принятию и решению учебных и познавательных задач. УУД: умение выражать свои мысли Познавательные УУД: смысловое чтение, свободная ориентация и восприятие художественного текста развитие способности к самооценке, самоконтролю. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Личностные: смыслообразование Познавательные (Логические): анализ с целью выделения признаков Уметь осуществлять анализ объектов поэтического произведения с выделением: художественных приемов, использованных для характеристики героев Строить речевое высказывание в устной форме УУД: умение участвовать в учебном диалоге, осознанно и произвольно строить речевое высказывание УУД: умение объективно оценивать свою деятельность |