Ф.И.О. Долгополова Надежда Николаевна
Цель урока | Раскрыть закономерность составления таблицы умножения числа 5, когда результат не превышает 20. |
Планируемые результаты |
Предметные | Актуализировать знания способа замены суммы одинаковых слагаемых на умножение. Сформировать представления о том, как самостоятельно составить таблицу умножения числа 5 в пределах 20. Применять знание таблицы умножений при решений задач и примеров. |
Развивающие | Развивать умение моделировать практические способы умножения числа 5 с помощью наглядности, рисунков, числового луча. Развивать мыслительные операции умения наблюдать, делать выводы на основе анализа и синтеза. |
Метапредметные | Тренировать умение применять знания о шаге учебной деятельности - «остановлюсь, чтобы подумать», как о необходимом этапе преодоления затруднений. Развивать умение правильно формулировать цель учебной деятельности на уроке и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. Учить устанавливать причинно-следственные связи; обобщать и делать выводы. |
Основные понятия, используемые на уроке | Сумма одинаковых слагаемых, множители, произведение |
Технологии обучения | Критическое мышление, ТРИЗ, здоровьесберегающая, информационно-коммуникативная. |
Методы обучения на уроке | Наглядный, практический, словесный, проблемно-поисковый. |
Формы организации познавательной деятельности учащихся | Фронтальная, индивидуальная, парная. |
Ресурсы | Учебник «Математика» Г.В.Дорофеев, Т.Н.Миракова,Т.Б.Бука; «кубик Блума», компьютер, интерактивная доска, Интернет, презентация, раздаточный материал «экраны», синий маркер (фломастер). |
Этапы урока | Формы, методы и приемы обучения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся (предметные, познавательные результаты) | Формируемые УУД (регулятивные, коммуникативные, личностные) |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Словесный (беседа) Мультимедийный метод (презентация на этапах урока, кроме 5, 8. При этом, после работы с каждым слайдом, он закрывается «шторкой» для соблюдения санитарных норм работы с ИКТ) | Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку . Мотивирует учащихся к учебной деятельности, позитивному настрою на урок Девиз урока (слайд 1) -Ребята, прочтите девиз урока хором. Если есть труд, значит будет успех. (слайд 2) | - Чтобы быть успешным надо уметь ставить перед собой какие-либо цели. Давайте воспользуемся формулой успеха на сегодняшнем уроке по данным ключевым словам. | | Приветствуют учителя и выполняют самооценку готовности к уроку Выдвигают варианты формулировок целей деятельности на уроке в соответствии с ключевыми словами | Р: настрой на успешную деятельность на уроке К: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками Л: учебно-познавательные и внешние мотивы |
2. Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии | Словесный Приём «Кубик Блума» Наглядный Фронтальная Индивидуальная Практический Наглядный Проблемно-поисковый | Создаёт условия для активизирования имеющихся знаний, применения опыта по изучаемой теме «Умножение» - Чтобы работать дальше и открывать новые знания, предлагаю проверить ваши прочные предметные знания с помощью «кубика Блума». Называйте числа от 1до 5. (слайд 3) 1.Придумайте задачу о персиках по натюрморту знаменитого художника Петра Петровича Кончаловского, который жил в 20 веке. - Какая это задача простая или сложная? - Почему? -Как можно по-разному записать решение этой задачи? -Запишите самостоятельно. 2. Объясните данную запись 2+2+2+2+2 = 2·5 (Запись на доске) 3. Назовите компоненты при умножении 4. - Почему темы умножение и сложение взаимосвязаны? Предлагает практическую работу по развитию пространственного восприятия - Чтобы провести следующее исследование, выполните графический диктант. 2 клетки вверх, 5 клеток вправо, 2 клетки вниз, 1 клетка влево, 2 клетки вниз, 2 клетки влево, 2 клетки вверх, 2 клетки влево. (слайд 4) Развивает навыки работы с ИКТ https://education.yandex.ru/lab/classes/223225/library/mathematics/theme/5661/problems/ -Посмотрите и сравните. У кого получился такой многоугольник? Организует поисковую работу учащихся Практическая работа 5. Предложите другой способ нахождения количества клеток в большом прямоугольнике. -Запишите в рабочих тетрадях. -Если у вас такой же вариант, то хлопните в ладоши. - Каким свойством умножения воспользовались? | Работают в тетрадях Ориентируются в своей системе знаний По выпавшей стороне кубика с ключевым словом выполняют задания (устно или письменно) Отвечают на вопросы учителя Аргументируют, доказывают, сравнивают, делают выводы Называют правило, на которое опирались Проводят сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делают вывод Устанавливают математические отношения между объектами Выполняют графический диктант У учеников в тетрадях многоугольник, который будет на доске с интерактивного задания. Сличают с образцом Исправляют положение фигуры в пространстве при наличии ошибок. Ученик на интерактивной доске выполняет задание онлайн с сайта Яндекс.Учебник Практическим способом находят другие способы подсчёта. Сравнивают записи Работают в Рт | Р: понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи, осуществлять поиск средств для достижения учебной цели Л: чувство прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с отечественным и мировым искусством Р: осуществлять контроль, оценивать результаты деятельности К: строить речевое высказывание, используя математическую терминологию Р: выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям учителя К: признавать свои ошибки, озвучивать их |
3.Выявление причины затруднения | Словесный Фронтальная Приём антипации, умение предполагать | Создаёт условия для включения каждого ученика в процесс целеполагания -Сколько граней у кубика? - Шестая грань моя, и она для вас. Поделитесь предположением. - Какая тема объединяет все задания кубика? (слайды 5, 6) Создаёт ситуацию формулирования проблемы, через выяснение, какого знания не хватает для решения проблемы - Среди произведений найдите лишнее и обоснуйте, почему выбрали его? 2·3 5·4 3·4 -Значит какова тема урока? (слайд 7) - Попробуйте сформулировать задачи урока по этой теме с помощью ключевых слов. (слайд 8) Мы узнаем… Мы сможем… Мы научимся ….. | Выдвигают предположение (умножение, сумма одинаковых слагаемых) Обосновывают выбор произведения 5·4 Выполняют предложенное задание, выявляют проблему и формулируют её Формулируют тему и задачи урока по опорным словам | К: проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме Р: выделять из темы урока известные и неизвестные знания, умения |
4.Построение проекта выхода из затруднений | Проблемно-поисковый | (слайд 9) | - Кто из вас сразу может посчитать произведение 5 и 4? - Кто затрудняется? - Не зная таблицы умножения, можно самому найти выход из этого затруднения? -Что будет доказательством того, что вы решили верно? | | Организуют поиск решения проблемы Предполагаемые ответы: рисунок, опорная схема, сумма одинаковых слагаемых Устанавливают причинно-следственные связи | Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи |
5.Реализация построения проекта 6.Первичное закрепление во внешней речи | Наглядный Индивидуальная Фронтальная | Предлагает работу с учебником Подводит к выводу о приёме и способе составления таблицы умножения с числом 5 -Ребята, давайте проверим наши предположения и потренируемся умножать числа с множителем 5 в пределах 20. Это и будет ключом к новым знаниям. Учебник, стр. 54 № 2, 3 №4 и запись ТУ на слайде, в тетради №5 устно Динамическая пауза ( Слайд 10 с анимацией) | Работают с учебником Используют иллюстративный материал для выполнения заданий Составляют таблицу умножения с числом 5 Находят закономерности Аргументируют, доказывают, сравнивают, делают выводы Выполняют физминутку «Листики, листочки» | Р: принимать и сохранять учебную задачу Л: установка на здоровый образ жизни |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой | ТРИЗ Приём «Цветные поля» Парная Частично-поисковый | Организует самостоятельную работу первичного закрепления умножения числа 5 - Чтобы закрепить знания темы урока, решите самостоятельно задачу №6. К условию задачи сделайте числовой луч. Это повышенный уровень. Надеюсь, многие из вас справятся и начертите числовой луч. -Поднимите руку, кто из вас начертит числовой луч. - Рада за вас, что готовы справиться с этим заданием! - Кто из вас затрудняется, тогда сделайте схематический рисунок. - Для дальнейшей работы в паре используйте «Цветные поля» (слайд 11) Организует работу в паре для отслеживания применения новых знаний - Работаем в паре, чтобы проверить решение задачи. Обратите внимание на цвет полей соседа по парте, соответственно и проверьте. - Кто нарисовал рисунок? Молодцы! - А кто числовой луч? Я горжусь вами! Создаёт проблему (Сравнение числовых лучей к условию задачи) - Ребята, посмотрите на доске данные числовые лучи к решению задачи. Разбирает вместе с учащимися алгоритм решения проблемы. Подводит к выводу -Какой вариант решения верный? –Обоснуйте. - В чём «ловушка» первого луча если ответ тот же? -Можно ли использовать перестановку множителей в записи решения задачи? | Решают задачу Анализируют, делают выводы Обьясняют свой выбор Работают в паре Сравнивают чертежи двух лучей на доске Объясняют свой выбор Обосновывают «ловушку» (неверная мерка- единичный отрезок. Единичным отрезком должно быть количество цветочных горшков, а не количество окон, т.к. требуется узнать количество горшков на окнах) | Р: самостоятельно планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной целью Р: осуществлять взаимный контроль, оценивать результаты деятельности, формировать адекватную самооценку Л: способность к оценке своей деятельности К: принимать активное участие в работе в паре, использовать умения вести диалог, речевые коммуникативные средства |
8.Включение в систему знаний | Фронтальная Практический | - Ребята, где ещё вы можете применить новые знания кроме решения задач? Проводит работу с «экранами» в закреплении и введении нового материала в системе знаний - Давайте продолжим отрабатывать вычислительные навыки. 1) Сколько лап у 4 слонов? 2) Первый множитель 5, второй неизвестен, произведение 15. Чему равен второй множитель? 3) Петух стоит на одной лапе и весит 3 кг, сколько кг будет весить петух на двух лапах? (Найдутся ученики, которые запишут ответ- 6) -Кто из вас практическим (экспериментальным) путём обоснует что будет 3кг, а не 6кг? 4) Сумму 7 и 9 уменьшите на 4. 5) От 2 дм ленты отрезали два раза по 5 см. Какова оставшаяся длина ленты? -Ребята, я вижу у (назвать имена двух детей) разные ответы, кто из них ошибся? –Обоснуйте что они оба правы. | Предполагаемые ответы: решать примеры, считать монеты достоинством в 5 рублей. Ориентироваться в своей системе знаний Самостоятельно вычисляют ответы, поясняют, аргументируют, доказывают Предлагают на собственном примере (действие ученика-стоит на одной ноге, озвучивает свой вес, встаёт на обе ноги - делает вывод) Объясняют, аргументируют различие записи именованных чисел (10см=1дм) | Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей Р:Оценивать собственную успешность в выполнения заданий |
9.Рефлексия деятельности на уроке | Фронтальный Приём «Лесенка успеха» | (слайд 12) Подводит итог урока, устанавливает соответствие между поставленной целью и результатом урока | - Наш урок подошёл к концу, что изменилось в формуле успеха, которая была изначально? -Что у вас есть? -Что теперь можете? | - Какую предметную цель ставили перед собой? - Удалось ли достичь цели? Докажите. - Каждый оцените свою работу на уроке по этой лесенке успеха. Выставляет оценки (в соответствии с критериальным оцениванием) Комментирует д.з. РТП стр.52 №3, стр.53 №4 -Молодцы, ребята, спасибо за сотрудничество! | Анализируют свою деятельность на уроке Предполагаемые ответы: сформулировать правило умножения числа 5 и учиться его применять Дети показывают цветной карандаш (из трёх) в соответствии с критериями Записывают д.з в школьные дневники | К: высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока Л: устанавливать связи между целью деятельности и её результатом, способность к самооценке |