Класс: 1 |
Тема урока: Общий прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток (+6 (+7) |
Понятия (способы действия): сложения однозначных чисел с переходом через десяток |
Цель урока: познакомить с приемом сложения однозначных чисел с переходом через десяток (+6 (+7) |
Ожидаемые результаты | Предметные: Ученик научится: читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 0 до 20; выполнять арифметические действия сложения в пределах 20 с переходом через десяток; группировать объекты по заданному признаку. Личностные: У ученика будут сформированы: оценивать свои успехи в изучении математики, намечать пути устранения трудностей; познавательный интерес, активность, любознательность. Метапредметные: Познавательные: базовые логические действия: Ученик научится: применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение. работа с информацией: Ученик научится: Коммуникативные: общение: Ученик научится: комментировать процесс вычисления; в процессе диалогов по обсуждению изученного материала — задавать вопросы, высказывать суждения; ориентироваться в алгоритмах: воспроизводить, дополнять, составлять. Регулятивные: самоконтроль: Ученик научится: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; объективно оценивать их; находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины. |
Методические задачи урока: | Обучающие: учить решать приемом сложения однозначных чисел с переходом через десяток (+6 (+7) Развивающие: развивать математическую речь; развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы; развивать внимание, память, способствовать; развивать вычислительные навыки, логическое мышление. Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, аккуратность, самостоятельность, уважительное отношение к мнению одноклассников, культуру поведения на уроке. |
Этап урока | Задание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые предметные и метапредметные умения |
Предметные | Метапредметные |
1. Мотивация к деятельности (самоопределение, организационный момент) | Добрый день! Прозвенел уже школьный звонок, Он позвал всех нас на урок. Будьте все внимательны, А ещё старательны. Будем сегодня задачи решать, Будем складывать и вычитать. | Приветствует класс, создает благоприятный психологический настрой. Настраивает детей на работу. | Приветствуют учителя. | | Личностные: Положительное отношения к уроку, учебной деятельности. |
2. Актуализация знаний; фиксация затруднения в деятельности | Сегодняшнюю работу на уроке мы начнем с вами с повторения. 1 задание. На доске записано 2 ряда с числами, назовите в каждом ряду лишнее число. 3, 6, 9, 8, 5, 14, 7 12, 16, 4, 18, 17, 19 Верните «лишние» числа в свой ряд и запиши числа 1 ряда в порядке возрастания, а числа 2 ряда в порядке убывания. 2 задание Дополните каждое число до 10. Как можно назвать эту таблицу? 3 задание Распределите выражения на 2 группы: 4 + 7 3 + 4 2 + 6 5 + 6 8 + 7 | 3 + 7 9 + 6 4 + 5 5 + 7 5 + 1 | По какому признаку вы разделили выражения по группам? Какие выражения вызвали у вас затруднения? | Организует актуализацию знаний, изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний. | 14 4 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 19, 18, 17, 16, 14, 12 8 + 2 4 + 6 5 + 5 9 + 1 6 + 4 Состав числа 10 3 + 4 2 + 6 3 + 7 4 + 5 5 + 1 | 9 + 6 5 + 7 4 + 7 5 + 6 8 + 7 | Сложение в пределах 10. Сложение однозначных чисел с переходом через десяток. 2 группа выражений | Читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 0 до 20. Группировать объекты по заданному признаку. | Коммуникативные: В процессе диалогов по обсуждению изученного материала - высказывать суждения. Познавательные: Применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение. Представлять информацию в заданной форме (дополнять таблицу). |
3. Постановка учебной задачи | Вы отлично справились с заданиями. Пришло время приступить к новой теме. Как вы думаете, почему у выражения из 2 группы у вас вызвали затруднения? А попробуйте сформулировать цель на предстоящую работу. Предлагаю приниматься за работу, что поскорее узнать все это. | Способствует обеспечению мотивации учения детьми, принятию ими целей урока. | Отвечают на вопросы учителя. Научиться складывать однозначные числа с переходом через десяток. | | Регулятивные: Формулировать учебную задачу урока, принимать её, сохранять на протяжении всего урока. |
4. Построение проекта выхода из затруднения. (открытие детьми новых знаний). | Вернемся к выражениям 2 группы. В начале урока мы с вами повторили состав числа 10. Эти знания нам с вами сейчас пригодятся. Возьмем выражение 4 + 7 Представим, что у нас с вами есть 4 красных яблока и 7 зеленых, нам нужно узнать, сколько всего яблок. Нарисуем 4 красных круга и 7 зеленых. До какого числа нам удобно с вами посчитать? Значит, у нас получается ряд, где 4 красных и 6 зеленых кругов. Сколько осталось зеленых кругов? Сколько мы прибавили зеленых кругов к красным? Получается, что мы сделали с числом 7? Как запишем выражение, чтобы мы смогли его решить? Возьмем еще одно выражение: 5 + 6 Представим, что у нас с вами есть 5 красных яблока и 6 зеленых, нам нужно узнать, сколько всего яблок. Нарисуем 5 красных круга и 6 зеленых. До какого числа нам удобно с вами посчитать? Значит, у нас получается ряд, где 5 красных и 5 зеленых кругов. Сколько осталось зеленых кругов? Сколько мы прибавили зеленых кругов к красным? Получается, что мы сделали с числом 6? Как запишем выражение, чтобы мы смогли его решить? А теперь представьте, что нам с вами нужно обучить других людей также хорошо решать такие выражения, как мы с вами, а для этого нужно составить алгоритм решения. 1 какое действие? 2 действием что делаем? Какое 3 действие? Молодцы! | Организует совместное открытие новых знаний. | Записывают в тетради решения. До 10. 1 6 Разложили на 2 числа. 4 + 6 + 1 = 11 До 10. 1 5 Разложили на 2 удобных для счета числа. 5 + 5 + 1 = 11 1) Разложить второе слагаемое на два удобных слагаемых так, чтобы добавить к первому слагаемому, чтобы получить до 10. 2) Прибавить к 10 оставшееся число. 3) Записываем результат. | Выполнять арифметические действия сложения в пределах 20 с переходом через десяток. | Коммуникативные: Комментировать процесс вычисления. Ориентироваться в алгоритмах: воспроизводить, дополнять, составлять. Познавательные: Применять базовые логические универсальные действия: анализ, обобщение. |
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Предлагаю до конца решить выражения из 2 группы. 5 + 7 На какие два числа разложим второе слагаемое 7? Какое число сначала прибавим к 5? Осталось какое число? Запишем 5 + … + … = 8 + 7 На какие два числа разложим второе слагаемое 7? Какое число сначала прибавим к 8? Какое число осталось? Запишем 8 + … + … = 9 + 6 На какие два числа разложим второе слагаемое 6? Какое число сначала прибавим к 9? Какое число осталось? Запишем 9 + … + … = | Организует процесс первичного закрепления нового материала | 5 и 1 5 2 5 + 5 + 2 = 12 2 и 5 2 5 8 + 2 + 5 = 15 1 и 5 1 5 9 + 1 + 5 = 15 | Выполнять арифметические действия сложения в пределах 20 с переходом через десяток. | Коммуникативные: Комментировать процесс вычисления. В процессе диалогов по обсуждению изученного материала — задавать вопросы, высказывать суждения. Познавательные: Применять базовые логические универсальные действия: анализ. |
Физминутка | Раз, два, три, четыре, пять! Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.) Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.) Раз, два, три. Наклонился левый бок. Раз, два, три. А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.) И дотянемся до тучки. Сядем на дорожку, (Присели на пол.) Разомнем мы ножки. Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.) Раз, два, три! Согнем левую ножку, Раз, два, три. Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.) И немного подержали. Головою покачали (Движения головой.) И все дружно вместе встали. (Встали.) | Организует смену деятельности, обеспечивает эмоциональную разгрузку обучающихся, снижение утомления учеников. | Выполняют физические упражнения | | Личностные: Умение применять правила охраны своего здоровья. |
6. Включение в систему знаний. Повторение. | На какие два числа разложим 5, чтобы при сложении с 6, получилось сначала 10? Получается, записываем 6 + 5 = 6 + … + … = А если бы мы поменяли местами числа и получили бы выражение 5 + 6, то на какие числа мы бы разложили 6? На какие два числа разложим 6, чтобы при сложении с 8, получилось сначала 10? Получается, записываем 8 + 6 = 8 + … + … = Какое число нужно прибавить к 7, чтобы получить 10? Получается, что 6 мы раскладываем на 3 и … К 10 мы прибавляем … и получаем? | Организует процесс включения новых знаний в систему имеющихся знаний. | 4 и 1 6 + 5 = 6 + 4 + 1 = 11 5 + 5 + 1 = 11 2 и 4 8 + 6 = 8 + 2 + 4 = 14 3 3 и 3 10 + 3 = 13 | Выполнять арифметические действия сложения в пределах 20 с переходом через десяток. | Коммуникативные: Вести диалог. Познавательные: Применять базовые логические универсальные действия: анализ. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Мы отлично поработали вместе. А сейчас пришло время проверить, как вы усвоили новую тему. Сейчас каждый из вас получит карточку. Посмотрите внимательно и задайте вопросы, что вам непонятно. Завершайте работу. Обменяйтесь карточками с соседом и проверьте работы друг друга. Отличная работа. | Организует самостоятельную работу обучающихся | Самостоятельно выполняют задание, проверяют по эталону. Выполняют работу самостоятельно Проверяют по эталону. | Выполнять арифметические действия сложения в пределах 20 с переходом через десяток. | Регулятивные: Осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; объективно оценивать их. Коммуникативные: В процессе диалогов по обсуждению изученного материала — задавать вопросы, высказывать суждения. |
8. Итог урока | Пора завершать наш урок. - Какую тему мы проходили сегодня на уроке? - Какой алгоритм решения сложения однозначных чисел с переходом через десяток мы с вами вывели? | Организует структурирование знаний обучающихся. | Отвечают на вопросы учителя. | | Коммуникативные: Строить логические рассуждения. |
9. Рефлексия учебной деятельности. Подведение итогов. | А сейчас оцените каждый свою работу на уроке с помощью карточки самооценивания. Спасибо за урок! | Организует оценку каждым учеником собственной деятельности на уроке. | Оценивают свою работу и степень усвоения материалы. | | Личностные: Оценивать свои успехи в изучении математики, намечать пути устранения трудностей. |
Учебник. Математика. 1 класс. 2 часть