СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Способствовать развитию умений соотносить единицы измерения площади, сравнивать их, определять количество квадратных сантиметров в квадратном дециметре, решать текстовые задачи

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока математики»

Урок 44
Единица площади – квадратный дециметр
(учебник, с. 66–67; рабочая тетрадь, с. 46–47; диск)

Цель деятельности
учителя

Способствовать развитию умений соотносить единицы измерения площади, сравнивать их, определять количество квадратных сантиметров в квадратном дециметре, решать текстовые задачи на нахождение четвертого пропорционального и геометрические задачи на нахождение площади фигуры

Тип урока

Изучение новых знаний и способов действий

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): познакомятся с единицей площади – квадратным дециметром, его условным обозначением; научатся записывать условное обозначение единиц площади, соотносить единицы измерения площади, сравнивать их, определять количество квадратных сантиметров
в квадратном дециметре, решать текстовые и геометрические задачи.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;
научатся слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, пользоваться учебником.

Личностные: применяют правила общения, осваивают навыки сотрудничества в учебной деятельности

методы и формы
обучения

Методы: словесный, наглядный, практический.

Формы: фронтальная, индивидуальная

Образовательные
ресурсы

Математика. 3–4 классы: поурочные планы по программе «Школа России». Волгоград: Учитель, 2012.

1 электрон. опт. диск (CD-ROM)

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор

Основные понятия
и термины

Единица площади – квадратный дециметр; условное обозначение (дм2)


Организационная структура (сценарий) урока


Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компо-ненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы
органи-

зации совзаимодей-

ствия

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный
контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Мотивация
(само-опреде-ление)
к учебной деятель-
ности

Эмоциональная, психологическая
и мотивационная под-
готовка
к усвоению изучаемого материала

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность.

Вдаль идет дорога –

Будет знаний много.

Так дерзай, дружок, учись,

Не болтай и не ленись,

Не отлеживай бока –

Пусть дорога нелегка.

Пусть тебе сопутствует…

Слушают учителя.
Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место.

Фронтальная, индивидуальная,
коллективная

К – планируют учебное сотрудничество
с учителем и сверст-никами; оформляют свои мысли в устной форме; вступают
в диалог; обмени-
ваются мнениями.

Л – понимают значение знаний для чело-века; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету

Наблюдение учителя за организацией рабо-
чего места

– Разгадайте ребус и узнайте, что я вам желаю на уроке.

– Удача

II. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания.

Проверяет наличие домашней работы
в тетрадях.

Показывают выполненную домашнюю работу.

Фронтальная, индивидуальная

П – понимают базовые межпредметные и предметные понятия (величина); делают выводы по аналогии и проверяют эти выводы; используют

знаково-символические средства; осознанно и произвольно
строят речевое высказывание.

Р понимают, принимают и сохраняют различные учебные задачи; находят способ решения учебной задачи и выполняют учебные действия в устной
и письменной форме; используют математические термины,
знаки.

К обмениваются
мнениями; умеют
слушать друг друга, строить понятные

Устные ответы,
наблюдения учителя, выполненные задания

2. Целеполагание.

Озвучивает тему, цель урока.

Внимательно слушают.

3. Устный счет

1) «Занимательные рамки».

Выполняют задания.


2) Задачи на смекалку.

а) Даше 14 лет, а Оле 8 лет. Сколько лет было Оле, когда Даше было 9 лет?

б) Коля, Дима и Саша собирали грибы. Дима нашел в 2 раза больше грибов, чем Коля, а Коля – в 3 раза меньше, чем Саша. Сколько грибов нашел

Отвечают на вопросы


каждый из них, если всего они собрали 30 грибов?



для партнера по ком-муникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения про-блемы информации; могут работать в коллективе; уважают мнение других участников образовательного процесса.

Л – осознают свои
возможности в учении; способны адек-ватно рассуждать
о причинах своего

успеха или неуспеха
в учении, связывая успехи с усилиями,
трудолюбием


III. Изучение нового материала

Знакомство
с дм2

– Какую единицу измерения площади
вы уже знаете?

– Квадратный сантиметр.


– Что такое квадратный сантиметр?

– Площадь квадрата
со стороной 1 см.


– Удобно ли площадь стола, доски
вычислять в квадратных сантиметрах?

– Нет.


– Как быть в этой ситуации?

– Нужна более крупная единица измерения
площади.


– Мы вспомнили, что такое квадратный сантиметр. А не сообразите ли вы, что такое квадратный дециметр?

– Это площадь квадрата
со стороной 1 дм.


Учитель, подтверждая правильность такого ответа и еще раз повторяя его, показывает учащимся модель
квадратного дециметра.

Дежурные раздают учащимся подготовленные для них модели квадратного дециметра, одна
из сторон которых раз-графлена на квадратные сантиметры.


– Рассмотрите модель и подумайте, как можно найти площадь этого квадрата
в квадратных сантиметрах.

– Нужно 10 · 10, получится 100 см2

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7



Записывает на доске, а учащиеся
в тетрадях соотношение:
1 дм
2 = 100 см2





IV. Закрепление изученного мате-
риала

Работа
по учебнику: чтение вводной статьи.

– Откройте учебник на с. 66, прочитайте вводную статью.

– Выполните задания № 1–3.

Читают статью.


Выполняют задания
(с комментированием).

Физкультминутка

Организует проведение физкультминутки

Выполняют упражнения согласно инструкции
учителя

V. Практическая деятельность

1. Решение задач.

4.

Расход
ткани на один
костюм

Кол-во

костюмов

Расход
ткани на все костюмы

Одинаковый

6

12 м

10

?

7

?



Учащиеся записывают
в виде таблицы и решают самостоятельно
с последующей про-
веркой.

1) 12 : 6 = 2 (м) –
на 1 костюм.

2) 2 · 10 = 20 (м) –
на 10 костюмов.

3) 2 · 7 = 14 (м) –
на 7 костюмов.

Ответ: 20 метров ткани потребуется на 10
костюмов; 14 метров
ткани потребуется
на 7 костюмов.

Фронтальная, индивидуальная

П – осуществляют
анализ, синтез, срав-нение, обобщение,
моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т. д.); устанавливают причинно-следственные связи.

Р осуществляют
контроль, волевую
саморегуляцию
при возникновении затруднений.

К понимают различные подходы к реше-

Устные ответы,
записи
в тет-
ради

2. Решение примеров.

– Выполните задание № 6.

Самостоятельно решают примеры


нию учебной задачи; задают вопросы для их уточнения, четко
и аргументированно высказывают свои оценки и предло-
жения.

Л – осуществляют смыслообразование


3. Работа
в тетради
на печатной основе.

– В рабочей тетради выполните задания № 121, 122, 124, 126 на с. 46


4*. Задания
из электронного при-
ложения
к учебнику



VI. Итоги урока. Рефлексия деятель-
ности

Обобщение полученных на уроке
сведений.

Заключительная беседа.

Выставление оценок

– Что сегодня изучили, вспомнили,
повторили?

– Где можно применить полученные знания?

– Какое значение они имеют для вас?

– Что по этой теме вам кажется непонятным?

Отвечают на вопросы. Делают выводы

Фронтальная, индивидуальная

П – ориентируются

в своей системе
знаний.

Р оценивают собственную деятельность
на уроке.

Л – проявляют интерес к предмету

Устные ответы

VII. Домашнее задание

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Учебник, с. 67, № 7–8

Задают уточняющие
вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Р – принимают
и сохраняют учебные задачи



Урок 45
Сводная таблица умножения
(учебник, с. 68; рабочая тетрадь, с. 48–49)

Цель деятельности
учителя

Способствовать развитию умений составлять сводную таблицу умножения, различать четные и нечетные
числа, решать текстовые задачи на кратное сравнение, соблюдать порядок выполнения действий в числовых
выражениях со скобками и без скобок, сравнивать предметы (во сколько раз меньше или больше)

Тип урока

Комплексное применение знаний и способов действий

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся составлять сводную таблицу
умножения, решать текстовые задачи на нахождение четвертого пропорционального и кратное сравнение чисел, выполнять действия в выражениях со скобками и без скобок, сравнивать предметы (во сколько раз меньше или больше).

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;
научатся слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, пользоваться учебником.

Личностные: понимают значение математики в жизни и деятельности человека

методы и формы
обучения

Методы: словесный, наглядный, практический.

Формы: фронтальная, индивидуальная

Образовательные
ресурсы

Математика. 3–4 классы: поурочные планы по программе «Школа России». Волгоград: Учитель, 2012.

1 электрон. опт. диск (CD-ROM)

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор

Основные понятия
и термины

Сводная таблица умножения


Организационная структура (сценарий) урока


Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компо-ненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы
органи-

зации совзаимодей-

ствия

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный
контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Мотивация
(само-опреде-ление)
к учебной деятель-
ности

Эмоциональная, психологическая
и мотивационная под-
готовка
к усвоению изучаемого материала

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность.

Рано солнышко встает

И спешит скорей в обход.

– Как, ребятушки, живете?

Как здоровье, как животик?

Одолела вас дремота?

Шевельнуться неохота?

Всем командую: «Подъем!»,

Мы уроки проведем

Слушают учителя.
Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место

Фронтальная, индивидуальная

К – планируют учебное сотрудничество
с учителем и сверст-

никами.

Л – понимают значение знаний для чело-века; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету

Наблюдение учителя за организацией рабо-
чего места

II. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания.

Проверяет наличие домашней работы
в тетрадях.

Показывают выполненную домашнюю работу.

Фронтальная, индивидуальная

П – фиксируют мате-матические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символи-ческой форме (на мо-делях); осознанно
и произвольно строят

Устные ответы,
наблюдения учителя, выпол-

2. Целеполагание.

– Откройте учебник на с. 68, определите тему и цель урока.

Формулируют тему, цель урока.

3. Устный счет

«Цепочка».

Выполняют задания.

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7



– 6.


речевое высказы-
вание.

Р ориентируются

в учебнике; контро-
лируют учебные
действия.

К обмениваются
мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получе-

ния необходимой для решения проблемы информации.

Л – способны адекватно рассуждать о при-чинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудо-
любием

ненные задания


– Даны числа: 4, 5, 7, 8, 9, 12. Каждое четное число уменьшите в 2 раза,
а нечетное увеличьте в 9 раз.

Перед выполнением задания должны вспомнить, какие числа называются четными, а какие –
нечетными.


– Выполните задание № 6

Рассматривают рисунок, составляют задачу и отвечают на вопрос: «Во сколько раз бабочек меньше, чем стрекоз?»

III. Изучение нового материала

1. Составление сводной таблицы умно-
жения.

– Рассмотрите таблицу, данную в начале книги на обороте ее обложки.


– Составим таблицу, по которой легко найти произведение любых двух
однозначных чисел от 1 до 9 (запись
выполняется на доске)
.

– Умножим теперь каждое из этих чисел на 2 и запишем полученные произведения во второй строке.

– Полученное произведение надо записывать под тем числом, которое умножали.

1 2 3 4 5 6 7 8 9

2 4 6 8 10 12 14 16 18

Записывают в тетрадях.

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7



– Теперь будем умножать числа верхнего ряда (подчеркнем его) на 3 и записывать полученные произведения в третьей строке и т. д.

Записывают на уроке еще 2 строки из таблицы, а заканчивают эту работу дома.




2. Работа
по таблице Пифагора

Вывесить плакат с таблицей Пифагора, показать, где дана эта таблица
в учебнике.

– В какой по счету строке будут запи-
саны произведения при умножении
на 7 и т. д.

Сначала у доски, а потом и самостоятельно по своим таблицам по заданию учителя находят произведения, которые получаются при умножении на 7, 8, 9

IV. Закрепление изученного мате-
риала

Решение
примеров.

– Выполните задание № 1.

Записывают ответы
с последующей проверкой на обороте обложки учебника.

Физкультминутка

Организует проведение физкультминутки

Выполняют упражнения согласно инструкции
учителя

V. Практическая деятельность

1. Решение задач.

2 (с комментированием).

Сначала следует разобрать задачу
с первым вопросом.

С помощью учащихся учитель запи-
сывает ее кратко (в виде таблицы)
на доске.

Решают задачу самостоятельно, а вызванный
ученик записывает решение на доске.

Фронтальная, индивидуальная

П – осуществляют
анализ, синтез, срав-нение, обобщение,
сериацию, классифи-кацию; моделируют
и преобразовывают
модели разных типов

Устные ответы,
записи
в тет-
ради

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7



Кол-во чашек
в одном наборе

Кол-во

наборов

Общее кол-во чашек

Одинаковое

9

54 ч.

5

?

?

60 ч.

1) 54 : 9 = 6 (ч.) – в 1 наборе.

2) 6 · 5 = 30 (ч.) – в 5 наборах.

3) 60 : 6 = 10 (н.) – из 60 чашек.

Ответ: 30 чашек в 5 наборах.
10 наборов получится из 60 чашек.



(схемы, знаки и т. д.); строят логические цепи рассуждений, доказательства; используют математические термины, символы
и знаки.

Р находят способ
решения учебной
задачи и выполняют учебные действия
в устной
и письменной форме.

К выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; используют критерии для обоснования своего суждения.

Л – осуществляют смыслообразование; осознают ответственность за общее дело



3.

1) 60 : 6 = 10 (кг) – в ящике.

2) 10 : 5 = 2 (раза).

Ответ: в 2 раза больше было свеклы в одном ящике, чем в корзине.

Составляют план решения задачи и решают ее у доски.

2. Старинная задача «Зайцы
и куры».

– Крестьянин менял зайцев на кур: брал за всяких двух зайцев по три
курицы. Каждая курица несла яйца – третью часть от числа всех куриц.
Крестьянин, продавая яйца, брал за каждые 9 яиц по столько копеек, сколько каждая курица снесла яиц, и выручил 72 копейки.


Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7



– Сколько было кур и сколько зайцев?

– Крестьянин выменял
18 кур, а зайцев у него
было 12.




3. Работа
в тетради
на печатной основе.

– В рабочей тетради выполните задания № 127, 129 на с. 48

Выполняют задания

4*. Задания
из электронного при-
ложения
к учебнику



VI. Итоги урока. Рефлексия деятель-
ности

Обобщение полученных на уроке
сведений.

Заключительная беседа.

Выставление оценок

– Ребята, что мы делали сегодня
на уроке?

– Что еще повторяли на уроке?

– Где могут пригодиться эти знания
в жизни?

Отвечают на вопросы. Делают выводы и обобщения

Фронтальная, индивидуальная

П – ориентируются

в своей системе
знаний.

Р оценивают собственную деятельность
на уроке.

Л – проявляют интерес к предмету

Устные ответы

VII. Домашнее задание

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Учебник, с. 68, № 5.

Рабочая тетрадь, с. 49, № 131, 133, 134

Задают уточняющие
вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!