1. Мотивация к учебной деятельности. | - Здравствуйте, ребята. Сегодня урок математики проведу у вас я. Зовут меня Элина Анатольевна. У предметов свойства есть. Сколько их? Не перечесть! Вспоминайте вместе с нами, Называйте свойства сами! ⁃ Какие свойства предметов вы знаете? ⁃ Сегодня на уроке вы продолжите изучение математических свойств. Что самое главное при изучении нового? | Внимательно слушают Проверяют готовность к уроку - Цвет, назначение, размер, форма, количество, расположение. - Постараться новое «открыть» самим, побывать в учебной деятельности. | Регулятивные УУД: Самостоятельно организовывать свое рабочее место. |
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. | - На наш урок пришли лесные жители - гномы. Они тоже хотят учиться. Два гнома слышали, что вы знаете свойства предметов и умеете работать с таблицами. Они приготовили задание, но пока шли из леса, часть карточек потеряли. Им нужна ваша помощь. ⁃ Откройте рабочую тетрадь: страница 24, задание Nº 1 (PT). ⁃ Проведите пальчиком по столбцу, где живут круги. ⁃ Проведите пальчиком по синим фигурам. Расскажите, где расположены синие фигуры? ⁃ Какие ещё фигуры занимают данную таблицу? ⁃ Какого цвета фигуры в таблице? ⁃ Опишите, где расположен зелёный треугольник. ⁃ А какая фигура живёт в четвёртой строке и третьем столбце? ⁃ А вы увидели порядок, по которому расположены все фигуры в таблице? Кто может о нём рассказать? ⁃ По какому ещё правилу расположены фигуры? Кто заметил? ⁃ Гномы просят помочь им записать этот порядок в таблице, чтобы каждая фигура располагалась на своём месте. Какие у вас есть предложения? ⁃ Нашим кругам надоело стоять во втором столбике. Они превратились в бусинки и составили цепочку. К ним присоединилась их подруга — жёлтая бусинка. Учитель чертит линию, имитирующую ниточку для цепочки, и располагает на ней бусинки. - Определите начало цепочки. ⁃ Бусинки никак не могли решить, кому быть первой. Как располагаются бусинки в цепочке, если первой будет синяя? ⁃ А если - красная? ⁃ Бусинки так долго спорили, кому же из них быть первой, тянули нитку в свою сторону, что нитка не выдержала и порвалась. Гном собрал спорщиц и положил их в мешочек. Учитель вешает на доску картинку мешочка, снимает с нитки бусинки и помещает их в мешок. - Ребята, откройте рабочую тетрадь на странице 24, обратите внимание на задание №2. ⁃ Бусинки очень боятся, что одна из них потерялась. Сравните бусинки в мешке и в цепочке. Что вам поможет? Учитель открывает на доске эталон сравнения. ⁃ Расскажите по схеме, как вы будете сравнивать? Действия выполняйте мысленно. ⁃ Значит, в мешке сейчас находятся те же бусинки, что были в цепочке. А что изменилось? ⁃ Можно ли в мешочке определить, какая из них первая, а какая вторая? ⁃ Они рассыпались и теперь лежат в беспорядке. Давайте наведем порядок и составим новые бусы. ⁃ Какая бусинку ты выберешь первой? Учитель выбирает бусинку таким образом, чтобы порядок бусин в цепочке получился отличным от предыдущего, и нанизывает её на нитку. ⁃ Какая бусинка будет третьей, четвертой? ⁃ Вот теперь бусинки находятся в цепочке и располагаются в порядке. Учитель помещает над цепочкой карточку со словом «порядок». ⁃ Чем отличаются первая и вторая цепочки? ⁃ Ребята, что вы повторили? ⁃ Было ли что-то новое? ⁃ Что же нового будет на уроке? ⁃ Гномы решили купить билеты в Лесной театр. Они встали в очередь. Рассмотрите, кто за кем стоит. Работа ведётся по учебнику: страница 24, задание Nº 1. ⁃ Молодцы, вы замечательно справились с заданием. Ваше объяснение получилось очень длинным. Попробуйте рассказать в письме в вашей рабочей тетради: страница 24, задание Nº 3 (РТ), в каком порядке стоят гномы за билетами. На выполнение задания дается 2 минуты. ⁃ У кого нет ответа? Что вы не смогли сделать? ⁃ У кого есть ответ? Вы можете обосновать, что отметили правильный порядок? ⁃ Кто же из вас прав? | Открывают рабочую тетрадь. Проводят пальцем по столбцу, где живут круги. - Они живут во второй строке. - Треугольники, квадраты. - Синего, красного, зелёного. - Во втором столбце, в третьей строке. - Красный квадрат. - Все треугольники живут во втором столбце, квадраты - в третьем, круги живут в четвёртом столбце. - Синие фигуры живут во второй строке, зелёные - в третьей, в нижней строке расположены красные фигуры. - В первой строке нарисовать фигуры, в первом столбце - отметить цвет. Учащиеся рисуют в рабочих тетрадях треугольник и квадрат, в первом столбце третью ячейку закрашивают зелёным цветом, четвёртую - красным. - Нет узелка, не знаем, где начало. - Синяя бусинка, зеленая, желтая и красная бусинки. - Красная бусинка, желтая, зеленая и синяя бусинки. - Схема сравнения. - Соединяю одни и те же бусинки ниточками. Всем бусинкам есть пара. Можно поставить знак «=». - Они были на ниточке, а теперь лежат в мешочке. - Нет, нельзя. Один ученик выходит к доске. Учитель достает толстую нитку и дает ему бусины из мешка. Ученик выбирает бусинку и нанизывает ее на нитку. - Я выберу вторую бусинку. Дети называют бусинки, а учитель нанизывает их на нитку и прикрепляет цепочку к доске. - Порядком бусин. - Свойства предметов, особенно расположение, сравнение групп предметов. - Да, мы составляли цепочки из кругов в различном порядке. - Мы будем изучать порядок. - Я не могу описать порядок, в котором стоят гномы. - Мы не можем этого сказать. | Регулятивные УУД: Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. |
3. Проблемное объяснение нового знания. | ⁃ Какое задание вы выполняли? ⁃ Справились ли вы с этим заданием? ⁃ Где же затруднение, если у нас были предложены варианты? ⁃ Почему? ⁃ Чему же будем учиться на уроке? ⁃ Темой нашего урока сегодня будет: «Порядок». ⁃ Что надо сделать для того, чтобы эталон был всем понятен? ⁃ О чём мы можем договориться? ⁃ Итак, вспомним, как мы рассказывали, в каком порядке стоят гномы. Что мы делали вначале? ⁃ Обозначим, как мы договаривались, первого гномика точкой. Учитель рисует на доске, дети выстраивают схему в рабочих тетрадях в клетку простым карандашом. ⁃ Как обозначить второго гнома, третьего, четвертого? На доске и на листках у детей появляется рисунок. Учитель продолжает составление схемы. ⁃ Сколько гномов может стоять в очереди? ⁃ А по нашей схеме можно составить цепочку только из 4 гномов. Как показать, что их может быть больше? ⁃ Используем для этого дополнительную стрелочку. Учитель помещает карточку «Порядок» над схемой. ⁃ Порядок – это еще одно математическое свойство, обозначающее определенное расположение предметов. Поэтому уменьшим нашу схему и поместим в эталон свойств предметов рядом со свойством «расположение». Ученик помещает карточку с уменьшенной схемой в эталон. Учитель раздает учащимся эталон. ⁃ Удалось вам преодолеть затруднение? ⁃ Достаточно ли мы с вами поработали? | - Мы должны были описать порядок, в котором стоят гномы. - Кто-то предложил свой вариант, некоторые не смогли выполнить. - Мы не можем доказать правильность. - У меня нет эталона, с помощью которого можно описать порядок. - Узнать, как обозначать порядок. - Составить его вместе. - Как будем обозначать наши действия. - Выбирали, какой гном стоит первым. - Двумя точками, тремя, четырьмя. - Разное количество. - … - Да. - Нет, нужно закрепить наши знания и проверить себя, как мы их усвоили. | Познавательны УУД: Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания. Познавательны УУД: Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике. |
4. Первичное закрепление во внешней речи. | ⁃ Прежде, чем отдать гномам эту схему, проверьте, удобно ли ею пользоваться. Что обозначено одной точкой? ⁃ Как обозначен второй гном? ⁃ Что обозначено стрелочками? Учитель размещает на доске увеличенный вариант задания Nº 2, стр. 24. ⁃ Гномы купили билеты на спектакль, и все заняты приготовлениями. Малыши так торопятся, что не успевают убрать за собой игрушки. Давайте поможем им собрать пирамидки. Сначала определим, детали, какой пирамиды расположены на верхнем рисунке? Эта пирамида слева. - В каком порядке расположены её колечки? ⁃ Вы будете работать в тетрадях в клетку. Как узнать, каким цветом будете раскрашивать точки? ⁃ Кто расскажет малышам, как нужно собрать пирамидку? ⁃ Рассмотрите вторую схему. В каком порядке расположены детали пирамидки: увеличения или уменьшения? Объясните свой ответ. ⁃ Вы сейчас будете работать в парах со вторым рисунком. Что вы должны сделать? - Цветными точками в тетрадях вы обозначаете порядок, проговаривая по очереди. | - Первый гном. - Двумя точками. - Порядок. - Сначала самая маленькая деталь, а потом побольше ⁃ значит в порядке увеличения. - Посмотреть на рисунке, как они раскрашены. Ученик комментирует ход своих рассуждений у доски: «Первая деталь самая маленькая. Она обозначена одной точкой красного цвета. Вторая деталь больше, она обозначена двумя точками, её цвет желтый. Третья деталь еще больше. Я поставлю три точки и раскрашу зеленым цветом, потому что у пирамидки третья деталь зеленая. И т. д.». - Коричневая деталь самая большая, она обозначена шестью точками, потом идет деталь поменьше жёлтого цвета. - Указать расположение деталей пирамиды в порядке уменьшения Учащиеся самостоятельно выполняют задание, работая в парах, и проверяют по образцу. | Регулятивные УУД: Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем. Регулятивные УУД: Корректировать выполнение задания в дальнейшем. Коммуникативные УУД: Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). |
5. Самостоятельная работа с самопроверкой. | ⁃ А теперь я предлагаю вам поработать самостоятельно. Чтобы вы могли сказать себе: я понял, что значит расставлять предметы по порядку. ⁃ Для самостоятельной работы откройте рабочую тетрадь на странице 25, найдите задание Nº 4. Вам надо раскрасить колечки разобранной пирамиды и указать порядок. Предлагаю вам выполнить это задание за 5 минут. Учащиеся самостоятельно выполняют задания и затем проводят самопроверку по образцу. - Если у вас получился такой же результат, поставьте знак «+», если есть несовпадения – знак «?». ⁃ У кого возникли вопросы? Учитель разбирает порядок выполнения задания, чтобы дети определили причину своей ошибки и исправили её. ⁃ Кто теперь выполнил задание верно? ⁃ Молодцы! Какой вы можете сделать вывод? | Поднимают руки. Поднимают руки. - Мы поняли, как указывать порядок. | Регулятивные УУД: Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. Познавательные УУД: Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы Коммуникативные УУД: Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки Коммуникативные УУД: Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. |
6. Включение в систему знаний и повторение. | Nº 3, стр. 25 (У). Задание выполняется устно, фронтально. ⁃ Какие изменения происходят с фигурами? ⁃ А теперь я предлагаю выполнить задание из учебника (Nº 4, стр. 25|55). Задание является контрольным интерактивным. Проверка проводится самими учащимися. - На какие группы ещё можно разбить все флажки? Какие свойства будете использовать? ⁃ Какие действия вы умеете выполнять с предметами? - Потренируемся. Выполните задание из учебника (Nº 5, стр. 25|56). Задание является контрольным интерактивным. Проверка проводится самими учащимися. ⁃ Какой знак поставите в пустом квадрате? Покажите карточку. Объясните свой ответ (P- 14.1). - Посмотрите на второе равенство. Какой знак нужно поставить здесь? Покажите карточку. Кто хочет рассказать, как он получил свой результат? | - Один флажок большой - остальные маленькие; есть треугольные флажки, а есть прямоугольные. Один ученик работает у доски с комментированием. - Складывать и вычитать. | Познавательные УУД: Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы Познавательны УУД: Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы |