СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока математики для 1 класса

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока математики для 1 класса»

Конспект по математике

Тема: Порядок.

Тип урока: Изучение нового материала.

Класс: 1 «В»

УМК: «Перспектива»

Основные цели

Личностные:
1. Создать условия для формирования начальных представлений об учебной деятельности и социальной роли «ученика».
2. Создать условия для формирования опыта успешного сотрудничества со взрослыми и сверстниками и установки на уважительное отношение к учителю, к себе и сверстникам.
Метапредметные:
1. Формировать умение применять правила поведения ученика на уроке в зависимости от функции учителя. Формировать опыт самооценки этих умений (на основе применения соот-ветствующих эталонов).
2. Формировать умение фиксировать прохождение двух этапов учебной деятельности и опыт самооценки этого умения (на основе применения соответствующего эталона).
3. Приобретать первичный опыт анализировать, сравнивать, обобщать, конкретизировать, распределять в группы по заданному признаку на основе применения эталонов, выражать в речи результаты этих операций.
4. Приобретать первичный опыт моделировать - использовать буквенную символику и группы предметов в качестве моделей.
5. Формировать умение проявлять активность в учебной деятельности и оценивать свою активность (на основе применения эталона).
Предметные:
1. Сформировать у учащихся представление о порядке предметов в группе и о способе его задания.
2. Тренировать умение перечислять предметы в заданном порядке, устанавливать связь между порядковыми и количественными числительными.


Оборудование:
1. Набор кругов для составления бус.
2. Эталон свойств предмета.

3. Изображение бус с узелками.
4. Карточка со словом «ПОРЯДОК».
5. Эталон обозначения порядка.
6. Эталон сравнения групп предметов.
7. Образец для выполнения задания в парах.
8. Раздаточные материалы. Карточки со знаками «†» и «-» (можно заменить веером с цифрами).
9. Презентация к уроку 14: слайды 1 - 10.
10. Печатная и электронная форма учебника (1 класс, часть 1).

11. Рабочая тетрадь к учебнику (1 класс, часть 1).
12. Пособие «Построй свою математику» (1 класс, часть 1).











Технологическая карта

Этап урока

Действия учителя

Действия детей

УУД

1. Мотивация к учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня урок математики проведу у вас я. Зовут меня Элина Анатольевна.

У предметов свойства есть.
Сколько их? Не перечесть!
Вспоминайте вместе с нами,
Называйте свойства сами!
⁃ Какие свойства предметов вы знаете?



⁃ Сегодня на уроке вы продолжите изучение математических свойств. Что самое главное при изучении нового?

Внимательно слушают

Проверяют готовность к уроку





- Цвет, назначение, размер, форма, количество, расположение.

- Постараться новое «открыть» самим, побывать в учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.



































- На наш урок пришли лесные жители - гномы. Они тоже хотят учиться. Два гнома слышали, что вы знаете свойства предметов и умеете работать с таблицами. Они приготовили задание, но пока шли из леса, часть карточек потеряли. Им нужна ваша помощь.

⁃ Откройте рабочую тетрадь: страница 24, задание Nº 1 (PT).

⁃ Проведите пальчиком по столбцу, где живут круги.
⁃ Проведите пальчиком по синим фигурам. Расскажите, где расположены синие фигуры?
⁃ Какие ещё фигуры занимают данную таблицу?
⁃ Какого цвета фигуры в таблице?
⁃ Опишите, где расположен зелёный треугольник.
⁃ А какая фигура живёт в четвёртой строке и третьем столбце?
⁃ А вы увидели порядок, по которому расположены все фигуры в таблице? Кто может о нём рассказать?


⁃ По какому ещё правилу расположены фигуры? Кто заметил?



⁃ Гномы просят помочь им записать этот порядок в таблице, чтобы каждая фигура располагалась на своём месте. Какие у вас есть предложения?





⁃ Нашим кругам надоело стоять во втором столбике. Они превратились в бусинки и составили цепочку. К ним присоединилась их подруга — жёлтая бусинка.
Учитель чертит линию, имитирующую ниточку для цепочки, и располагает на ней бусинки.
- Определите начало цепочки.


⁃ Бусинки никак не могли решить, кому быть первой. Как располагаются бусинки в цепочке, если первой будет синяя?
⁃ А если - красная?


⁃ Бусинки так долго спорили, кому же из них быть первой, тянули нитку в свою сторону, что нитка не выдержала и порвалась. Гном собрал спорщиц и положил их в мешочек.

Учитель вешает на доску картинку мешочка, снимает с нитки бусинки и помещает их в мешок.

- Ребята, откройте рабочую тетрадь на странице 24, обратите внимание на задание №2.

⁃ Бусинки очень боятся, что одна из них потерялась. Сравните бусинки в мешке и в цепочке. Что вам поможет?

Учитель открывает на доске эталон сравнения.
⁃ Расскажите по схеме, как вы будете сравнивать? Действия выполняйте мысленно.


⁃ Значит, в мешке сейчас находятся те же бусинки, что были в цепочке. А что изменилось?
⁃ Можно ли в мешочке определить, какая из них первая, а какая вторая?
⁃ Они рассыпались и теперь лежат в беспорядке. Давайте наведем порядок и составим новые бусы.





⁃ Какая бусинку ты выберешь первой?



Учитель выбирает бусинку таким образом, чтобы порядок бусин в цепочке получился отличным от предыдущего, и нанизывает её на нитку.
⁃ Какая бусинка будет третьей, четвертой?




⁃ Вот теперь бусинки находятся в цепочке и располагаются в порядке.

Учитель помещает над цепочкой карточку со словом «порядок».

⁃ Чем отличаются первая и вторая цепочки?
⁃ Ребята, что вы повторили?



⁃ Было ли что-то новое?



⁃ Что же нового будет на уроке?
⁃ Гномы решили купить билеты в Лесной театр. Они встали в очередь. Рассмотрите, кто за кем стоит.
Работа ведётся по учебнику: страница 24, задание Nº 1.
⁃ Молодцы, вы замечательно справились с заданием. Ваше объяснение получилось очень длинным. Попробуйте рассказать в письме в вашей рабочей тетради: страница 24, задание Nº 3 (РТ), в каком порядке стоят гномы за билетами.
На выполнение задания дается 2 минуты.

⁃ У кого нет ответа? Что вы не смогли сделать?
⁃ У кого есть ответ? Вы можете обосновать, что отметили правильный порядок?
⁃ Кто же из вас прав?








Открывают рабочую тетрадь.

Проводят пальцем по столбцу, где живут круги.

- Они живут во второй строке.



- Треугольники, квадраты.


- Синего, красного, зелёного.

- Во втором столбце, в третьей строке.

- Красный квадрат.


- Все треугольники живут во втором столбце, квадраты - в третьем, круги живут в четвёртом столбце.

- Синие фигуры живут во второй строке, зелёные - в третьей, в нижней строке расположены красные фигуры.

- В первой строке нарисовать фигуры, в первом столбце - отметить цвет.

Учащиеся рисуют в рабочих тетрадях треугольник и квадрат, в первом столбце третью ячейку закрашивают зелёным цветом, четвёртую - красным.








- Нет узелка, не знаем, где начало.

- Синяя бусинка, зеленая, желтая и красная бусинки.


- Красная бусинка, желтая, зеленая и синяя бусинки.












- Схема сравнения.





- Соединяю одни и те же бусинки ниточками. Всем бусинкам есть пара. Можно поставить знак «=».

- Они были на ниточке, а теперь лежат в мешочке.


- Нет, нельзя.





Один ученик выходит к доске. Учитель достает толстую нитку и дает ему бусины из мешка.

Ученик выбирает бусинку и нанизывает ее на нитку.

- Я выберу вторую бусинку.





Дети называют бусинки, а учитель нанизывает их на нитку и прикрепляет цепочку к доске.





- Порядком бусин.

- Свойства предметов, особенно расположение, сравнение групп предметов.

- Да, мы составляли цепочки из кругов в различном порядке.
- Мы будем изучать порядок.













- Я не могу описать порядок, в котором стоят гномы.



- Мы не можем этого сказать.






































Регулятивные УУД:

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

3. Проблемное объяснение нового знания.

⁃ Какое задание вы выполняли?



⁃ Справились ли вы с этим заданием?



⁃ Где же затруднение, если у нас были предложены варианты?
⁃ Почему?



⁃ Чему же будем учиться на уроке?


⁃ Темой нашего урока сегодня будет: «Порядок».
⁃ Что надо сделать для того, чтобы эталон был всем понятен?
⁃ О чём мы можем договориться?


⁃ Итак, вспомним, как мы рассказывали, в каком порядке стоят гномы. Что мы делали вначале?
⁃ Обозначим, как мы договаривались, первого гномика точкой.



Учитель рисует на доске, дети выстраивают схему в рабочих тетрадях в клетку простым карандашом.
⁃ Как обозначить второго гнома, третьего, четвертого?
На доске и на листках у детей появляется рисунок.

Учитель продолжает составление схемы.
⁃ Сколько гномов может стоять в очереди?
⁃ А по нашей схеме можно составить цепочку только из 4 гномов. Как показать, что их может быть больше?
⁃ Используем для этого дополнительную стрелочку.

Учитель помещает карточку «Порядок» над схемой.
⁃ Порядок – это еще одно математическое свойство, обозначающее определенное расположение предметов. Поэтому уменьшим нашу схему и поместим в эталон свойств предметов рядом со свойством «расположение».
Ученик помещает карточку с уменьшенной схемой в эталон.
Учитель раздает учащимся эталон.
⁃ Удалось вам преодолеть затруднение?
⁃ Достаточно ли мы с вами поработали?



- Мы должны были описать порядок, в котором стоят гномы.

- Кто-то предложил свой вариант, некоторые не смогли выполнить.

- Мы не можем доказать правильность.

- У меня нет эталона, с помощью которого можно описать порядок.

- Узнать, как обозначать порядок.



- Составить его вместе.


- Как будем обозначать наши действия.

- Выбирали, какой гном стоит первым.









- Двумя точками, тремя, четырьмя.




- Разное количество.

- …
















- Да.

- Нет, нужно закрепить наши знания и проверить себя, как мы их усвоили.

Познавательны УУД:

Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.


Познавательны УУД:

Отвечать на простые  и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

Физкультминутка

⁃ Давайте для начала немного отдохнем. Вспомните, в каком порядке мы выполняем движения в игре «Счет через 2».

- Хлопаем в ладоши сначала сами, а потом - друг с другом.


4. Первичное закрепление во внешней речи.

⁃ Прежде, чем отдать гномам эту схему, проверьте, удобно ли ею пользоваться. Что обозначено одной точкой?
⁃ Как обозначен второй гном?
⁃ Что обозначено стрелочками?
Учитель размещает на доске увеличенный вариант задания Nº 2, стр. 24.
⁃ Гномы купили билеты на спектакль, и все заняты приготовлениями. Малыши так торопятся, что не успевают убрать за собой игрушки. Давайте поможем им собрать пирамидки. Сначала определим, детали, какой пирамиды расположены на верхнем рисунке? Эта пирамида слева.

- В каком порядке расположены её колечки?



⁃ Вы будете работать в тетрадях в клетку. Как узнать, каким цветом будете раскрашивать точки?
⁃ Кто расскажет малышам, как нужно собрать пирамидку?











⁃ Рассмотрите вторую схему. В каком порядке расположены детали пирамидки: увеличения или уменьшения? Объясните свой ответ.


⁃ Вы сейчас будете работать в парах со вторым рисунком. Что вы должны сделать?


- Цветными точками в тетрадях вы обозначаете порядок, проговаривая по очереди.

- Первый гном.



- Двумя точками.

- Порядок.



- Сначала самая маленькая деталь, а потом побольше
⁃ значит в порядке увеличения.

- Посмотреть на рисунке, как они раскрашены.

Ученик комментирует ход своих рассуждений у доски: «Первая деталь самая маленькая. Она обозначена одной точкой красного цвета. Вторая деталь больше, она обозначена двумя точками, её цвет желтый. Третья деталь еще больше. Я поставлю три точки и раскрашу зеленым цветом, потому что у пирамидки третья деталь зеленая. И т. д.».

- Коричневая деталь самая большая, она обозначена шестью точками, потом идет деталь поменьше жёлтого цвета.

- Указать расположение деталей пирамиды в порядке уменьшения

Учащиеся самостоятельно выполняют задание, работая в парах, и проверяют по образцу.

Регулятивные УУД:

Соотносить выполненное задание  с образцом, предложенным учителем.


Регулятивные УУД:

Корректировать выполнение задания в дальнейшем.


Коммуникативные УУД:

Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

5. Самостоятельная работа с самопроверкой.

⁃ А теперь я предлагаю вам поработать самостоятельно. Чтобы вы могли сказать себе: я понял, что значит расставлять предметы по порядку.
⁃ Для самостоятельной работы откройте рабочую тетрадь на странице 25, найдите задание
Nº 4. Вам надо раскрасить колечки разобранной пирамиды и указать порядок. Предлагаю вам выполнить это задание за 5 минут.
Учащиеся самостоятельно выполняют задания и затем проводят самопроверку по образцу.

- Если у вас получился такой же результат, поставьте знак «+», если есть несовпадения – знак «?».
⁃ У кого возникли вопросы?
Учитель разбирает порядок выполнения задания, чтобы дети определили причину своей ошибки и исправили её.
⁃ Кто теперь выполнил задание верно?
⁃ Молодцы! Какой вы можете сделать вывод?




















Поднимают руки.




Поднимают руки.

- Мы поняли, как указывать порядок.

Регулятивные УУД:

Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.


Познавательные УУД:

Наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы


Коммуникативные УУД:

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки


Коммуникативные УУД:

Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

6. Включение в систему знаний и повторение.

Nº 3, стр. 25 (У).
Задание выполняется устно, фронтально.
⁃ Какие изменения происходят с фигурами?
⁃ А теперь я предлагаю выполнить задание из учебника (Nº 4, стр. 25|55).
Задание является контрольным интерактивным. Проверка проводится самими учащимися.
- На какие группы ещё можно разбить все флажки? Какие свойства будете использовать?



⁃ Какие действия вы умеете выполнять с предметами?

- Потренируемся. Выполните задание из учебника (Nº 5, стр. 25|56).
Задание является контрольным интерактивным. Проверка проводится самими учащимися.
⁃ Какой знак поставите в пустом квадрате? Покажите карточку. Объясните свой ответ
(P- 14.1).
- Посмотрите на второе равенство. Какой знак нужно поставить здесь? Покажите карточку.
Кто хочет рассказать, как он получил свой результат?









- Один флажок большой - остальные маленькие; есть треугольные флажки, а есть прямоугольные.

Один ученик работает у доски с комментированием.

- Складывать и вычитать.

Познавательные УУД:

Наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы


Познавательны УУД:

Отвечать на простые  и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы

7. Итог урока.

⁃ С каким новым знанием вы познакомились на уроке?
⁃ Покажите, каким опорным сигналом будете его обозначать.
⁃ Вы сегодня оба этапа учебной деятельности выполнили? Обоснуйте свой ответ.
⁃ Наши гости, гномы, благодарят вас за сегодняшний урок. Они с удовольствием посмотрели спектакль в Лесном театре.
⁃ Если у вас сегодня все получалось, и вы при работе в парах, и при выполнении самостоятельной работы не допустили ошибок – улыбнитесь.

Учитель озвучивает результат работы класса.
- Спасибо за урок!

- С обозначением порядка.




Ответы детей.