СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 10.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока. Мхи

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок -путешествие, учащиеся на тематических остановках знакомятся с новым материалом. Урок соответствует фгосам.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока. Мхи»

Тема "Отдел Моховидные"

Цели урока: сформировать представления и знания, умения по теме отдел Моховидные.

Задачи. Обучающие:

- раскрыть особенности организации моховидных (распространение, места обитания, питание, размножение) на примере представителей зеленых и сфагновых мхов,

- рассмотреть признаки усложнения в их строении по сравнению с водорослями;

развивающие:

- продолжить формирование умений узнавать представителей моховидных, сравнивать их между собой и с водорослями,

- уметь обосновывать более сложную организацию мхов по сравнению с водорослями;

- развивать навыки работы с компьютером, тестами, умение составлять схемы;

воспитывающие:

- воспитывать у учащихся бережное отношение   к природе,

- воспитывать чувство взаимовыручки

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся узнают о моховидных как представителях высших споровых растений, их разнообразии, размножении и значении в природе и жизни человека.

Метапредметные: учащиеся учатся самостоятельно проводить исследования в ходе лабораторной работы и на основе анализа полученных результатов делать выводы.

Личностные: у учащихся формируется научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растений и установления усложнений в их строении.

Основные понятия урока: моховидные, печёночные мхи, листостебельные мхи, протонема.

Тип урока:

- урок изучения и первичного закрепления новых знаний; комбинированный урок, урок-путешествие

Методы и методические приемы:

- о бъяснительно-иллюстративный метод, интерактивные методы, метод проблемного изложения, частично-поисковый метод.

- рассказ, диалог, мини-исследование, мозговой щтурм, лабораторный практикум.

Оборудование: интерактивная доска, флэш-ролик “Созревание спор у кукушкина льна”, видео-файл “Кукушкин лен”, набор пластиковых таблиц “Размножение кукушкина льна”, гербарии зеленых, бурых и красных водорослей, кукушкина льна и сфагнума; термины на доске, тестовое задание на листках у каждого ученика, карточки с заданиями. Микроскопы.микробиологическое оборудование, микропрепараты “Мох сфагнум”, коллекции торфа.

План урока

1. Организационный момент 

2. Актуализация прежних знаний (комбинированный опрос по теме “Водоросли”):

Тело водорослей состоит из стеблей, листьев и корней (нет)

Клетки водорослей имеют пластиды – хроматофор (да)

Водоросли размножаются половым и бесполым способом (да)

Спорофит – это растения, которое образует споры (да)

Гаметофит – это растение, которое образует гаметы (да)

Хлорелла относится к многоклеточным водорослям (нет)

Спирогира относится к отделу зеленных водорослей (да)

К отделу бурые водоросли относится Ламинария (да)

Фитопланктон – это одноклеточные водоросли которые обитают в толще воды (да)

Ламинарию используют для очистки рек, прудов и озер (нет)

Ризоиды – это выросты водорослей, которые служат для прикрепления к грунту (да)

Установите соответствие между тканями высших растений и их функциями.

Ткани

Функции

А) Покровная

1. Рост организма

Б) Образовательная

2. Запасание питательных веществ

В) Проводящая

3. Выделение веществ

Г) Механическая

4. Защита

Д) Секреторная

5. Опора

Е) Основная

6. Транспорт питательных веществ, воды, продуктов фотосинтеза.

Дайте определение понятий:

Ткань -

Орган -

Репродуктивный орган -

Спорангий -

Спора -

Эмбриональный период -

Постэмбриональный период -

3. Изучение нового материала: отгадать загадку

- Меж клюквы и морошки,
Среди лесных болот,
На кочке, на ножке
Куда не глянь растет.
Он снизу - беловатый,
Повыше - зеленей.

Коль нужно будет ваты.
Нарви его скорей.
На кустиках поляны
Подсушен в летний зной,
Он партизанам раны.
Лечил в глуши лесной. (Мох).

Вступительное слово учителя: Сегодня мы с вами отправимся в страну Мхов

Целью (могут назвать дети) нашего урока будет изучение строения, многообразия и значения мхов.

(Записывает число и тему урока в тетрадь)

Первая остановка с этой стране – станция Историческая

- Какая группа водорослей появилась в процессе эволюции позже других? (Бурые)

- Что говорит об их прогрессивности по сравнению с зелеными водорослями? (Разделение таллома на части, схожими с вегетативными органами)

- Могли ли водоросли эволюционировать дальше при появлении больших участков суши на Земле и обмелении крупных водоёмов? (дали начало первым наземным растениям – псилофитам)

- Почему псилофиты могли находиться вне воды, а водоросли нет? (Слайд)

Мозговой штурм. (Поисковая беседа с классом)

Сравним водоросли вне воды и псилофиты на суше.

Что вы наблюдаете?

С чем связана неспособность водорослей держать тело вертикально?

Почему псилофитам это необходимо?

Что можно сказать о родстве водорослей и псилофитов?

- Псилофиты-первые наземные растения, которые дали начало мхам, хвощам и плаунам. Сами же исчезли из природы. Их считают переходным звеном эволюции.

Вторая станция – Географическая

Рассмотрим видеофрагмент – Маршанция, Сфагнум и другие и ответим на вопросы:

  1. Какие условия благоприятны для произрастания мхов?

  2. С чем это связано?

  3. Почему происходит заболачивание леса в местах произрастания мха сфагнум?

Живут мхи во влажных местах, так как размножение связано с водной средой. Мхи покрывают почву сплошным ковром, которая задерживает атмосферную влагу, что вызывает заболачивание леса

Третья станция – Исследовательская

представим себя лаборантами исследовательского института и изучим детальное строение и особенности процессов жизнедеятельности мхов

Моховидные – обширная группа растений, очень разнообразных по внешнему строению. Во всем мире их насчитывается около 27 тысяч видов. Среди высших растений по количеству видов они занимают второе место после цветковых.

Наука, изучающая мхи, называется бриология.

Моховидные представляют собой очень древнюю группу в царстве растений. Почти все они - многолетние растения.

Мхи делятся на Печеночные мхи (примитивные, состоящие из слоевища) и Листостебельные мхи

Кукушкин лен часто встречается в хвойных лесах, около сфагновых болот, в сырых местах. Многолетние крупные растения этого вида (9-15 см в длину), имеют коричневые стебельки, покрытые темно-зелеными листьями, растущие группами, нередко покрывают обширные площади в лесной зоне и в тундре. Появление на почве кукушкина льна – сигнал, предупреждающий о возможном заболачивании почвы. Кукушкин лен может создавать большие и плотные покровы почвы, что способствует накоплению воды. В местах поселения кукушкина льна, накапливающего влагу, вскоре может поселиться мох-сфагнум, который в отличие от кукушкина льна иногда называют в народе белым мхом.

Сфагнум — многолетнее растение с сильно ветвящимся стеблем. В отличие от кукушкина льна и других зеленых мхов сфагнум не имеет ризоидов. Стебель и ветви покрыты мелкими светло-зелеными листьями.

- А теперь познакомимся с детальным строением мха Кукушкин лен и Мха Сфагнум

А. Рассмотрите гербарий “Кукушкин лен” и сравните с рисунком на слайде. (Слайд)

- Какие части вы можете назвать у мха? (Ризоиды, стебель с маленькими листьями, коробочка со спорами)

Б. Рассмотрите гербарий “Белый мох Сфагнум” и сравните с рисунком на слайде (Слайд

- Что можно сказать о строении сфагнума? (Отсутствие ризоидов, разветвленный стебель, покрытый мелкими листьями – чешуйками, округлая коробочка со спорами)

Г. Перед нами встает проблема, решив которую, мы узнаем важные сведения о сфагнуме.

- Почему сфагнум приводит к заболачиванию низинных участков леса? (Слайд)

Выполните опыт со сфагнумом, работая в паре.

Ход выполнения опыта

1. Взять 10 грамм сухого сфагнума и залить 250 граммами воды.

Что наблюдаете? Куда делась вода? Во сколько раз масса вода превышает массу мха?

2. Сделайте то же с обычной губкой, предварительно рассмотрев её в лупу.

С чем связано впитывающее свойство губки? Нет ли таких же пустот в листьях сфагнума?

3. Рассмотрите лист мха под микроскопом. (Слайд )

Сравните увиденное с рисунком на слайде. (Слайд )

Подведем итог.

Каковы ваши выводы и решение проблемы?

Решение проблемы. Благодаря водоносным клеткам мох накапливает и задерживает воду, что с годами приводит к заболачиванию низинных участков постепенно нижняя часть отмирает – эти части отмирающие формируют торф. Процесс торфообразования происходит благодаря отсутствию кислорода, что препятсвует размножению бактерий и гниению (Слайд)

Размножение мхов

- Я предлагаю вам просмотреть ролик о размножении мхов. (Просмотр ролика)

- Какое значение в размножении мхов играет вода?

- Где происходит развитие гамет?

- Как называется это поколение?

- Что происходит после оплодотворения?

- Как называется это поколение?

- Какое поколение преобладает у мхов?

Составим цикл развития мхов

Четвертая станция – экологическаяю

Мы переносимся в лабораторию охраны окружающей среды одного из ведущих научно-исследовательского института где вы попытаетесь рассказать о значении мхов

- Мхи нашли широкое применение. (Cлайд )

  • В топливной промышленности

(Рассмотрите образцы торфа из коллекции)

Торф - особый вид топлива, добывают его, осушая болота.

Иногда на дне болота ждут чудовищные находки - неразложившиеся тела утонувших животных и даже людей.

  • В химической промышленности..

  • В озеленении.

  • В народной медицине.

Интересна история внедрения сфагнума в официальную медицинскую промышленность. На рубеже 19-20 веков сфагнум упаковывался и рассылался по всем губерниям России. Вместе с этими упаковками врачи и фельдшеры получали специальную анкету, в которой они должны были оценить свойства этого нового перевязочного материала. По результатам было выявлено, что практически все врачи высоко оценили сфагнум, его гигроскопичность, рыхлость и его антибактериальные свойства.

Его применяли и во время Великой Отечественной Войны как перевязочный материал. (Слайд )

  • В строительстве.

В Сибири и сейчас высушенный мох применяют при строительстве деревянных домов. (Слайд )

В конце восьмидесятых годов произошло невероятное. Австралийская экспедиция на острове Пасхи обнаружила при раскопках останки средневекового рыцаря, сидевшего на коне. Эти раскопки велись в небольшом болоте. Благодаря консервирующим свойствам торфа, всадник и конь хорошо сохранились. Судя по доспехам, всадник был членом Ливонского ордена (XIII-XVI вв.), а в его кошельке были обнаружены три золотых венгерских дуката чеканки 1326 г.!

Значение в природе.

Положительное:

- заселяют бедные почвы и предохраняют их от эрозии;

- являются накопителями влаги и регуляторами водного баланса прилегающих территорий;

Отрицательное:

- ухудшают продуктивность пахотных земель, вызывая их заболачивание;

- вытесняют на лугах ценные кормовые травы. (Слайд )

4. Закрепление: Что бы вернуться домой из страны мхов выполним тестовые задания с выбором одного правильного ответа

1. Отдел Моховидные относится к …

А) Низшим растениям

Б) Высшим растениям

В) Семенным растениям

Г) Водным растениям

2. Псилофиты - это …

А) Предки Моховидных

Б) Потомки Моховидных

В) Виды мхов

Г) Растения, размножающиеся семенами

3. Моховидные – это …

А) Однолетние растения

Б) Двулетние растения

В) Трехлетние растения

Г) Многолетние растения

4. К Моховидным относится …

А) Хлорелла

Б) Сфагнум

В) Папоротник

Г) Фукус

5. Чем мхи прикрепляются к почве?

А) Ризоидами

Б) Корнями

В) Корневищами

Г) Клубнями

6. Гаметофит – это…

А) Споровое поколение мхов

Б) Семенное поколение мхов

В) Половое поколение мхов

Г) Бесполое поколение мхов

7. Какое растение не относится к Моховидным?

А) Кукушкин лен

Б) Белый мох

В) Печеночный мох

Г) Хвощ полевой

8. Спорофит – это…

А) Споровое поколение мхов

Б) Семенное поколение мхов

В) Половое поколение мхов

Г) Бесполое поколение мхов

9. После оплодотворения на женских растениях кукушкина льна образуется -

А) Плод

Б) Цветок

В) Коробочка

Г) Шишка

10. Зеленые мхи размножаются …

А) Только спорами

Б) Только вегетативно

В) Только семенами

Г) Спорами и вегетативно

11. Отмирающие части мхов образуют …

А) Каменный уголь

Б) Глину

В) Торф

Г) Речной песок

12. Моховидные по типу питания являются …

А) Автотрофами

Б) Гетеротрофами

В) Миксотрофами

Г) Паразитами

Правильные ответы:

1-Б 2-А 3-Г 4-Б 5-А 6-В 7-Г 8-А 9-В 10-Г 11-В 12-А

Найдите ошибки в очерках:

1. Мхи – очень низенькие растеньица. Их слабые корешки не могут всасывать воду с большой глубины, и маленькие размеры помогают ее экономить, поэтому их так много в засушливых районах.

2. Самые маленькие растения – мхи. У многих из них нет стеблей и листьев. Маленькими корешками они прочно прикрепляются к различным поверхностям. При этом расти они, могут в самых неблагоприятных условиях – в пустыне, степи, на стенах, на поверхности металла и даже на ледниках и в темных пещерах.

Вернемся к загадке и объясним биологический смысл подчеркнутых строк:

- Меж клюквы и морошки,
Среди лесных болот,
На кочке, на ножке
Куда не глянь растет.
Он снизу - беловатый,
Повыше - зеленей.

Коль нужно будет ваты.
Нарви его скорей.
На кустиках поляны
Подсушен в летний зной,
Он партизанам раны.
Лечил в глуши лесной. (Мох).

Вывод урока: Мхи – наземные растения, имеют стебель и листья, размножаются спорами, оплодотворение зависит от наличия воды.

Рефлексия лестница успеха




5. Домашнее задание

Прочитать текст учебника стр. 52-56.

Ответить на вопросы после текста.

Подготовить сообщения о применении сфагнума в пчеловодстве и садоводстве.


10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!