Технологическая карта урока №15 по теме: Понятие «ткань»
Учитель: Абрамова Т.П.
5 класс
Тип урока: изучение нового учебного материала
Форма урока: работа в парах, групповая работа , индивидуальная работа
Методы: проблемного обучения, частично-поисковый , словесный.
Термины на уроке: «клетка», «ткань», « межклеточное вещество», « фотосинтезирующая ткань», «покровная ткань», «проводящая ткань», « механическая ткань», « хлоропласты», «проводящая ткань», «кутикула»;
Оборудование: микропрепараты (ткани растений), микроскоп, мультимедийная доска.
Цель урока: Изучит особенности строения тканей растений, научиться распознавать их, расширить представления учеников о строении разных органов растений.
Задачи:
Образовательные: изучить строение растительных тканей; расширить представление учащихся о строении органов растений; систематизировать знания учащихся о строении и жизнедеятельности растительных клеток.
Развивающие: развивать учебные навыки по поиску и систематизации информации; умение перерабатывать полученную информацию и представлять ее графически; развивать умения самостоятельно формулировать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи; четко и правильно формулировать свои мысли.
Воспитательные: формировать культуру умственного труда, вырабатывать коммуникативные качества, прививать бережное отношение к природе, развивать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к растениям.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
Учащиеся должны знать:
— строение ткани;
— особенности строения клеток разных тканей;
— взаимосвязь между и функцией и особенностью строения клетки;
— характерные признаки различных растительных тканей.
Учащиеся должны уметь:
— определять понятия: «клетка», «ткань», « межклеточноу вещество», « фотосинтезирующая ткань», «покровная ткань», «проводящая ткань», « механическая ткань», « хлоропласты», «проводящая ткань», «кутикула»;
— работать с лупой и микроскопом;
— готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;
— распознавать различные виды тканей.
Метапредметные:
Учащиеся должны уметь:
— анализировать объекты под микроскопом;
— сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;
— оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;
— работать с текстом и иллюстрациями учебника.
Личностные:
- способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора;
- Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
-Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | ууд |
1.Организационный этап | Приветствие учителем учащихся. | Подготовка обучающихся к работе на уроке | |
2.Актуализация знаний | На столе отрезки разных типов тканей (они отличаются по цвету, по плотности, по форме и т.д.) Задание: на столах лежат отрезки разных тканей. Покажите их друг другу. Попробуйте распределить их на 5 групп. -Объясните , по какому принципу вы разделили все отрезки тканей на 5 групп. -Как вы думаете, какое отношение имеет слово «ткань» к биологии? | Учащиеся раскладывают отрезки тканей на 5 групп по определенным признакам. Учащиеся отвечают на вопрос учителя, пытаются объяснить. | Познавательные ууд: анализ, синтез, построение логической цепи рассуждений, доказательств. Регулятивные ууд: Умение организовать выполнение заданий учителя; развитие навыков самоанализа и самооценки. Формирование позитивной мотивации и роста интереса к предмету Коммуникативные ууд: Овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных коммуникаций, корректного ведения диалога и дискуссии. |
3.Создание проблемной ситуации | Демонстрирует микропрепараты различных растительного организма (или показывает слайды презентации) -Одинаковы ли клетки рассмотренных микропрепаратов? -Какие отличительные черты разных клеток вам запомнились? -какие особенности имеют клетки, чтобы выполнять определенную функцию?( 2-3 примера) -Какие из перечисленных функций выполняет каждая клетка? -какие функции одна клетка в многоклеточном организме выполнять не может? Как функции клеток связаны с их строением? | Отвечают на вопрос учителя Работают с учебником Отвечают на вопросы учителя | Познавательные ууд: Развиваются навыки по выполнению лабораторной работы по инструктивной карточке и оформление ее результатов. Регулятивные ууд: развитие навыков самоанализа и самооценки; анализируют отличительные черты растительных клеток, их функции; принимают познавательную цель и сохраняют ее при выполнении учебных заданий. Коммуникативные ууд: Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении. |
4 первичное восприятие и усвоение Нового теоретического материала (лабораторная работа№6 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей») | 1.раскрытие понятия «ткань» -Какие виды тканей выделяют у растений? -Какие функции они выполняют? -Какой еще компонент кроме клеток входит в состав тканей? 2. типы тканей, их строение и функции. -Ребята, а сейчас мы с вами превратимся в исследовательские группы , задача которых выяснить, как функции тканей связаны с их строением. | Учащиеся записывают тему урока в тетрадь. Работают с учебником Отвечают на вопросы учителя. Записывают понятия «ткань», « межклеточное вещество» Учащиеся работают в группах (5): 1.образовательные ткани 2.защитные ткани 3.основные ткани(фотосинтезирующая, запасающая) 4.транспортная 5.механическая (опорная) Учащиеся работают с микроскопами ( рассматривают микропрепараты)и заполняют таблицу. Таблица: 1.типы тканей 2.расположение в растении 3. особенности строения клеток 4.функции тканей | Познавательные ууд: Умение выделять существенные признаки строения клетки; умение давать определение понятиям, классифицировать объекты. Регулятивные ууд: развитие навыков самоанализа и самооценки. осуществление самоконтроля при выполнении заданий. Коммуникативные ууд: Получают биологическую информацию о строении тканей из различных источников. Поддерживают дискуссию. |
5.физкультминутка | Шаг на месте раз, два, три. Плечи шире разверни. Мы присядем, скажем: «А-а-а» Нам пора и за дела. Раз,два-выше голова. Три, четыре-руки шире. Пять,шесть-тихо сесть. Посидим и отдохнем. А потом писать начнем. | | |
6.усвоение и закрепление знаний | 3.Ткани органов растений -Где находятся покровные ткани? Какими должны быть, чтобы не мешать друг другу? -Какие клетки образуют фотосинтезирующую ткань? -Какими свойствами обладают покровные ткани? -Какая ткань помогает растению гнуться, но не ломаться? Как она должна быть устроена? -Почему растение растет в течение всей жизни? -Итак, давайте еще раз вернемся к главному вопросу урока. Какой вывод по уроку вы можете сделать? | Отчеты групп учащихся по заполнению таблицы на мультимедийной доске. Отвечают на вопросы. | Познавательные ууд: Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте учебника, структурировать учебный материал. Регулятивные ууд: развитие навыков самоанализа и самооценки; умение слушать учителя и отвечать на вопросы. Коммуникативные ууд: Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. |
7.домашнее задание | Изучить параграф10; в тетради рисунки 4 типов тканей; Выучить термины. | | |
8. Рефлексия Работы учащихся на уроке | Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учащихся Учитель дает краткую оценку работе учащихся , выставляет отметки в журнал | | |
Учебник: Биология. Бактерии, грибы. Автор: В.В.Пасечник. Издательство «Дрофа» 2015г.