Мотивационный 1.1. Создание мотивационной основы учебной деятельности (актуализация знаний, постановка проблемного вопроса, создание ситуации затруднения, постановка учебной задачи, решение ситуативной задачи, выявление индивидуальных затруднений, выявление отсутствующих знаний и др.) | I Орг. момент. -Добрый день, друзья мои! Ребята, приглашаю вас на урок окружающего мира. -Давайте, ребята, улыбнемся друг другу и с приподнятым настроением начнем наш урок. II Мотивация учебной деятельности - Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о чем-то приятном и согревающем душу каждого человека. - Давным-давно жил мальчик. Он жил совсем один. Его никто не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился. И было этому мальчику очень грустно. Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему навстречу вышел седой старик. И был он очень старый, но очень мудрый. - Куда ты идешь?- спросил старик. - Я иду искать место, где мне не будет так одиноко. - Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, - предложил старик. Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети, внуки, правнуки. - Посмотри! - сказал старик. – Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, вместе грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу. Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами. Мальчик остался, и через некоторое время понял, что только теперь научился радоваться и стал по-настоящему счастливым. А произошло это потому, что у него появилась СЕМЬЯ. -О чем мы будем говорить на уроке? | -Приветствуют учителя. - Слушают рассказ учителя -Ответы детей |
1.2. Целевая основа учебной деятельности (формулирование цели учебной деятельности, выдвижение гипотез, предположений) | III Сообщение темы урока - Сегодня наш урок посвящён… семье. - Как вы думаете, на какой вопрос мы сегодня будем искать ответ на уроке?- Что бы вы хотели узнать о семье? Задайте мне вопросы. - В этом мы сегодня постараемся разобраться, и может быть, каждый из вас откроет для себя что-то новое. Если вдруг возникнут затруднения, я вам обязательно помогу. У нас всё получится, потому что вы уже настоящие ученики, знаете, как надо работать на уроке, как важно быть внимательным и вдумчивым. | Участвуют в беседе. (Что такое семья? Какая семья называется дружной, счастливой?) |
2. Поисковый Планирование предстоящей учебной деятельности (поиск способа выхода из затруднения, коллективное составление плана решения учебной задачи, совместное планирование деятельности в группах и др., фиксация плана в устной или письменной форме) | IV Изучение нового материала 1. Беседа по теме урока - Как вы понимаете слово семья? -Ребята помогали мне искать ответы на вопрос «Что такое семья?» Давайте их послушаем. Ученик 1: -Я искал значение слова «Семья» в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова: -СЕМЬЯ - это группа живущих вместе близких родственников. Ученик 2: -Семья – это самое дорогое, что есть у каждого человека (со слов родителей) Ученик 3: - Семья – это дом. Семья – это мир, где царят любовь, преданность, дружба. Семья – это люди, которые не всегда живут вместе, но они никогда не забывают заботиться друг о друге. (из источников интернета) А самое главное – они родные друг другу люди. -Молодцы, ребята, спасибо вам за информацию! -А сейчас я вам предлагаю отдохнуть. Физкультминутка. Мы отправились гулять Грибы, ягоды искать Как прекрасен этот лес! Полон разных он чудес, Светит солнце в вышине, Вот грибок растет на пне. Дрозд на дереве сидит. Ежик под кустом шуршит. Слева - ель растет старушка Справа – сосенки- подружки. Где вы, ягодки, АУ? Все равно я вас найду… (в процессе физкультминутки, дети находят конверты со словами: (сын, мама, соседка, папа, одноклассник, подруга, бабушка, друг, кошка, дедушка, одноклассница, дочь, собака, учитель.) А сейчас я предлагаю вам решить, кого мы можем отнести к семье. В этом вам помогут карточки, где написаны разные люди. (групповая работа) (В порядке готовности групп, дети выходят к доске и крепят карточки-кирпичики со словами, получается домик) -Чего не хватает нашему домику? (крыши «Семья») -Ребята, а какие карточки вы не использовали? Почему? | Ответы детей Выступление учащихся -Выполняют физкультминутку -Работа в группах, сигнализирует о готовности с помощью карточек. - Дети выходят к доске и прикрепляют слова, которые относятся к семье. (3 группы) - Ответы детей |
3. Практический Реализация намеченного плана: -открытие нового знания, освоение учащимися новой информации, конструирование нового способа действия, решение практической задачи, самостоятельная работа с самопроверкой и/или взаимопроверкой по эталону; - включение нового способа действий в систему сложившихся знаний умений, применение знаний, умений для решения учебно-практических, учебно-познавательных задач, выполнение творческих заданий; - внесение необходимых корректив, создание алгоритма действий, проверка возможности его использования. | V. Практическая работа. Настоящую дружную семью – очень трудно сохранить. Для этого нужно очень много работать. Не только на работе, но и в семье. Давайте подумаем, кем часто приходится быть дома маме, папе, бабушке, дедушке? А как можно сделать так, чтобы у них было больше свободного времени? Какие обязанности есть у вас в семье?. 3. Работа с учебником стр. 56 – 57 - Знакомьтесь: это семья первоклассницы Даши. А это семья первоклассника Алёши. Обе семьи очень дружные. В любой семье происходит немало интересных событий. Происходят они и в семьях Даши и Алёши. Сл. 9 – 10. Задания парам: 1) подготовить рассказ по плану (на доске) по первому рисунку о семье Даши, 2) подготовить рассказ по плану по второму рисунку о семье Алёши ПЛАН 1. В семье ___ … человек. 2.Маму зовут … Ей нравится… 3. Папу зовут … Он любит... 4. Бабушку зовут ….Она занимается….. 5. Дедушку зовут ….. 6. Имя брата … 7. Сестру зовут … (Даётся время для подготовки рассказов. Выслушиваются выступления). -Вам понравилась эта работа? Что именно было интересно? Физкультминутка Наша дружная семья: (марш на месте) Мама, папа, брат и я. (наклоны влево, вправо, назад, вперёд) Спортом любим заниматься, (рывки руками перед грудью) И, конечно, закаляться. (рывки руками вверх-вниз) Мы - счастливая семья, (прыжки на месте) Мама, папа, брат и я. (вдох – руки вверх, выдох – руки вниз). Дидактическая игра «Угадай кто?» (загадки) Он трудился не от скуки, У него в мозолях руки, А теперь он стар и сед- Мой родной, любимый …дед. Кто любить не устает, пироги для печет, Вкусные оладушки? Это наша… бабушка Кто милее всех на свете? Кого любят очень дети? На вопрос отвечу прямо: -всех милее наша… мама Фотография стоит В золоченной рамочке, Чей взгляд солнцем согревает? Взгляд любимой …мамочки Кто не в шутку, а всерьез Нас забить научит –гвоздь? Кто научит смелым быть? С велика, упав, не ныть? И коленку, расцарапав, Не реветь? Конечно…папа -Молодцы! - В любой семье происходит немало интересных событий. Готовясь к сегодняшнему уроку, вы приготовили рисунки , на которых изобразили ваши семьи. -А теперь представьте: - Если бы к нам на урок пришли самые близкие вам люди, то что бы вы могли им сказать (помогут нам в этом предложения, но они не закончены). «Продолжи предложение» Ваша задача: закончить предложение. - Я хочу, чтобы мои мама и папа были… - Я люблю, когда бабушка … - Мои мама и папа самые …. - Я люблю своих родителей за то, что … - Я хочу своим родителям пожелать … - Свою семью я считаю … - Моя мамочка для меня самая … -Ребята, как вы думаете, понравились бы ваши пожелания вашим родителям? | \ -Отвечают на вопросы Работают с учебником -Работают в парах Подготовка рассказов, выступления -Дети сигнализируют о готовности пары с помощью карточек. Ответы на вопросы Самооценка Отгадывают загадки. - Слушают учителя Высказывают свое мнение |
4. Рефлексивный Осознание учащимися результатов своей учебной деятельности, способов достижения результатов, оценка результатов с точки зрения достижения цели, осознание необходимости коррекции своей деятельности и перспектив дальнейшего обучения, эмоциональная рефлексия. | Итог урока: - Вот и подошёл к концу наш урок. Сегодня мы с вами говорили о самом главном, что есть в жизни человека - о семье. - Давайте вспомним, какую цель мы ставили в начале урока? - Можем ли мы в конце урока ответить на вопрос: «Как живёт семья?», «Что такое семья?», «Что объединяет членов семьи?», «Как должны относиться друг к другу члены семьи?» Рефлексия: - Семья – это мир, где царят любовь, преданность, дружба. Семья – это самое дорогое, что есть у каждого человека. Семья - это люди, которые не всегда живут вместе, но они никогда не забывают заботиться друг о друге. А самое главное – они родные друг другу. - Чтобы вы пожелали своей семье? Прикрепите лучики солнца и произнесите пожелание или добрые и ласковые слова для своей семьи -Молодцы! Вы отлично работали на уроке, справились со всеми заданиями. - Давайте семейные ценности чтить, Давайте всегда своих близких любить, Ведь только в семье мы поддержку найдем, Пусть будет всегда полной чашей ваш дом! | Ответы детей Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Дети крепят лучик солнышку и произносят пожелание |