СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока окружающего мира

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока окружающего мира»

Технологическая карта урока окружающего мира

Ф.И.О. Суханова Алёна Юрьевна

Программа (УМК): Перспективная начальная школа

Класс: 2

Дата проведения урока: 05.03.2019 год

Дисциплина: окружающий мир

Тип урока: открытия новых знаний

Тема урока: Птицы

Цель урока: расширить знания учащихся о представителях класса птиц.

Задачи урока:

  1. Обучающая: повторить отличительные признаки птиц, дать учащимся знания о важности перьевого покрова в жизни птиц, о питании птиц, проследить с помощью иллюстраций в учебнике взаимосвязи внешнего вида птицы со способом добывания пищи.

  2. Развивающая: уметь называть отличительные признаки птиц, анализировать и обобщать; развивать у учащихся познавательную активность, интерес к окружающему миру.

  3. Воспитывающая: воспитывать любовь к природе, бережное отношение к птицам.

Планируемые результаты:

Предметные: учить отличать птиц от других классов, показать роль птиц в жизни человека и природы.

Личностные: смогут более ответственно относиться к учебе, проявление познавательной инициативы в оказании помощи одноклассникам.

Метапредметные: овладеют основами самооценки, содействовать развитию умения создавать высказывания по заданиям учителя.

Методы: беседа - диалог; работа в группе; работа в паре; работа с учебником «Окружающий мир

Формы: индивидуальная, групповая.

Оборудование и ПО: учебник, рабочая тетрадь.

План урока:

  1. Организационный момент (1 минута)

  2. Актуализация знаний (3 минуты)

  3. Целеполагание (3 минуты)

  4. Работа по теме урока (10-15 минут)

  5. Физкультминутка (1 минута)

  6. Продолжение работы по теме (15 минут)

  7. Закрепление изученного материала (5 минут)

  8. Рефлексия (2 минуты)

  9. Домашнее задание (1 минута)

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент.

Цель: активизировать

внимание учащихся.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Алёна Юрьевна и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Давайте настроимся на работу, а в начале – улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки. Думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость и удачу.

Приветствуют учителя и друг друга.

Личностные: самоопределение к деятельности.

Актуализация знаний.

Цель: проверить

ранее изученное.

- Давайте вспомним темы предыдущих уроков. С какими группами животных вы познакомились?

Сейчас ребята я вам раздам карточки, а ваша задача ответить на вопросы, если ответ положительный (да), вы ставите плюс, а если ответ отрицательный (нет) вы ставите минус.

1-вариант:

-Муравей, пчела, стрекоза – насекомые?

-У насекомых три пары ног?

-Акула – речная рыба?

-Рыбы живут в воде?

-Паук – это насекомое?

-Тело у всех рыб покрыто чешуёй?

2-вариант

-Лягушка - это насекомое?

-Черепаха - это пресмыкающиеся?

-Шмели – растительноядные?

-Тли, жуки, бабочки относятся к хищникам?

-Карась, плотва, карп – всеядные рыбы?

-Кожистая черепаха, плащеносная ящерица – земноводные?

Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы теста.







(+)

(+)

(-)

(+)

(-)

(-)


(-)

(+)

(+)

(-)


(+)

(-)


Познавательные установление причинно-следственных связей

Целеполагание.

Цель: определить

тему и цель урока.

- Для того чтобы определить тему нашего урока я предлагаю вам отгадать несколько интересных загадок:

1. На болоте обитает

И лягушек поедает.

(Цапля.)

2. Хвост с узорами,

Сапоги со шпорами.

(Петух.)

3. Зимою краснеют

На голых ветвях.

Весенней порою

Опять улетят. (Снегири.)

4. На шесте дворец,

Во дворце певец.

(Скворец.)

5. Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая. (Сорока.)

-О ком говорится в этих загадках?



- К какой группе животных можно отнести цаплю, петуха, снегирей, скворцов и сороку?

-Предположите тему нашего урока.


-А как будет звучать цель нашего урока?

Внимательно слушают загадки, отгадывают.


















-В этих загадках говорится о цапле, петухе, снегирей, скворца, сороки.

-К группе птиц.



- Сегодня на уроке мы будем говорить о птицах.

-Цель нашего урока дополнить знания о птицах.

Познавательные

-поиск информации.

Регулятивные:

-принятие и удержание цели - постановка учебных задач – планирование. Коммуникативные

-осознанное построение речевого высказывания.




















Работа по теме урока.

Цель: изучить новый материал.

-Что вы знаете о птицах?

- Как вы отличите птиц от других животных?

Открываем учебник на странице 21.

- Какие животные здесь изображены?


-Можно ли их отнести к одной группе?

-А каких животных мы отнесем к птицам?

- Пингвин умеет летать?

- Но ведь пингвин не летает, а его ученые-орнитологи (учёные, которые изучают птиц, наблюдают за их жизнью, повадками) относят к группе птиц. Значит, наличие крыльев и умение летать – не самый главный признак птиц?

Тогда что?

Найдите общий признак всех птиц.

-Главное отличие птиц от других животных – наличие перьевого покрова тела, поэтому их ещё называют пернатыми.

– А плавают ли птицы?


– Бывают ли нелетающие птицы?


-Как вы думаете, зачем птицам перья?

– Перья у птиц разные. Одни перья защищают птиц от холода, другие помогают летать. С помощью клюва птицы добывают пищу, приводят в порядок свои перья, вьют гнезда, ухаживают за птенцами, подают сигналы.

-Ребята, удавалось ли вам наблюдать за волнистым попугайчиком?

-Все ли перья у него одинаковые?

-А только ли цветом они различаются?

-Давайте проверим свои наблюдения по рисунку на странице 22 учебника.

- Перья, расположенные на туловище, крыльях и хвосте птицы, – разные.

У меня в руках чучело птицы. Обратите внимание на ее окраску.

Как называются перья, которые образуют обтекаемую поверхность птицы?

Почему они получили такое название?

Какую функцию выполняют покровные перья?

Какие перья располагаются под покровными перьями?

Почему эти перья так называются?

Какую функцию они выполняют?



Какие перья играют важную роль при полете птицы?



- Расскажите, чем отличаются по внешнему виду маховые перья от рулевых, покровные перья от рулевых. Обратите внимание на размер перьев, ширину опахала птичьего пера.

Как человек использует перья птиц в своей жизни? Приведите примеры.












Какую роль в жизни птицы играет клюв?




-Ребята, чем питаются птицы?

Для того чтобы выяснить на какие группы по способу питания делятся птицы, я предлагаю выполнить работу в группах.

1 ряд – первая группа, второй ряд – вторая, третий ряд – третья.

Вспомните правила работы в группах.

Задание для 1 группы.

1. Рассмотрите данную птицу.

Воробей – встречается практически везде. Они массово заселяют центры городов, поселков. Питаются червяками, личинками, клюют зёрна травы, мелкие плоды на деревьях.

Составьте устный рассказ по плану:

2. Как называется птица.

3. Домашняя она или дикая.

4. Водоплавающая или нет.

5. Перелётная или оседлая.

6. Где обитает птица.

7. Обратите внимание на клюв птицы. Чем она питается.

8. Предположите, к какой группе по способу питания она будет относиться? (зерноядные, насекомоядные, хищные, водоплавающие).

9. Приходилось ли вам наблюдать за этой птицей?

10. Что интересного вы о ней можете рассказать.

Задание для 2 группы

1. Рассмотрите данную птицу.

Кукушка - обитает во всех типах леса, а также во всевозможных полуоткрытых и открытых ландшафтах с присутствием хотя бы отдельно стоящих деревьев или кустиков. Птица, которая в еде не привередлива. Основным питанием для этой птицы служат насекомые и их личинки.

Составьте устный рассказ по плану:

2. Как называется птица.

3. Домашняя она или дикая.

4. Водоплавающая или нет.

5. Перелётная или оседлая.

6. Где обитает птица.

7. Обратите внимание на клюв птицы. Чем она питается.

8. Предположите, к какой группе по способу питания она будет относиться? (зерноядные, насекомоядные, хищные, водоплавающие).

9. Приходилось ли вам наблюдать за этой птицей?

10. Что интересного вы о ней можете рассказать.


Задание для 3 группы

1. Рассмотрите данную группу птиц.

Ястреб - населяют хвойные и лиственные лиса. Питаются птицами, млекопитающими, беспозвоночными, средними и крупными рептилиями.

Составьте устный рассказ по плану:

2. Как называется птица.

3. Домашняя она или дикая.

4. Водоплавающая или нет.

5. Перелётная или оседлая.

6. Где обитает птица.

7. Обратите внимание на клюв птицы. Чем она питается.

8. Предположите, к какой группе по способу питания она будет относиться? (зерноядные, насекомоядные, хищные, водоплавающие).

9. Приходилось ли вам наблюдать за этой птицей?

10. Что интересного вы о ней можете рассказать.


Выступление капитанов команд.

Какой вывод мы можем сделать:

-У ЗЕРНОЯДНЫХ птиц клюв короткий и крепкий. Им они разбивают твёрдые семена. Клюв у НАСЕКОМОЯДНЫХ птиц тонкий и острый. Им удобно доставать насекомых из трещин. Ноги у них с острыми цепкими когтями. ХИЩНЫЕ птицы имеют крючковатый клюв, мощные ноги с острыми когтями. Водоплавающие птицы питаются водорослями и мелкими водными животными. В поисках пищи они широким клювом процеживают воду.

-Ответы детей.

-Ответы детей.



-Летучая мышь, бабочка, лебедь, пингвин.

-Нет

-Лебедь, пингвин


-Нет









- наличие перьев.


-Да. Например, гусь и пингвин

-Да. Например, страус, пингвин, киви

-Ответы детей.








-Ответы детей.


-нет

-ответы детей






Покровные перья образуют обтекаемую поверхность, облегчая полет птицы.



Под покровными перьями располагаются мягкие и пушистые пуховые перья.


- Пуховые перья защищают птиц от охлаждения и перегрева.

Маховые перья крыльев и рулевые перья хвоста играют важную роль при полете птицы.




- Раньше макали перо в чернила и писали. Пуховыми перьями набивают подушку, так же перья используют для декора. Из перьев делают муку для скота, Из пера птицы делают муку, которую используют в приготовлении шампуней и для добавления в различные косметические средства.

С помощью клюва птицы добывают пищу, приводят в порядок свои перья, вьют гнезда, ухаживают за птенцами, подают сигналы.








1. Воробей

2. Дикая птица

3. Не водоплавающая птица.

4. Оседлая птица

5. Встретить воробьев можно практически везде. Они массово заселяют центры городов, поселков.

6. Червяками, личинками, клюют зёрна травы, мелкие плоды на деревьях.












1. Кукушка

2. Дикая

3. Не водоплавающая

4. Перелётная

5. Обитает во всех типах леса, а также во всевозможных полуоткрытых и открытых ландшафтах с присутствием хотя бы отдельно стоящих деревьев или кустиков.

6. Птица, которая в еде не привередлива. Основным питанием для этой птицы служат насекомые и их личинки.
























1. Ястреб

2. Дикая

3. Не водоплавающая.

4. Оседлая

5. Населяют хвойные и лиственные лиса.

6. Питается птицами, млекопитающими, беспозвоночными, средними и крупными рептилиями.

















-Вывод: по способу питания птицы бывают: зерноядные, насекомоядные, хищные.



Личностные:

- Опре­деляют конкретный смысл понятий.

Познавательные:

-умеют читать необходимую информацию из текста

Коммуникативные:

- умение слушать и слышать,

- правильно отвечать на поставленный вопрос

Регулятивные:

- умеют составлять план своих действий


Физкультминутка

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится,

Прыг-скок, прыг-скок,

Завертелась, как волчок.

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку,

И с дорожки — на плетень,

Тири-тири,

Тень-тень-тень.

Повторяют движения за учителем

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выполнять действия.

Продолжение работы по теме

Цель: продолжить

изучение темы

урока.

-Продолжаем работу дальше. Послушайте стихотворение Г. Ладонщикова

Потянулись гуси

На далёкий юг.

Голоса их грустные

Ловит чуткий слух.

Пролетают мимо

Стороны лесной…

Возвращайтесь, милые!

Будем ждать весной.

– О каких птицах идёт речь в этом стихотворении?

-А зачем некоторые птицы улетают на юг?

- Назовите домашних птиц.

-Назовите диких птиц, обитающих в нашем крае.

- Ребята, сейчас я вам раздам «каталоги охраняемых редких и исчезающих видов животных фауны Забайкалья».

Рассмотрите иллюстрацию на странице 23.

ОРЛАН-БЕЛОХВОСТ - крупный орлан с коротким, слегка клиновидным хвостом. Окраска бурая, хвост чисто белый, клюв жёлтый. Обитатель различных ландшафтов, но связан с водоёмами, населяет речные долины. Летом кормится, в основном, рыбой, а также водоплавающими, околоводными птицами. Добычу ловит с низкого полёта или подстерегает.

ГУСЬ-СУХОНОС размером с домашнего гуся. Имеет длинную тонкую шею, спереди беловатую, сзади тёмную. Общая окраска оперения буровато-серая, брюхо белое. Клюв чёрный, довольно длинный. Ноги оранжевые. Места обитания разнообразны, но связаны с различными водоёмами. Осторожная, скрытно-держащаяся птица, кормится на суше, часто вдали от водоёмов.

СТЕПНОЙ ОРЁЛ - крупный, довольно тёмный орёл. Окраска однотонно-бурая. Обитатель степей Забайкалья. Питается грызунами, зайцами, реже птенцами. Пищу высматривает с воздуха или подкарауливает на земле.

СКОПА - крупная птица с длинными, узкими крыльями. Вверх черноватый, голова белая, с тёмной поперечной полосой на груди, голова белая, с чёрным широким пятном через глаз. Питается относительно рыбой различных видов. Высматривает добычу на парящем полёте, и бросается в воду сверху с высоты несколько метров.

МОГИЛЬНИК - крупный, ширококрылый, очень тёмный орёл. Окраска бурая, иногда чёрная. Вверх головы светло - жёлтый (пятном), на плечах часто белые пятна. Обитатель лесостепей, степей и далеко проникает в лесную зону. Питается различными некрупными животными (суслики, сурки, зайцы), водными птицами.

– Расскажите, как можно помочь птицам пережить зиму.

- Ребята, какое участие вы принимали в акции?











-Перелётных


-Чтобы перезимовать.


-Курица, гусь

- Чайка, дятел, кукушка, синица











































-Ответы детей


-Делали кормушки для птиц.


Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Коммуникативные:

- инициативное сотрудничество в группах.

Регулятивные:

- планируют свое действие в соответствии с задачей.

Коммуникативные:

- учитывают разные мнения и стремиться к сотрудничеству при выполнении в паре учебного задания;  

Регулятивные:

-осуществлять самопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.

Закрепление изученного материала.

Цель: закрепить изученный материал.

-Ребята, сейчас я вам раздам листочки, а ваша задача указать стрелками, где живут птицы.


– Как выглядит курица, попавшая под дождь?

– Не зря в народе говорят «мокрая курица».

– Почему хищные птицы линяют постепенно, а гуси, утки, лебеди разом сбрасывают перья с крыльев и какое-то время не могут летать?

-Указывают стрелками, где живут птицы.









- Хищные птицы ловят свою добычу в полете, и постепенно линька помогает добывать корм в период смены перьевого покрова. А гуси и утки могут добывать пищу и без крыльев, так как всегда добывают ее в воде.

Коммуникативные:

- умение слушать собеседника.

Познавательные:

- строить речевые высказывания в устной форме.

Рефлексия

Цель: проверить

как учащиеся

поняли тему урока

-Ребята, что мы изучали сегодня на уроке?

-Назовите общий признак птиц.

-А все ли птицы летают? И можно ли сказать, что умение летать - это тоже общий признак птиц?

-Ребята, сейчас я вам предлагаю выбрать один из кружков:

Зелёный - мне было интересно на уроке, я всё понял.

Жёлтый - мне было интересно на уроке, но остались вопросы.

Красный - я ничего не понял на уроке, мне было не интересно.


-Сегодня на уроке мы изучали птиц

-Общий признак птиц - наличие перьев

-Нет




-Показывают жесты.







Личностные:

оценивание усваиваемого содержания, самоанализ. Регулятивные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, корректировать деятельность. Коммуникативные:

уметь оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

Домашнее задание.

-Ребята, открывайте дневники, записывайте домашнее задание. Написать сообщение о птицах родного края.

Записывают домашнее задание.


Методист_____________________

Учитель______________________

Оценка______________________


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!