Работа по теме урока. Цель: изучить новый материал. | -Что вы знаете о птицах? - Как вы отличите птиц от других животных? Открываем учебник на странице 21. - Какие животные здесь изображены? -Можно ли их отнести к одной группе? -А каких животных мы отнесем к птицам? - Пингвин умеет летать? - Но ведь пингвин не летает, а его ученые-орнитологи (учёные, которые изучают птиц, наблюдают за их жизнью, повадками) относят к группе птиц. Значит, наличие крыльев и умение летать – не самый главный признак птиц? Тогда что? Найдите общий признак всех птиц. -Главное отличие птиц от других животных – наличие перьевого покрова тела, поэтому их ещё называют пернатыми. – А плавают ли птицы? – Бывают ли нелетающие птицы? -Как вы думаете, зачем птицам перья? – Перья у птиц разные. Одни перья защищают птиц от холода, другие помогают летать. С помощью клюва птицы добывают пищу, приводят в порядок свои перья, вьют гнезда, ухаживают за птенцами, подают сигналы. -Ребята, удавалось ли вам наблюдать за волнистым попугайчиком? -Все ли перья у него одинаковые? -А только ли цветом они различаются? -Давайте проверим свои наблюдения по рисунку на странице 22 учебника. - Перья, расположенные на туловище, крыльях и хвосте птицы, – разные. У меня в руках чучело птицы. Обратите внимание на ее окраску. Как называются перья, которые образуют обтекаемую поверхность птицы? Почему они получили такое название? Какую функцию выполняют покровные перья? Какие перья располагаются под покровными перьями? Почему эти перья так называются? Какую функцию они выполняют? Какие перья играют важную роль при полете птицы? - Расскажите, чем отличаются по внешнему виду маховые перья от рулевых, покровные перья от рулевых. Обратите внимание на размер перьев, ширину опахала птичьего пера. Как человек использует перья птиц в своей жизни? Приведите примеры. Какую роль в жизни птицы играет клюв? -Ребята, чем питаются птицы? Для того чтобы выяснить на какие группы по способу питания делятся птицы, я предлагаю выполнить работу в группах. 1 ряд – первая группа, второй ряд – вторая, третий ряд – третья. Вспомните правила работы в группах. Задание для 1 группы. 1. Рассмотрите данную птицу. Воробей – встречается практически везде. Они массово заселяют центры городов, поселков. Питаются червяками, личинками, клюют зёрна травы, мелкие плоды на деревьях. Составьте устный рассказ по плану: 2. Как называется птица. 3. Домашняя она или дикая. 4. Водоплавающая или нет. 5. Перелётная или оседлая. 6. Где обитает птица. 7. Обратите внимание на клюв птицы. Чем она питается. 8. Предположите, к какой группе по способу питания она будет относиться? (зерноядные, насекомоядные, хищные, водоплавающие). 9. Приходилось ли вам наблюдать за этой птицей? 10. Что интересного вы о ней можете рассказать. Задание для 2 группы 1. Рассмотрите данную птицу. Кукушка - обитает во всех типах леса, а также во всевозможных полуоткрытых и открытых ландшафтах с присутствием хотя бы отдельно стоящих деревьев или кустиков. Птица, которая в еде не привередлива. Основным питанием для этой птицы служат насекомые и их личинки. Составьте устный рассказ по плану: 2. Как называется птица. 3. Домашняя она или дикая. 4. Водоплавающая или нет. 5. Перелётная или оседлая. 6. Где обитает птица. 7. Обратите внимание на клюв птицы. Чем она питается. 8. Предположите, к какой группе по способу питания она будет относиться? (зерноядные, насекомоядные, хищные, водоплавающие). 9. Приходилось ли вам наблюдать за этой птицей? 10. Что интересного вы о ней можете рассказать. Задание для 3 группы 1. Рассмотрите данную группу птиц. Ястреб - населяют хвойные и лиственные лиса. Питаются птицами, млекопитающими, беспозвоночными, средними и крупными рептилиями. Составьте устный рассказ по плану: 2. Как называется птица. 3. Домашняя она или дикая. 4. Водоплавающая или нет. 5. Перелётная или оседлая. 6. Где обитает птица. 7. Обратите внимание на клюв птицы. Чем она питается. 8. Предположите, к какой группе по способу питания она будет относиться? (зерноядные, насекомоядные, хищные, водоплавающие). 9. Приходилось ли вам наблюдать за этой птицей? 10. Что интересного вы о ней можете рассказать. Выступление капитанов команд. Какой вывод мы можем сделать: -У ЗЕРНОЯДНЫХ птиц клюв короткий и крепкий. Им они разбивают твёрдые семена. Клюв у НАСЕКОМОЯДНЫХ птиц тонкий и острый. Им удобно доставать насекомых из трещин. Ноги у них с острыми цепкими когтями. ХИЩНЫЕ птицы имеют крючковатый клюв, мощные ноги с острыми когтями. Водоплавающие птицы питаются водорослями и мелкими водными животными. В поисках пищи они широким клювом процеживают воду. | -Ответы детей. -Ответы детей. -Летучая мышь, бабочка, лебедь, пингвин. -Нет -Лебедь, пингвин -Нет - наличие перьев. -Да. Например, гусь и пингвин -Да. Например, страус, пингвин, киви -Ответы детей. -Ответы детей. -нет -ответы детей Покровные перья образуют обтекаемую поверхность, облегчая полет птицы. Под покровными перьями располагаются мягкие и пушистые пуховые перья. - Пуховые перья защищают птиц от охлаждения и перегрева. Маховые перья крыльев и рулевые перья хвоста играют важную роль при полете птицы. - Раньше макали перо в чернила и писали. Пуховыми перьями набивают подушку, так же перья используют для декора. Из перьев делают муку для скота, Из пера птицы делают муку, которую используют в приготовлении шампуней и для добавления в различные косметические средства. С помощью клюва птицы добывают пищу, приводят в порядок свои перья, вьют гнезда, ухаживают за птенцами, подают сигналы. 1. Воробей 2. Дикая птица 3. Не водоплавающая птица. 4. Оседлая птица 5. Встретить воробьев можно практически везде. Они массово заселяют центры городов, поселков. 6. Червяками, личинками, клюют зёрна травы, мелкие плоды на деревьях. 1. Кукушка 2. Дикая 3. Не водоплавающая 4. Перелётная 5. Обитает во всех типах леса, а также во всевозможных полуоткрытых и открытых ландшафтах с присутствием хотя бы отдельно стоящих деревьев или кустиков. 6. Птица, которая в еде не привередлива. Основным питанием для этой птицы служат насекомые и их личинки. 1. Ястреб 2. Дикая 3. Не водоплавающая. 4. Оседлая 5. Населяют хвойные и лиственные лиса. 6. Питается птицами, млекопитающими, беспозвоночными, средними и крупными рептилиями. -Вывод: по способу питания птицы бывают: зерноядные, насекомоядные, хищные. | Личностные: - Определяют конкретный смысл понятий. Познавательные: -умеют читать необходимую информацию из текста Коммуникативные: - умение слушать и слышать, - правильно отвечать на поставленный вопрос Регулятивные: - умеют составлять план своих действий |
Продолжение работы по теме Цель: продолжить изучение темы урока. | -Продолжаем работу дальше. Послушайте стихотворение Г. Ладонщикова Потянулись гуси На далёкий юг. Голоса их грустные Ловит чуткий слух. Пролетают мимо Стороны лесной… Возвращайтесь, милые! Будем ждать весной. – О каких птицах идёт речь в этом стихотворении? -А зачем некоторые птицы улетают на юг? - Назовите домашних птиц. -Назовите диких птиц, обитающих в нашем крае. - Ребята, сейчас я вам раздам «каталоги охраняемых редких и исчезающих видов животных фауны Забайкалья». Рассмотрите иллюстрацию на странице 23. ОРЛАН-БЕЛОХВОСТ - крупный орлан с коротким, слегка клиновидным хвостом. Окраска бурая, хвост чисто белый, клюв жёлтый. Обитатель различных ландшафтов, но связан с водоёмами, населяет речные долины. Летом кормится, в основном, рыбой, а также водоплавающими, околоводными птицами. Добычу ловит с низкого полёта или подстерегает. ГУСЬ-СУХОНОС размером с домашнего гуся. Имеет длинную тонкую шею, спереди беловатую, сзади тёмную. Общая окраска оперения буровато-серая, брюхо белое. Клюв чёрный, довольно длинный. Ноги оранжевые. Места обитания разнообразны, но связаны с различными водоёмами. Осторожная, скрытно-держащаяся птица, кормится на суше, часто вдали от водоёмов. СТЕПНОЙ ОРЁЛ - крупный, довольно тёмный орёл. Окраска однотонно-бурая. Обитатель степей Забайкалья. Питается грызунами, зайцами, реже птенцами. Пищу высматривает с воздуха или подкарауливает на земле. СКОПА - крупная птица с длинными, узкими крыльями. Вверх черноватый, голова белая, с тёмной поперечной полосой на груди, голова белая, с чёрным широким пятном через глаз. Питается относительно рыбой различных видов. Высматривает добычу на парящем полёте, и бросается в воду сверху с высоты несколько метров. МОГИЛЬНИК - крупный, ширококрылый, очень тёмный орёл. Окраска бурая, иногда чёрная. Вверх головы светло - жёлтый (пятном), на плечах часто белые пятна. Обитатель лесостепей, степей и далеко проникает в лесную зону. Питается различными некрупными животными (суслики, сурки, зайцы), водными птицами. – Расскажите, как можно помочь птицам пережить зиму. - Ребята, какое участие вы принимали в акции? | -Перелётных -Чтобы перезимовать. -Курица, гусь - Чайка, дятел, кукушка, синица -Ответы детей -Делали кормушки для птиц. | Познавательные: - выбор наиболее эффективных способов решения задач. Коммуникативные: - инициативное сотрудничество в группах. Регулятивные: - планируют свое действие в соответствии с задачей. Коммуникативные: - учитывают разные мнения и стремиться к сотрудничеству при выполнении в паре учебного задания; Регулятивные: -осуществлять самопроверку и самооценку при выполнении учебного задания. |