Урок окружающего мира по теме: «Как животные готовятся к зиме» |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Самоопределение к деятельности. Орг. момент | Проверка готовности к уроку Снова пришел долгожданный миг – Нам пора в дорогу. Он зовет нас в загадочный мир, Таинственный мир природы. | Приготовить пенал, учебник, тетрадь на печатной основе, карандаши. | Регулятивные: организовывать свое рабочее место, приводить его в порядок по окончании работы, |
2. Психологический настрой на урок “моё настроение” | - Здравствуйте, ребята. Давайте улыбнёмся друг другу. Я очень рада видеть вас на уроке. С каким настроением вы начинаете урок, готовы активно работать? Покажите мне своё настроение. - Спасибо. У меня тоже хорошее настроение. Я думаю, что урок у нас получится интересным и увлекательным. | Показывают смайлик настроения | Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, представлять цепочки объектов и явлений, строить логическую цепочку рассуждений, анализировать истинность утверждений, доказывать Личностные: проявление познавательного интереса, определенных познавательных потребностей и учебных мотивов, стремление к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения, осознание ценности природы и необходимости ее охраны. . Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу. 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные УУД: осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку Коммуникативные УУД: оформление своих мыслей в устной форме, аргументация своих суждений. Познавательные УУД: 1. Развивать умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов. 2. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. по признакам. |
3. Актуализация . знаний учащихся о том, как звери готовятся к зиме. | Сегодня на уроке я предлагаю Вам провести исследование, в котором вы выступите в роли настоящих учёных. - Ребята, скажите, а чем занимаются учёные? (Ответы детей) Молодцы! Учитель читает стихотворение: А лес стоит загадочный, А лес стоит таинственный, Безмолвна тишина: Зверушек и пичужек Всех спрятала зима - О чём это стихотворение? (зима, лес, звери) – О каких изменениях в природе говорится в этом стихотворении? - Сформулируйте тему урока: изменения в жизни животных с наступлением зимы. | Слушают стихотворение, отвечают на вопросы учителя, формулируют тему урока-исследования. |
4. Постановка учебной задачи. | - Прежде, чем приступить к исследованию, учёные должны определить объект исследования. - А что же мы с вами будем исследовать? (Жизнь лесных животных). - Так что же будет являться объектом нашего исследования? (Ответы детей) Если обобщить ваши ответы, то объектом нашего исследования будет являться «Подготовка животных к зиме» - Молодцы! Из ваших слов можно сформулировать ЦЕЛЬ исследования: слайд 2. «Узнать, как животные готовятся к зиме». - Отличается ли жизнь животных от той, что они ведут летом? (Ответы детей) - Если обобщить ваши ответы, то можно предположить, что ЖИЗНЬ ЗВЕРЕЙ ЗИМОЙ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ЖИЗНИ ЛЕТОМ И ОСЕНЬЮ. | Отвечают на вопросы под руководством учителя, определяют объект исследования Формулируют цель исследования: «Узнать новое о жизни лесных животных при подготовке к зиме» |
5. Построение проекта выхода из затруднений. | Организую работу в форме диалога. Мы с вами, как настоящие учёные, проведём эксперимент. Эксперименты бывают мысленные и реальные. Мы с вами проведём мысленный эксперимент. В эксперименте будут участвовать помощники. А кто это вы узнаете из загадок. Жизнь животных с наступлением холодов не замирает. Давайте отгадаем загадки. Кто по ёлкам ловко скачет И взлетает на дубы? Кто в дупле орехи прячет, Сушит на зиму грибы? -О ком загадка? А как вы догадались, что это белка? (Ответы детей)слайд.3-6 Использую игрушку-перчатку белку. Дальше белка рассказывает как она зимует. « Я белка, живу на дереве в дупле. Обычно это пихта или ель. Дупло очень большое и сухое. У меня не один домик, а несколько. Я очень тщательно готовлюсь к зиме. Меняю цвет своей шубки с рыжего на серый. Запасаю грибы, орехи летом. С удовольствием полакомлюсь семенами еловых шишек. Зимой когда очень холодно я сплю в своем теплом домике до 22 часов в день.» На доску вывешиваю иллюстрацию с белкой.зимой и летом. - Всем хорошо известны слова детской песни «В лесу родилась ёлочка» -Пропойте тот куплет, где говорится о лесных зверях.(аудиозапись отрывка песни « В лесу родилась ёлочка») «Трусишка зайка серенький Под ёлочкой скакал, Порою волк, сердитый волк Рысцою пробегал». - А кто из вас, ребята, заметил ошибку в словах этой песенки?( ответы детей) Кукла –перчатка Заяц .» Я заяц. Летом меня называют серенький, а зимой я заяц- беляк. Смена цвета шубки помогает мне спрятаться от волка, лисы и охотников. Я не делаю запасов как белка и поэтому зимой мне приходится туго. Приходится обгрызать кору деревьев и искать еду под снегом». Иллюстрация зайца зимой и летом.слайд.7-11 В лесу живёт плутовка, Хитры её глаза, А цветом, как морковка, Пушистая... лиса. Кукла-перчатка Лиса . « А я лисичка –сестричка. Зимой я меняю шубку на более теплую и яркую. Живу в норе и там много выходов на случай опасности. Я не делаю запасов ,предпочитаю охотиться на зайцев, мышей и других грызунов. А если окажусь рядом с жилищем человека могу и в курятник заглянуть. Когда мне холодно я укрываю мордочку своим пушистым хвостом.» Иллюстрация на доску лиса зимой и летом.слайд 12-14 Вывод: Лиса, заяц и белка изменили окраску шерсти. Таким образом, одним из способов перенесения зимних холодов является смена «сезонных нарядов» зверей. Цвет их шубки помогает им маскироваться. - А зачем зайчику нужна маскировка? (Ответы детей) Обобщая, ваши ответы можно сделать вывод, что зайцу нужно постоянно передвигаться по лесу в поисках пищи. При этом самому не стать пищей для волка или лисы, поэтому ему необходима смена цвета шубки. -Какие звери ещё меняют цвет шубки? (волк) слайд 15-17 -Как ещё звери спасаются от холода? (Впадают в спячку медведь, ёж)слайд 18. В снежном убежище им приходится тратить меньше энергии для поддержания температуры тела. Жир и греет, и питает его зимой. Медведь в берлоге крепко спит, И его нельзя будить. Он с осени свой жир копил, Много ел и много пил. Ему зимой одна работа – Крепко спать и весны ждать. | Отвечают на вопросы учителя, отгадывают загадки, рассматривают иллюстрации учебника на с.30-31, делают предположения, выводы об изменениях в жизни животных с наступлением холодов, предлагают выход из проблемной ситуации, находят ошибку в куплете песни «В лесу родилась ёлочка». | Познавательные УУД: 1. Развивать умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов. 2. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. по признакам |
|
6. Первичное закрепление. Физминутка | Физминутка Зайчата Зайцы утром рано встали, Весело в лесу играли. По дорожкам прыг-прыг-прыг! Кто к зарядке не привык? (Прыжки на месте) Вот лиса идет по лесу. Кто там скачет, интересно? (Ходьба на месте) Чтоб ответить на вопрос, Тянет лисонька свой нос. (Потягивания – руки вперед) Но зайчата быстро скачут. Как же может быть иначе? (Прыжки на месте) Тренировки помогают! И зайчата убегают. (Бег на месте) Вот голодная лиса (Ходьба на месте) Грустно смотрит в небеса. (Потягивания – руки вверх) Тяжело вздыхает. (Глубокие вдох и выдох) Садится, отдыхает. (Дети садятся за столы) | Повторяют движения за |
учителем соответственно словам стихотворения - физминутки. | Личностные УУД: умение применять правила охраны своего здоровья. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой . | Работа в парах. На картинке в тетради изображены животные. Кто это? (мышь-полёвка, птица поползень, белка). Проведите карандашами разных цветов линию от каждого животного до корма. Сделайте взаимопроверку тетрадей. Если у вашего соседа всё выполнено верно, нарисуйте внизу страницы красный кружок, если допущены ошибки – нарисуйте красный треугольник. Расскажите с помощью иллюстраций о кладовых животных. Чтение учителем рассказа В. Бианки “На дне снежного моря”. -Что нового узнали из рассказа В.Бианки? слайд 19 | Выполняют задание в ТПО с. 21 №20, работают в паре, осуществляют взаимопроверку. Формулируют ответы о запасах мыши-полёвки, поползня, белки. Отвечают на вопросы учителя по тексту. | Личностные УУД: оценивание значимости добываемых знаний. Регулятивные УУД: проявление самостоятельности и инициативы в разных видах деятельности. Познавательные УУД: извлечение необходимой информации из прослушанного, понимание и адекватная оценка прослушанной информации Личностные УУД: личностное самоопределение. Регулятивные УУД: умение адекватно оценивать свою деятельность и деятельность своих одноклассников |
8. Физминутка. | Игра “Да и Нет” Да – делают хлопок в ладоши над головой. А вот и нет! – разводят руки в стороны. 1). Верно ли, что белка спит в берлоге? А вот и нет. 2). Барсук зимой впадает в спячку? Да. 3). Верно ли, что медведь ходит по лесу в поисках пищи? А вот и нет. 4). Собака – это зверь? Да. 5). Можем ли мы помочь лесным животным? Да. 6). Знаешь ли ты следы лесных животных? ? (Кто-то скажет да, а другие - нет). | Выполняют движения по учителем соответственно словам стихотворения - физминутки |
9.Рефлексия деятельности | - Мы предположили, что ЖИЗНЬ ЗВЕРЕЙ при подготовке к зиме отличается от их жизни летом. - Доказали ли мы это? (Ответы детей) - Что является доказательством? (Ответы детей) - МОЛОДЦЫ! Из-за наступивших холодов изменился способ питания и меховой покров зверей. - А цель нашего исследования была: узнать новое о жизни лесных зверей зимой Ребята, очень много интересного можно узнать из художественной литературы, научно-популярных программ, телевизионных программ, интернета и конечно же из детских энциклопедий. Делайте для себя открытия природы .которая нас окружает. Ребята, вы сегодня были на уроке настоящими учёными. Давайте дадим оценку нашему уроку. Слайд 20. У вас на столах находятся листочки с изображением грибов. Если вам всё понравилось на уроке и вам было интересно, раскрасьте шляпку гриба жёлтым цветом, если было скучно – коричневым, а если вы все это уже знали и хотите для себя узнать ещё больше, то красным цветом. Давайте прикрепим изображения ваших грибов на доску. Благодарю вас за помощь, за активную работу на уроке | Осуществляют рефлексию своей деятельности. Дают оценку уроку с помощью рисунка. |
- воспитывать способность к самооценке и самоконтролю поведения.
Формировать уважительное отношение к окружающему миру, умение обнаруживать и устанавливать элементарные связи и зависимости в природе; расширять кругозор школьника; формировать умение воспринимать мир не только рационально, но и образно; овладевать методом наблюдения и исследования.
формировать умения анализировать, сравнивать и обобщать информацию, составлять устные высказывания, структурировать полученные знания, адекватно оценивать свои действия.
Формировать готовность и способность к саморазвитию и самообучению, самоконтролю и самооценке; умение осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с её участниками; понимание важности и красоты природы; воспитывать уважительное отношение и ответственность к животным.