СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока окружающий мир

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке дети знакомятся с тем как животные готовятся к зиме .Использую куклы-перчатки лесных жителей.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока окружающий мир»

Урок окружающего мира по теме: «Как животные готовятся к зиме»


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Самоопределение к деятельности. Орг. момент


Проверка готовности к уроку

Снова пришел долгожданный миг –

Нам пора в дорогу.

Он зовет нас в загадочный мир,

Таинственный мир природы.

Приготовить пенал, учебник, тетрадь на печатной основе, карандаши.

Регулятивные: организовывать свое рабочее место, приводить его в порядок по окончании работы,

2. Психологический настрой на урок “моё настроение”


- Здравствуйте, ребята.

Давайте улыбнёмся друг другу. Я очень рада видеть вас на уроке.

С каким настроением вы начинаете урок, готовы активно работать? Покажите мне своё настроение.

- Спасибо. У меня тоже хорошее настроение. Я думаю, что урок у нас получится интересным и увлекательным.


Показывают смайлик настроения


Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, представлять цепочки объектов и явлений, строить логическую цепочку рассуждений, анализировать истинность утверждений, доказывать

Личностные: проявление познавательного интереса, определенных познавательных потребностей и учебных мотивов, стремление к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения, осознание ценности природы и необходимости ее охраны.

.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу.

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного

отношения к уроку

Коммуникативные

УУД:

оформление своих

мыслей в устной форме,

аргументация своих

суждений.

Познавательные УУД:

1. Развивать умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов.

2. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

по признакам.



3. Актуализация .

знаний   учащихся о том, как звери готовятся к зиме.

Сегодня на уроке я предлагаю Вам провести исследование, в котором вы выступите в роли настоящих учёных.
- Ребята, скажите, а чем занимаются учёные?
(Ответы детей) Молодцы!

Учитель читает стихотворение:

А лес стоит загадочный,

А лес стоит таинственный,

Безмолвна тишина:

Зверушек и пичужек

Всех спрятала зима

- О чём это стихотворение? (зима, лес, звери)

– О каких изменениях в природе говорится в этом стихотворении?

- Сформулируйте тему урока: изменения в жизни животных с наступлением зимы.


Слушают стихотворение, отвечают на вопросы учителя, формулируют тему урока-исследования.

4. Постановка учебной задачи.


- Прежде, чем приступить к исследованию, учёные должны определить объект исследования.
- А что же мы с вами будем исследовать? (Жизнь лесных животных).
- Так что же будет являться объектом нашего исследования? (Ответы детей)

Если обобщить ваши ответы, то объектом нашего исследования будет являться «Подготовка животных к зиме»

- Молодцы! Из ваших слов можно сформулировать ЦЕЛЬ исследования: слайд 2.
«Узнать, как животные готовятся к зиме».

- Отличается ли жизнь животных от той, что они ведут летом? (Ответы детей)

- Если обобщить ваши ответы, то можно предположить, что ЖИЗНЬ ЗВЕРЕЙ ЗИМОЙ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ЖИЗНИ ЛЕТОМ И ОСЕНЬЮ.

Отвечают на вопросы под руководством учителя, определяют объект исследования

Формулируют цель исследования: «Узнать новое о жизни лесных животных при подготовке к зиме»




5. Построение проекта выхода из затруднений.



Организую работу в форме диалога.

Мы с вами, как настоящие учёные, проведём эксперимент. Эксперименты бывают мысленные и реальные.
Мы с вами проведём мысленный эксперимент. В эксперименте будут участвовать помощники. А кто это вы узнаете из загадок.
Жизнь животных с наступлением холодов не замирает. Давайте отгадаем загадки.

Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?
-О ком загадка?
А как вы догадались, что это белка? (Ответы детей)слайд.3-6

Использую игрушку-перчатку белку. Дальше белка рассказывает как она зимует. « Я белка, живу на дереве в дупле. Обычно это пихта или ель. Дупло очень большое и сухое. У меня не один домик, а несколько. Я очень тщательно готовлюсь к зиме. Меняю цвет своей шубки с рыжего на серый. Запасаю грибы, орехи летом. С удовольствием полакомлюсь семенами еловых шишек. Зимой когда очень холодно я сплю в своем теплом домике до 22 часов в день.»

На доску вывешиваю иллюстрацию с белкой.зимой и летом.

- Всем хорошо известны слова детской песни «В лесу родилась ёлочка»
-Пропойте тот куплет, где говорится о лесных зверях.(аудиозапись отрывка песни « В лесу родилась ёлочка»)
«Трусишка зайка серенький
Под ёлочкой скакал,
Порою волк, сердитый волк
Рысцою пробегал».
- А кто из вас, ребята, заметил ошибку в словах этой песенки?( ответы детей)

Кукла –перчатка Заяц .» Я заяц. Летом меня называют серенький, а зимой я заяц- беляк. Смена цвета шубки помогает мне спрятаться от волка, лисы и охотников. Я не делаю запасов как белка и поэтому зимой мне приходится туго. Приходится обгрызать кору деревьев и искать еду под снегом».

Иллюстрация зайца зимой и летом.слайд.7-11

В лесу живёт плутовка,

Хитры её глаза,

А цветом, как морковка,

Пушистая... лиса.

Кукла-перчатка Лиса .

« А я лисичка –сестричка. Зимой я меняю шубку на более теплую и яркую. Живу в норе и там много выходов на случай опасности. Я не делаю запасов ,предпочитаю охотиться на зайцев, мышей и других грызунов. А если окажусь рядом с жилищем человека могу и в курятник заглянуть. Когда мне холодно я укрываю мордочку своим пушистым хвостом.»

Иллюстрация на доску лиса зимой и летом.слайд 12-14

Вывод: Лиса, заяц и белка изменили окраску шерсти.
Таким образом, одним из способов перенесения зимних холодов является смена «сезонных нарядов» зверей. Цвет их шубки помогает им маскироваться.
- А зачем зайчику нужна маскировка? (Ответы детей)
Обобщая, ваши ответы можно сделать вывод, что зайцу нужно постоянно передвигаться по лесу в поисках пищи. При этом самому не стать пищей для волка или лисы, поэтому ему необходима смена цвета шубки.
-Какие звери ещё меняют цвет шубки? (волк) слайд 15-17

-Как ещё звери спасаются от холода? (Впадают в спячку медведь, ёж)слайд 18. В снежном убежище им приходится тратить меньше энергии для поддержания температуры тела. Жир и греет, и питает его зимой.
Медведь в берлоге крепко спит,
И его нельзя будить.
Он с осени свой жир копил,
Много ел и много пил.
Ему зимой одна работа –
Крепко спать и весны ждать.



Отвечают на вопросы учителя, отгадывают загадки, рассматривают иллюстрации учебника на с.30-31, делают предположения, выводы об изменениях в жизни животных с наступлением холодов, предлагают выход из проблемной ситуации, находят ошибку в куплете песни «В лесу родилась ёлочка».

Познавательные УУД:

1. Развивать умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов.

2. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

по признакам


6. Первичное закрепление. Физминутка

Физминутка Зайчата

Зайцы утром рано встали,
Весело в лесу играли.
По дорожкам прыг-прыг-прыг!
Кто к зарядке не привык? (Прыжки на месте)
Вот лиса идет по лесу.
Кто там скачет, интересно? (Ходьба на месте)
Чтоб ответить на вопрос,
Тянет лисонька свой нос. (Потягивания – руки вперед)
Но зайчата быстро скачут.
Как же может быть иначе? (Прыжки на месте)
Тренировки помогают!
И зайчата убегают. (Бег на месте)
Вот голодная лиса (Ходьба на месте)
Грустно смотрит в небеса. (Потягивания – руки вверх)
Тяжело вздыхает. (Глубокие вдох и выдох)
Садится, отдыхает. (Дети садятся за столы)


Повторяют движения за

учителем соответственно словам стихотворения - физминутки.
















Личностные УУД:

умение применять

правила охраны

своего здоровья.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой .












 

Работа в парах. На картинке в тетради изображены животные. Кто это? (мышь-полёвка, птица поползень, белка). Проведите карандашами разных цветов линию от каждого животного до корма.

Сделайте взаимопроверку тетрадей. Если у вашего соседа всё выполнено верно, нарисуйте внизу страницы красный кружок, если допущены ошибки – нарисуйте красный треугольник.

Расскажите с помощью иллюстраций о кладовых животных.

 Чтение учителем рассказа В. Бианки “На дне снежного моря”.

-Что нового узнали из рассказа В.Бианки? слайд 19


Выполняют задание в ТПО с. 21 №20, работают в паре, осуществляют взаимопроверку. Формулируют ответы о запасах мыши-полёвки, поползня, белки.

Отвечают на вопросы учителя по тексту.

Личностные УУД:

оценивание

значимости

добываемых знаний.

Регулятивные

УУД:

проявление

самостоятельности и инициативы в

разных видах деятельности.

Познавательные

УУД:

извлечение

необходимой

информации из

прослушанного,

понимание и

адекватная оценка

прослушанной

информации









Личностные УУД:

личностное

самоопределение.

Регулятивные

УУД:

умение адекватно

оценивать свою

деятельность и

деятельность своих одноклассников

8. Физминутка.

Игра “Да и Нет”

Да – делают хлопок в ладоши над головой.

А вот и нет! – разводят руки в стороны.

1). Верно ли, что белка спит в берлоге? А вот и нет.

2). Барсук зимой впадает в спячку? Да.

3). Верно ли, что медведь ходит по лесу в поисках пищи? А вот и нет.

4). Собака – это зверь? Да.

5). Можем ли мы помочь лесным животным? Да.

6). Знаешь ли ты следы лесных животных? ?

(Кто-то скажет да, а другие - нет).

Выполняют движения по учителем соответственно словам стихотворения - физминутки

9.Рефлексия деятельности

- Мы предположили, что ЖИЗНЬ ЗВЕРЕЙ при подготовке к зиме отличается от их жизни летом.

- Доказали ли мы это? (Ответы детей)

- Что является доказательством? (Ответы детей)

- МОЛОДЦЫ! Из-за наступивших холодов изменился способ питания и меховой покров зверей.

- А цель нашего исследования была: узнать новое о жизни лесных зверей зимой

Ребята, очень много интересного можно узнать из художественной литературы, научно-популярных программ, телевизионных программ, интернета и конечно же из детских энциклопедий. Делайте для себя открытия природы .которая нас окружает.

Ребята, вы сегодня были на уроке настоящими учёными.

Давайте дадим оценку нашему уроку. Слайд 20.

У вас на столах находятся листочки с изображением грибов. Если вам всё понравилось на уроке и вам было интересно, раскрасьте шляпку гриба жёлтым цветом, если было скучно – коричневым, а если вы все это уже знали и хотите для себя узнать ещё больше, то красным цветом.

Давайте прикрепим изображения ваших грибов на доску.

Благодарю вас за помощь, за активную работу на уроке

Осуществляют рефлексию своей деятельности.

Дают оценку уроку с помощью рисунка.















УМК: «Школа России», подготовил учитель начальных классов МБОУ СШ п.Петровский Кудинова Н.В.

Предмет: окружающий мир.

Тема: «Как животные готовятся к зиме».

Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний.

Планируемые результаты:

Цель урока: создание благоприятных условий для здоровья, обучения и развития обучающегося.



Задачи урока:

- познакомить с жизнью животных зимой;

- формировать интерес и уважительное отношение к природе;

- воспитывать способность к самооценке и самоконтролю поведения.

Предметные:

Формировать уважительное отношение к окружающему миру, умение обнаруживать и устанавливать элементарные связи и зависимости в природе; расширять кругозор школьника; формировать умение воспринимать мир не только рационально, но и образно; овладевать методом наблюдения и исследования.

Метапредметные:

1.Регулятивные: развивать умения осуществлять действия по образцу и заданному правилу, сохранять заданную цель, осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля, способность к организации, планированию различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой).

2.Коммуникативные: формировать умение высказывать собственную точку зрения, организовывать совместную деятельность, проводить ролевые игры, объяснять и доказывать свой выбор и выполняемые действия; развивать способность к связной логически целесообразной форме речи.

3.Познавательные:

формировать умения анализировать, сравнивать и обобщать информацию, составлять устные высказывания, структурировать полученные знания, адекватно оценивать свои действия.



Личностные:

Формировать готовность и способность к саморазвитию и самообучению, самоконтролю и самооценке; умение осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с её участниками; понимание важности и красоты природы; воспитывать уважительное отношение и ответственность к животным.

Оборудование: листы формата А4 с заданиями, проектор, изображения животных, куклы –перчатки.
































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!