3 мин. | Этап мотивации к учебной деятельности | Работа с картой | Обращает внимание уч-ся на физ. карту (с выделенными горными системами) (вариант – без выделения) - Что вы видите? - На прошлом уроке изучали материки, что ещё появилось на карте? На что вы обратите внимание? - Как можно назвать этот рисунок (карту)? - О чём пойдет речь на уроке? Сообщает о предстоящей работе с текстом учебника, с атласом, к/к, с использованием знаний, полученных на уроке географии. | Отвечают, предполагают, о чём пойдет речь на уроке. (Предполагаемые ответы: Материки. Горы. Рельеф. Очертания земной поверхности, совокупность её неровностей) . | Познавательные Узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета. Регулятивные Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Коммуникативные Строить монологическое высказывание. |
5 мин. | Актуализация знаний и постановка целей урока. | Повторение основных понятий, работа с картой. | Напоминает уч-ся о литосфере, задаёт вопросы: - Что такое рельеф? - Что такое литосфера? Какие виды земной коры вы знаете? - Что такое сейсмический пояс? - Какие доказательства движения литосферных плит вы можете привести? - Покажите на карте места расхождения литосферных плит. Побуждает учащихся к определению целей урока. | Записывают тему в тетрадь. Определяют цель работы. Записывают определение: Рельеф - совокупность неровностей земной поверхности | Познавательные Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные Выделять и формулировать то, что усвоено и, что нужно усвоить. Коммуникативные Определять общую цель и пути ее достижения. |
24 мин. | Изучение нового материала | Работа в тетради – тренажере, с атласами и учебником Самостоятельная работа | Даёт задание с ТТ стр. 12 (№1) - Какие планетарные формы рельефа даны в задании? - Как эту информацию отобразить схематично? - Дополните схему, отвечая на мои вопросы: - Что лежит в основе этих форм рельефа? (зем кора) - Назовите отличия 2-х типов земной коры (мощность, состав, к-во слоёв) - Почему материки приподняты над ложем океана? - Следовательно, в чём заключается ещё 1 отличие материковой коры? (впишите это в схему) - Что происходит с океанической корой при столкновении с материковой? («ныряет», т.к. она тяжелее!, обр-ся желоба) Предлагает работу с использованием атласа (с. 10-11, рисунок рельефа дна внизу) - Где за картами «прячется» материк? (справа) - В каком месте материковая (континентальная) кора переходит в океаническую? Даёт задание: прочитать «Высоты материков и глубины океанов», включая рубрику «Геофокус» (с. 12 учебника) - Какой материк является самым высоким? - Почему на рис. 1.6 на 1-ом месте расположена Антарктида? - Перечислите последовательность материков, начиная с самого высокого, без учёта ледяного щита. - Когда и где вы встречали такую же последовательность? - Назовите и покажите на карте равнину, о которой прочитали в «Геофокусе». - Почему Тибет - это равнина, а не горы? - Вспомните классификацию рельефа суши и дополните схему. - Назовите и покажите на карте несколько (не менее 3-х) горных систем Альпийско-Гималайского горного пояса. - Предположите, почему все вершины-8-тысячники находятся здесь? А. Предлагает проработать вопросы 4, 5, 6, выполнив краткие записи в тетради (с их последующим дополнением) Б. - Проанализировав рис. 1.8, сделайте соответствующие выводы, дополните записи в тетради (при затруднении задаются вопросы): - В каком океане самая обширная шельфовая зона? - - // - самая большая S котловин? - - // - наибольшую S занимает ложе океана?) Доп. вопрос: Как люди используют шельфовую зону? (см атлас с. 12-13) | Отвечают на вопрос в ТТ. Выполняют записи в виде схемы, дополняют её, отвечая на вопросы учителя. Предполагают, при необходимости обращаются к тексту учебника при ответе на вопрос о приподнятости материков (с. 3) Работают с рисунками и картами атласа. Показывают и называют формы рельефа. Схема 2. Выполняют самостоятельно записи в тетради. Рельеф дна океана: - котловины – самая большая S – в Тихом океане | Познавательные Запись, фиксация информации об окружающем мире, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст. Анализ, сравнение, классификация. Установление причинно-следственных связей. Регулятивные Применять установленные правила в планировании способа решения Коммуникативные Строить понятные для партнера высказывания. Познавательные Извлечение необходимой информации из различных источников. Обработка информации. Регулятивные Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. |
10 мин. | Практическая работа. Закрепление. | Работа с контурной картой, составление сравнительной характеристики, ответы на вопросы | Предлагает: А. выполнить работу в к/к (с.4-5): подписать самые протяженные горные системы (см рис 1.7) самый длинный и самый глубокий желоба, самый длинный СОХ (см атлас с.10-11) Б. дать сравнительную характеристику: 1 вар: Сравнивают по картам атласа и дают характеристику рельефа Африки и Евразии. 2 вар: Составляют по картам атласа сравнительную характеристику рельефа океанов (Тихого и Сев. Лед.) В. Задаёт вопросы (Верны ли следующие утверждения): Глубоководные желоба есть во всех океанах, кроме Индийского (-) Океаническое ложе состоит из из глубоководных равнин (котловин) и подводных горных хребтов (+) Соотношение между формами рельефа дна во всех океанах одинаково (-) Затопленная окраина материка включает в себя материковый склон и глубоководные желоба (-) Затопленная окраина материка включает в себя материковую отмель (шельф) и материковый склон (+) | Подписывают в к/к: Кордильеры, Скалистые горы, Аппалачи, Анды, Урал, Тянь-Шань, Кунь-Лунь, Гималаи, Большой Водораздельный хребет, Трансантарктические горы; Алеутский, Марианский желоба, Срединно-Атлантический хребет. Составляют характеристику (самостоятельно) Озвучивают работу (2-3 ученика) | Познавательные Использовать знаково-символические средства. Передача информации письменным способом. Сравнение. Оценка информации. Регулятивные Составлять план и последовательность действий. Коммуникативные Предлагать помощь и сотрудничество. |
3 мин. | Рефлексия, домашнее задание | Подведение итогов урока | Подводит итог урока Отмечает наиболее активных учащихся Выставляет отметки по результатам работы на уроке Формулирует и поясняет домашнее задание. | Оценивают свою работу на уроке. | Познавательные Построение рассуждения, обобщение. Регулятивные Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. Коммуникативные Осуществлять взаимный контроль. |