«___» _________ 20___г.
Цель: создать условия для формирования навыка определения парных согласных звуках по глухости и звонкости
Образовательные – учить видеть парные согласные звуки по глухости и звонкости; формировать умение различать звонкие и глухие согласные звуки; формировать навыки каллиграфического письма.
Развивающие - развивать орфографическую зоркость, навыки общения, память, мышление, логику;
Воспитательные - воспитывать любовь и уважение к русскому языку, самостоятельность, активность, поведение на уроке
1) Слушают учителя. демонстрируют готовность к уроку
действия.
6) Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.
7) Формирование умений и навыков здорового образа жизни, учиться использовать полученные знания в повседневной жизни
8) Оценивать результат выполнения работы своих одноклассников. Анализ своих ошибок, подсчёт баллов
1) Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.
2) Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.
1) Понимают задание, как его надо выполнять.
3) Уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Оборудование: учебник Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина «Русский язык», рабочая тетрадь Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина «Русский язык», компьютер, интерактивная доска, меловая доска, документ – камера, раздаточный материал для рефлексии, клей для шаров на ёлку.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1. Мотивация к учебной деятельности | -Здравствуйте, ребята! -Проверьте, всё ли у вас нужное для сегодняшнего урока на парте? -Поднимите руку, кто готов. -На нашем уроке прекрасная гостья. Отгадайте загадку и узнаете, кто она. -Ёжик на неё похож, Листьев вовсе не найдёшь. Как красавица стройна, А на Новый Год – важна. -Правильно. Наша гостья –ёлка. В конце урока она станет новогодней красавицей, но для этого нужно узнать новую тему, внимательно слушать учителя и выполнять все задания. (В конце урока украсим ель шарами) | -Здравствуйте Проверяют готовность к уроку. -Это ёлка | Р: 1 Л: 1, 2 |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | -Откройте свои тонкие рабочие тетради. Отступите две строчки и запишите сегодняшнее число 6 декабря. -На следующей строчке записываем классная работа -Какую орфограмму нужно подчеркнуть в слове классная? -Подчеркните её. -Подготавливаем кисти рук к письму -Все котятки мыли лапки: Вот так! Вот так! Мыли ушки, мыли брюшки: Вот так! Вот так! А потом они устали: Сладко – сладко засыпали! (Имитируем все указанные движения) (Слайд № 2) -Посмотрите на доску (На доске написаны буквы) Дд Тт Зз Сс Бб Пп -Что написано на доске? (Прошу одного ученика прочитать буквы) С новой строки запишите у себя в тетради эти буквы так, как вы видите на доске, прочередуйте до конца. (Слайд № 3) -Посмотрите на следующий слайд. Прочитайте про себя стихотворение. (Прошу одного ученика прочитать вслух) -Какие согласные звуки нам встретились в этом стихотворении из тех, что мы прописали в тетради? | Открывают тетради записывают число. -Записывают классная работа -Две буквы с. Выполняют разминку пальцев. -На доске написаны согласные буквы, строчные и заглавные. Прописывают буквы в тетради. -Если слышишь парный звук, Будь внимательным, мой друг, Парный сразу проверяй, Слово смело изменяй: Зуб – на зубы, лёд – льды – Будешь грамотным и ты. -Нам встретились согласные звуки: Д, Т, З, С, Б, П | Р: 2, 3 П: 1 К: 1, 2 |
3. Выявление места и причины затруднения | -О чем нам говорит это стихотворение? Чему учит? (Слайд № 4) -Прочитайте про себя слова. Найдите лишнее слово. Дружки, снежки, поварёшки, пирожки, сапожки. -Почему? (Прошу одного ученика прочитать слова вслух) -В тех словах, где в корне буква Ж, какой слышится звук? -Значит у нас образовалась пара звуков Ж и Ш. -Какой звук звонкий? -Какой звук глухой? -Как вы думаете, какая будет тема нашего урока? -Какая будет цель нашего урока? (Слайд № 5) | -Это стихотворение учит нас проверять парный звук. -Лишнее слово – поварёшки -Потому что во всех словах в корне буква ж, а в этом слове буква – ш. -Во всех словах, где в корне буква Ж, слышится звук Ш. -Звонкий звук Ж. -Глухой звук Ш. -Парные по звонкости - глухости согласные звуки -Цель нашего урока – научиться находить парные по звонкости - глухости согласные звуки. | Л: 3 П: 2 Р:4 |
4. Построение проекта выхода из затруднения | -Откройте учебник на странице 106. Давайте прочитаем правило про себя. (Прошу одного ученика прочитать вслух) -И так, мы с вами узнали, что звонкие и глухие согласные звуки могут образовывать пары. -Откройте страницу 107. Прочитайте про себя условие упражнения 161. (Прошу одного ученика прочитать вслух) -На следующей строке запишите упражнение 161. -Первая пара согласных звуков у нас уже написана в учебнике. Запишите эту пару себе в тетрадь. После каждой пары звуков не забывайте ставить запятую. -Какой парный звук будет у звука В? -Запишите пару в – ф -Какой парный звук будет у звука Г? -Запишите пару г - к -Какой парный звук будет у звука Д? -Запишите пару д – т -Какой парный звук будет у звука Ж? -Запишите пару ж – ш -Какой парный звук будет у звука З? -Запишите пару з – с -Поставьте точку. На следующей строчке запишите пары слов, как написано в учебнике. Подчеркните парные согласные звуки в каждой паре слов. | (Открывают учебники, читают правило, один ученик читает вслух). (Открывают страницу 107, читают условие задания) (Записывают номер упражнения) (Записывают Б – п) -У звука В парный звук будет Ф. (Записывают в- ф) -У звука Г парный звук будет К. (Записывают г - к) -У звука Д парный звук будет Т. (Записывают д – т) -У звука Ж парный звук будет Ш. (Записывают ж - ш) -У звука З парный звук будет С. (Записывают з - с) (Записывают пары слов по образцу, подчёркивают парные согласные звуки). | Р: 2, 4, 6 Л: 1, 3 К: 1, 2, 3, 4 П: 2, 3 |
5. Реализация построенного проекта выхода из затруднения | -На странице 107 прочитайте про себя правило, которое начинается со слов «Обрати внимание». (Прошу одного ученика прочитать вслух). -Выполним упражнение, чтобы закрепить это правило. -Прочитайте про себя условие задания 162. (Прошу одного ученика прочить вслух). -Ребята, что вы заметили в конце слов каждой пары? -Обратите внимание на образец. Давайте рассмотрим его. В этом упражнении вы должны подобрать проверочные слова, чтобы проверить согласный в конце слова. (Вызываю одного ученика к доске) -На следующей строке запишите упражнение 162 -Выполните упражнение по образцу. Начинаем с 3 слова, потому что первые 2 у нас в образце. | (Читают правило) (Читают условие задания 162) -Мы заметили, что в конце слов каждой пары есть парные согласные звуки. (Выполняют упражнение по образцу) | Р: 1, 5, 8 Л: 2, 3, 5 К: 1, 4 П: 3 |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | -Сейчас мы с вами поиграем, но помните о правилах вежливости. Кто знает ответ, поднимайте руку. - Я буду называть один предмет, а вы много. -Дуб -Флаг -Утюг -Дождь -Арбуз -Гараж -Этаж -Я называю предмет маленьких размеров, а вы называете этот предмет больших размеров. -Берёзка -Рыбка -Лапка -Канавка -К то скажет, что такое канава? -Глазки -Репка -Ягодка -Я называю предмет, а вы называете его ласково. -Кошка -Кружка -Мост -Шутка -Ветка -Утка -Шапка -Что мы сейчас с вами делали, когда играли в эту игру? | -Дубы -Флаги -Утюги -Дожди -Арбузы -Гаражи -Этажи -Берёза -Рыба -Лапа -Канава -Канава – это ров, для сбора воды. -Глаза -Репа -Ягода -Кошечка -Кружечка -Мостик -Шуточка -Веточка -Уточка -Шапочка -Когда мы играли в игру, мы проверяли парные согласные звуки. | Р: 1, 4, 7 Л: 1, 3, 5 К: 1, 2, 4, П: 2, 3 |
7.Самостоятельная работа с проверкой по эталону | -Откройте рабочую тетрадь на странице 53. -Прочитайте про себя условие задания 94. (Прошу одного ученика прочитать вслух). -Выполните задание самостоятельно. (Беру несколько работ на проверку). (Слайд № 6) -Посмотрите на доску. Проверьте свои ответы. -Поднимите руку, у кого не так? | (Открывают рабочую тетрадь, читают условие задания). (Проверяют свои ответы) | Р: 2, 3, 5 Л: 1, 4 К: 1, 3, 4 П: 1, 3 |
8. Включение в систему знаний | -Ребята, давайте повтори наши правила. -Какие согласные звуки произносятся с шумом и голосом? -А какие согласные звуки произносятся только с шумом? -Что могут образовывать звонкие и глухие согласные звуки? -Назовите пары звонких и глухих согласных звуков. -Почему надо проверять парные по глухости-звонкости согласные звуки? | -Звонкие согласные звуки произносятся с шумом и голосом. -Глухие согласные произносятся только с шумом. - Звонкие и глухие согласные звуки могут образовывать пары. -Б – п, в – ф, г – к, д – т, ж – ш, з – с. -Парные по глухости-звонкости согласные звуки надо проверять, потому что их произношение и написание может не совпадать. | Р: 5, 8 Л: 1, 4 К: 2, 3 П: 1, 3 |
9. Рефлексия | -Ребята, какая была тема нашего урока? -Какая была цель нашего урока? -На ваших столах новогодние шары, но они совсем не праздничные. -Кто на уроке всё понял и кого всё получилось раскрасьте шар синим карандашом. -Кто понял материал урока, но были трудности, раскрасьте жёлтым карандашом. - Кто совсем ничего не понял и нужно заново всё учить, раскрасьте красным. -Сейчас по очереди выходите к доске, украсим нашу новогоднюю ёлку. -Спасибо вам за урок! -Запишите домашнее задание. | -Парные по звонкости - глухости согласные звуки -Цель нашего урока – научиться находить парные по звонкости - глухости согласные звуки. Анализируют полученные знания. Записывают домашнее задание. | Р: 4 Л: 3, 5 К: 1, 2, 4 П: 1, 3 |