2. | Мотивационный Постановка проблемы | Сегодня вам представится возможность вместе со мной исследовать новую физическую величину, а какую вы поможете мне определить чуть позже. В своей жизни вы будете обращаться к ней постоянно. А начать урок хочу с вопроса: можно ли с помощью линейки определить массу деревянного куба? Я выслушала все ваши доводы, гипотезы, но правильный ответ я не услышала. Хватает вам знания для ответа на вопрос? Давайте я вам помогу, но сначала вспомним, что мы уже знаем. | Дискутируют, выдвигают гипотезы | |
4. | Изучение нового материала | Сделайте сравнительную характеристику тел, предложенных вам. (Тела- цилиндры: алюминиевый, железный) Какой вывод можно сделать? Теперь посмотрите на следующий рисунок и сделайте сравнительный анализ. ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/08/10/s_5d4ed96edca32/1190541_1.jpeg) Чтобы выяснить причину такого различия, давайте «заглянем» во внутреннее строение тела. Рассмотрите следующий рисунок и сделайте вывод. ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/08/10/s_5d4ed96edca32/1190541_2.jpeg) А если размеры молекул отличаются, то чем они еще отличаются? Одинаковое ли число молекул помещается в данном объеме? От чего зависят различия веществ? Как вы думаете, какую физическую величину нужно ввести для учета выше изложенных выводов. Запишем тему урока: Плотность вещества. Сегодня на уроке мы с вами будем изучать плотность вещества. Какие цели вы поставите перед собой? Какие задачи нам предстоит осуществить? Представьте их в виде плана изучения плотности вещества. Давайте запишем физический смысл плотности вещества: Плотность показывает, какая масса вещества приходится на единицу объёма тела. Теперь вы поработаете в парах по изучению плотности вещества по плану, используя текстовую информацию в учебнике Если я возьму одно и то же вещество массой 100 г и массой 50 кг, будет ли отличаться его плотность? Будет меняться плотность вещества, из которого состоит тело, если тело я буду перемещать, то влево, то вверх или вниз? Следовательно, что специфично для плотности вещества? Теперь, выясним, каким способом можно определить плотность вещества. Существует прибор, с помощью которого можно измерять плотность жидкости. Этот прибор называется ареометр. Давайте измерим плотность жидкости, а именно, воды. Перед вами стоят различные емкости, какие, на ваш взгляд, подойдут для опыта? Измерьте плотность воды и сравните ее с табличными данными и сделайте вывод. | Эти тела объединяют такие свойства как одинаковые размеры, одинаковые агрегатные состояния, но отличают их масса. Тела, имеющие одинаковые объемы, имеют разные массы У тел одинаковая масса, агрегатное состояние. Различие состоит в размере тел и их цвете. Вывод можно сделать такой: тела, имеющие одинаковую массу, имеют разный объем. Размеры одинаковые, отличаются размерами молекул и промежутками между ними. Выдвигают гипотезы и дают правильный ответ – массой. Разное. Если сравнивать первые два тела, то в первом теле молекулы расположены более плотно. От массы молекул, следовательно, от массы вещества и как плотно расположены между собой молекулы. Дискутируют, выдвигают гипотезы и с помощью учителя называют ее – плотность вещества. 1. Определение 2. Обозначение 3. Формула. (В виде треугольника) 4. Единицы измерения 5. Способы измерения 6. Типичный признак Ученики выполняют задание письменно в тетради, задают вопрос, а каким еще способом можно определить плотность вещества? Что за типичный признак плотности? 1.От массы молекул; 2.Как плотно расположены молекулы между собой. 3. Плотность будет одинаковая. Не будет, плотность не зависит от того куда движется тело. Плотность постоянна для одного и того же вещества, является скалярной величиной, т.к. не зависит от направления движения. Делают записи в тетради. Берут измерительный цилиндр, наливают воду и измеряют плотность воды и сравнивают с табличными данными. Делают вывод. | |
6. | Закрепление | Откройте стр. 50-51 учебника и обратите свое внимание на таблицы плотностей. Почему даны три таблицы, а не одна? Что означает плотность ртути 13 600 кг/м3? Зависит ли плотность воды от её объёма? Обратимся к рисункам 1, 2. Какое тело имеет наибольшую плотность; наименьшую плотность? Почему? Вернемся к проблеме, поставленной в начале урока. Каким способом можно с помощью линейки определить массу деревянного куба? | Таблицы составлены с учетом агрегатных состояний. В различных агрегатных состояниях плотности различны, т.к. агрегатные состояния отличаются расположением молекул, скоростью движения и взаимодействием. Это число означает, что в 1 м3 содержится 13 600 кг ртути. Не зависит, т.к. она зависит от массы молекул и их взаимного расположения Отвечают на поставленный вопрос. Определить его объем и найти плотность вещества, из которого он сделан и по формуле найти массу куба. | |