СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока «Плотность вещества»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта позволяет учителю представить целостную картину урока и составить урок по теме "Плотность вещества".  

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока «Плотность вещества»»

Технологическая карта урока «Плотность вещества»

7 класс


Тема урока: Плотность вещества

Цель урока: раскрыть понятие плотности, выяснить зависимость плотности от массы и объема тела. Создание условий для понимания и применения учащимися понятия «плотность»

Задачи урока:

а) формирование представлений о плотности вещества, организация усвоения формулы плотности,

б) формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, при работе с текстом учебника, 

в) формирование мотивации постановкой познавательных задач, развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления. 

Тип урока: изучение нового материала.

Средства обучения: учебник, лабораторное оборудование (весы с разновесами, мензурка, металлические цилиндры).


СТРУКТУРА И ХОД УРОКА


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся


1.

Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.



2.

Мотивационный



Постановка проблемы



Сегодня вам представится возможность вместе со мной исследовать новую физическую величину, а какую вы поможете мне определить чуть позже. В своей жизни вы будете обращаться к ней постоянно. А начать урок хочу с вопроса:

можно ли с помощью линейки определить массу деревянного куба?

Я выслушала все ваши доводы, гипотезы, но правильный ответ я не услышала. Хватает вам знания для ответа на вопрос?  Давайте я вам помогу, но сначала вспомним, что мы уже знаем.




Дискутируют, выдвигают гипотезы










3.

Актуализация знаний

Ответьте на такие вопросы:

1. Из чего состоят все вещества?

2. В каких агрегатных состояниях может находиться вещество? 3.Чем отличаются агрегатные состояния друг от друга?
4. Как определить объем тела правильной формы; неправильной

формы?

5.Какими способами можно определить массу тела?
6. Что тяжелее атом или молекула?






Ученики отвечают на вопросы, контролируя друг друга






4.

Изучение нового материала


Сделайте сравнительную характеристику тел, предложенных вам.

(Тела- цилиндры: алюминиевый, железный)

Какой вывод можно сделать?


Теперь посмотрите на следующий рисунок и сделайте сравнительный анализ.




Чтобы выяснить причину такого различия, давайте «заглянем» во внутреннее строение тела. Рассмотрите следующий рисунок и сделайте вывод.


А если размеры молекул отличаются, то чем они еще отличаются?


Одинаковое ли число молекул помещается в данном объеме?

От чего зависят различия веществ?


Как вы думаете, какую физическую величину нужно ввести для учета выше изложенных выводов.


Запишем тему урока: Плотность вещества. Сегодня на уроке мы с вами будем изучать плотность вещества.


Какие цели вы поставите перед собой? Какие задачи нам предстоит осуществить? Представьте их в виде плана изучения плотности вещества.

Давайте запишем физический смысл плотности вещества:

Плотность показывает, какая масса вещества приходится на единицу объёма тела.

Теперь вы поработаете в парах по изучению плотности вещества по плану, используя текстовую информацию в учебнике




Если я возьму одно и то же вещество массой 100 г и массой 50 кг, будет ли отличаться его плотность?


Будет меняться плотность вещества, из которого состоит тело, если тело я буду перемещать, то влево, то вверх или вниз?

Следовательно, что специфично для плотности вещества?



Теперь, выясним, каким способом можно определить плотность вещества. Существует прибор, с помощью которого можно измерять плотность жидкости. Этот прибор называется ареометр. 

Давайте измерим плотность жидкости, а именно, воды. Перед вами стоят различные емкости, какие, на ваш взгляд, подойдут для опыта? Измерьте плотность воды и сравните ее с табличными данными и сделайте вывод.

Эти тела объединяют такие свойства как одинаковые размеры, одинаковые агрегатные состояния, но отличают их масса.

Тела, имеющие одинаковые объемы, имеют разные массы

У тел одинаковая масса, агрегатное состояние. Различие состоит в размере тел и их цвете.



Вывод можно сделать такой: тела, имеющие одинаковую массу, имеют разный объем.









Размеры одинаковые, отличаются размерами молекул и промежутками между ними.



Выдвигают гипотезы и дают правильный ответ – массой.


Разное. Если сравнивать первые два тела, то в первом теле молекулы расположены более плотно.





От массы молекул, следовательно, от массы вещества и как плотно расположены между собой молекулы.











Дискутируют, выдвигают гипотезы и с помощью учителя называют ее – плотность вещества.


1. Определение

2. Обозначение

3. Формула. (В виде треугольника)

4. Единицы измерения

5. Способы измерения

6. Типичный признак

Ученики выполняют задание письменно в тетради, задают вопрос, а каким еще способом можно определить плотность вещества? Что за типичный признак плотности?

1.От массы молекул;

2.Как плотно расположены молекулы между собой.

3. Плотность будет одинаковая.

Не будет, плотность не зависит от того куда движется тело. Плотность постоянна для одного и того же вещества, является скалярной величиной, т.к. не зависит от направления движения. Делают записи в тетради.


Берут измерительный цилиндр, наливают воду и измеряют плотность воды и сравнивают с табличными данными. Делают вывод.


5.

Первичное закрепление знаний


Давайте подведем итоги урока. Ответьте на вопросы:

1. Что показывает плотность вещества?

2. От чего зависит плотность вещества?

3. Какими способами можно определить плотность вещества?
4. Какие единицы плотности вы знаете? Как они соотносятся друг

с другом?


Отвечают на вопросы







6.

Закрепление


Откройте стр. 50-51 учебника и обратите свое внимание на таблицы плотностей. Почему даны три таблицы, а не одна?



Что означает плотность ртути 13 600 кг/м3?


Зависит ли плотность воды от её объёма?


Обратимся к рисункам 1, 2. Какое тело имеет наибольшую плотность; наименьшую плотность? Почему?

Вернемся к проблеме, поставленной в начале урока. Каким способом можно с помощью линейки определить массу деревянного куба?


Таблицы составлены с учетом агрегатных состояний.

В различных агрегатных состояниях плотности различны, т.к. агрегатные состояния отличаются расположением молекул, скоростью движения и взаимодействием.

Это число означает, что в 1 м3 содержится 13 600 кг ртути.

Не зависит, т.к. она зависит от массы молекул и их взаимного расположения

Отвечают на поставленный вопрос.


Определить его объем и найти плотность вещества, из которого он сделан и по формуле найти массу куба.



7

Домашнее задание

Домашнее задание.

§ 21, ответы на вопросы в конце параграфа. Определить плотность мыла. Составить план эксперимента.



8.

Рефлексия








Рефлексия содержания учебного материала:

Заполните кроссворд, определите ключевое слово




1.









2.









3.






4.









5.






6.







7.













По горизонтали:

1. «Маленькая масса»

2.Быстрота движения

3.Единица перемещения

4.Явление сохранения скорости тела или его покоя

5.Величина, которую можно измерить с помощью мензурки

6.Величина, которую измеряют в фунтах, каратах, центнерах

7.Прибор для измерения температуры

По вертикали – ключевое слово:

Величина, численно равная массе единицы объема


Взаимопроверка:



п


м

о

л

е

к

у

л

а


с

к

о

р

о

с

т

ь


м

е

т

р



и

н

е

р

ц

и

я



о

б

ъ

ё

м


м

а

с

с

а



т

е

р

м

о

м

е

т

р



ь



Рефлексия деятельности: Оцените свою деятельность на уроке,

Рефлексия чувств, настроения, эмоций:

Сравните свои чувства в начале и в конце урока. Менялось ли ваше настроение, эмоции, чувства. Если менялись, то почему?

Спасибо за урок! Удачи!

Оценивают свою деятельность на уроке, используя клише:

«Я…»

«Мы…»




Индивидуальные задания. Решение практической задачи. У каждого на столе имеются пачки с разными веществами

(чай, соль, какао   и т.д.)

Задача: определить плотность вещества в пачке.



Решение количественных задач (карточки с текстами задач – у каждого обучающегося)

№1. Прочитайте отрывок из сказки «Золушка». «Последним подарком феи были туфельки из чистейшего хрусталя, какие и не снились ни одной девушке…»

Определите плотность хрусталя, если известно, что одна туфелька имела массу 403 г и объем 155 см3.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!