Тема: | Плотность вещества. |
Цель : | познакомить с характеристикой вещества – плотность, выяснить физический смысл плотности. |
Планируемый результат | Предметные умения | УДД |
предметные: дать понятие плотности вещества; вывести формулу для определения плотности; научить учащихся пользоваться таблицей плотностей. | 1) личностные: демонстрировать желание осваивать новые действия, участвовать в творческом созидательном процессе, осознавать себя как индивидуальность и одновременно как член общества. 2) регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу, планирует в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно необходимые действия, операции по плану. 3) познавательные: понимает информацию представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково- символические средства для решения различных учебных задач. - коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и работает в группах с учетом конкретных учебно - познавательных задач. |
Основные понятия | Плотность, масса, объем, |
Организация пространства |
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы |
Математика Химия | наблюдение, сравнение, обобщение, анализ, проектирование, индивидуальная, фронтальная, работа в группах. | Учебник, тетрадь, компьютер, мультимедийный проектор и экран, лабораторное оборудование |
Ход урока: |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности |
Организация внимания учащихся |
Каждый наш урок является открытием? И к каждому маленькому открытию вы приходите через получение новых знаний, через поиск истины, через исследования. | Включение учащихся в деловой ритм работы | Развитие учебно-познавательного интереса к уроку | Отражают личностную готовность к сотрудничеству и взаимодействию, предполагающему общение | Анализ готовности к сотрудничеству и взаимодействию, предполагающему общение | Самопроверка готовности к уроку | Прогнозирование предстоящей учебной деятельности |
Актуализация ранее изученного материала |
Тест | 1.Масса первого шара больше второго шара в 3 раза. При взаимодействии этих шаров изменение скорости будет одинаково у обоих шаров больше у первого шара в 3 раза больше у второго шара в 3 раза 2.В одном кубическом метре (м3) содержится 1000000 см3 100 см3 1000 см3 3.За единицу массы в Международной системе единиц (СИ) принят(-а) миллиграмм (мг) грамм (г) тонна (т) килограмм (кг) 4.Если объём тела уменьшается, то Частицы вещества сжимаются Частицы вещества расширяются И частицы вещества сжимаются, и промежутки между частицами уменьшаются Уменьшаются только промежутки между частицами вещества 5.Масса тела – это физическая величина, которая характеризует вес тела размеры тела инертность тела | Ключи к тесту № | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Ответ | c | a | d | a | c | | | Отвечают на вопросы. | | | | | |
Этап постановки целей и задач урока |
Учитель подводит учащихся к формулировке темы урока. Просит сформулировать и записать в тетрадях вопросы по данной теме. Организует беседу по составленным учениками вопросам. Подводит итог беседы. Ребята, отгадайте загадку: Что тяжелее: килограмм пуха или килограмм золота? | А если взять пух и золото одинакового объёма? | Вывод: масса тела, его объём и род вещества взаимосвязаны между собой. | У меня на столе два цилиндра. Одинаковы ли их объёмы? | Проверим массу (поставить цилиндры на чаши весов). Одинаковы массы? | А теперь еще один опыт. На столе различные вещества разных объёмов, но они имеют одинаковую массу (сравнивается масса на рычажных весах). Почему? | Скажите, а зависит ли масса тела одного и того же объёма от вещества из которого они изготовлены? Эта зависимость зашифрована на картинках. | Итак, тема нашего урока «Плотность вещества» | | Рассматривают рисунки. Выдвигают предположения о теме урока. Осуществляют актуализацию личного опыта. Записывают вопросы в тетрадь. Отвечают на вопросы | Выделять существенную информацию из текста вопросов и ответов. | Взаимодействуют с учителем и учащимися во время опроса во фронтальном режиме. | Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. Участвовать в диалоге, отвечать на вопросы, слушать и понимать речь собеседника. | Контролируют правильность ответов обучающихся. | Умение слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу, дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. |
Открытие новых знаний |
| Самостоятельно создают последовательность действий при решении задач, создают структуру взаимосвязи между физическими величинами, выполняют математические операции. | Умение анализировать, сравнивать, сопоставлять предлагаемые решения с реальными жизненными условиями, расширение границ «сухой» науки на внутренние переживания, опыт, кругозор. | Вступают в диалоговую форму ответа, участвуют в коллективном обсуждении. | Умение формулировать свое мнение и позицию в коммуникации. | Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных задач, регулируют процесс выполнения учебных задач, оценивают достигнутый результат. | Умение принимать и сохранять учебно-познавательную цель и задачу, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, осуществлять само- и взаимоконтроль, исправлять, дополнять, уточнять ответы товарищей. |
Первичное закрепление во внешней речи |
Задает вопросы по обсуждаемой проблеме. Учитель анализирует ответы учащихся. - Чему равна плотность золота? Каков смысл данного числа? - Чему равна плотность растительного масла? Каков смысл данного числа? - Какое из твердых тел имеет самую высокую плотность, а какое - самую низкую плотность? Что обозначают эти числа? Найдите массу одного кубического метра железа. -Отличаются ли плотности жидкостей, твердых тел и газов? В чем различие? 2. Пользуясь таблицами плотностей (табл. 2, 3), определите, плотность какого вещества больше: цинка или серебра; бетона или мрамора; бензина или спирта. ______________________________________________________________________________________________________________________ З. Три кубика — из мрамора, льда и латуни имеют одинаковый объем. Какой из них имеет большую массу, а какой меньшую?__________________________________________________ _ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | Отвечают на вопросы. | Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Структурировать знания, выделять существенную | Взаимодействуют с учителем и учащимися во время опроса во фронтальном режиме. | Получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге. Взаимодействовать с одноклассниками. | Контролируют правильность ответов обучающихся. | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. |
Итог урока |
1. Как можно найти плотность вещества? 2. Какой буквой обозначают плотность? З. Какова единица плотности в СИ? 4. Какие еще единицы плотности вам известны? | Отвечают на вопросы | Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. | Участвуют в обсуждении содержания урока во фронтальном режиме | Понимать на слух ответы учащихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию. | Контроль правильности ответов учащихся | Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний учащихся |
Домашнее задание |
Объясняет домашнее задание. § 21, Упр.7 (1) Домашний эксперимент: «Определить плотность куска мыла. Результаты оформить в тетради в виде задачи» | Зрительное ознакомление с содержанием домашнего задания и инструкцией по выполнению. | Определяют область применения полученных знаний | Обсуждают, задают вопросы | Пропедевтика самостоятельной постановки и выполнения коммуникативной задачи. | Самостоятельно определяют степень сложности выполнения задания и необходимой помощи. | Готовность к самостоятельным действиям по воспроизведению и применению полученных знаний. |
Рефлексия (целостное осмысление и обобщение полученной информации, выработка собственного отношения к изученному материалу и его повторная проблематизация, анализ всего процесса изучения материала) |
Организует обсуждение достижений. Предлагает определить уровень своих достижений, наметить перспективы работы сегодня я узнал: было интересно: было трудно: я почувствовал, что: я приобрел: я научился: я смог: я попробую: меня удивило: урок дал мне для жизни. | Участвуют в беседе по обсуждению достижений, отвечая на вопросы, делают выводы. | Анализировать степень усвоения нового материала | Выслушивают одноклассников, озвучивают своё мнение | Строить понятные для собеседника высказывания | Оценивают уровень личных достижений, уточняют пробелы в знаниях. | Принимать и сохранять учебную цель и задачи, осуществлять самоконтроль, планировать будущую деятельность. |
Анализ активности учащихся |