1.Организационный момент. Эмоциональный настрой учащихся. | Добрый день, добрый час! Как я рада видеть вас. Пусть мы с вами почти не знакомы, Но, надеюсь, друг друга поймём, А помогут нам в этом книги, Мы их к нам на урок позовём. Меня зовут, Лала Арефовна и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. | Приветствуют учителя и друг друга, организуют свое рабочее место. | Фронтальный, словесный. |
3. Постановка учебной задачи. | -Поднимите руку, кто любит играть? -А в какие игры вы чаще всего играете? -Отгадайте загадку: Он не знает ничего. Вы все знаете его. Мне ответьте без утайки: Как зовут его? (Незнайка) -Ребята, а вы догадались, кто это? -А знаете ли вы автора, кто придумал этого литературного героя? -Подумайте и скажите, с жизнью и творчеством, какого писателя мы познакомимся сегодня на уроке? -Сформулируйте тему урока. Портрет Н.Н.Носов (1908-1976). | Поднимают руки, кто любит играть. - Ответы детей. -отгадывают загадку. -Это же Незнайка -Дети отвечают: Н.Носов Формулируют тему урока. -Сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью и творчеством Н.Носова | Словесный. Игровой прием. Инсценировка. практический. Мотивация учебной деятельности |
4.Усвоение новых знаний и способов деятельности. Словарная работа | -Посмотрите на его портрет, как вы думаете, каким он был человеком?Сегодня мы поговорим с вами о необыкновенном человеке, о талантливом писателе. Его книги с огромным удовольствием читают и перечитывают не только дети, но и взрослые. А сейчас наша рабочая группа расскажет вам о Николае Николаевиче Носове Николай Николаевич Носов родился 23 ноября 1908 году в Киеве. Его папа был актёром эстрады, а мама – рукодельницей и певуньей. В детстве Носов увлекался музыкой, театром, сочинительством, шахматами, фотографией. В школьные годы он мечтал стать музыкантом и играл на скрипке, но потом забросил это дело. Прежде чем стать писателем Николай Николаевич Носов сменил множество профессий: продавал газеты, был чернорабочим, землекопом, возчиком брёвен. Поступил сначала в Киевский художественный институт, а через 2 года перевёлся в Московский институт кинематографии. Он работал режиссером, поставил немало мультипликационных, научных и учебных фильмов. О том ,чтобы стать писателем, он не думал. Подрастал сын и просил всё новых и новых сказок. И вот Носов стал сочинять для него забавные рассказы, которые мы так полюбили. Свой первый рассказ он напечатал в журнале «Мурзилка» в 1938 году. Н. Носов любил смех, но никогда не смеялся над маленькими, слабыми.Писал он с заразительной веселостью. Но за веселыми ситуациями, забавными историями и очень смешными диалогами проступает всегда какая-то умная, нужная мысль. Книги Носова стали нашими добрыми и умными друзьями. Они расскажут нам много забавных и интересных историй.Посмотрите внимательно на выставку книг Н. Носова. Дайте название выставке книг. -Кто из вас читал произведения Н.Носова? Какие? -Вспомните, кто главные герои его произведений?Для того, чтобы узнать какое произведение Н.Н.Носова мы будем сегодня читать на уроке, вы должны из слогов составить слово.Работа в парах (составление слова из слогов) Какое слово получилось? (ЗАТЕЙНИКИ)! Прочитайте слова на доске: фантазеры, лодыри, выдумщики).-Какие из них являются синонимами к слову затейники, какое слово лишнее? Сформулируйте тему урока. Какие цели вы перед собой поставите? -И так, затейник – это организатор веселья (фантазёры, выдумщики, организаторы, весельчаки) (слайд 5) - Прежде чем познакомиться с новым произведением, попытаемся объяснить значение слов, которые встретятся в тексте. Стащили – переместили, унесли куда - нибудь; Починить - исправить, сделать пригодным для использования; Подкрался на цыпочках – подойти тихонько, незаметно, на кончиках пальцев ног. -Первичное восприятие текста. -Откройте учебник на стр. 51. Рассмотрите иллюстрацию. -Как вы думаете, каким будет рассказ грустным или веселым? -Почему вы так считаете? Чтение рассказа учителем. Выделение смысловых частей, беседа. | -Ответы детей - -Составление слова из разрезных карточек в группах -Затейники -Ответы детей -Подбирают синонимы -Ответы детей -Играют в рифмы -Ответы детей -Смотрят фильм | Наглядный, словесный. Работа над развитием речи Игра - Рифмы Знакомство с текстом. Проблемный Просмотр фильма |
5.Первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | -Какое настроение у вас возникло после чтения? -Кто герои рассказа? Назовите их имена. -В какую игру дети играли? | -Ответы детей (Петя, автор и Валя) - «Три поросёнка) | Работа с текстом. Словесный. Устная работа. Анализ предложенных планов. Практический метод. |
7. Применение полученных знаний. | Анализ произведения (понимание фактического содержания) Фронтальная беседа – Как дети организовали игру. Какой дом у них получился? – Почему игра прервалась? - Что увидели дети, когда открыли дверь в комнату? -Что вы можете сказать о ребятах? -Составление плана рассказа -Ребята, вам нужно восстановить последовательность текста. Деформированный план на доске Может быть, это серый волк. 3 часть. Дети читали сказку «Три поросёнка». 1 часть. Так и не стали играть в «Три поросёнка». 4 часть. Постройка дома. 2 часть. Обсуждение, построение плана. -Анализ произведения (понимание главной мысли, чувств героев, оценка поступков) -За что их можно поругать? -Что бы сказала мама? -Что скажете вы? -Как вы думаете, можно ли считать это произведение поучительным? Почему? -К какому жанру относится данное произведение? (рассказ) -О ком этот рассказ? (о детях) -В какую игру играли дети? -А знаете ли вы сказку «Три поросенка»? -Как звали поросят? Задание на развитие МГ Наф-Наф приступил к строительству своего дома из камней. Он нарисовал чертеж. (Показываю чертеж дома) –Посмотрите внимательно и скажите, из каких геометрических фигур он состоит? | -Находят отрывок в тексте и читают по цепочке -Находят отрывок в тексте и читают по ролям -Находят отрывок в тексте и читают по ролям -Ответы детей (они фантазёры, выдумщики) -Составляют план Дети: – Квадрат – Треугольник – Прямоугольник | Словесный метод. Работа с текстом Чтение по частям |