Тема урока | Письменное умножение на двузначное число |
Тип урока | Открытие новых знаний |
Формы, приемы, методы: | Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы: словесный, наглядный, практический. |
Педагогические технологии | Проблемного обучения |
Цель урока | Организовать деятельность учащихся, направленную на «открытие» письменного алгоритма умножения многозначного числа на двузначное число, научиться применять алгоритм на практике. |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: |
Предметный | Метапредметный | Личностный |
1.Знают алгоритм письменного умножения на двузначные числа. 2. Умеют письменно умножать на двузначные числа. | 1.Умеют ставить учебную задачу и самостоятельно формулировать выводы. 2. Умеют строить и выполнять алгоритмы; представлять, анализировать и интерпретировать данные. 3.Умеют слушать собеседника, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. | 1.Проявляют интерес к изучению учебного предмета «Математика». 2.Умеют сотрудничать с учителем и сверстниками. |
ХОД УРОКА |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | Оценивание/формы контроля |
1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности - время (1 мин) |
(Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность.) Прозвенел звонок для нас. Все зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво.(повернуться и кивок) Тихо сели, спинки прямо. Вижу, класс наш хоть куда. Мы начнем урок, друзья! Сегодня на уроке нам с вами предстоит думать, решать, отвечать на вопросы, изучить новую тему. Также на уроке вы будете себя оценивать сами за каждый вид работы, а в конце урока нужно самим выставить себе общую оценку. Я вас попрошу быть внимательными, активными. _ Откройте тетради и проверим домашнее задание № 23 -Сто надо было узнать в задаче?(скорость) Что дополнить? ( время) Как найти скорость? ( расстояние разделить на время) Прочитает решение и ответ. Проверка д/р Запишем число, классная работа, минута чистописания | Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку Определяют своё эмоциональное состояние на уроке. Выбирают смайлик. Самооценка | Р - организовывать свое рабочее место К – планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками Л – понимть значение знаний для человека и принимать его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность | Наблюдение учителя за организацией учащимися рабочего места. |
II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии - время (5 мин) |
2)- Посмотрите внимательно на экран, исследуйте записи примеров и прежде чем вы назовёте произведение, объясните приём умножения. 6·9= 54 26·3 139 · 0 92· 100 32· 30 72· 43 | 1)Математический диктант игра «Спринт- лоторея» 1.Найдите частное чисел 350 и 7. 2.Чему равно уменьшаемое, если разность равна 200, а вычитаемое равно 20? 3.Чему равна 1/3 часть числа 900? 4.Увеличьте 2400 в 100 раз. 5.Чему равна сумма чисел 750 и 250? 6.Первый множитель 70, второй равен первому. Чему равно произведение? 7.Во сколько раз 15 меньше 60? 8.Сколько недель в 35 днях. 9.Велосипедист за 2 часа проехал 30км. С какой скоростью он ехал? Участвуют в диалоге. Нужно найти значения произведений. 1) табличное умножение; 2) внетабличное умножение ( разбиваем первый множитель на разрядные слагаемые и используем прием умножения суммы на число); 3) умножение на нуль (при умножении любого числа на нуль получается нуль); 4) увеличение числа в 10,100,1000 раз ( к первому множителю приписываем столько нулей, сколько их во втором); 5) приём умножения на числа, оканчивающиеся нулями 6) затрудняются | Р - определять границы знания и незнания П - анализировать, сравнивать разные виды решения задания К- умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы; Л - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Самооценка | Устный опрос |
III. Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности - время (4 мин) |
- Почему одно выражение осталось лишним? -Чем отличается это произведение от тех, что мы решали раньше? - У кого есть предположения, как можно вычислить значение этого произведения? (устно) - Вы предложили устно выполнить вычисления. Как именно? ( на калькуляторе) - Можно ли таким образом быстро выполнить умножение многозначного числа, учитывая то, что числа могут быть достаточно большими? Нет - Как вы думаете, есть более удобный способ умножения на двузначные числа. | - С этим приёмом умножения ещё не знакомы. - Здесь двузначные множители, а раньше были однозначные или однозначные с нулями на конце Выдвигают гипотезы: - устно - на калькуляторе - столбиком. Объясняют способы решение примеров. - Нет - Да, решение в столбик. | П - постановка и формулирование проблемы. Р - выделять способы, средства достижения цели К - формулировать собственное мнение / позицию. Л - оценивать и осознавать свой вклад в общий результат урока | Устный опрос |
IV. Построение проекта выхода из затруднения- время (5 мин) |
- Так какую же учебную задачу вы поставите перед собой? - Прочитайте тему урока. - Что нам поможет научиться письменно умножать на двузначное число? - Повторим алгоритм умножения двузначного числа на однозначное. – Решите в столбик, используя алгоритм умножения на однозначное число. 34 * 8=272- у доски 236 * 5= 1180 – в парах | - Научиться письменно умножать многозначные числа на двузначное число. - Письменное умножение на двузначное число. - Повторение приёмов умножения на однозначное число и знание таблицы умножения. Работа в парах: Решают примеры, записанные на доске по алгоритму. Объясняют ход своих действий. | П - анализировать проблему, находить способы решения и выхода из проблемной ситуации; Р - выбирать оптимальный путь решения проблемы К- контролировать действия партнера и уметь договариваться Л - определять правила работы в паре, уметь договариваться Самооценка | Устный опрос Практическая работа и умение определять готовность к предъявлению результата своей работы. |
V. Реализация построенного проекта (5 мин.) |
- Предлагаю записать пример 72·43 ( на черновиках) столбиком и самостоятельно решить его, основываясь на данный алгоритм. Напоминает о - Наблюдает, как осуществляется деятельность учащихся - Корректирует действия учащихся в группе -Вслушивается в формулировку вопросов – ответов учащихся; б) слушает ответы учащихся в группах; в) организует помощь по необходимости; - Организует презентацию способа, представление алгоритма (схемы, таблица, правила, понятий). - Обобщает способы вычислений. - Поднимите руки, кто не смог найти произведение? Что показалось для вас трудным? - Подошёл ли к вашему заданию данный алгоритм?( умножение многозначного числа на однозначное) Нет - Какой шаг отсутствует в известном алгоритме? Умножение на десятки - Почему сложно было справиться с заданием? Алгоритм не подходит затруднение в записи -Давайте уточним уже известный алгоритм, используя карточки помощницы 1.Сформулировать недостающие шаги в в алгоритме. 2. 2.Составить опорный сигнал. -Решите пример, опираясь на полученную вами схему-опору (те, кто не смог решить ранее). - Я прошу поднять руку тех ребят, которые выполнили умножение правильно. - Сравните полученный алгоритм со своим решением. Вы всё сделали правильно? - Вы поставили цель узнать алгоритм умножения на двузначное число. Достигли цели? - Какие задания вы теперь сможете выполнять? | Работа в группах - Соблюдает требования, выбранные группой к организации деятельности в группе. - Выполняет задания, связанные с «открытием» нового знания (способа, приёма), направленного на решение учебной задачи. - Выдвигает гипотезы, связанные с решением учебной задачи (решением проблемы). - Оформляет способ в виде алгоритма. - Демонстрируют способ, алгоритм по заданной теме, сформулированной учебной задачей. - Отмечают затруднения, с которыми столкнулись. - Нет - Умножение на десятки. - Алгоритм не подходит, затруднения в записи. Читают алгоритм и дополняют его. Решают пример пользуясь новым алгоритмом. Сравнивают полученный алгоритм со своим решением. -Да. - Письменно умножать многозначные числа на двузначные. | П - построение логической цепи рассуждений, анализ допущенных ошибок, определение причин их возникновения. Р - осознавать свои возможности в учении К - взаимодействовать в группе согласно условиям, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Л - самостоятельно выполнять работу, понимая личную ответственность за результат | Практическая работа Наблюдение за осущест-влению деятельности учащимися. Умение устанавливать возможные причины ошибок и планировать способы их ликвидации Умение определять готовность к предъявлению результата своей работы Оценка результатов деятельности. |
Физкультминутка (2 мин) |
Предлагает выполнить движения согласно физкультминутке. | Выполняют движения согласно физкультминутке | Р – принимают и сохраняют учебную задачу. К – проявляют готовность слушать. Л – имеют установку на здоровый образ жизни | Выполнение движений согласно инструкции. Наблюдение. |
VI. Первичное закрепление (5 мин.) |
Работа по учебнику: С. 44 № 156 ( устно) Объясни по данным записям, как выполнено умножение. Называй неполные произведения и окончательный результат. Подготовка в парах. Вспомните правила работы в паре. С. 44 № 157 Выполни умножение с объяснением.1- 2 пример, 3 самостоятельно | Объясняют по данным записям как выполнено умножение С комментированием Решают примеры на доске с объяснением. Самооценка | П - соблюдать разработанный алгоритм деятельности Р - выполнять предложенные учебные задачи К - учебное сотрудничество. Л - связывать свои успехи с усилием, трудолюбием | Индивидуальный опрос Оценка результатов деятельности. |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (образцу) ( 4 мин) |
- Понятен ли вам этот вычислительный приём? Поработаем с карточками №1. На ней записаны примеры. 43 *14= 612 базовый уровень 583 · 38=22154 повышенный уровень Предлагаю спрогнозировать предполагаемый результат своей работы: в верхнем углу карточки вы видите круг. Закрасьте его зелёным цветом, если вы уверены в своих силах. Жёлтым цветом – если сомневаетесь. Красным цветом – если вам нужна помощь. Кому нужна помощь, обращайтесь к алгоритму. Критерий оценки – правильность счёта, безошибочность. - Передайте карточку соседу. (Ответы к заданию на экране) - Если нет ошибок, закрасьте нижний круг зелёным цветом, если есть ошибки – жёлтым. - Верните карточку владельцу. - Совпал ли ваш прогноз с результатом? | Прогнозируют результат и выполняют задание. Взаимопроверка по готовым ответам с доски. Ответы детей Самооценка | П - принимать и удерживать учебную задачу Р – прогнозирование, самоконтроль, коррекция. К - умение выражать свои мысли способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Л - способность к организации самостоятельной учебной деятельности | Краткая самостоятельная работа с карточками. Умение сопоставлять свои действия с заданным образцом (умение вычленять операционный состав действий) Самооценка деятельности. |
VIII. Включение в систему знаний и повторение ( 6 мин.) |
- При выполнении, каких заданий вы сможете использовать умения, приобретённые на уроке? - Решите задачу (с.45 № 162) - Прочитайте условие задачи. Что известно, что надо узнать? Назовите первый вопрос. Каким действием ответите на первый вопрос? Назовите второй вопрос. Каким действием ответите на второй вопрос? Назовите третий вопрос. Каким действием ответите на третий вопрос? - Выполните решение в тетради. (Проверка устно). | - При решении задач. Один ученик у доски, другие в тетрадях. Сверяют решение с образцом на слайде. Исправляют ошибки и фиксируют затруднения. | П – проводят анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, поиск необходимой информации; Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. К - строить понятные для партнера высказывания и аргументировать свою позицию. Л - личностная ответственность за результат выполненной работы | Самопроверка. Умение устанавливать возможные причины ошибок и планировать способы их ликвидации |
IX. Рефлексия учебной деятельности (итог урока) ( 1 мин.) |
Благодарит ребят за работу. Урок сегодня был удачный, Не прошёл для вас он зря. Вы все очень постарались. Вам понравилось, друзья? - Что нового узнали? -Какую цель ставили перед собой? - Достигли мы цели? -Как умножают на двузначное число? - Где и в каких случаях знания, полученные на уроке, могут пригодиться в жизни? - Кого из ребят вы можете поблагодарить сегодня за помощь? 2.Прием «Незаконченное предложение» (-Я научился…) (-Надо ещё поработать….) (-Мне удалось… ) ( -Самым трудным было …) - Оцените свою работу на уроке, используя пословицы – дети выбирают каждый для себя Слайд13 - Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам сделать на уроке открытие. Эта удача приблизила ещё на один шаг каждого из вас к успеху. - Спасибо вам за активное участие. Мне было очень приятно работать с вами. | -Научиться умножать на двузначное число. -Достигли. Рассказывают алгоритм Ответы детей. | П – ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Р– оценивают собственную деятельность на уроке, используя оценочные листы. Л – проявляют интерес к предмету К - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности | Соотносить конечные результаты своей деятельности с целью. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |
X. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению( 2 мин) |
- Вам нужно потренироваться дома. Послушайте, что нужно повторить к следующему уроку. Предлагаю вам несколько вариантов домашнего задания. Выберите понравившееся задание. 1) С. 44, № 159 – обязательный для всех 2) С. 44, № 160– предлагаю тем, кто не боится трудностей. 3) Придумать и решить 3 примера на умножение многозначного числа на двузначное - для тех, кто любит творить. | Записывают задание в дневники | Р - выполнять предложенные учебные задачи | Умение применять полученные знания |