(технология деятельностного метода, ИКТ, работа в парах, фронтальная и индивидуальная форма работы на уроке)
Урок составлен к учебнику М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова «Математика» ч. II по УМК «Школа России»
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты УУД |
1. Организационный момент. (3 мин) Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; - установить тематические рамки; - уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности. | Проговаривают правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила. | Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Устанавливает тематические рамки. Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности. | Прежде чем начать, урок создадим себе и друг другу хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнёмся друг другу и нашим гостям. | Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД). Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). |
II. Актуализация знаний. (10 мин) Цели: - организовать актуализацию умений выполнять сложение и вычитание пользуясь свойствами сложения и вычитания | Выполняют задание. Фиксируют индивидуальное затруднение по пройденной теме (Я не знаю). | Организует актуализацию умений решать примеры на сложение и вычитания, пользуясь знанием о свойствах вычитания и сложения. Организует обобщение актуализированных знаний. Предлагает задание для пробного действия. Организует выполнение учащимися пробного учебного действия. Организует фиксирование индивидуального затруднения. | -Сегодня мы с вами на уроке совершим путешествие по сказке. А по какой узнаем, решив примеры и поставив числа в порядке возрастания. 10-5; 2+5; 6-3; 5-3; 4+4; 8-4; 6+4 (слайд 2) Ученики п оочереди выкладывает ответы на магнитной доске. Примеры решили, и сейчас нужно поставить значения выражений в порядке возрастания. Один ученик выкладывает цифры на магнитной доске. 2 3 4 5 7 8 10 Проверяем (слайд 3) А числа эти загадоч - ные. И чтобы узнать по какой сказке мы будем путешествовать, числа нужно открыть. (КОЛОБОК) (слайд 4) Фиксация индивидуального затруднения. - Как называются числа при сложении? - Кому было сложно вспомнить пройденный материал на этом этапе урока? | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД). Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД). |
III. Самоопределение к деятельности. (2 мин) Цели: - выявить место (шаг, операция) затруднения; - зафиксировать во внешней речи причину затруднения. | Под руководством учителя выявляют место затруднения. Проговаривают причину затруднения с помощью учителя. | Наш Колобок решил учиться. В наше время без знаний невозможно жить. И Колобок решил учиться в нашей школе и в нашем первом классе. Но вот беда. Сказочные герои не хотят его отпускать из сказки. И чтобы ему добраться до нашего класса, мы ему должны помочь справиться со всеми препятствиями, с которыми он встретится на своём пути. Поможем? | Ребята готовы помочь Колобку и проявить свои знания. | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД). |
IV. Работа по теме урока. ( 10 мин) Цели: - организовать постановку цели урока; - организовать составление совместного плана действий; - определить средства; | С помощью учителя ставят цель урока. Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя. Называют средства. | Организует постановку цели урока. Организует составление совместного плана действий. Организует определение средств | - А кто первым встретился на пути Колобку? (Заяц). - А вот и Заяц (слайд 5). Он собирается съесть нашего Колобка, если он не справится со следующими заданиями. 1. Устный счёт – Посчитайте от 1 до 10 и обратно; – Что происходит при счёте до 10? А при обратном? – Какое число идёт при счёте за числом 8? – Какое число стоит при счёте перед числом 5? – Какое число стоит при счёте перед числом 10? – Какое число встречается раньше: 0 или 10? 3 или 5? – Назовите соседей числа 7, 4, 6. – Какое число больше чем 5 на 1? – Какое число меньше чем 5 на 1? 2. Игра «Отвечай – не зевай» (разрезные цифры). 7 + 2 8 уменьшить на 1 5 увеличить на 3 6 – 3 4 + 2, полученный результат уменьшить на 3 Первое слагаемое 6, второе слагаемое 3. Найти сумму. 3. Решить задачи. 1). Пять ворон на крышу сели, Две еще к ним прилетели, Отвечайте быстро, смело, Сколько всех их прилетело?(7) 2). В кружку сорвала Мария Девять ягодок малины Пять дала своей подружке? Сколько ягод стало в кружке? (4). 3). У маленькой Светы 4 конфеты. Ещё 3 дала Алла. Сколько всего стало? (7) 4. Нужно выполнить задание на полях в Учебнике, стр.23 «Цепочка» - Ай, да молодцы! Мы очень быстро справились с этим заданием. И тем самым мы помогли Колобку приблизиться чуть-чуть поближе к нашей школе, а Заяц пожелал удачи. Наш Колобок катится, а навстречу… А как вы думайте, с кем встретился наш Колобок после Зайца? А вот и Волк (слайд 6). Только он какой-то необычный. А почему он необычный? (На нём знаки, геометрические фигуры). Волк решил проверить нашего Колобка. А можно ли его отправить в школу к нам учиться, справиться ли он с теми заданиями, которые ему встретятся. Сейчас мы должны помочь нашему Колобку. Для этого вы должны быть очень внимательными. (слайд 7) – Посмотрите на геометрические фигуры и скажите, как можно назвать одним словом все эти фигуры? – Как называют каждую фигуру? – Как можно провести в каждом четырёхугольнике отрезок так, чтобы из каждой фигуры получилось два треугольника? Работа на доске, 4 ученика. А сейчас посмотрим, правильно ли вы выполнили задания, проверка. (слайд 8) – Какая фигура называется треугольником? Волк остался довольный. Задачу решили. Колобка пропустили. Всё ближе и ближе Колобок к нашей школе. А давайте мы выполним физминутку. Двигательная физминутка «Мурляндия» (слайд 9)
| Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД). |
V. Продолжение работы по теме урока. (10 мин) Цель: - реализовать построенный проект в соответствии с планом; - зафиксировать новое знание в речи и знаках; - организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения; | Под руководством учителя выполняет составленный план действий. Отвечают на вопросы учителя. Фиксируют новое знание в речи и знаках. Под руководством учителя формулируют тему урока. | Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом. Организует подводящий диалог. Организует фиксирование нового знания в речи и знаках. Организует уточнение темы урока. | Но тут появляется Медведь. (слайд 10) Он преграждает дорогу Колобку. Чтобы Колобку не попасть Медведю в пасть, мы должны помочь Колобку. Медведь приготовил трудную задачу. - Ребята, скажите, а где в математике можно встретить знак вопроса? -В задаче. -Назовите компоненты задачи. Из чего состоит задача? -Условие - -Вопрос -Решение -Ответ (слайд11) Наш Колобок в затруднении, т.к. медведь просит его сделать задания. А задания в тетрадях для проверочных работ С.И.Волковой. Самостоятельная работа страница 30, 31. Взаимопроверка. Наш Колобок докатился до нашего класса. Но тут из-за угла появилась рыжая плутовка – Лисичка (слайд12). Она решила проверить нашего Колобка на сообразительность: Росли 2 вербы. На каждой вербе по 2 ветки, на каждой ветке по 2 груши. Сколько всего груш? На яблоне было 6 яблок, а на иве на два яблока меньше. Сколько всего яблок было? Крыша стола имеет 4 угла. Один угол отпилили. Сколько стало углов у стола? | Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД). Уметь выполнять работу по предложенному плану. Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок |
VI. Рефлексия. (3 мин) Цели: - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Организует фиксирование нового содержания. Организует рефлексию. | Отвечают на вопросы учителя. По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли. Делают самооценку | Мы с вами помогли нашему Колобку решить эти задачи. И Лиса пропустила нашего Колобка в наш класс. (Стук в дверь. Появляется «Колобок», ученик 4 а класса.). Колобок понял, что без знаний очень трудно жить на свете. Только благодаря нашим знаниям, наш Колобок преодолел все трудности, которые встретились ему на пути. И благополучно добрался до нашего класса. | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
VIII. Подведение итога. (3 мин) | Отвечают на вопросы учителя. По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли. Делают самооценку | Организует самооценку учебной деятельности. | У каждого из вас на парте лежит рисунок Колобка, только без рта. Вам нужно дорисовать. Если вам понравился наш урок, то нарисуйте весёлого Колобка. Ну а если не понравился, то нарисуйте грустного.  | Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |