Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности
– формирование умения находить результаты табличного сложения, используя разные способы прибавления числа 5.
– воспитание интереса к математике, создание условий для обсуждения интересов обучающихся и преодоление конфликтов.
- совершенствование знания табличного сложения, использование полученных знаний в самостоятельной работе, контролирование своих учебных действий, развитие внимания, навыков контроля и самоконтроля, вычислительных навыков.
Этап | Задача, которая должна быть решена в (рамках достижения планируемых результатов) | Формы организации деятельности учащихся | Деятельность учителя по организации деятельности учащихся | Деятельность учащихся (предметные, познавательные, регулятивные, личностные) | Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока | Диагностика достижения планируемых результатов |
1.Самоопределение к деятельности. | Эмоциональная и мотивационная подготовка учащихся к освоению учебного материла | Коллективная | 1).Организационный момент. –Хорошо ли мы умеем, и решать, и отвечать? Ведь учились мы немного… (ответы детей). Я желаю вам успешной работы в изучении математики! | Л: -проявляют интерес к изучению темы; -формируют адекватную мотивацию учебной деятельности | Проверяют готовность к уроку. Включаются в деловой ритм. Отгадывают загадки. | Наблюдение |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности | Повторение изученного ранее и необходимого для определения границ знания и незнания | Коллективная | Организую устный счёт - Прежде чем начать урок, возьмём с собой математические знания, которые потребуются в дороге: 1.Назовите знаки действий. 2. Как изменится результат сложения, если переставить местами слагаемые? 3. Из чего состоит задача? 4. Назовите состав числа 5. (1+4, 2+3, 3+2, 4+1), используя учебник, № 1, стр.68. 6. Сколько надо прибавить к каждому из этих чисел, чтобы получилось число 10. (9,8,7,6) Предлагаю решить устно примеры: 1+1= 2+2= 2+1= 3+1= 3-1= 4-1= С помощью сигнальных карточек показывают зеленый – правильно, красный - неправильно | П:-анализируют и преобразовывать информацию; -используют приобретенные знания; К: - формулируют вопросы и ответы в ходе выполнения задания | Дети отвечают на вопросы. Дети показывают сигнальные карточки | Устный счёт с сигнальными карточками |
3.Этап выявления места и причины затруднения | Определение цели урока | Коллективная | А теперь я предлагаю вам следующее задание. Волк и заяц составляли друг для друга примеры и решали их. Проверьте правильность выполнения заданий (Карточки). Заяц. 9 + 2 = 11 8 + 5 = 12 12 – 4 = 8 13 – 3 = 10 Волк. 8 + 3 = 11 9 + 5 = 13 11 –2 = 9 14 – 10 = 4 – Кто нашёл значения всех выражений? Скажите, значения всех ли выражений были найдены правильно? -В чём возникло затруднение? В каком месте? − Почему возникло затруднение? В чём причина ошибки, которую допустили герои?(Заяц и волк не знают, как прибавлять число 5) - Что нам поможет? (знание состава числа 5). - А где мы встречаемся с числом 5? (На руке 5 пальцев, у пятиугольника 5 сторон) - Как вы думаете, какова же тема нашего урока? («Прибавление числа 5»). - Какова цель урока? (научиться прибавлять и вычитать число 5). | П:-используют приобретенные знания; -формулировка ответа; Р: - умеют определять цель своей деятельности на уроке с помощью учителя; -исправляют ошибки в задании; | Учитель организует работу, используя демонстрационный материал. Дети извлекают информацию из учебника, отвечают. Уточняют. Выводят тему и цель. Тема: «Прибавление числа 5». | Фиксация темы и целей урока на доске Цель урока: научиться прибавлять число 5. |
4.Построение проекта выхода из затруднений | Реализовать построенный проект в соответствии с планом | Коллективная | Организую деятельность учащихся по составлению плана действий 1).-Какую учебную задачу ставим? (Научиться прибавлять число 5). - Какие знания помогут нам прибавлять число 5? (способы вычисления суммы: по частям, используя состав числа 5; по шкале линейки, с помощью фишек). 2). - Наметим план наших действий: прочитать выражение, определить удобный способ вычисления, найти результат. 3).Совместное составление алгоритма. Алгоритм: 1.Читаю выражение. 2. Определяю для себя удобный способ вычисления. 3.Вычисляю. 4.Называю результат. 4. Прочитайте алгоритм. 5.Решите примеры, используя алгоритм. 5+5 = 6+5= 7+5= 8+5= 9+5= | П: -умеют работать по плану, используя алгоритм Пр: - умеют использовать различные способы прибавления числа 5 | Составляют план достижения цели. Дети выводят алгоритм. Алгоритм: 1.Читаю выражение. 2. Определяю для себя удобный способ вычисления. 3.Вычисляю. 4.Называю и записываю результат. Дети решают примеры. Проверка по учебнику стр.72, таблица. | Правильное использование алгоритма |
5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Организовать фиксацию содержания изученного на уроке | Парная, самостоятельная работа
| Организую работу в парах. № 4, стр. 68 учебника. -Запишите примеры в тетрадь, используя алгоритм. -Какое свойство сложения надо использовать? -Проверьте друг у друга (взаимопроверка). | К: -взаимодействуют с партнером в рамках учебного диалога. - развивают умения работать индивидуально; Р: -выполняют самопроверку и взаимопроверку учебного задания | Работают в парах, обсуждают, выбирают правильный ответ. В случае затруднения прибегают к алгоритму, записанному на доске, или составленному на парте. | Взаимоконтроль в парах по образцу |
Физминутка Раз, два — выше голова. Три, четыре — руки шире. Пять, шесть — всем присесть. Семь, восемь — встать попросим. Девять, десять — сядем вместе. |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой | Организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание | Индивидуальная | Организую самостоятельную работу с проверкой по эталону. Вычисли сумму № 5,стр.69 и запиши в тетрадь. Эталон для самопроверки: 1 в. 9+5=9+1+4=14 2 в. 8+5=8+2+3=13 и т.д. -Взаимопроверка. – У кого всё правильно? – У кого есть ошибки? – В каком месте ошибки? – В чём причина? Просигнализируют правильность выполнения с помощью сигнальных карточек | К:- развивают умения работать индивидуально П :-используют приобретенные знания; обосновывать свое суждение; Р: -выполняют самопроверку и взаимопроверку учебного задания Пр: умеют выполнять сложение вида □ +5; | Учащиеся выполняют задание самостоятельно в тетрадях. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с образцом (алгоритмом). Проговаривание детьми места ошибок и причин ошибок. Проговаривание алгоритма. Исправление ошибок. | Проверка по эталону на карточке Обратная связь с учителем с помощью приема «Светофор» |
7.Включение в систему знаний и повторение | | Индивидуальная | Предлагаю решение задачи по выбору, используя алгоритм. Учебник стр. 69. №6. - Перед вами две задачи, выберите задачу по силам. №1 Во дворе 7 девочек, а мальчиков на 5 больше. Сколько мальчиков? (7+5=12) №2 Во дворе 7 девочек, а мальчиков на 3 больше. Сколько всего детей? (7+3+7=17). Просигнализируют правильность выполнения с помощью сигнальных карточек | П: -используют приобретенные знания; -умеют работать по плану, используя алгоритм Пр: умеют использовать знаково-символические средства при решении задач | Алгоритм решения задачи: 1.Прочитай задачу. 2. Перескажи. 3.Выдели части задачи: Условие. Вопрос. Решение. Ответ. 4.Реши задачу. 5.Запиши ответ. Доведение до уровня автоматизированного навыка ранее сформированных умений. Отвечают, используя алгоритм. | Прием «Светофор» |
8.Рефлексия деятельности | Сформулировать конечный результат работы на уроке | Коллективная | – Мы хорошо потрудились и теперь подводим итог работы на уроке. -Какую цель мы ставили в начале урока? (научиться прибавлять число 5). - Достигли цель? Каким способом? -Какие затруднения в деятельности испытывали? - Как находили выход из затруднений? -Каковы результаты (класса, мои)? Покажите кружочки: зелёные («Мне было всё понятно на уроке»), жёлтые («Мне было интересно на уроке, но я испытывал небольшие затруднения»), красные («Мне урок показался трудным»). -Что бы вы хотели ещё сделать? -Закончите фразу: Теперь я знаю … Теперь я могу… . Я удивился … Я научился… | Р:-удерживают цель урока, соотносят ее с полученным личным результатом; | Осуществляют самооценку собственной деятельности и деятельности класса. Соотносят цель и результаты. | Прием «Светофор» «Незаконченные предложения |