СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по окружающему миру 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе по УМК "Перспектива"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по окружающему миру 4 класс»

Технологическая карта УРОКА

по окружающему миру

ФИО

Болдырева Ольга Валентиновна

Место работы

МАОУ «СОШ № 67» города Магнитогорска

Должность

Учитель

Предмет

Окружающий мир

Класс

4 класс


Тип урока

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

7.

УМК

Перспектива, учебник Плешаков А.А. «Окружающий мир». 4 класс;


Технологическая карта урока

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет

Окружающий мир

Класс

4

Тема урока

В ледяной пустыне

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Находить на карте природных зон России арктические пустыни, рассказывать по карте об этой зоне, учиться показывать ее на карте. Устанавливать причинно-следственные связи между положением Солнца и природными условиями зоны арктических пустынь.

Совместно с учителем составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера;

работать по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, поиск информации в Интернете).

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Познакомить с понятиями: Зона арктических пустынь, природные условия, растительный и животный мир арктических пустынь. Экологические связи в зоне арктических пустынь. Научные исследования на островах Северного Ледовитого.

Вид используемых на уроке средств

мультимедийный проектор, компьютер, раздаточный материал.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

ЭТАП 1. Стадия вызова (вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала)

Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов

Проверка домашнего задания


Длительность этапа

10 минут

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Чтобы о водах России знать,

Надо карту уметь читать,

Быть внимательным, уметь наблюдать,

И, конечно, рассуждать.

Методы обучения/приёмы работы

словесный

Форма организации деятельности учащихся

фронтальная, индивидуальная

Функции/роль учителя на данном этапе

Чтение стихотворения. Постановка проблемного вопроса: Что вы знаете о водоемах?

Основные виды деятельности учителя и обучающихся

Деятельность учителя

1.Самое большое по площади озеро – это…

а) Онежское;

б) Байкал;

в) Каспийское.

2.Река, впадающая в Каспийское море, - это

а) Дон;

б) Волга;

в) Кама.

3.Река, соединяющая озеро Байкал с Северным Ледовитым океаном, - это…

а) Енисей;

б) Обь;

в) Лена.

4.Самая длинная река России – это…

а) Волга;

б) Лена;

в) Обь;

г) Енисей.

5.Море Атлантического океана на территории России – это…

а) Японское море;

б) Балтийское море;

в) Черное море.

6.Какие озера в народе называют «Онего-батюшко и Ладога-матушка»?

а) Аральское и Каспийское моря;

б) Ладожское и Онежское озера.

7.В список Всемирного наследия внесено…

а) Белое море;

б) Озеро Байкал.

Индивидуальная работа:

1.Соедини стрелками моря и океаны:

Моря: Океаны:

Японское море

Балтийское море Атлантический

море Лаптевых

Чукотское море Северный Ледовитый

Берингово море

Карское море Тихий

Баренцево море

Восточно-Сибирское море

Черное море

Охотское море

2.Вычеркни лишний географический объект:

Средне-Сибирское плоскогорье:

Лена, Ангара, Печора, Колыма.

Западно-Сибирская равнина:

Обь, Енисей, Амур. Иртыш.

Восточно-Европейская равнина:

Волга, Кама, Дон, Индигирка.

Деятельность ученика

  1. Каспийское.

  2. Волга.

  3. Енисей.

  4. Обь.

  5. Черное море.

  6. Ладожское и Онежское озера.

  7. Озеро Байкал.





















































Ответ:

Море Лаптевых, Чукотское, Карское, Баренцево, Восточно-Сибирское моря - Северный Ледовитый океан.

Японское, Берингово, Охотское моря –

Тихий океан.

Балтийское, Черное моря –

Атлантический океан.







  1. Печора

  2. Амур

  3. Индигирка




Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов

Определение темы урока


Длительность этапа

30 минут

Методы обучения/приёмы работы

словесный

Форма организации деятельности обучающихся

групповая, индивидуальная

Средства для реализации данного вида учебной деятельности

Раздаточный материал, работа с текстом учебника, презентация

Форма организации деятельности учащихся

Работа в группах

Функции/роль учителя на данном этапе

Регулирует, направляет, спрашивает, обобщает

Основные виды деятельности

Коллективная, индивидуальная

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата









































































Физкультминутка.

Топай, Мишка,

Хлопай, Мишка,

Приседай со мной, братишка.

Руки вверх, вперед и вниз.

Улыбайся и садись.


Где- то на белом свете
Там, где всегда мороз,
Трутся спиной медведи
О земную ось.
Мимо плывут столетья,
Спят подо льдом моря.
Трутся об ось медведи-
Вертится Земля.
Мы отправляемся с вами туда,
Где царство холода снега и льда!

Мы путешествовали с вами по нашей стране с востока на запад и наоборот. А сегодня изменим наш маршрут - возьмем направление с севера на юг по природным зонам России. Наша научная экспедиция отправляется за Полярный круг, в зону арктических пустынь.

К бескрайним просторам Северного Ледовитого океана, к его островам наш путь. Членами нашей экспедиции являются географы, ботаники и зоологи (работа в группах).

Это царство холода, снега и льда, какую одежду мы туда выберем для членов экспедиции?

Найдите на карте зону арктических пустынь, назовите острова, которые относятся к этой зоне (при ответе используется атлас или карта в учебнике на стр.87-97).

Нашей экспедиции предстоит выяснить: Почему здесь такие суровые условия? (задача для географов); Какие растения встречаются в этой зоне? (задача для ботаников).; Какие животные населяют арктическую пустыню? (задача для зоологов.

Каждая группа получает раздаточный материал и карточку - «помогайку».

Для географов

Арктика- это огромное пространство … океана, с … и …. Солнце направляет на это пространство … лучи. Оно ..., но не …. Зимой в Арктике … …. Темноту освещает: луна, звезды и … ….
Дуют …,бушует ….Температура опускается до … градусов. Летом в Арктике ... …, но … тоже нет. Это зависит от географического … арктической зоны. Температура лишь на … … выше ….

Для зоологов

Животных арктической зоны кормит …. Морскими водорослями питаются …, а ими – …. Основная пища птиц и животных – …. На скалистых берегах собираются …,… и …, здесь они выводят …. Птиц с необычными клювами называют …. Все звери - прекрасные …. От холода их защищает…. Это … и …. На тюленей охотятся …. У них густая шерсть … цвета и … лапы, чтобы удобнее было передвигаться … и ….

Для ботаников

На островах прямо, на голых … встречаются …, они очень …. Также приспособились к жизни на камнях … и …. В толще воды, не покрытой …, большое количество ….

Защита проектов













Итак, все научные группы хорошо поработали. Можем ли мы назвать арктическую зону пустынной?

- В водах северных морей, где проходят теплые течения, обитает великолепное животное – гренландский кит.

Человек не является коренным жителем Арктики, но она всегда привлекала людей своей загадочностью. На островах и во льдах Северного Ледовитого океана работают научные станции. Проложен Северный морской путь, так идут караваны судов. Люди занимаются рыболовством, охотой. Но не всегда делают это разумно. В настоящее время природе Арктики нанесен огромный ущерб. Стали редкими такие животные, как белый медведь, морж. Они занесены в Красную книгу России. Стали редкими некоторые виды промысловых рыб. Воды северных морей загрязняются мусором, вредными веществами с проходящих судов. Это плохо отражается на жизни обитателей этой зоны, ведь они и так живут в суровых условиях. Люди задумались над своим поведением, взяли под охрану редких животных, ограничили рыбную ловлю, создали заповедники.

Об арктическом заповеднике нам расскажет наш одноклассник.



























Деление детей на 3 группы - географы, ботаники и зоологи









Дети выбирают: меховые костюмы, унты, меховые шапки, варежки и шерстяные маски, закрывающие лицо.

Острова: Земля Франца Иосифа, Северная Земля, Новосибирские острова и остров Врангеля.

Работают в группах

Рекомендации – см. учебник стр. 87-97.

Географы.

Арктика- это огромное пространство Северного Ледовитого океана, с морями и островами. Солнце направляет на это пространство косые лучи. Оно светит, но не греет. Зимой в Арктике полярная ночь. Темноту освещает: луна, звезды и Северное сияние.
Дуют ветры, бушует пурга. Температура опускается до - 60 градусов. Летом в Арктике полярный день, но тепла тоже нет. Это зависит от географического положения арктической зоны. Температура лишь на несколько градусов выше нуля.

Зоологи.

Животных арктической зоны кормит море. Морскими водорослями питаются рачки, а ими – рыбы. Основная пища птиц и животных – рыба. На скалистых берегах собираются чайки, кайры и гагарки, здесь они выводят потомство. Птиц с необычными клювами называют тупики. Все звери - прекрасные пловцы.

От холода их защищает слой жира. Это моржи и тюлени. На тюленей охотятся белые медведи. У них густая шерсть белого цвета и широкие лапы, чтобы удобнее было передвигаться по льду и снегу.

Ботаники.

На островах, прямо на голых камнях, встречаются лишайники, они очень малы. Также приспособились к жизни на камнях мхи и полярные маки. В толще воды, не покрытой льдом, большое количество планктонных растений водорослей.

В Арктике совсем не пусто. Там, несмотря на суровые условия, растут растения, живут животные и птицы и даже выращивают своих детенышей.



Рассказ ученика.

Этот заповедник расположен на острове Врангеля, он был организован в 1976 году. На остров прилетает большое количество птиц на гнездовья. Через весь остров с запада на восток идут параллельно три цепи гор, разделенные долинами. Весной на юном побережье можно встретить редкую птицу – розовую чайку. Прирожденные кочевники полярных льдов выводят здесь свое потомство. НВ острове обитает самое крупное из копытных животных Арктики – овцебык, завезенный в заповедник из Америки. Остров Врангеля – единственное место, где гнездятся белые гуси.

ЭТАП 3. Стадия рефлексии. (проверка полученных знаний , коррекция)

Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов

Что я узнал нового?

Длительность этапа

5 минут

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Угадай кроссворд

Методы обучения

Словесные, наглядные

Средства для реализации данного вида учебной деятельности

Презентация,учебник

Форма организации деятельности обучающихся

индивидуальная

Функции/роль учителя на данном этапе

  1. Разгадайте кроссворд.

1. Эти птицы, собираясь на скалистых берегах, образуют «птичьи базары». Их можно увидеть около реки и в нашей местности (чайка).

2.Близкий родственник тюленя (морж).

3.Птицы, откладывающие яйца на голые камни (кайры).

4. Это животное бывает добычей белого медведя ((тюлень).

5.Растение полярной зоны(лишайники )

6.Самый крупный обитатель морей и океанов (кит).

7.Пища рыб северных морей (рачки).

Ключевое слово: АРКТИКА..

Деятельность ученика

Основные виды деятельности при проверке

фронтальный

ЭТАП 4. Подведение итогов урока, объяснение выполнения домашнего задания.

Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам.

Географическое положение

Северный ледовитый океан

Северные моря

острова


Освещенность

Полярный день и полярная ночь

Северное сияние


Растительный и животный мир

Лишайники, мхи, полярный мак, планктон,

Рачки, рыбы, чайки, гагарки, тупики, морж, тюлень, белый медведь


Деятельность человека

Научные станции;

Северный морской путь;

Рыбный промысел;

охота


Перед Вами разноцветные круги. Покажите зеленый круг у кого все получилось на уроке, желтый круг – кому было неинтересно, красный круг – кому было трудно.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!