СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по предмету окружающий мир " Леса России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по предмету окружающий мир " Леса России"»

Технологическая карта урока изучение нового материала

Автор:

Тема урока: Леса России

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: Создать условия для ознакомления с географическим положением зоны лесов, с частями лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом, с растительным и животным миром зоны лесов; определения границ знания
и «незнания»; способствовать формированию представлений о лесной зоне; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»

Форма организации деятельности:

Опорные понятия:

Цель:

1.Создать условия для ознакомления с географическим положением зоны лесов, с частями лесов: тайгой, смешенным и широколиственным лесом, с растительным животном миром зоны лесов..

2.Способствовать формированию представлений о лесной зоне, первоначальных умений поиска необходимой информации анализа полученной информации, развитие интереса к предмету « Окружающий мир»

3.Формировать УУД :

  • Личностные: осознание значение знаний для человека,

Метопредметные;

  • Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

  • Коммуникативные: контроль, коррекция, оценка действий напарника в работе.

  • Принятие решения и его реализация;

  • Познавательные:

  • обработка, систематизация, обобщение и использованию полученной информации.




Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающегося

Деятельность

обучающегося ЗПР

Формирование метапредметных УУД у обучающегося с ЗПР

Технологии, методы и приёмы формирования метапредметных УУД у обучающися с ЗПР

1. Организационный момент

Звучат в записи голоса птиц.

Читает стихотворение:

И не сразу, и не вдруг,

Мы узнали: ЛЕС – наш друг.

Нет без ЛЕСА кислорода,

Сникнет сразу вся природа,

Без него дышать не сможем

И никто нам не поможет.

Сдуют ветры урожай

И тогда – прости, прощай!

Обмелеют наши реки,

Высохнут они навеки,

Заболеют все зверушки

Вплоть до маленькой норушки.

Нет без ЛЕСА нам лекарств,

На столах не будет яств.

Пропадёт тогда планета,

Горько мне писать всё это.

А поэтому, друзья,

Призываю всех вас я:

Каждый кустик берегите,

Без нужды костры не жгите,

Цените каждую травинку

И на листике дождинку.

Сбережём ЛЕС от огня

Для тебя и для меня.

Красота живая – ЛЕС,

Пусть растет он до небес!

Наталья Филимоненко

– В этом стихотворении «спрятана» тема нашего урока.
В какую природную зону мы сегодня отправимся?

Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место
к уроку


Слушают учителя, принимают участие в диалоге с учителем.


Слушает учителя

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями.

Личностные: понимают и принимают значение знаний для человека;


словесный

2. Мотивация к учебной деятельности

Все ли мы о лесной зоне?

Давайте определимся, что нам уже известно об этой зоне?

Давайте поставим цель урока.

Поставим задачи урока.

Ведут диалог с учителям, отвечают на поставленные вопросы.

Принимает участие в диалоге.

Умение ставить цель своей деятельности.

словесный

3. Актуализация знаний

– Теперь мы можем отправиться исследовать лесную зону России. Найдите на карте природную зону лесов. Что вы можете рассказать о лесной зоне, глядя на карту?

– Где находится зона лесов относительно зоны тундры?

– В каком тепловом поясе она лежит? Что характерно для этого пояса?

– Какая поверхность у зоны лесов?

– Какие части лесной зоны вы увидели? Сравните их по площади.

– Между тундрой и зоной лесов есть промежуток, закрашенный темным цветом. Что это? Какую роль он выполняет?

– Разным деревьям требуется разное количество тепла, одним меньше, другим больше. Хвойные деревья – ель, сосна, лиственница, пихта, кедровая сосна – менее требовательны к теплу. Они хорошо растут в северной части лесной зоны. Это тайга – хвойный лес.

– Далее к югу растут смешанные и широколиственные леса. Зима здесь мягче и нет многолетней мерзлоты. Много осадков и солнечного тепла.

Познакомимся поближе с растительным миром тайги. Здесь растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна. (демонстрирует гербарий и дает краткое описание хвойным деревьям.)

Ель – хвойное дерево с короткими, грубоватыми хвоинками. Эти хвоинки расположены поодиночке. Шишки имеют продолговатую форму. Ели – долгожительницы. В еловом лесу темно и влажно.

Сосна – хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму. Сосновые леса светлые и сухие.

Пихта отличается от ели тем, что ее хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них опадают чешуйки.

Лиственница – единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки.

Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром.
Ее хвоинки собраны в пучки по пять штук, а семена – кедровые орешки.

– Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых.
Рассмотрите иллюстрацию «Животный мир лесов»
в учебнике (с. 100–101), назовите животных этой зоны.

– Для животных нет границ – они живут по всей зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку (ежи, медведи), другие делают на зиму запасы.


Работают по карте.

Отвечают на вопросы.




















Слушают учителя, работают по карте.



















Работаю с гербарием ( находят названный учителем гербарий)

Слушает, показывает на карте зону лесов, определяет ,каким цветом обозначена данная зона.















Слушает учителя.



















Работает с гербарием , показывает названный гербарий.

Уметь анализировать имеющиеся знания по теме.

Умение находить ответ на поставленный вопрос, основываясь на карту.



Проблемно -поисковый




















Наглядный метод

4. Динамическая пауза

Дети встают и когда учитель называет слово, связанное с лесной зоной они хлопают, если несвязанное присаживаются на корточки. (дерево, морковь, птицы, собака, апельсин, морж, медведь, белка, пингвин, учебник, дупло, ель, столб.

Выполняют задания учителя

Выполняет задания учителя


игра

5. Обобщение и систематизация знаний

Запишите схему «Леса России» и укажите в каждом столбике названия деревьев, которые растут в том или ином лесу.

– Используя иллюстрацию «Животный мир лесов»
в учебнике (с. 100–101), запишите 2–3 цепи питания, характерные для леса.



С какой природной зоной познакомились?

– В каких лесах вы были?

– Что вам больше всего понравилось?

– Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?

Выполняют задания в тетрадях с помощью учебника

Составляет схему графическую на доске.


практический

6. Контроль усвоение знаний

Контрольные вопросы ( на экране)

1. Природная зона, которая расположена севернее Арктики. (Тундра.)

2. Хищная птица тундры, у которой всегда белое оперение. (Белая сова.)

3. Небольшие зверушки тундры, роют норки в снегу. (Лемминг.)

4. Небольшой гусь, который занесен в Красную книгу России: краснозобая… (Казарка.)

5. Растениеядная птица тундры, меняет оперение в зависимости от времени года. (Белая куропатка.)

6. Невысокий тундровый кустарник с синеватыми ягодами. (Голубика.)

7. Растение тундры, ягоды которого похожи на малину. (Морошка.)

8. Хищник тундры, имеет густой серый мех, его лапы короткие и широкие, питается леммингами и куропатками. (Песец.)

9. Основное занятие населения тундры. (Оленеводство.)

10. Зубовато, серовато, по тундре рыщет, оленей ищет. (Волк.)

11. Олений мох. (Ягель.)

12. Редкая птица с длинной шеей. (Лебедь.)

13. Самое крупное травоядное животное тундры. (Олень.)

14. Вечнозеленое растение с красными ягодами. (Брусника.)

Ключевые слова: Таймырский заповедник.


Отвечают на вопросы ( самостоятельная работа)

Обучающийся с ЗПР выполняет в рабочей тетради задание стр. 42 задание 2(3), затем опрашивается учителем


практический

7. Рефлексия

Сегодня я узнал(а)….

Мне было трудно…

Я бы хотел (а) больше узнать о…

Я поделюсь своими знаниями о ….

Дети рефлектируют, отвечая на поставленные вопросы.

рефлектируют, отвечая на поставленные вопросы.

Уметь анализировать достигнутый на уроке результат с поставленной целью

Словесный, стимулирование.

8. Домашнее задание

Учебник, с. 98–105. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задания на с. 105., придумать от 3до5 вопросов по данной теме.




Определять какая работа более подходящая по уровню сложности.

Обсуждение д.з