СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по теме: "На воде и в лесу"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок был представлен на конкурсе "Учитель года". Урок разработан по УМК "Школа России". Предмет: окружающий мир. По типу - урок открытия новых знаний.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока»

Технологическая карта урока

Дата проведения: 14 февраля 2017 г.

Тема: «На воде и в лесу».

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель: организация исследовательской деятельности учащихся для ознакомления с многообразием опасностей для человека на воде и в лесу.

Задачи: 1) создать условия для формирования представлений об опасностях и правилах поведения на воде и в лесу; 2) содействовать воспитанию ответственности за свое здоровье и бережное отношение к природе; 3) способствовать умению детей осуществлять самоконтроль, самооценку, взаимооценку, умение доказывать, рефлексивные способности.

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

Научатся:

  • различать съедобные/несъедобные грибы, ядовитые ягоды и растения;

  • узнавать по внешнему виду жалящих насекомых;

  • оказывать первую помощь при укусах жалящих насекомых;

  • основным правилам безопасного поведения на воде и в лесу.

Метапредметные УУД:

Регулятивные:

Научатся:

  • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

  • самостоятельно формулировать цель и задачи урока после предварительного обсуждения;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;

  • определять степень успешности выполнения  работы в соответствии с задачами урока.

Познавательные:

Научатся:

  • анализировать и выделять существенную информацию из текста, иллюстраций, схем;

  • воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

  • формулировать ответы на вопросы учителя, обобщать материал.

Коммуникативные:

Научатся:

  • слушать друг друга при работе в паре и группах;

  • высказывать свою точку зрения и обосновывать ее;

  • делать выводы.

Личностные:

Научатся:

  • оценивать собственную учебную деятельность;

  • сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем.

Этапы урока

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

I. Организационный

Мотивация учебной деятельности.

Приветствие учащихся. Настрой на работу. (слайд 1)

– Здравствуйте, ребята! Хочу начать урок с добрых пожеланий. А

пожелать я хочу вам хорошего настроения и доброго дня. Я скажу слова: «Доброго дня, ...» и назову кого-то из класса. Те, к кому я обращусь, помашите мне, пожалуйста, рукой  и тоже пожелайте «Доброго дня». Попробуем? 

– Доброго дня всем девочкам!

– Доброго дня всем мальчикам!

– Доброго дня всем тем, кто любит конфеты!

– Доброго дня всем тем, кто хочет знать, о чем мы будем сегодня

говорить на уроке!

– Спасибо, ребята!

Создает эмоциональный настрой на работу.

Проявление позитивного отношения к учебному процессу.

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

– Чтобы узнать тему урока, давайте вспомним, какой раздел вы изучаете? (Здоровье и безопасность)

– А как вы понимаете значение слова «безопасность»? (Состояние, когда человеку ничего не угрожает)

– А что может угрожать здоровью человека? Посовещайтесь в группах и выскажите свое мнение.

– Как много опасностей подстерегает человека дома и на улице.

– Как думаете это все, что нужно знать о безопасности? (Нет)

– О чем продолжим разговор? Какая задача перед нами стоит? (Узнать что-то новое о … )

– Посмотрите на слайд, вы согласны с таким утверждением? (слайд 2)



Лес и вода – враги человека.

Мотивирует учащихся к изучению новой темы.

Обращается к опыту учащихся, связанному с темой урока; создаёт условия для открытия нового знания.

Побуждает учащихся к высказыванию своего мнения.


Работают в группах. Определяют границы своего знания. Высказывают свое мнение, аргументируют.



III. Выявление места и причины затруднения.


– Ваши мнения разошлись. А почему? (Недостаточно знаний)

– Давайте попробуем разобраться в этом вопросе, проверим ваши предположения. А в конце урока выясним, кто из ребят оказался прав.

– Догадались, о чем пойдет речь на уроке? Сформулируйте тему урока.

(В лесу и на воде) (слайд 3)

– Итак, что мы должны сегодня выяснить и понять? (Подстерегают ли

опасности человека в лесу и на воде) Это цель нашего урока.

Побуждает учащихся к высказыванию своего мнения.

Направляет работу учащихся на определение темы и целей урока.


Высказывают свое мнение. Формулируют тему и цели урока, делают вывод.

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

– А как мы будем это выяснять? Давайте построим план наших действий. Дополните высказывания.



На доске опорные слова плана действий:

1. Вспомнить …

2. Узнать …

3. Обобщить …



– Где будем искать подтверждение/опровержение информации? (В учебнике)

Направляет учащихся на составление плана урока.

Уточняет тематические рамки.


Выбирают способ построения нового знания (как) и средства для построения нового знания (с помощью чего) Составляют план действий по построению нового знания.

V. Реализация построенного проекта.




















































Физкультминутка





























Физкультминутка

– Итак, мы отправляемся в путешествие. Закройте глаза и прислушайтесь.



(слайд 4) Звучит аудиозапись «Звуки леса».



– Что вы услышали? Куда мы отправились? А как нужно себя вести в лесу?

– Вот мы вышли на лесную полянку. А после дождя обычно появляются … (грибы)



Работа в группах.

– А какие это грибы, вам предстоит выяснить самим. У вас на столах лежат карточки. Распределите их на группы.

– Сколько и какие группы у вас получились? (Съедобные/несъедобные грибы)

– Что вы отнесли к съедобным грибам? Какие грибы несъедобные? Проверим себя. (слайд 5)

– А грибы несут какую-нибудь опасность для человека?

– Некоторые люди, когда встречают несъедобные грибы. Стараются их

уничтожить. Как вы думаете – это правильно?

– Сделайте вывод. Чтобы не набрать несъедобных грибов, что нужно знать. (Правила сбора грибов)

– Обсудите их в группах.



(слайд 6)

– Я спокойно положу гриб в корзину, если …

– Если я сомневаюсь, съедобный гриб или ядовитый, то …



– А на лесной полянке нас встречает, отгадайте кто?

(слайд 7)

Сижу меж травы

Красная сладкая.

Нагнись и сорви. (Ягода)



– Какие лесные ягоды вы знаете?

– Посмотрите на слайд.

(слайд 8)

– Как думаете, почему я эти ягоды распределила на две группы?

– Давайте найдем схожие и отличительные черты между съедобными и ядовитыми ягодами.

– Сделайте вывод: чем опасны растения леса для человека? Что делать, чтобы не было беды?

– Ребята, где мы можем проверить свои выводы? Откройте учебник на стр. 28.









– На аромат лесных ягод собрался целый рой насекомых. На стр. 29 определите, какие насекомые прилетели на лесную полянку.

– Как можно одним словом назвать этих насекомых? (Жалящие) Чем они опасны?

– Давайте прочитаем об этих насекомых из учебника.

– Почему эти насекомые могут напасть? Что нужно делать, чтобы этого не случилось?

– А если вас все-таки укусила оса или пчела, что вы будете делать?

(Вынуть жало, приложить тряпочку, смоченную холодной водой, чтобы уменьшить боль и замедлить всасывание яда, промыть слабым раствором марганцовки или перекисью водорода, обратиться к врачу)



К речке быстро мы спустились…



– Ну, вот мы и вышли с вами к реке. Как хорошо в жаркий летний день искупаться. Это дарит нам радость и здоровье. Как вы думаете, опасна ли вода? Чем?

– Какие вы знаете правила купания?

– Давайте проверим себя. Откройте учебник на стр. 27.

Организовывает самостоятельную работу в группах. Координирует работу учащихся. Организует беседу.





















Организует фронтальную работу.














Организует работу по учебнику.



Организует отдых детей.



Организует работу по учебнику.

Побуждает учащихся высказывать свое мнение. Направляет учащихся на составление мер для оказания первой помощи при укусах насекомых.





Организует отдых детей.


Обращается к опыту учащихся. Организует работу по учебнику.

Побуждает учащихся высказывать свое мнение.


Работают в группах, сравнивают свой вывод с образцом. Формулируют правила поведения в лесу и при сборе грибов. Делают выводы.




















Находят отличительные черты. Делают выводы, формулируют правила поведения.












Сверяют свои выводы с авторскими (научными). Работают по учебнику.






Определяют название насекомых по картинкам. Читают текст, делают вывод.

Формулируют правила оказания первой помощи.










Определяют границы своего знания. Высказывают свое мнение, аргументируют. Работают по учебнику.



VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.


– Рассмотрите иллюстрации (стр. 27), правильно ли поступают дети?

– (стр. 28) Грибы и ягоды под какими номерами вы не будете трогать?

Обеспечивает первичное запоминание связей и отношений в объекте изучения. Организует и координирует работу учащихся.

Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза. Закрепляют с проговариванием во внешней речи.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

– А сейчас поиграем. Свои ответы фиксируем на листочках (+, –)

Игра «Верите ли вы, что…»

  1. грибы и ягоды можно собирать только те, которые тебе знакомы?

  2. жалящих насекомых можно тревожить?

  3. место укуса пчелы нужно намазать зеленкой?

  4. в незнакомых местах можно нырять?

  5. купаться в грозу нельзя?

  6. на воде можно баловаться?



(слайд 10)

– Обменяйтесь листочками. Проверьте свои ответы. У кого нет ошибок? У кого 1 – 2 ошибки? А больше 2?

Создает условия для отработки нового знания, выявление учащимися пробелов и неверных представлений. Организует взаимопроверку.


Выполняют предложенное задание на усвоение нового знания, оценивают свою  работу, выполняют взаимопроверку.

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

– Вспомните, какой была цель урока? (выяснить, есть ли для человека опасности на воде и в лесу)

– Какой можно сделать вывод?

– Давайте наши выводы оформим в виде таблицы. Вам нужно распределить по графам наши знания.



Опасности

в лесу на воде



Материалы для заполнения: несъедобные грибы, ядовитые растения, ядовитые ягоды, жалящие насекомые, неумение плавать, игры на воде, грязная вода, неизвестное дно.



– Какая проблема стояла перед вами? Чья гипотеза подтвердилась?

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

Мотивирует на создание конечного продукта.









Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Составляют и заполняют таблицу.


IX. Рефлексия учебной деятельности.

– Что в изученной теме самое главное?

– Где вы можете применить свои знания?

– Что показалось сегодня трудным?

– Были ли моменты радости от своих ответов?

– Были ли моменты недовольства?

– Сегодня мы очень много говорили о природе. Вы видите на доске дерево, его нужно нарядить. У вас на столах лежат листочки. Если вы считаете, что хорошо разобрались в сегодняшней теме, то прикрепите к дереву листочки зеленого цвета. А если у вас остались вопросы, то прикрепите листочки желтого цвета.

Направляет учащихся на выявление качества и уровня овладения знаниями. Обеспечивает положительную реакцию учащихся на полученный результат, настраивает на коррекцию своих знаний.

Формулируют свои выводы, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Анализируют и оценивают успешность достижения цели; выявляют качество и уровень овладения знаниями, оценивают свою работу на уроке.

Домашнее задание.

Тетрадь стр. 17 № 1, 3, 5.

Творческое задание:

– создать книжки-малышки «Съедобные и несъедобные грибы» или «Коварные двойники».

Комментирует домашнее задание.

Высказывают свои предположения.



Просмотр содержимого презентации
«в лесу и на воде»

Лес и вода – враги человека.

Лес и вода – враги человека.

На воде и в лесу.

На воде и в лесу.

Грибы   Съедобные   Несъедобные

Грибы

Съедобные

Несъедобные

Правила сбора грибов Я спокойно положу гриб в корзину,  если … 2. Если я сомневаюсь, съедобный гриб или ядовитый, то …

Правила сбора грибов

  • Я спокойно положу гриб в корзину,

если …

2. Если я сомневаюсь, съедобный гриб или ядовитый, то …

Сижу меж травы  Красная сладкая.  Нагнись и сорви.

Сижу меж травы Красная сладкая. Нагнись и сорви.

Съедобные   Ягоды  Ядовитые  Вороний глаз Волчье лыко Ландыш майский

Съедобные

Ягоды

Ядовитые

Вороний глаз

Волчье лыко

Ландыш майский

1 2 3 4 5 6 + – – – + –

1

2

3

4

5

6

+

+