Тема | Зеркала |
Цели деятельности учителя: | Познакомить с понятием «зеркало»; изучить строение, свойства, применение зеркала, особенности отражения света блестящими предметами и зеркалами; способствовать развитию исследовательских навыков, умению наблюдать, объяснять, моделировать; воспитывать интерес к предмету, к физическим явлениям, к познанию мира. |
Планируемые результаты | Личностные УУД: умение осознавать трудности и стремление к их преодолению; осмысление необходимости сотрудничества и взаимопомощи; уважение мнения сверстников по обсуждаемой проблеме; уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные УУД: Регулятивные: научатся формулировать, принимать, сохранять и стремиться выполнить учебную задачу урока; планировать свою деятельность (вначале урока); получат возможность научиться объяснять, какой способ действий был использован для выполнения задания, как работали; оценивать результаты деятельности своей, соседа по парте (на этапах урока); адекватно воспринимать оценку учителя; анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, находить ошибки, устанавливать их причины (итог урока) Познавательные: научатся искать и выделять необходимую информацию; применять метод информационного поиска; находить ответ на вопрос Коммуникативные: научатся договариваться и приходить к общему решению, работая в паре; оформлять свои мысли в устной и письменной форме с достаточной полнотой и точностью мысли получат возможность научиться инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации Предметные УУД: получат возможность 1.Овладение знаниями : значением слова «Зеркало», составе , свойствах, применении зеркал человеком |
Основные понятия | Зеркало, «солнечный зайчик» |
Оборудование | Компьютерная презентация, компьютер; зеркало, микроскоп, рисунок зеркала, кроссворд «Природа вокруг нас» на карточке, плакат с планом урока, толковый словарь В.И. Даля, словарь русского языка С.И. Ожегова, интернет-энциклопедия «Википедия», карточка с инструкцией к практической работе. |
Формы работы | Фронтальная работа, работа в парах, работа в группах, самостоятельная работа, работа с учебником, работа со словарём |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности (1 мин) Цели: - мотивировать учащихся к учебной деятельности; - определить содержательные рамки урока: зеркала | - организует чтение девиза урока - проверяет готовность к уроку - создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность | Читают девиз урока и объясняют его значение: «С малой удачи начинается большой успех!» (Слайд 2) Отвечают на вопрос учителя: -А чтобы урок прошел плодотворно и интересно, что мы обычно делаем на уроке? Проговаривают хором: замечаем, размышляем, наблюдаем, делаем выводы. (Слайд 3) | Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной форме; - уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке. |
II.Актуализация знаний. (3 мин) Цели: - обеспечить в начале урока высокий уровень вовлеченности учеников в учебную деятельность; - активизировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение. | - уточняет тематические рамки. - предлагает разгадать кроссворд и найти ключевое слово | Разгадывают кроссворд по теме «Природа вокруг нас» и получают ключевое слово "зеркало" (Работа в парах) | Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме с достаточной полнотой и точностью мысли. Познавательные: - уметь находить ответ на вопрос на основе имеющихся знаний. Регулятивные: - уметь высказывать своё мнение; - уметь объективно оценить свою работу. |
III.Постановка учебной задачи. (6 мин) Цели: - выявить и зафиксировать место и причину затруднения; - согласовать тему и цель урока. | Задаёт вопросы: - Какое слово получилось? - Почему мы говорим сегодня про зеркало? Предлагает посмотреть отрывок из мультфильма «СКАЗКА ПРО ЗЕРКАЛО» (1 минута 50 секунд) и ответить на вопрос героев мультфильма - Как вы думаете, а есть ли ещё какие-то сведения, факты, о которых вы не упомянули? - Конечно, есть. Например, из чего сделано зеркало? Почему оно отражает предметы? Человек использует зеркало только для того, чтобы видеть своё отражение? - Интересно узнать? Тогда попробуем найти ответы на эти вопросы - Какая же цель нашего урока? - Давайте составим план работы. Вывешивает план работы на доску: Узнать значение слова «ЗЕРКАЛО» Узнать, из чего оно состоит Понаблюдать за отражением в зеркале Узнать, где человек применяет зеркала Потрудиться над тем, чтобы закрепить знания Подвести итог работы | Отвечают на вопросы: - Зеркало. - Это тема нашего урока. Просматривают отрывок из мультфильма «СКАЗКА ПРО ЗЕРКАЛО» и дают свои ответы на вопрос героев мультфильма. - Наверно есть. - Конечно, интересно. - Узнать, что такое зеркало. Составляют план работы под руководством учителя (Слайд 4) | Регулятивные: - целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; - планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; - составление плана и последовательности действий. Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; - структурирование знаний. |
IV. Физкультминутка (2 мин) | Предлагает игру «Зеркало» (звучит песня «ЗЕРКАЛО») | Играют в игру «Зеркало» (один ученик показывает действия, а другой повторяет) | Коммуникативные: - взаимодействие с партнёром |
V. Поиск решения учебной задачи - открытие нового знания. (6 мин) Цель: - создать условия для знакомства с новым понятием "зеркало", - зафиксировать новые знания детей | Задаёт вопросы: - Что же означает это слово? Что нам поможет это сделать? Предлагает разделиться на три группы и найти значение слова "зеркало" в толковым словаре В.И.Даля (1 группа), в словаре русского языка А.И.Ожегова ( 2 группа), в интернет-энциклопедии «Википедия»( 3 группа). - Подведём итог. - А как нам узнать, из чего сделано само зеркало? - Давайте выдвинем гипотезу, то есть предположим, из чего же может состоять зеркало. - Проверим наши предположения на опыте. Ознакомимся с инструкцией к работе. - Давайте обсудим наши результаты. Предлагает проверить результат исследования, прочитать 1-й абзац в учебнике на с. 18 | Отвечают на вопросы: - Найти значение слова можно в словаре или в интернет-энциклопедии. Делятся на три группы и работают со словарями и интернет-энциклопедией, чтобы найти значение слова "зеркало". Представитель от каждой группы зачитывает значение слова. - ЗЕРКАЛО – это предмет с гладкой стеклянной или какой-то другой поверхностью, предназначенный для отражения того, что находится перед ним. (Слайд 5) - Провести исследование - Наверно из стекла и ещё чего-то. Получают инструкцию и выполняют работу по инструкции в парах. (Инструкция. 1. Проведи рукой по зеркальной поверхности. Что ты заметил? 2. Положи зеркало зеркальной стороной вниз. Рассмотри внимательно обратную сторону. Что ты заметил? 3. Сделай вывод.) - Зеркало состоит из гладкой стеклянной пластинки, тонкого слоя блестящего металла с обратной стороны. (Слайды 6,7) - Прочитывают текст в учебнике. | Познавательные : - отвечают на поставленные вопросы; - выдвигают проблемный вопрос; - строят гипотезу; - поиск информации Регулятивные: - умение высказывать своё предположение. Личностные: - умение осознавать трудности и стремление к их преодолению. |
VI.Первичное закрепление. (15 мин) Цель: зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи. | -Давайте понаблюдаем за своим отражением в зеркале. Что необычного вы заметили? Предлагает отгадать загадку: В зоопарке ясным днем Любовался я зверьем. Вдруг, смотрю, Бесстрашный зайчик, Этот зайчик-попрыгайчик, Тигру прямо на нос сел И, смотри-ка, уцелел - Хищный зверь его не съел. Отвечайте поскорее, Что за зайчик был на звере? Предлагает послушать стихотворение Виктора Бурдина "Я - солнечный зайчик" -А что такое "солнечный зайчик"? - Где мы можем узнать об этом точно? Делает сообщение: - Свойство зеркала отражать солнечные лучи широко использует человек в различных приборах. Например, в микроскопе (Демонстрация микроскопа). Солнечный лучик попадает на зеркальце, а затем на предметное стёклышко, на котором размещается исследуемый объект. - А как давно появились зеркала? - Где же ещё человек использует зеркала? - Давайте узнаем это из проектной работы, которую подготовили ваши одноклассницы (Проектная работа «Зеркальные секреты») | - Правый глаз в зеркале - левый, а левый глаз - правый. В зеркале правая и левая сторона меняются местами. Отгадывают загадку: - Солнечный зайчик) Подготовленные ученики читают стихотворение Виктора Бурдина "Я - солнечный зайчик" (Слайд 8) - Высказывают свои предположения. - В словаре, энциклопедии или в учебнике. Зачитывают 2-ой абзац в учебнике на с. 18 Зачитывают правило о солнечных зайчиках (Слайд 9) Слушают сообщение учителя. Слушают выступление и просматривают презентацию. Делают вывод: - Зеркала появились в глубокой древности. - Человек использует зеркала, чтобы следить за своей внешностью, для оформления помещений, на машинах, в фотоаппаратах, телескопах. | Личностные: - самоопределение. Регулятивные: - контроль; - коррекция. Коммуникативные: - взаимодействие с партнёром; - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; - слушать и понимать речь других. |
VII.Применение знаний. (8 мин) | - Выполним задание 12 на с. 9 в рабочей тетради | Выполняют задание 12 на с. 9 в рабочей тетради (отгадывают загадку с помощью зеркала и рисуют отгадку) | Регулятивные: - уметь оценивать правильность выполнения действия. Познавательные: - ориентироваться в рабочей тетради; - уметь находить и выделять необходимую информацию. Коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владеть диалогической формой речи . |
VIII. Итог урока. Рефлексия. (4 мин) Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Подводит итог урока: - Какова была тема урока? - Какую цель мы поставили? - Что нового вы узнали о зеркале? - Вам было интересно на уроке? Предлагает оценить свою работу, взяв рисунок зеркала определённого цвета: красное - всё понятно зелёное - были трудности голубое - надо повторить | Анализируют свою работу на уроке и оценивают её. Соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Личностные: - самоконтроль, - устанавливают связи между целью и результатом Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Регулятивные: - вместе с учителем и одноклассниками давать оценку своей работе |
Литература.
1.Учебник по окружающему миру по УМК «Планета знаний», авторы Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов.Издательство «Астрель», 2012 год.
2.Поурочное планирование. Окружающий мир.2 класс. Система уроков. Под редакцией Г.Г.Ивченковой. Издательство «Учитель», 2014год.
3.Планируемые результаты начального общего образования. Под редакцией Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. Москва, «Просвещение», 2009год.
4.Нестандартные уроки в начальной школе, авторы Г.Н. Сычева. Издательство «Феникс» Ростов – на – Дону, 2010 год.
5.Классные часы, 1-4 классы. Издательство «Экзамен», Москва, 2011 год.