А.А. Вахрушев, А.С. Раутиан. Методические рекомендации для учителя к учебнику «Окружающий мир»», 2 класс.
Карточки для групповой работы, мультимедийное оборудование, презентация урока «Природная зональность».
Карточки для групповой работы.
Этапы урока | Дидактические задачи этапа урока | Виды работ, педагогические формы, методы, приемы | Содержание педагогического взаимодействия | Показатели решения дидактических задач (результаты) |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | предметные | УУД |
Ι. Организационный момент | Подготовить учащихся к работе на уроке, создать положительный эмоциональный настрой на урок. | Беседа | Обеспечивает благоприятный психологический настрой на работу. Приветствует учащихся, проверяет готовность класса к уроку. Приветствие: - Прозвенел уже звонок, Нам пора начать урок! | Приветствуют учителя. Проверяют организацию своего рабочего места. Включаются в сотрудничество с одноклассниками и с учителем. | | Коммуникативные: - включение в диалог с учителем и сверстниками. |
ΙΙ. Актуализация знаний | Обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности. | Методы формирования новых знаний: - объяснительно-иллюстративный и репродуктивный. | Предлагает учащимся задания на актуализацию знаний. - Вспомните, чему был посвящён наш прошлый урок? - Что такое экосистема? - Какие «профессии» имеют живые организмы внутри экосистемы? - Могут ли экосистемы жить без чьей либо помощи? - Ребята, когда у нас были зимние каникулы, двое наших ребят ездили с родителями отдыхать. Я попросила их привезти нам фотографии природы тех мест. - Посмотрите, что у них получилось. Какое время года на каждом снимке? СЛАЙД - Как же так получилось? Ребята уехали из одного и того же места, в одно и тоже время, а фотографии такие разные? СЛАЙД | - В природе существуют экологические системы. Они не нуждаются в участии человека. Экосистема – это место, удобное для проживания животных и растений, они взаимодействуют с неживой природой. Внутри экосистемы живые организмы имеют разные «профессии»: «кормильцы», «едоки», «мусорщики». -Да, это природные экосистемы, они живут по своим природным законам. - Лето и зима - Солнце нагревает Землю неравномерно. Полюсам достаётся меньше света и тепла. В северных районах лучи падают наклонно, скользят по поверхности Земли, слабо нагревают её. Чем южнее, тем более отвесно, прямо падают солнечные лучи на Землю, тем сильнее они нагревают земную поверхность. | Воспроизведение знаний о понятии «экосистема», о взаимосвязи живых организмов и их «профессиях». Воспроизведение знаний о неравномерном нагревании Земли солнцем. | Познавательные УУД: - проводить анализ объектов с целью выделения признаков. Регулятивные: - активно включаться в деятельность. Коммуникативные: - способность слушать и понимать речь других. Личностные: - развитие познавательных интересов учебных мотивов. |
ΙΙΙ. Создание проблемной ситуации. | Выявить предварительные знания учащихся и определить их границы: интеллектуальное затруднение (создание проблемной ситуации) | Методы формирования новых знаний: - проблемный и частично-поисковый (проблемная ситуация, создание ситуации затруднения). | Организует погружение в проблему. - Сколько поясов освещённости на Земле? - Верно. Как вы думаете, влияет ли количество тепла на природу в каждом поясе? - Хорошо. Вы молодцы, у вас много предположений. На какой вопрос нам нужно будет сегодня ответить? | - Два холодных, два умеренных и один жаркий. Предположения детей -Каким образом влияет количество солнечного тепла на природу. | Воспроизведение знаний о поясах освещённости на Земле. | Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя. Коммуникативные УУД: - умение оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные УУД: - умение высказывать свое предположение. |
IV. Постановка цели и задач урока | Сформулировать учебную задачу и тему урока. | Беседа | Организует работу по учебнику. - Где можно найти ответ на наш вопрос? - Откройте учебники на с.10. Прочитайте тему нашего урока. - Как вы думаете, что такое природная зональность? - А как природная зональность может быть связана с тепловыми поясами? - Мы сегодня с вами попытаемся найти ответы на этот вопрос. | Выслушивают мнения одноклассников, высказывают свое. - Самый главный наш помощник – это учебник. - Природная зональность. Предположения детей. | | Регулятивные УУД: - принимают и сохраняют учебную цель и задачи; - с помощью учителя определяют, что необходимо узнать на уроке. Коммуникативные УУД: - включаются в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов. |
V. Совместное «открытие» знаний. | Обеспечить восприятие и осознание учебного материала, содействовать усвоению обучающимися способов, которые привели к определенному выводу. | Методы организации деятельности учащихся: - методы, предполагающие взаимные действия учителя и учащихся; -самостоятельной работы учащихся (групповая работа). | Организует работу в группах. - Я предлагаю вам отправиться в путешествие, как наши одноклассники, только не в разные стороны, а пройтись с северного полюса до экватора. - Каждая группа во время путешествия выполнит своё задание. - 1 группа «Географы» - попробуют выяснить, меняется ли поверхность Земли, климат. - 2 группа «Ботаники» - попробуют выяснить, меняются ли виды растений, условия их обитания. - 3 группа «Зоологи» - попробуют выяснить, меняется ли животный мир, условия его обитания. - И 4 группа «Экологи» - будут выяснять, есть ли экологические проблемы на тех участках Земли, которые мы будем исследовать. - Памятка работы в группе у вас на столах, а также атлас-определитель, карта «Природные зоны» и справочная информация. | Сидят по группам, читают, разбирают задание | Знакомство с законом природной зональности, с природными зонами, их чередованием, характерными ландшафтами. | Познавательные УУД: - поиск и выделение необходимой информации; - способность осуществлять операции сравнения, сопоставления объектов окружающего мира, выявления отличительных признаков, формулировки выводов и обобщений. Регулятивные УУД: - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; - высказывать свою точку зрения и прислушиваться к мнению одноклассников. |
VI. Физминутка. | Переключить внимание детей, снять усталость, восстановить силы. | | - Надо настроиться на дальнюю дорогу. Разомнёмся? | Учащиеся выполняют движения. | | |
V. Совместное «открытие» знаний. | Обеспечить восприятие и осознание учебного материала, содействовать усвоению обучающимися способов, которые привели к определенному выводу. | Методы организации деятельности учащихся: - методы, предполагающие взаимные действия учителя и учащихся; -самостоятельной работы учащихся (групповая работа). | - На работу вам даётся 10 минут. Выберите, кто будет представлять работу всей группы. - Время вашей работы закончилось, Давайте посмотрим, чьи же предположения были верными? - Прошу «географов» представить свою работу. - Молодцы. Какой вывод можно сделать по вашей работе? - Прошу представить свою работу «ботаников». Какой вывод вы сделали? - Прошу представить свою работу «зоологов» - Какой вывод вы сделали? Организует беседу. - Замечательно. Из нашего путешествия вернулись уже три группы с выполненными заданиями. - Сможем мы теперь ответить на вопрос: каким образом влияет количество солнечного тепла на природу? - Молодцы. Как можно назвать эти территории с похожими природными условиями? - Эти территории называются природными зонами. Эти зоны тоже имеют форму поясов, с севера на юг природные зоны сменяют друг друга в строгом порядке. На Земле действует закон природной зональности. - Мы с вами знаем, что природу, любую экосистему легко нарушить. Кто может это сделать? - Я предоставляю слово группе «экологов», они расскажут нам, какая экологическая обстановка в природных зонах. - Спасибо большое, «экологи». | После обсуждения один представитель от группы озвучивает ответ на задание. - Мы расположили участки поверхности Земли следующим образом (работа вывешивается на доску) На севере большие участки Земли покрыты льдами, климат очень суровый, холодно, низкая температура. Южнее климат постепенно меняется, становится теплее, меняются и картины природы. - Мы выяснили, севернее климат более холодный, а южнее климат более тёплый. - Мы расположили растения с севера на юг. Вот, что у нас получилось. На севере растений мало, нет лесов, стебли тоненькие и не высокие, южнее появляются маленькие деревья, ягоды. Дальше появляются хвойные деревья, лиственные деревья, больше трав и цветов, грибы. На юге деревьев меньше, так как там сухое и жаркое лето, им не хватает влаги. Мы выяснили, что условия обитания растений и их виды постепенно меняются с севера на юг. Мы расположили животных. На севере условия жизни животных очень суровые, у всех животных очень тёплый мех белого или тёмного цвета. Животный мир меняется к югу. Больше видов животных, более яркая окраска, тоньше мех, лучше условия для жизни, больше пищи. На юге окраска животных яркая, чтобы лучше маскироваться. - Мы выяснили, что условия обитания растений и их виды постепенно меняются с севера на юг. - Климат зависит от распределения тепла на Земле. Растительный и животный мир зависят от климата. - предположения детей - Человек Во многие северные районы пришла современная техника, построены города. Южнее – ведётся разработка добычи полезных ископаемых, вырубаются леса, уничтожаются пожарами, много участков земли вспахано, из-за ценного меха уничтожают животных, многие животные на грани исчезновения. Деятельность человека нанесла большой вред всей природе Земли с севера до юга. Нарушена работа экологической системы. Человек сам может погибнуть, если не станет бережнее относиться к природе. Мы гости, а не хозяева. | Осознание явления чередования природных зон изменением угла падения солнечных лучей на поверхность Земли. | Коммуникативные УУД: - умение договариваться, находить общее решение; - умение работать в группе. Личностные УУД: - мобилизация внимания, уважение к окружающим. |
VII. Итог урока. | Установить соответствие между поставленной целью и результатом урока. | Фронтальная работа, беседа. | Выясняет уровень понимания и усвоения учащимися темы урока, используя итоговые вопросы. - Наше путешествие подходит к концу. Вы молодцы, проделали такую интересную и в тоже время трудную работу. -Скажите, как звучит тема нашего урока? - От чего зависит смена природных зон? - Есть нарушения в экосистемах? -На следующих уроках мы продолжим изучение каждой природной зоны более подробно. | Отвечают на вопросы. Учащиеся дают самооценку своей деятельности на уроке. - Природные зоны - От количества солнечного тепла, от климата - Да, очень много. Нужно помогать сохранять природу, восстанавливать экосистемы | Осознание явления чередования природных зон изменением угла падения солнечных лучей на поверхность Земли. | Познавательные: - способность обобщать знания и формулировать выводы. Регулятивные: - учиться совместно с учителем и другими учениками, давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Коммуникативные: - выражать чётко свои мысли, слушать и понимать речь других. |
VIII. Рефлексия. | Способствовать индивидуальной рефлексии достижения цели, умения оценивать работу свою и товарищей, создать ситуацию успеха. | Методы формирования личностных результатов (беседа, рефлексия, самооценка). | Организует рефлексию. - Ребята, у меня на столе остался лежать цветок ромашки. Я забыла добавить его в задание «ботаникам». Скажите, где ему было бы хорошо? В какой зоне? - Замечательно. У вас на столах белые конверты, а в них ромашки. Если вам наше путешествие понравилось, возьмите свою ромашку и прикрепите на глобус. - Красиво? Если каждый из нас, каждый человек на Земле подарит частицу своего тепла, заботы и доброты нашей природе, то наш дом – планета Земля всегда будет прекрасен! -Спасибо за урок. | - В лесной | | Личностные: - оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения. |