СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по окружающему миру во 2 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Природная зональность.

Цель урока: Формирование первоначального представления  о многообразие органического мира, знакомство с природными зонами,  их закономерным чередованием и проявлениями закона природной зональности.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по окружающему миру во 2 классе»

Технологическая карта урока


ФИО учителя Реснянская Татьяна Николаевна

Класс ____________2_________ Дата ____________19.02._____________ Предмет окружающий мир

Тема урока Природная зональность

Номер урока в разделе (теме) ______39___________ Тип урока урок первичного предъявления новых знаний


Цель урока Формирование первоначального представления  о многообразие органического мира, знакомство с природными зонами, их закономерным чередованием и проявлениями закона природной зональности.


Прогнозируемые результаты

Предметные:

  • знакомство с законом природной зональности, с природными зонами, их чередованием, характерными ландшафтами;

  • осознание явления чередования природных зон изменением угла падения солнечных лучей на поверхность Земли.

Познавательные:

  • ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя;

  • проводить анализ объектов с целью выделения признаков;

  • поиск и выделение необходимой информации;

  • способность осуществлять операции сравнения, сопоставления объектов окружающего мира, выявления отличительных признаков, формулировки выводов и обобщений.

  • способность обобщать знания и формулировать выводы.



Регулятивные:

  • принимать учебную задачу;

  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

  • осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя в доступных видах учебно-познавательной деятельности;

  • высказывать свою точку зрения и прислушиваться к мнению одноклассников;

  • активно включаться в деятельность;

  • учиться совместно с учителем и другими учениками, давать эмоциональную оценку деятельности класса на урок.



Коммуникативные:

  • выражать чётко свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться выполнять различные роли в паре;

  • умение договариваться, находить общее решение;

  • умение работать в группе.

  • включаются в диалог с учителем и сверстниками.



Личностные:

  • проявление любознательности к изучаемому материалу;

  • формировать бережное отношение к природе;

  • развитие познавательных интересов учебных мотивов;

  • мобилизация внимания, уважение к окружающим.



Используемая педагогическая технология технология проблемно-диалогического обучения.


Дидактические средства:

для учителя Вахрушев А. А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир («Наша планета Земля»). Учебник, 2 часть, 2 класс.

А.А. Вахрушев, А.С. Раутиан. Методические рекомендации для учителя к учебнику «Окружающий мир»», 2 класс.

Карточки для групповой работы, мультимедийное оборудование, презентация урока «Природная зональность».

Для учащихся Вахрушев А. А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир. («Наша планета Земля»). Учебник, 2 часть, 2 класс.

Карточки для групповой работы.



Характеристика этапов урока

Этапы

урока

Дидактические задачи

этапа урока

Виды работ, педагогические формы, методы, приемы


Содержание педагогического взаимодействия


Показатели решения дидактических задач (результаты)

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

предметные

УУД

Ι. Организационный момент

Подготовить учащихся к работе на уроке, создать положительный эмоциональный настрой на урок.


Беседа

Обеспечивает благоприятный психологический настрой на работу.

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса к уроку.

Приветствие:

- Прозвенел уже звонок,

Нам пора начать урок!

Приветствуют учителя.

Проверяют организацию своего рабочего места.


Включаются в сотрудничество с одноклассниками и с учителем.



Коммуникативные:

- включение в диалог с учителем и сверстниками.


ΙΙ. Актуализация знаний


Обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности.


Методы формирования новых знаний:

- объяснительно-иллюстративный и репродуктивный.


Предлагает учащимся задания на актуализацию знаний.

- Вспомните, чему был посвящён наш прошлый урок?


- Что такое экосистема?





- Какие «профессии» имеют живые организмы внутри экосистемы?




- Могут ли экосистемы жить без чьей либо помощи?


- Ребята, когда у нас были зимние каникулы, двое наших ребят ездили с родителями отдыхать. Я попросила их привезти нам фотографии природы тех мест.

- Посмотрите, что у них получилось. Какое время года на каждом снимке?

СЛАЙД

- Как же так получилось? Ребята уехали из одного и того же места, в одно и тоже время, а фотографии такие разные?

СЛАЙД


- В природе существуют экологические системы. Они не нуждаются в участии человека. Экосистема – это место, удобное для проживания животных и растений, они взаимодействуют с неживой природой. Внутри экосистемы живые организмы имеют разные «профессии»: «кормильцы», «едоки», «мусорщики».


-Да, это природные экосистемы, они живут по своим природным законам.








- Лето и зима




- Солнце нагревает Землю неравномерно. Полюсам достаётся меньше света и тепла. В северных районах лучи падают наклонно, скользят по поверхности Земли, слабо нагревают её. Чем южнее, тем более отвесно, прямо падают солнечные лучи на Землю, тем сильнее они нагревают земную поверхность.


Воспроизведение знаний о понятии «экосистема», о взаимосвязи живых организмов и их «профессиях».






















Воспроизведение знаний о неравномерном нагревании Земли солнцем.

Познавательные УУД:

- проводить анализ объектов с целью выделения признаков.

Регулятивные:

- активно включаться в деятельность.

Коммуникативные:

- способность слушать и понимать речь других.

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов.


ΙΙΙ. Создание проблемной ситуации.


Выявить предварительные знания учащихся и определить их границы:

интеллектуальное затруднение (создание проблемной ситуации)



Методы формирования новых знаний:

- проблемный и частично-поисковый (проблемная ситуация, создание ситуации затруднения).



Организует погружение в проблему.

- Сколько поясов освещённости на Земле?

- Верно. Как вы думаете, влияет ли количество тепла на природу в каждом поясе?



- Хорошо. Вы молодцы, у вас много предположений. На какой вопрос нам нужно будет сегодня ответить?


- Два холодных, два умеренных и один жаркий.


Предположения детей






-Каким образом влияет количество солнечного тепла на природу.

Воспроизведение знаний о поясах освещённости на Земле.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Коммуникативные УУД:

- умение оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД:

- умение высказывать свое предположение.


IV. Постановка цели и задач урока

Сформулировать учебную задачу и тему урока.


Беседа

Организует работу по учебнику.


- Где можно найти ответ на наш вопрос?

- Откройте учебники на с.10. Прочитайте тему нашего урока.


- Как вы думаете, что такое природная зональность?

- А как природная зональность может быть связана с тепловыми поясами?

- Мы сегодня с вами попытаемся найти ответы на этот вопрос.

Выслушивают мнения одноклассников, высказывают свое.

- Самый главный наш помощник – это учебник.


- Природная зональность.


Предположения детей.



Регулятивные УУД:

- принимают и сохраняют учебную цель и задачи;

- с помощью учителя определяют, что необходимо узнать на уроке.

Коммуникативные УУД:

- включаются в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов.

V. Совместное «открытие» знаний.

Обеспечить восприятие и осознание учебного материала, содействовать усвоению обучающимися способов, которые привели к определенному выводу.


Методы организации деятельности учащихся:

- методы, предполагающие взаимные действия учителя и учащихся;

-самостоятельной работы учащихся (групповая работа).



Организует работу в группах. - Я предлагаю вам отправиться в путешествие, как наши одноклассники, только не в разные стороны, а пройтись с северного полюса до экватора.


- Каждая группа во время путешествия выполнит своё задание.

- 1 группа «Географы» - попробуют выяснить, меняется ли поверхность Земли, климат.

- 2 группа «Ботаники» - попробуют выяснить, меняются ли виды растений, условия их обитания.

- 3 группа «Зоологи» - попробуют выяснить, меняется ли животный мир, условия его обитания.

- И 4 группа «Экологи» - будут выяснять, есть ли экологические проблемы на тех участках Земли, которые мы будем исследовать.

- Памятка работы в группе у вас на столах, а также атлас-определитель, карта «Природные зоны» и справочная информация.

Сидят по группам, читают, разбирают задание


Знакомство с законом природной зональности, с природными зонами, их чередованием, характерными ландшафтами.

Познавательные УУД:

- поиск и выделение необходимой информации;

- способность осуществлять операции сравнения, сопоставления объектов окружающего мира, выявления отличительных признаков, формулировки выводов и обобщений.


Регулятивные УУД:

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- высказывать свою точку зрения и прислушиваться к мнению одноклассников.


VI. Физминутка.


Переключить внимание детей, снять усталость, восстановить силы.


- Надо настроиться на дальнюю дорогу. Разомнёмся?


Учащиеся выполняют движения.



V. Совместное «открытие» знаний.

Обеспечить восприятие и осознание учебного материала, содействовать усвоению обучающимися способов, которые привели к определенному выводу.


Методы организации деятельности учащихся:

- методы, предполагающие взаимные действия учителя и учащихся;

-самостоятельной работы учащихся (групповая работа).




- На работу вам даётся 10 минут. Выберите, кто будет представлять работу всей группы.

- Время вашей работы закончилось, Давайте посмотрим, чьи же предположения были верными?


- Прошу «географов» представить свою работу.
















- Молодцы. Какой вывод можно сделать по вашей работе?



- Прошу представить свою работу «ботаников».
















Какой вывод вы сделали?






- Прошу представить свою работу «зоологов»
















- Какой вывод вы сделали?




Организует беседу.

- Замечательно. Из нашего путешествия вернулись уже три группы с выполненными заданиями. - Сможем мы теперь ответить на вопрос: каким образом влияет количество солнечного тепла на природу?


- Молодцы. Как можно назвать эти территории с похожими природными условиями?


- Эти территории называются природными зонами. Эти зоны тоже имеют форму поясов, с севера на юг природные зоны сменяют друг друга в строгом порядке. На Земле действует закон природной зональности.


- Мы с вами знаем, что природу, любую экосистему легко нарушить. Кто может это сделать?


- Я предоставляю слово группе «экологов», они расскажут нам, какая экологическая обстановка в природных зонах.






















- Спасибо большое, «экологи».






После обсуждения один представитель от группы озвучивает ответ на задание.



- Мы расположили участки поверхности Земли следующим образом (работа вывешивается на доску) На севере большие участки Земли покрыты льдами, климат очень суровый, холодно, низкая температура. Южнее климат постепенно меняется, становится теплее, меняются и картины природы.



- Мы выяснили, севернее климат более холодный, а южнее климат более тёплый.


- Мы расположили растения с севера на юг. Вот, что у нас получилось. На севере растений мало, нет лесов, стебли тоненькие и не высокие, южнее появляются маленькие деревья, ягоды. Дальше появляются хвойные деревья, лиственные деревья, больше трав и цветов, грибы. На юге деревьев меньше, так как там сухое и жаркое лето, им не хватает влаги.


Мы выяснили, что условия обитания растений и их виды постепенно меняются с севера на юг.


Мы расположили животных. На севере условия жизни животных очень суровые, у всех животных очень тёплый мех белого или тёмного цвета. Животный мир меняется к югу. Больше видов животных, более яркая окраска, тоньше мех, лучше условия для жизни, больше пищи. На юге окраска животных яркая, чтобы лучше маскироваться.


- Мы выяснили, что условия обитания растений и их виды постепенно меняются с севера на юг.






- Климат зависит от распределения тепла на Земле. Растительный и животный мир зависят от климата.


- предположения детей


















- Человек



Во многие северные районы пришла современная техника, построены города.

Южнее – ведётся разработка добычи полезных ископаемых, вырубаются леса, уничтожаются пожарами, много участков земли вспахано, из-за ценного меха уничтожают животных, многие животные на грани исчезновения. Деятельность человека нанесла большой вред всей природе Земли с севера до юга. Нарушена работа экологической системы. Человек сам может погибнуть, если не станет бережнее относиться к природе. Мы гости, а не хозяева.
















































































Осознание явления чередования природных зон изменением угла падения солнечных лучей на поверхность Земли.

Коммуникативные УУД:

- умение договариваться, находить общее решение;

- умение работать в группе.

Личностные УУД:

- мобилизация внимания, уважение к окружающим.


VII. Итог урока.

Установить соответствие между поставленной целью и результатом урока.

Фронтальная работа, беседа.


Выясняет уровень понимания и усвоения учащимися темы урока, используя итоговые вопросы.

- Наше путешествие подходит к концу. Вы молодцы, проделали такую интересную и в тоже время трудную работу.

-Скажите, как звучит тема нашего урока?

- От чего зависит смена природных зон?



- Есть нарушения в экосистемах?



-На следующих уроках мы продолжим изучение каждой природной зоны более подробно.


Отвечают на вопросы.

Учащиеся дают самооценку своей деятельности на уроке.







- Природные зоны


- От количества солнечного тепла, от климата


- Да, очень много. Нужно помогать сохранять природу, восстанавливать экосистемы

Осознание явления чередования природных зон изменением угла падения солнечных лучей на поверхность Земли.


Познавательные:

- способность обобщать знания и формулировать выводы. Регулятивные:

- учиться совместно с учителем и другими учениками, давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Коммуникативные:

- выражать чётко свои мысли, слушать и понимать речь других.


VIII. Рефлексия.

Способствовать индивидуальной рефлексии достижения цели, умения оценивать работу свою и товарищей, создать ситуацию успеха.


Методы формирования личностных результатов (беседа, рефлексия, самооценка).


Организует рефлексию.

- Ребята, у меня на столе остался лежать цветок ромашки. Я забыла добавить его в задание «ботаникам». Скажите, где ему было бы хорошо? В какой зоне?


- Замечательно. У вас на столах белые конверты, а в них ромашки. Если вам наше путешествие понравилось, возьмите свою ромашку и прикрепите на глобус.


- Красиво? Если каждый из нас, каждый человек на Земле подарит частицу своего тепла, заботы и доброты нашей природе, то наш дом – планета Земля всегда будет прекрасен!

-Спасибо за урок.






- В лесной









Личностные:

- оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!