Целеполагание. Цель: определить тему и цель урока. | - Что бы определить тему нашего урока, я предлагаю вам отгадать несколько интересных загадок: Мордочка усатая, Шубка полосатая, Часто умывается, А с водой не знается. (Кошка) С хозяином дружит, Дом сторожит, Живет под крылечком, Хвост колечком. (Собака) Пятачком в земле копаюсь, В грязной луже искупаюсь. (Свинья) Каждый вечер, так легко, Она дает нам молоко. Говорит она два слова, Как зовут ее — (корова) Не овечки, не коровки. На ногах у них подковки. Могут мчаться без оглядки. Это — резвые… (Лошадки) Заплелись густые травы, Закудрявились луга. Да и сам я весь кудрявый, Даже завитком рога. (Баран) -О ком говорится в этих загадках? -Что объединяет всех этих животных? -Ребята, вы уже догадались, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? -А как будет звучать цель нашего урока? | Отгадывают загадки. -В этих загадках говорится о животных -Это домашние животные. -О домашних животных. - Углубить знания о домашних животных, относящихся к разным систематическим группам. | Познавательные -поиск информации. Регулятивные: -принятие и удержание цели - постановка учебных задач – планирование. Коммуникативные -осознанное построение речевого высказывания. |
Работа по теме урока. Цель: изучить новый материал. | -А каких животных мы называем домашними? -Как мы отличаем домашних животных от диких? -Где проводят зиму дикие гуси? А где домашние? - Могут ли домашние гуси перезимовать без помощи человека? - Не все животные, которые живут рядом с человеком, считают домашними. Аисты, ласточки, воробьи, мыши, мухи живут рядом с людьми, но это дикие животные. Они сами добывают себе пищу, спасаются от врагов, сами заботятся о жилище и потомстве. О пище, здоровье, жилье, потомстве домашних животных заботится человек. -Ребята, а может ли человек прожить без домашних животных? - А почему? -А теперь, ребята, давайте познакомимся с текстом учебника и проверим себя. Открываем учебник на стр.29 -30. Прочитаем текст. -Совпало ли ваше мнение с тем, о чём вы прочитали в тексте? -Итак, кто же они – домашние животные? Давайте с вами сделаем вывод. Давным – давно, когда не было городов, машин и книг, люди жили в пещерах. Они боялись огромных хищников. Древним людям было голодно, очень редко они находили себе пищу. Однажды разумный человек стал подкармливать волков, которые ходили вокруг его жилья. Постепенно волки стали добрее, а волчата привязались к человеку, стали жить рядом с ним. Они были уже не дикими, а домашними. Так появились собаки. Они научились охранять человека от врагов, помогать ему искать и добывать пищу. Шло время. Число друзей человека среди животных росло. Потом человеку стали служить домашние козы, овцы, свиньи, коровы. Лошади, верблюды, кошки, гуси, куры и другие домашние животные появились гораздо позже. Предками домашних коз являются ныне живущие горные и степные бараны, домашних свиней – дикие кабаны. Теперь человек уже не может жить без своих домашних друзей и помощников. -Итак, мы можем ответить на вопрос «Как же появились домашние животные?» -Да ребята, вы правы. -Рассмотрите иллюстрации на страницах 30-31. Какую помощь человеку оказывают эти животные? Первый ряд – олень; второй ряд – кошка; третьи ряд – собака. -Давайте с вами вместе рассмотрим четвёртую иллюстрацию. Как эти животные помогают человеку? -Ребята, а на какие группы можно разделить всех домашних животных? Найдите ответ в тексте учебника на стр.31. Приведите примеры. -Ребята, Давайте с вами составим схему. Приведите примеры домашних животных. Домашние животные насекомые Млекопитающие Пчела Шелкопряд Корова Коза Кошка Собака Лошадь Олени рыбы птицы Карась Гуси Утка Курица Индюк -На какие группы по способу питания можно разделить всех домашних животных? -Давайте с вами приведём примеры домашних животных каждой группы. Составьте схему. Домашние животные Растительноядные Хищные Собака Кошка Всеядные Корова Пчела коза Курица Карась -Какие правила необходимо выполнять при встрече с собакой? -Ребята, сейчас я вам раздам карточки, а ваша задача указать стрелками, где живут данные животные. Сарай Берлога Будка Кора Улей Пчела Собака Курица Жук Медведь Утка | - Те животные, которые живут дома. - Дикие животные самостоятельно могут добывать себе пищу, заботиться о своём здоровье, а домашние животные не могут справиться без помощи человека. -Дикие гуси зиму проводят в теплых странах, куда улетают осенью. Домашние гуси зимуют в птичниках Куры, индейки, гуси, утки, - все любят теплые сухие светлые и чистые сараи с хорошей вентиляцией. - Без помощи человека гуси перезимовать не могут - Нет - Одни животные помогают человеку перевозить тяжести. От других он получает мёд, молоко, яйца, шерсть. Многие домашние животные становятся его преданными друзьями. -Один из учеников читает текс - Ответы детей. - Домашние животные – это животные, которых разводят люди и используют в своем хозяйстве. Люди кормят и защищают их, строят для них жилища, заботятся об их потомстве. - Да. Человек сам приручил животных. Животные привязались к человеку и стали домашними. -Первый ряд: Олень помогает человеку перевозить тяжести, а волк охраняет его. -Второй ряд: Кошка помогает человеку избавиться от грызунов – вредителей. -Третьи ряд: Собака помогает человеку охотиться. - Лошадь перевозит человека, собака помогает человеку пасти овец, охраняет и человека, и овец. -Млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые. - Хищники, всеядные, растительноядные. - Не трогай чужое домашнее животное, каким бы симпатичным оно ни было. -Соединяют стрелками, где живут данные животные. | Личностные: - Определяют конкретный смысл понятий. Познавательные: -умеют читать необходимую информацию из текста Коммуникативные: - умение слушать и слышать, - правильно отвечать на поставленный вопрос Регулятивные: - умеют составлять план своих действий |
Продолжение работы по теме Цель: продолжить изучение темы урока. | –Ребята, какие животные живут у вас дома? – Как вы за ними ухаживаете? -Назовите возможных обитателей живого уголка. Ребята, я приглашаю вас на очередное заседание клуба. -На заседании клуба к нам пришли гости из детского сада. Дети увидели морскую свинку и золотистых хомячков, диковинных рыб и черепаху. Костя Погодин рассказал, что на родине этих животных круглый год тепло. Поэтому у нас их содержат в помещении. Маленький Коленька попросил выпустить животных из клеток. Ведь в комнате тепло и просторно. Миша возразил. -Ребята, а почему Миша не согласился с предложением Коленьки? -В клетках морским свинкам и хомячкам безопаснее. Никто их не раздавит, да и вещи они не испортят. Клетку и почистить несложно. Миша сообщил, что морским свинкам дают яблоки, хлеб и зёрна кукурузы. А хомячкам добавляют сваренные вкрутую яйца и семена подсолнечника. -Ребята, рассмотрите рисунки на страницах 32-33 учебника. Сравните клетки хомячков и волнистых попугайчиков. -Канареек и попугайчиков можно ненадолго выпускать из клеток. Но форточки обязательно должны быть закрыты. Дети услышали трели канарейки. Маша объяснила, что этих птиц обучают пению. Попугайчики же подражают человеческой речи. -Ребята, а почему канареек и попугайчиков кормят в основном просом, овсом, рапсом? Канарейки. Получили своё имя от названия Канарских островов, откуда были впервые привезены в Европу. Испанские и португальские мореплаватели, проникшие сюда в XV веке, увезли с собой на родину несколько птиц. На родине в ответ на вопрос, как называется заморская птица, моряки отвечали: канарио – птица, мол, с Канарских островов. Так и закрепилось это имя. (Любопытно, что некоторые воспринимали его как «собачьи птички». И вот почему. В буквальном переводе с испанского «Канарские» - значит «собачьи». Говорят, что это название дали архипелагу потому, что на одном из островов путешественники обнаружили стаю одичавших собак). Среди декоративных канареек есть птицы всех оттенков жёлтого цвета, есть огненно – красные, белые, серые, чёрные. Вместе с нашими гостями продолжаем дальше знакомиться с обитателями живого уголка. -Как питается черепаха в террариуме, дети не увидели. Осенью черепахи впадают в спячку и пробуждаются только весной. Костя Погодин показал золотистых рыбок. Он предупредил, что ухаживать за ними сложно. Воду в аквариуме надо постоянно очищать, насыщать кислородом. -Ребята, зачем в аквариум помещают зелёные растения? -Ребята, у нас на доске аквариум. Я предлагаю вам заселить наш аквариум рыбками. - Каких животных вы бы хотели поселить в аквариум? Золотые рыбки. Глядя на золотых рыбок, трудно поверить, что произошли они всего – на всего от карася. Мир золотых рыбок необыкновенно разнообразен. Рыбка - комета серебристая, а хвостовой плавник, в 3-4 раза превышающий длину тела и напоминающий ленту, может быть ярко – красным или лимонно – жёлтым. У рыб – львиноголовок тело покрыто крупной фиолетовой чешуёй, спинного плавника нет, остальные плавники короткие, а на лбу, жабрах и щеках кудрявятся бархатно – красные наросты. Золотистые рыбки нужны не только для красоты. Учёным они помогают решать важные и сложные вопросы рыбоводства. Например, наблюдая за образом жизни и поведением золотых рыбок позволяют решать вопрос, какие лучше всего создать условия для выращивания рыбной молоди в небольших водоёмах. Меченосец. На хвосте у рыбки длинный отросток, похожий на меч. Потому и назвали её меченосцем. «Меч» у меченосца вместо руля, чтобы на ходу поворачивать. Бывают меченосцы с одним, двумя, тремя и даже с пятью «мечами». Золотая гурами. У неё усики тоненькие и длинные. Это грудные плавники. Они, как руки, всё время в движении. Когда золотая гурами чем – нибудь заинтересуется, она усики вперёд выставляет, ощупывает ими – что там впереди. И водоросли ощупывает, и стекло, и маленьких улиток. А когда встречает другую рыбку, похлопывает её усиками, как будто здоровается. Петушки. Очень яркие рыбки. Каких только расцветок не бывает: и красные, и синие, и зелёные. А назвали их петушками за характер: уж больно они задиристы! Стоит двум петушкам встретиться, обязательно затеют драку. Так и наскакивают, так и норовят укусить друг друга! Все плавники оборвут – одни клочья болтаются. Но это не страшно, плавники у них новые отрастут. Лялиус. Очень нарядная рыбка. Синяя грудка будто из-под пиджака выглядывает. А сам пиджак разрисован красными и синими квадратиками. Такой красивой рыбка становится, только когда повзрослеет и научится быстро плавать. А маленькая она совсем другая – серая, невзрачная. Это хорошо: хищнику её труднее заметить. Скалярия. Живут скалярии в реке Амазонке среди зарослей камыша. Заросли густые, и проплыть между ними не так просто. А скалярии плавают легко и свободно: тело у них совершенно плоское. Выплывут на чистую воду и начинают резвиться. А чуть только хищник появится – сразу в камыши. Дискус. Рыбы эти тоже плоские и круглые, как блин. Дискусы очень заботливые родители. Пока их мальки плохо плавают, они возят их на себе. Для этого у мальков есть специальные ниточки, которыми они прикрепляются к телу родителей. Устанет самочка катать малышей – подплывает к самцу и отряхнёт их с себя. Мальки сразу на самца забираются. Хилодус. Эта рыбка всё время плавает головой вниз. Так удобнее рыться в иле и песке, разыскивать червяков. Она настолько уже привыкла к этому, что даже когда сыта, всё равно держится хвостом кверху. - Вам нравится наш аквариум? | -Ответы детей. -Ответы детей. -Хомячки, попугаи, рыбы, крысы, и так далее. -Ответы детей - Сравнивают клетки хомячков и волнистых попугайчиков. - Потому что на свету из углекислого газа и воды в зелёных листьях вырабатывается питание для растений, при этом выделяется кислород. А кислород необходим для дыхания всем живым существам, в том числе и рыбам. Рыбы дышат с помощью жабр кислородом, растворённым в воде. -Ответы детей | Познавательные: - выбор наиболее эффективных способов решения задач. Коммуникативные: - инициативное сотрудничество в группах. Регулятивные: - планируют свое действие в соответствии с задачей. Коммуникативные: - учитывают разные мнения и стремиться к сотрудничеству при выполнении в паре учебного задания; Регулятивные: -осуществлять самопроверку и самооценку при выполнении учебного задания. |
Итог урока Цель: проверить как учащиеся усвоили материал. | -Ребята, что мы изучали сегодня на уроке? - Что нового вы узнали на уроке? -Какую пользу приносят домашние животные? -Ребята, что же такое живой уголок? -Назовите обитателей живого уголка. -Только ли домашних животных в нём содержат? - Перечислите правила ухода за питомцами живого уголка. Оценки за урок. | -Сегодня на уроке мы изучали домашних животных и обитателей живого уголка. -Ответы детей. - Одни животные помогают человеку перевозить тяжести. От других он получает мёд, молоко, яйца, шерсть. Многие домашние животные становятся его преданными друзьями. -Живой уголок – это небольшое место в помещении школьного или дошкольного учреждения, а также предприятия или организации украшенное растениями и содержащимися в специально приспособленных клетках, террариумах или аквариумах небольших, зачастую декоративных, животных. -Канарейки, попугайчики, хомячки, рыбки и так далее. | Регулятивные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, корректировать деятельность. Коммуникативные: - умение слушать собеседника. Познавательные: - строить речевые высказывания в устной форме. |