СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Домашние животные"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Домашние животные"»

Технологическая карта урока окружающего мира

Ф.И.О. Суханова Алёна Юрьевна

Программа (УМК): Перспективная начальная школа
Класс:
2

Дата проведения: 14.03.2019 год

Дисциплина: окружающий мир

Тип урока: открытие нового знания

Тема: Домашние животные. Живой уголок.

Цель: углубить знания учащихся о домашних животных, относящихся к разным систематическим группам; познакомить учащихся с обитателями живого уголка и правила ухода за ними.

Задачи:

  1. Обучающая: повторить названия домашних животных; познакомить с ролью домашних животных в жизни человека; формировать представления о разнообразии видов животных живого уголка;

  2. Развивающая: развивать познавательную активность, интерес к предмету; учить наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщать знания; развивать речь учащихся; развивать умение ухаживать за животными живого уголка.

  3. Воспитывающая: воспитывать интерес к окружающему миру.

Планируемы результаты

Предметные: находить связи в природе, между природой и человеком, сравнивать объекты природы, делить их на группы, соотносить группы животных и их существенные признаки, различать диких и домашних животных, выделять характерные особенности домашних животных.

Метапредметные: контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания, принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности , задавать проблемные вопросы в ходе исследовательской деятельности и отвечать на них, развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать, развивать умение сотрудничества со сверстниками при работе в группе и в паре,

Личностные: учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности, учиться выражать свое мнение.

Методы: беседа - диалог; работа в группе; работа в паре; работа с учебником «Окружающий мир»

Формы: индивидуальная, групповая.

Оборудование и ПО: учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал.

План урока:

1. Организационный момент (1минута)

2. Актуализация знаний (3минуты)

3. Целеполагание (3минуты)

4. Работа по теме урока (15минут)

5. Физкультминутка (1минута)

6. Продолжение работы по теме (15минут)

7. Рефлексия (1минута)

8. Домашнее задание (1минута)

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент.

Цель: настроить детей на урок.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Алёна Юрьевна и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Давайте настроимся на работу, а в начале – улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки. Думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость и удачу

Приветствуют учителя и друг друга.

Личностные: самоопределение к деятельности.

Актуализация знаний

Цель: проверить

ранее изученное.

-Ребята, сейчас я вам раздам карточки.

Первый вариант:

  1. Проверьте, правильно ли подписаны названия групп животных.

    Земноводные

    Пресмыкающиеся

    Ног может быть четыре или не быть совсем. Тело покрыто роговыми щитками. Могут плавать и ползать. Дышат лёгкими Развиваются из яиц.

    Бывают с хвостом и без хвоста. Кожа без защитного покрытия. Любят влажные места. Дышат лёгкими и кожей. Развиваются из икринок.

  2. О бведи «лишнее» животное. Объясни своё решение.




__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

Второй вариант:

  1. Отметьте галочкой верное суждение.


    Пресмыкающиеся выводятся из яиц. Птенцы вороны тоже появляются из яиц. Значит, ворона – это пресмыкающееся.


    У волка четыре ноги. Тело покрыто шерстью. Волчица выкармливает волчат молоком. Волк – млекопитающее.


    У паука восемь ног и две части тела. Паук – насекомое.

  2. Запишите в таблицу названия животных по группам: ворона, волк, пчела, муха, олень, орёл.

Млекопитающие

Насекомые

___________?

















-Выполняют работу по карточкам.

Познавательные: логический анализ объектов с целью выделения признаков; Коммуникативные:

умение оформлять свою мысль в устной речи; умение слушать и понимать других

Целеполагание.

Цель: определить

тему и цель урока.


- Что бы определить тему нашего урока, я предлагаю вам отгадать несколько интересных загадок:

Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

А с водой не знается.

(Кошка)

С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живет под крылечком,

Хвост колечком.

(Собака)

Пятачком в земле копаюсь,

В грязной луже искупаюсь.

(Свинья)

Каждый вечер, так легко,

Она дает нам молоко.

Говорит она два слова,

Как зовут ее —

(корова)

Не овечки, не коровки.

На ногах у них подковки.

Могут мчаться без оглядки.

Это — резвые…

(Лошадки)

Заплелись густые травы,

Закудрявились луга.

Да и сам я весь кудрявый,

Даже завитком рога.

(Баран)

-О ком говорится в этих загадках?


-Что объединяет всех этих животных?


-Ребята, вы уже догадались, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

-А как будет звучать цель нашего урока?

Отгадывают загадки.































-В этих загадках говорится о животных

-Это домашние животные.

-О домашних животных.


- Углубить знания о домашних животных, относящихся к разным систематическим группам.

Познавательные

-поиск информации.

Регулятивные:

-принятие и удержание цели - постановка учебных задач – планирование. Коммуникативные

-осознанное построение речевого высказывания.

Работа по теме урока.

Цель: изучить новый материал.

-А каких животных мы называем домашними?


-Как мы отличаем домашних животных от диких?







-Где проводят зиму дикие гуси? А где домашние?









- Могут ли домашние гуси перезимовать без помощи человека?


- Не все животные, которые живут рядом с человеком, считают домашними. Аисты, ласточки, воробьи, мыши, мухи живут рядом с людьми, но это дикие животные. Они сами добывают себе пищу, спасаются от врагов, сами заботятся о жилище и потомстве. О пище, здоровье, жилье, потомстве домашних животных заботится человек.

-Ребята, а может ли человек прожить без домашних животных?

- А почему?








-А теперь, ребята, давайте познакомимся с текстом учебника и проверим себя.

Открываем учебник на стр.29 -30. Прочитаем текст.

-Совпало ли ваше мнение с тем, о чём вы прочитали в тексте?

-Итак, кто же они – домашние животные? Давайте с вами сделаем вывод.



Давным – давно, когда не было городов, машин и книг, люди жили в пещерах. Они боялись огромных хищников. Древним людям было голодно, очень редко они находили себе пищу. Однажды разумный человек стал подкармливать волков, которые ходили вокруг его жилья. Постепенно волки стали добрее, а волчата привязались к человеку, стали жить рядом с ним. Они были уже не дикими, а домашними. Так появились собаки. Они научились охранять человека от врагов, помогать ему искать и добывать пищу. Шло время. Число друзей человека среди животных росло. Потом человеку стали служить домашние козы, овцы, свиньи, коровы. Лошади, верблюды, кошки, гуси, куры и другие домашние животные появились гораздо позже. Предками домашних коз являются ныне живущие горные и степные бараны, домашних свиней – дикие кабаны. Теперь человек уже не может жить без своих домашних друзей и помощников.

-Итак, мы можем ответить на вопрос «Как же появились домашние животные?»



-Да ребята, вы правы.

-Рассмотрите иллюстрации на страницах 30-31. Какую помощь человеку оказывают эти животные?

Первый ряд – олень;

второй ряд – кошка;

третьи ряд – собака.







-Давайте с вами вместе рассмотрим четвёртую иллюстрацию. Как эти животные помогают человеку?



-Ребята, а на какие группы можно разделить всех домашних животных? Найдите ответ в тексте учебника на стр.31. Приведите примеры.


-Ребята, Давайте с вами составим схему. Приведите примеры домашних животных.

Домашние животные




насекомые

Млекопитающие


Пчела

Шелкопряд

Корова

Коза

Кошка

Собака

Лошадь

Олени


рыбы

птицы


Карась

Гуси

Утка

Курица

Индюк






-На какие группы по способу питания можно разделить всех домашних животных?

-Давайте с вами приведём примеры домашних животных каждой группы. Составьте схему.


Домашние животные




Растительноядные

Хищные


Собака

Кошка

Всеядные


Корова

Пчела

коза

Курица

Карась





-Какие правила необходимо выполнять при встрече с собакой?



-Ребята, сейчас я вам раздам карточки, а ваша задача указать стрелками, где живут данные животные.

Сарай

Берлога

Будка

Кора

Улей

Пчела

Собака

Курица

Жук

Медведь

Утка









- Те животные, которые живут дома.

- Дикие животные самостоятельно могут добывать себе пищу, заботиться о своём здоровье, а домашние животные не могут справиться без помощи человека.

-Дикие гуси зиму проводят в теплых странах, куда улетают осенью. Домашние гуси зимуют в птичниках Куры, индейки, гуси, утки, - все любят теплые сухие светлые и чистые сараи с хорошей вентиляцией.

- Без помощи человека гуси перезимовать не могут









- Нет


- Одни животные помогают человеку перевозить тяжести. От других он получает мёд, молоко, яйца, шерсть. Многие домашние животные становятся его преданными друзьями.

-Один из учеников читает текс



- Ответы детей.


- Домашние животные – это животные, которых разводят люди и используют в своем хозяйстве. Люди кормят и защищают их, строят для них жилища, заботятся об их потомстве.


















- Да. Человек сам приручил животных. Животные привязались к человеку и стали домашними.

-Первый ряд:

Олень помогает человеку перевозить тяжести, а волк охраняет его.

-Второй ряд:

Кошка помогает человеку избавиться от грызунов – вредителей.

-Третьи ряд:

Собака помогает человеку охотиться.

- Лошадь перевозит человека, собака помогает человеку пасти овец, охраняет и человека, и овец.

-Млекопитающие, птицы, рыбы,

насекомые.

















- Хищники, всеядные, растительноядные.













- Не трогай чужое домашнее животное, каким бы симпатичным оно ни было.

-Соединяют стрелками, где живут данные животные.

Личностные:

- Определяют конкретный смысл понятий.

Познавательные:

-умеют читать необходимую информацию из текста

Коммуникативные:

- умение слушать и слышать,

- правильно отвечать на поставленный вопрос

Регулятивные:

- умеют составлять план своих действий

Физкультминутка.


Надувала кошка шар,

А котёнок ей мешал.

Шалунишка лапкой « хоп! »

И надутый шарик « хлоп! ».

Поморгал котёнок глазками,

Улыбнулся маме ласково.

Крепко сжал глаза и лапки.

И сказал: « Пока, ребятки!»

Повторяют движения за учителем

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выполнять действия.

Продолжение работы по теме

Цель: продолжить

изучение темы

урока.

–Ребята, какие животные живут у вас дома?

– Как вы за ними ухаживаете?

-Назовите возможных обитателей живого уголка.

Ребята, я приглашаю вас на очередное заседание клуба.

-На заседании клуба к нам пришли гости из детского сада. Дети увидели морскую свинку и золотистых хомячков, диковинных рыб и черепаху.

Костя Погодин рассказал, что на родине этих животных круглый год тепло. Поэтому у нас их содержат в помещении.

Маленький Коленька попросил выпустить животных из клеток. Ведь в комнате тепло и просторно. Миша возразил.

-Ребята, а почему Миша не согласился с предложением Коленьки?

-В клетках морским свинкам и хомячкам безопаснее. Никто их не раздавит, да и вещи они не испортят. Клетку и почистить несложно.

Миша сообщил, что морским свинкам дают яблоки, хлеб и зёрна кукурузы. А хомячкам добавляют сваренные вкрутую яйца и семена подсолнечника.

-Ребята, рассмотрите рисунки на страницах 32-33 учебника. Сравните клетки хомячков и волнистых попугайчиков.

-Канареек и попугайчиков можно ненадолго выпускать из клеток. Но форточки обязательно должны быть закрыты. Дети услышали трели канарейки. Маша объяснила, что этих птиц обучают пению. Попугайчики же подражают человеческой речи.

-Ребята, а почему канареек и попугайчиков кормят в основном просом, овсом, рапсом?

Канарейки.

Получили своё имя от названия Канарских островов, откуда были впервые привезены в Европу. Испанские и португальские мореплаватели, проникшие сюда в XV веке, увезли с собой на родину несколько птиц. На родине в ответ на вопрос, как называется заморская птица, моряки отвечали: канарио – птица, мол, с Канарских островов. Так и закрепилось это имя. (Любопытно, что некоторые воспринимали его как «собачьи птички». И вот почему. В буквальном переводе с испанского «Канарские» - значит «собачьи». Говорят, что это название дали архипелагу потому, что на одном из островов путешественники обнаружили стаю одичавших собак).

Среди декоративных канареек есть птицы всех оттенков жёлтого цвета, есть огненно – красные, белые, серые, чёрные.

Вместе с нашими гостями продолжаем дальше знакомиться с обитателями живого уголка.

-Как питается черепаха в террариуме, дети не увидели. Осенью черепахи впадают в спячку и пробуждаются только весной.

Костя Погодин показал золотистых рыбок. Он предупредил, что ухаживать за ними сложно. Воду в аквариуме надо постоянно очищать, насыщать кислородом.

-Ребята, зачем в аквариум помещают зелёные растения?












-Ребята, у нас на доске аквариум. Я предлагаю вам заселить наш аквариум рыбками.

- Каких животных вы бы хотели поселить в аквариум?

Золотые рыбки.

Глядя на золотых рыбок, трудно поверить, что произошли они всего – на всего от карася. Мир золотых рыбок необыкновенно разнообразен. Рыбка - комета серебристая, а хвостовой плавник, в 3-4 раза превышающий длину тела и напоминающий ленту, может быть ярко – красным или лимонно – жёлтым. У рыб – львиноголовок тело покрыто крупной фиолетовой чешуёй, спинного плавника нет, остальные плавники короткие, а на лбу, жабрах и щеках кудрявятся бархатно – красные наросты.

Золотистые рыбки нужны не только для красоты. Учёным они помогают решать важные и сложные вопросы рыбоводства. Например, наблюдая за образом жизни и поведением золотых рыбок позволяют решать вопрос, какие лучше всего создать условия для выращивания рыбной молоди в небольших водоёмах.

Меченосец.

На хвосте у рыбки длинный отросток, похожий на меч. Потому и назвали её меченосцем. «Меч» у меченосца вместо руля, чтобы на ходу поворачивать. Бывают меченосцы с одним, двумя, тремя и даже с пятью «мечами».

Золотая гурами.

У неё усики тоненькие и длинные. Это грудные плавники. Они, как руки, всё время в движении. Когда золотая гурами чем – нибудь заинтересуется, она усики вперёд выставляет, ощупывает ими – что там впереди. И водоросли ощупывает, и стекло, и маленьких улиток. А когда встречает другую рыбку, похлопывает её усиками, как будто здоровается.

Петушки.

Очень яркие рыбки. Каких только расцветок не бывает: и красные, и синие, и зелёные. А назвали их петушками за характер: уж больно они задиристы! Стоит двум петушкам встретиться, обязательно затеют драку. Так и наскакивают, так и норовят укусить друг друга! Все плавники оборвут – одни клочья болтаются. Но это не страшно, плавники у них новые отрастут.

Лялиус.

Очень нарядная рыбка. Синяя грудка будто из-под пиджака выглядывает. А сам пиджак разрисован красными и синими квадратиками. Такой красивой рыбка становится, только когда повзрослеет и научится быстро плавать. А маленькая она совсем другая – серая, невзрачная. Это хорошо: хищнику её труднее заметить.

Скалярия.

Живут скалярии в реке Амазонке среди зарослей камыша. Заросли густые, и проплыть между ними не так просто. А скалярии плавают легко и свободно: тело у них совершенно плоское. Выплывут на чистую воду и начинают резвиться. А чуть только хищник появится – сразу в камыши.

Дискус.

Рыбы эти тоже плоские и круглые, как блин. Дискусы очень заботливые родители. Пока их мальки плохо плавают, они возят их на себе. Для этого у мальков есть специальные ниточки, которыми они прикрепляются к телу родителей. Устанет самочка катать малышей – подплывает к самцу и отряхнёт их с себя. Мальки сразу на самца забираются.

Хилодус.

Эта рыбка всё время плавает головой вниз. Так удобнее рыться в иле и песке, разыскивать червяков. Она настолько уже привыкла к этому, что даже когда сыта, всё равно держится хвостом кверху.

- Вам нравится наш аквариум?

-Ответы детей.

-Ответы детей.

-Хомячки, попугаи, рыбы, крысы, и так далее.












-Ответы детей










- Сравнивают клетки хомячков и волнистых попугайчиков.






































- Потому что на свету из углекислого газа и воды в зелёных листьях вырабатывается питание для растений, при этом выделяется кислород. А кислород необходим для дыхания всем живым существам, в том числе и рыбам. Рыбы дышат с помощью жабр кислородом, растворённым в воде.




















































































-Ответы детей

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Коммуникативные:

- инициативное сотрудничество в группах.

Регулятивные:

- планируют свое действие в соответствии с задачей.

Коммуникативные:

- учитывают разные мнения и стремиться к сотрудничеству при выполнении в паре учебного задания;

Регулятивные:

-осуществлять самопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.

Итог урока

Цель: проверить как учащиеся усвоили материал.

-Ребята, что мы изучали сегодня на уроке?



- Что нового вы узнали на уроке?

-Какую пользу приносят домашние животные?








-Ребята, что же такое живой уголок?
















-Назовите обитателей живого уголка.

-Только ли домашних животных в нём содержат?

- Перечислите правила ухода за питомцами живого уголка.

Оценки за урок.

-Сегодня на уроке мы изучали домашних животных и обитателей живого уголка.

-Ответы детей.

- Одни животные помогают человеку перевозить тяжести. От других он получает мёд, молоко, яйца, шерсть. Многие домашние животные становятся его преданными друзьями.

-Живой уголок – это небольшое место в помещении школьного или дошкольного учреждения, а также предприятия или организации украшенное растениями и содержащимися в специально приспособленных клетках, террариумах или аквариумах небольших, зачастую декоративных, животных.

-Канарейки, попугайчики, хомячки, рыбки и так далее.

Регулятивные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, корректировать деятельность.

Коммуникативные:

- умение слушать собеседника.

Познавательные:

- строить речевые высказывания в устной форме.

Рефлексия

Цель: оценить работу на уроке.

-Ребята, сейчас я вам раздам попугайчиков, а вы раскрасьте их подходящим для вас цветом:

Зелёный - мне было интересно на уроке, я всё понял.

Жёлтый - мне было интересно на уроке, но остались вопросы.

Красный - я ничего не понял на уроке, мне было не интересно.



- Оценивают свою работу на уроке.

Личностные:

оценивание усваиваемого содержания, самоанализ.

Коммуникативные:

уметь оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

Домашнее задание

-Ребята, откройте свои дневники, запишите домашнее задание.

Рабочая тетрадь страница 28-30 № 34, 36, № 39.

Записывают домашнее задание



Методист_____________________

Учитель______________________

Оценка______________________


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!