Актуализация знаний | Повторение правил поведения в школе: -Ребята, давайте откроем тайну нашим гостям, расскажем им, какой раздел мы сейчас изучаем? –Что такое общение? ( -Где мы общаемся? -На прошлом уроке мы с вами разговаривали об общении в школе. Кто мне напомнит, что нужно делать, чтобы это общение было приятным? | Общение Взаимные отношения В школе, дома, на улице, в транспорте Соблюдать правила поведения, принятые в обществе | | Практический: постановка цели и задачи. |
Постановка учебной задачи | - Ребята, послушайте стихотворения и предположите, о каких правилах пойдет речь на сегодняшнем уроке. Здравствуйте! – ты скажешь человеку, Здравствуй! – улыбнётся он в ответ, И, наверно, не пойдёт в аптеку, И здоровым будет много лет. За что мы говорим «спасибо»? За всё, что делают для нас. И мы припомнить не смогли бы, Кому сказали, сколько раз. Нам желают: «Доброго пути!» - Будет легче ехать и идти. Приведёт, конечно, добрый путь Тоже к доброму чему-нибудь. – Какова тема нашего урока? Слайд 1 - Какие учебные задачи вы поставите перед собой? Чему вы будите учиться сегодня? -А ещё вы познакомитесь с понятием «культура поведения». -Ребята, мы слова «вежливость», «вежливый человек» . А вы когда-нибудь задумывались, что эти слова обозначают? - Поднимите руку, кто из вас может ответить на этот вопрос. - Что нам может помочь узнать об этом поточнее ? –Заглянём в толковый словарь. У каждой группы он лежит на столе. Найдите слово «вежливость» или « вежливый» . Прочитайте. –Вежливость – это моральное качество, характеризующее человека , для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими. Вежливость — одно из важнейших качеств воспитанного человека. Слайд 2. - А вам, ребята, интересно, откуда появилось слово «Вежливость»? Внимание на экран. - До 6-го века в русском языке широко употреблялось слово «ВЕЖЕ»: «ВЕЖЕ» ------------ знаток. «ВЕЖЕ» ------------- ведать, знать. «ВЕЖЕ» – это человек, который знает, как вести себя в той или иной ситуации. «ВЕЖЕСТВО» – превратилось в «вежливость». «ВЕЖЕСТВО» – качество ценное и обязательное. –Подберите антоним к слову «вежливость». – Поднимите руку, кто считает себя вежливым. А кто невежей? Почему вы так думаете? –В обиходе вежливого человека всегда присутствуют слова, которые мы называем «волшебными». С помощью этих слов можно даже грубому и обиженному человеку помочь вернуть хорошее расположение духа, поднять настроение. Давайте, играя, вспомним эти слова. Представьте, что вас заколдовал злой волшебник, который не любит вежливых детей. Но у меня есть волшебная палочка. Если я коснусь палочкой одного из вас, то вы начнет называть вежливые слова. Но только называйте 1 слово и старайтесь не повторяться. –Ребята, теперь вы вспомнили вежливые слова. Но каждое из них должно быть употреблено в определённой ситуации. Сейчас я предлагаю вам поработать в группах. У каждой команды на столе лежит конверт с вежливыми словами. Посовещайтесь и распределите эти слова по группам в зависимости от использования их в речи. Придумайте этим группам названия. (Формы приветствия: здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер. Формы пожеланий: всего хорошего, будьте здоровы, спокойной ночи, приятного аппетита, доброго пути. Формы прощания: до свидания, до скорой встречи, прощайте. Формы просьбы: пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас. Формы благодарности: благодарю , спасибо, Формы извинения: простите , извините.) -Ребята ,как вы считаете, человека, который знает волшебные слова можно назвать вежливым? –Давайте с вами продемонстрируем, настоящих воспитанных людей. Рассмотрите рисунки на с. 52. Придумайте и разыграйте диалог между героями картинки После 2-3- минутной подготовки заслушиваются выступления групп. Они анализируются детьми. | Правила вежливости. Научиться пользоваться правилами вежливости Толковый словарь, или интернет Один ученик читает из словаря). Невежество Формы приветствия: здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер. Формы пожеланий: всего хорошего, будьте здоровы, спокойной ночи, приятного аппетита, доброго пути. Формы прощания: до свидания, до скорой встречи, прощайте. Формы просьбы: пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас. Формы благодарности: благодарю , спасибо, Формы извинения: простите , извините. Нет, нужно ими пользоваться. Разыгрывают диалог | | Беседа Работа в группах. Работа в парах. |
Закрепление изученного материала | Игра «Будь внимательный». Встаньте пожалуйста, поднимите правую руку, поднимите лев. Руку пожалуйста, погладь соседа пожалуйста, опусти руку, присядь, поверните голову пожал, посмотри на свои руки, руки на пояс, похлопай пожалуйста. - Ребята, а как вы считаете поступки, которые совершает папа детей, странные или вежливые? –А какие вежливые поступки совершали вы? Вежливые слова и вежливые поступки – культура поведения. Культура поведения украшает человека, помогает людям общаться друг с другом. - А сейчас давайте с вами посмотрим ситуации, и вы расскажите, а как бы поступили вы… Викторина «Ежели ВЫ вежливы…» Презентация - Ребята, думаю вас теперь можно назвать знатоками культуры поведения. –Ребята, как вы считаете все ли ученики нашей школы помнят о правилах вежливости. А мы можем им помочь вспомнить их. Ваши предложения. Предлагаю создать свою памятку под названием «Правила вежливости».Работать будем в группах .У вас на партах листочки с картинками и предложения, напечатанные на белых листах. Выберите правило вежливости и приклейте к соответствующей картинке. Представители от каждой группы презентуют свою работу. | Разговор учеников | | |
Итог урока. Рефлексия. | -Выберете фигуру, соответствующую вашему настроению. Если вы уверены, что будете следовать нашим правилам – солнышко, если постараетесь, но не уверены, что справитесь – тучку, если вы не хотите быть вежливым человеком –молнию. - Домашнее задание. К четвергу выполнить в рабочей тетради задания на стр. 34-35, по желанию сделать словарик «волшебных слов».А самое главное стараться всегда и везде соблюдать правила культурного поведения Слова: « До свиданья!», «Спасибо!»,»Простите», Пожалуйста», Здравствуйте»- Щедро дарите! Дарите прохожим, Друзьям и знакомым. В троллейбусе, в парке, В школе и дома. Слова эти очень и очень важны. Они человеку как воздух нужны. Без них невозможно на свете прожить. Слова эти надо с улыбкой дарить. -Ребята, я вам благодарна за активную работу на уроке, за уважение друг к другу, доброе отношение. Поблагодарите и вы своих товарищей за дружную хорошую работу. Урок окончен. | Оценивают свою работу на уроке. Записывают в дневниках домашнее задание. | | Демонстрационный , Обобщающий опрос |