Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I. Организационный момент. Мотивация и стимулирование деятельности учащихся. Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность, вызвать интерес |
- Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок русского языка. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем их. Улыбнитесь друг другу, мне и гостям. Попробуйте сохранить такое доброе настроение в течение всего урока. Прозвенел уже звонок. Сядьте тихо и неслышно, И скорей начнем урок. Будем мы писать, трудиться, Ведь заданья нелегки. Нам, друзья, нельзя лениться, Так как мы – ученики. - Я желаю вам, ребята, извлечь из нашего урока как можно больше новых знаний. А большой ли багаж знаний вы унесете с урока это зависит прежде всего от вас. Спорьте, отстаивайте свою точку зрения, но будьте внимательны и добры к своим товарищам. - С какой целью вы пришли на урок? - Для чего? На доске: Век живи – век учись! - Что записано на доске? - Как вы понимаете смысл этой пословицы? Я предлагаю считать эту пословицу девизом нашего урока. - Давайте повторим, какие шаги нам нужно сделать для того, чтобы «открыть» новое? | Приветствуют гостей. «Дарят» друг другу улыбки Чему-то научиться Пословица. Постоянно узнавать что-то новое. (На доске опоры) 1 шаг – понять, что нам известно. 2 шаг – узнать то, что нам неизвестно. | Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества) Личностные (Смыслообразование, Учебно-познавательная мотивация, внутренняя мотивация школьника) Познавательные (извлечение из памяти сохраненной информации) |
II. Актуализация знаний Цель: актуализация знаний, достаточных для построения нового знания, фиксация учащимися затруднений в выполнении учебного действия |
1. Моделирование плана урока. - Ребята, мне необходима ваша помощь. Давайте составим план нашего урока Перед нами план урока. Мы должны его с вами выполнить. Будем внимательными и активными, и обязательно справимся. - Давайте договоримся, что мы можем корректировать наш план по ходу урока. 2. Повторение знаний о словах, обозначающих предметы и действия. - Вспомните, что обозначают слова, с которыми мы познакомились на предыдущих уроках. - На какие вопросы отвечают слова, обозначающие предметы? А слова – действия? - Проверим ваши знания на практике. На доске текст: Наступила весна. Светит солнце. Тает снег. Журчат ручьи. - Что записано на доске и у вас на карточке? - О чем этот текст? - Как догадались? - Какое задание вы бы предложили? - Найдите слово, обозначающее предмет в первом предложении, подчеркнем его одной чертой. Задайте от этого слова вопрос к слову, обозначающему действие этого предмета. - Оцените себя. | Проговаривают и совместно с учителем составляют картинный план урока. Слова обозначают предметы и слова обозначают действие предмета Кто? что? Что делает? (у каждого карточка с текстом) Текст О весне. Помогли отдельные слова. Найти и подчеркнуть слова, обозначающие предметы и слова, обозначающие действия предметов. (выполняют задания с комментированием) Оценивают себя по условным знакам: + знаю, умею - не усвоил 0 допускаю 1-2 ошибки ? сомневаюсь | Коммуникативная (умение договариваться с учениками, планирование учебного сотрудничества) Познавательные (моделирование) Познавательные (извлечение из памяти сохраненной информации) Познавательные (умение использовать полученные знания на практике) Познавательные (выделение необходимой информации) Коммуникативные (планирование сотрудничества) Познавательные (поиск и выделение необходимой информации) Логические (анализ) Регулятивные (самоконтроль) |
III. Фиксация затруднения в пробном действии, выявление места и причины затруднения. Цель: фиксация учащимися затруднений в выполнении учебного действия |
- Прочитайте другой текст. Наступила ранняя весна. Светит ласковое солнце. Тает последний снег. Журчат говорливые ручьи. - Что можете сказать об этом тексте? - Что же отличает первый текст от второго? Назовите эти слова. - Предположите, к какой группе слов можно отнести слова, которые появились в тексте. - Какое действие должны совершить, чтобы найти выход из затруднения? - Задайте вопросы, которые задавали к предметам и словам – действиям. (Дети задают вопросы: что? кто? что делает?) - Что можете сказать? - Предположите, какие это могут быть вопросы. - У нас возникла проблема. Где мы можем найти ответ на наш вопрос? - Давайте обратимся к справочнику школьника и найдем ответ на наш вопрос. - Какую информацию вы получили? Что обозначают новые слова? - Проверим по учебнику. (стр. 45) - На какие вопросы отвечают? - Как называются такие слова? Об этом мы будем говорить с вами во 2 классе. На доске слайд: Наступила (………………) ранняя весна. Светит (……… ) ласковое солнце. Тает (………………..) последний снег. Журчат (……………) говорливые ручьи. | (Текст на доске и на карточке у каждого) Этот текст тоже о весне. Во втором тексте есть новые слова Трудно определить. Мы не знаем, как называются такие слова. Задать вопросы к этим словам. Вопросы не подходят. Значит должны быть другие вопросы. Предположения детей. В учебнике, справочнике. (Ученик читает информацию) Признаки предметов. - Договоримся- названия признаков предметов – это слова. Какой? Какая? Какое? Какие? Имя прилагательное. | Познавательные (выделение необходимой информации) Логические (сравнение) Познавательные (формулирование проблемы) Логические (обобщение, анализ, выведение следствий) Познавательные (построение устного высказывания) Регулятивные (предположение) Познавательные (работа с информацией) Логические (подведение под понятие) |
IV. Постановка цели урока. Цель: сформулировать и согласовать тему и цель урока, построить план достижения цели. |
- Предположите, какова будет тема сегодняшнего урока? - Какие цели вы поставите перед собой на урок? УЗНАТЬ: НАУЧИТЬСЯ: | Тема. Слова и ……….. (признаки) Что обозначают новые слова. Задавать вопросы к этим словам; будем учиться различать среди других слов, слова, которые называют признаки предметов. | Регулятивные (целеполагание, умение формулировать тему, постановка цели) |
V. Составление и реализация проекта выхода из затруднения. Открытие новых знаний. Цель: апробация способа действий, направленного на решение проблемной ситуации, его вербальное фиксирование. |
- Продолжаем работать с текстом. - Попробуем определить какие вопросы подходят к этим словам. Для этого зададим вопросы от слов, обозначающих предметы к словам признакам. Например, весна (какая?) ранняя. Попробуйте теперь сами определить вопросы к новым словам. - Оцените себя. | Дети задают от слов, обозначающих предметы вопросы (вопросы появляются на доске) Задают вопросы, записывают на карточке. | Логические (анализ объектов с целью выделения признаков) Познавательные (построение устного высказывания) Регулятивные (самоконтроль, самооценка) |
VI. Физкультминутка Цель: снятие утомления через физические упражнения. |
Мы поработали. Пора отдохнуть, снять напряжение. | Физкультминутку проводит ученик. На уроке мы писали И, конечно же, устали. Мы немножко отдохнем И опять писать начнем. Мы походим на носках, А потом на пятках. Вот проверили осанку И свели лопатки. На носочки поднялись. Руки опустили, А теперь присели вниз. Коленки обхватили. Снова встали - ноги вместе И уже сидим на месте. | Коммуникативные |
VII. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Цель: Организовать решение учащимися практико-ориентированных заданий в парах с целью выявления границ применимости нового знания |
На доске не цветная картина. - Теперь посмотрите на доску. Скоро должна наступить весна. Но злой волшебник заколдовал картину. Чтобы весна пришла к нам в срок, давайте оживим картину. Повторим правила работы в паре. Первый ряд будет оживлять солнце, второй – облака, а третий –траву. Запишите по два слова. Солнце (какое?) ................................................ Облака (какие?)................................................ Трава (какая?).................................................... Проверка работы, чтение вслух. - Подберите свои слова – признаки. - Найдите и назовите слова – признаки в переносном значении. -Вот мы с вами и расколдовали картину. (Картина переворачивается, появляется цветное изображение). Оцените себя. - Какую роль выполняют слова – признаки в нашей речи? - Вновь вернемся к нашей картинке. Составьте предложения, используя слова – признаки. | Называют правила работы Учащиеся получают карточки с именами прилагательными, из которых нужно выбрать подходящие слова. Солнце (какое?) злое, круглое, желтое, холодное, ласковое, старое, яркое. | Облака (какие?) колючие, ватные, высокие, желтые, белые. | Трава (какая?) молодая, ленивая, зеленая, высокая, вкусная. | Солнце (какое?) круглое, желтое, ласковое, яркое, слепящее, весеннее. Облака (какие?) ватные, высокие, белые, пушистые Трава (какая?) молодая, первая, зеленая, высокая, густая, шелковая. Речь становится красивой. Дети составляют предложения. | Коммуникативные (планирование учебного струдничества) Познавательные (моделирование) Логические (анализ объектов с целью выделения признаков, обобщение) Познавательные (построение устного высказывания) Личностный (учебно-познавательная мотивация) Познавательные (построение устного высказывания) |
VIII. Повторение, включение новых знаний в систему знаний. Цель: Применение новых знаний, обогащение словарного запаса. |
- Оказывается, если точно описать предмет с помощью слов – признаков, то можно узнать его даже не видя. Сейчас мы с вами это докажем. Я буду называть слова – признаки, а вы попробуйте определить слово – предмет. (Учитель называет прилагательные. Дети угадывают предмет. Учитель показывает картинку). - бурый, мохнатый, косолапый - серый, хищный, злой - косой, быстрый, трусливый - маленький, колючий, запасливый - рыжая, хитрая, ловкая (загадку читает ученик) | медведь волк заяц ёж лиса | Логические (анализ, обобщение, установление причинно-следственных связей) |
IX. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности Цель: Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, соотнести поставленную цель и результаты, способствовать формированию самооценки своей деятельности |
- Подведем итог нашего урока. - Вернемся к нашим целям. Что нового узнали на уроке? - Чему научились? - Где и как вы можете применить новое знание? - Как вы думаете, хорошо ли мы поработали на уроке? (метод «Светофор») - А теперь я хочу, чтобы каждый из вас оценил свою работу на уроке. У каждого из вас на партах лежат смайлики, выберите одного, который соответствует вашему состоянию. (трех цветов) * Узнали много нового и интересного, отлично поработали. (зеленый) * Хорошо поработали, узнали на уроке новое для себя. (желтый) * Не всё получилось. (красный) - А сейчас поднимите правую ладошку с теми знаниями, что были у вас на начало урока; теперь – левую ладошку, с теми знаниями, что вы получили на нашем уроке – соедините их вместе и поблагодарите себя за работу на уроке. Вы замечательно потрудились. Спасибо вам! Урок окончен. | Слова – признаки Задавать вопросы к этим словам, находить их в тексте. Дети на доску прикрепляют своих смайликов. Ученики поднимают ладошки, потом хлопают | Познавательные (рефлексия) Регулятивные (самооценка) Личностные (мотивация на успех) |