СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по русскому языку на тему: «Типы текста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по русскому языку на тему: «Типы текста»»





Министерство образования, науки и молодёжной политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»


ПРОВЕРИЛ

____________/_________________

«___»________________20___г.




Технологическая карта урока по русскому языку на тему: «Типы текста»




Подготовила:

студентка Ш-31 группы

Кукса Галина




Ейск, 2022г.

Класс: 4 (1 часть)

УМК: «Школа России»

Предмет: Русский язык

Тема: «Типы текста »

Тип урока: Изучение нового материала

Цель: повторить типы текстов, совершенствовать навыки учащихся в определении типа текста.

Задачи:

Образовательная: систематизировать знания учащихся о тексте, научить определять тип текста, совершенствовать умения учащихся делать синтаксический разбор предложения.

Развивающая: развивать орфографическую зоркость, внимание, память, расширять кругозор.

Воспитательная: воспитание положительной мотивации к учению, интереса к предмету.

Планируемые результаты:

Личностные:

Л1— формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе;

Л2— формировать мотивацию к обучению, целенаправленной познавательной деятельности;

Л3— самостоятельно оценивать и принимать решения, оценивать результаты учебной деятельности.

Метапредметные:

  • Познавательные:

П1 — анализировать текстовую, графическую и звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; «читать» информацию, представленную в схеме, таблице;

П2 — делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать;

П3 — объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;

  • Коммуникативные:

К1 — взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и преподавателем в процессе решения учебных задач и проблем;

К2 — корректно и аргументировано высказывать своё мнение;

К3 — проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии.

  • Регулятивные:

Р1— находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку;

Р2 — устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

Р3 — ответственно выполнять свою часть работы.

Предметные:

П1— понимать тексты разных типов, находить в тексте заданную информацию;

П2— находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила;

П3— классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;


Оборудование : учебник, тетрадь, пенал, дневник.






Ход урока:


Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Формы организации учебной деятельности

Содержание учебной деятельности

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

Мотивационно-целевой

-Здравствуйте, ребята, меня зовут Валентина Викторовна, сегодня урок русского языка у вас проведу я.


-Вот и прозвенел звонок,

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты,

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.


-Проверьте свое рабочее место. На парте у вас должны лежать тетрадь, учебник и пенал. У всех все есть? Тогда можем начать урок.

-Откройте тетради, запишите число, классная работа.


-Отгадайте загадки.

Тень упала на Трюмо,

Таракан смотрел в окно. «Таракан», «Трюмо» и «Тень» Начинаются на…


-Ночью буква ловит мышек, Днем в пустыне жаром пышет, С неба падает зимой, Летом — высится копной.


Верно пропишите сочетание букв «Тс»



- Не забывайте о правильной посадке во время письма: спина прямая, между партой и грудной клеткой проходит кулачок, проверьте наклон тетрадей: левый нижний уголок тетради должен быть напротив груди.

Фронтальная

Индивидуальная

Эмоционально настраиваются на урок, проверяют готовность принадлежностей на партах





















Открывают тетради записывают :

«17 октября

Классная работа»



-Букву «Т».





-Буква «С»









Л1








































К1































































































Актуализация опорных знаний

-Проведём словарную работу, ребята с карточками работают самостоятельно. Остальные пишут слово «Словарь:».

-В словах «пожалуйста» и «аллея» обведите в кружок предпоследнюю букву; в слове «каникулы» обведите в кружок букву, которая повторяется в слове 2 раза; в слове «дрессировщик» обведите в кружок букву которая удваивается; в слове «билет» подчеркните букву, которая обозначает согласный, глухой звук.

-Какое слово можно составить из букв в кружочках?


-Как вы думаете, какая тема нашего урока?

-Откройте учебники на стр. 11 и узнаем, правильно ли вы назвали тему урока.

-Прочитайте тему урока.

-Как вы думаете, какая цель нашего урока?

Индивидуальная

Фронтальная

Словарная работа: аттракцион, дрессировщик, пожалуйста, билет, аллея, капуста, каникулы, человек.













-Из букв в кружочках, можно составить слово текст.



-Тема нашего урока «текст».



-«Типы текста»

-Цель нашего урока: вспомнить, что такое текст и какие типы текстов бывают.




К1



























Р1


















К3







К2














П2


















Этап изучения нового материала.

-Что такое текст?



-Верно, а какие типы текстов вы знаете?


























-Посмотрите на упр. 9е., что нам требуется сделать?

-Читаем текст по предложению, по цепочке.


-Как вы думаете, к какому типу относиться 1й текст? Почему?







-Верно, к какому типу относиться 2й текст? Почему?






- Что мы можем сказать про 3й текст?







-Верно, спишите 2й текст.




-Выполним синтаксический разбор 1го предложения.


- О чём говориться в этом предложении?


- Найдём подлежащее, на какие вопросы оно отвечает ?




-Верно, найдем сказуемое, на какие вопросы оно отвечает?


-Как подчеркиваем?



-Выделим второстепенные члены предложения.








-Кто скажет характеристику предложения?





-Молодец, садись на своё место.



-Посмотрите на упр. 10е на стр. 12й. Прочитайте задание.


- О каком цветке идёт речь в каждом из предложений?


- Какие из данных предложений можно встретить в научном тексте, а какое в художественном?


- Какие выразительные средства использовал В. Брюсов, чтобы образно описать ландыш?


- Спишите последнюю поэтическую строку о ландыше.

Физкультминутка

Все ребята дружно встали И на месте зашагали. На носочках потянулись И друг к другу повернулись. Как пружинки мы присели, А потом тихонько сели.


Фронтальная

-Текст это несколько предложений связанных по смыслу.


-Повествование, описание, рассуждение.


Одарённый ученик кратко рассказывает о типах текста

Описание -  текст, где происходит описание кого-то или чего-то (людей, животных, растений,  предметов и явлений природы).

К такому тексту можно задать вопросы: какой? какая? какое? как выглядит

Повествование -  содержит рассказ о событиях.  В повествовательных текстах много глаголов.

К такому тексту можно поставить вопросы: кто? что? что случилось? что происходит? когда это произошло? что будет потом?

Рассуждение -  текст, в котором объясняется причина каких-либо явлений или событий.

К такому тексту можно поставить вопросы: кто? что? что случилось? что происходит? когда это произошло? что будет потом?


-Прочитать текст.

Учащиеся читают текст.



-Первый текст является описанием, так как в нем говорится о признаках собаки, к тексту можно поставить вопрос: «Соболько какой?»


-Второй текст является повествованием, так как рассказывает о действиях лебедя. К тексту можно поставить вопрос: «Что произошло?»


-Третий текст — это рассуждение, так как в нем дается объяснение названия острова. К тексту можно задать вопрос: «Почему?»


Учащиеся списывают текст. Один ученик работает у доски.




-О лебеде.




-Кто?Что?. Лебед. Подчеркиваем одной чертой, выражено существительным.


-Лебедь, что сделал? Подплыл, сказуемое, подчеркиваем двумя чертами, выражено глаголом.


- Подплыл, (как?) красиво, это обстоятельство, подчеркиваем пунктирной линией сточкой.


-Подплыл (куда?) к берегу, это обстоятельство, подчеркиваем пунктирной линией и точкой.


-По цели высказывание предложение повествовательное, по интонации невосклицательное, простое, распространенное.





-В каждом из предложений речь идёт о ландыше.


-1е и 2е предложения можно встретить в научном тексте, а 3 предложение — в художественном.


-В. Брюсов использовал олицетворение «ландыш клонит», метафору «жемчуг слёз», эпитеты «круглых белых».






П1






































П1

П2




















П3


















П3




















П1





П2









Этап самоконтроля

-Кто готов, руку на локоток.


-У вас на столах, карточки, прочитайте задания, всё ли вам понятно?

-В конце урока сдайте свои карточки.


-Откройте дневники, запишите домашнее задание на следующий урок.


- Запишите домашнее задание. Дома вы выполните упражнение 11-е, на стр. 12йю

Индивидуальная




Выполняют задание на карточках.
















Л3




Р1



Р3





Р2


П1










П2





Этап рефлексии учебной деятельности

Подводим итог работы на уроке.


- Какая тема урока была?


- Какие типы текста бывают?


-Оцените свою работу на уроке, если у вас не возникало трудностей, поднимите зелёный карандаш, а если у вас возникли трудности и остались вопросы, поднимите красный карандаш.

Групповая




- Тема нашего урока: «Типы текста»


-Повествование, описание, рассуждение.


Оценивают свою деятельность на уроке.

Л3


















Карточка для одарённых детей на этапе актуализации опорных знаний



Ф.И. ____________________________________________________


1.Спишите каллиграфическим почерком и исправьте ошибки.

По билели паля и лиса. Хрупким льдом пакрылась рика, уснула, как вскаске.

_____________________________________________________________________________________________________________


___________________________________________________________________________________________________________


2. Заполните кроссворд.






1.











2.


















3.















4.












5.












































  1. Место развлечения в парке.

  2. Устройство для получения сигнала для приемников, телевизоров

  3. Зимний вид спорта

  4. Цирковая профессия.

  5. Твердое тело, имеющее симметричное строение.


1.Побелели поля и леса. Хрупким льдом покрылась река, уснула, как в сказке.



2.






А

Т

Т

Р

А

К

Ц

И

О

Н


А

Н

Т

Е

Н

Н

А













Х

О

К

К

Е

Й











Д

Р

Е

С

С

И

Р

О

В

Щ

И

К

К

Р

И

С

Т

А

Л

Л






















































Карточка для одарённых детей на этапе самоконтроля


1. Какие типы текста существуют?

1) _____________________________

2) _____________________________

3) _____________________________


2.Определи тип текста. Подчеркни правильный ответ.

Наступила весна. Солнце ярко светит на голубом небосклоне. Кругом тает снег. Звонко стучит капель. Всюду журчат весёлые ручейки. Появились подснежники.

Рассуждение       Повествование       Описание        Это не текст

3. Определи тип текста. Подчеркни правильный ответ.

По виду рысь на кошку похожа, только крупная. Она плоская с боков, в груди узкая, только лапы толстые, сильные. Мех густой с пятнами.

Рассуждение       Повествование       Описание        Это не текст

4. Определи тип текста. Подчеркни правильный ответ.

На полях белой скатертью лежит снег. А почему он не тает? Почему его ветром не сдувает? Зимой температура понижается, вот снег и не тает, накапливается. Поэтому и ветер не может его сдуть, так много снега лежит.

 Рассуждение       Повествование       Описание        Это не текст

5. Укажи фрагменты текстов-повествований

  • Карло вошёл в каморку, сел на единственный стул и, повертев и так и этак полено, начал ножом вырезать из него куклу.

  • Окраска опенка осеннего желтовато-серая. Она может быть и грязно-коричневой, а к середине шляпки — более темной. Ножка тонкая, плотная, у шляпки белая, к основанию серая, иногда коричневая.

  • Небольшая ночная птица, неслышно и низко мчавшаяся на своих мягких крыльях, почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону.

  • Василису назвали Премудрой, потому что она всё умела делать: испекла пышный и красивый каравай, соткала за ночь чудесный ковёр, одним взмахом руки превратила комнату в озеро с белыми лебедями. Словом, была мастерица на все руки. Поэтому и называют Василису Премудрой.