СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта  урока по русскому языку "Закрепление знаний о составе слова"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта  урока по русскому языку "Закрепление знаний о составе слова" 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта  урока по русскому языку "Закрепление знаний о составе слова"»

Должность: Учитель

Наименование профессионального стандарта: Педагог (педагогическая деятельность в сфере начального общего образования)


Технологическая карта урока

Ф.И.О. учителя: Костина Ирина Владимировна

Класс: 3

Программа: УМК «Школа России», « Русский язык» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Предмет: русский язык.

Тема урока: «Закрепление знаний о составе слова»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цель урока: Повторить и закрепить знания о составе слова.

Задачи урока:

Образовательные:

-овладение умением разбирать слова по составу.

Развивающие:

-развивать умение выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Воспитательные:

-формировать мотивацию к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности.


Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия


УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

знать понятия:

« приставка», « корень», «суффикс», «окончание», «основа».

уметь разбирать слова по составу, подбирать к ним однокоренные (родственные слова).

планирование в сотрудничестве с учителем, одноклассниками необходимых действий, действие по алгоритму.

установление причинно-следственных связей на основе анализа и обобщения, использование знаково-символических обозначений

-обоснование своей точки зрения, умение строить монологические высказывания;

- сотрудничество с учителем и одноклассниками, умением работать в паре, группе.

-умение оценивать собственную речь с точки зрения норм общения и свою деятельность на уроке.

Оборудование:

-учебник «Русский язык» В. П. Канакина, 1 часть, наглядный материал по теме «Части слова», раздаточный материал – листики дерева со словами для разбора, карточки с заданиями для работы в группах, карточки «Лесенка успеха»

-Компьютер, мультимедийный проектор, экран, ноутбук для групповой работы, электронный тест в программе My Test по теме:

«Закрепление знаний о составе слова»






Ход урока


Название этапа урока

Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные)

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

Диагностика достижения планируемых результатов урока

1

Организационный момент.2 мин

Организовать обучающихся, включение в деятельность на личностном уровне.

Фронтальная

Приветствует обучающихся, проверяет готовность рабочих мест. Создает психологический настрой, положительную эмоциональную направленность.

Устанавливает контакт с обучающимися через стихотворение:

(Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: «Доброе утро!» Доброе утро солнцу и птицам, Доброе утро улыбчивым лицам)

Предметные: проявлять эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

Регулятивные: организуют рабочее место, оперативно включаются в урок.

Коммуникативные: внимательно слушают, включаются во взаимодействие с учителем.

Личностные: Формирование уважительного отношения к учителю. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Воспринимают информацию.

Эмоционально настраиваются на урок.Рисуют Смайлик Настроения

2

Мотивация к деятельности по формулировке темы урока. Постановка проблемы и выход на тему. 5 мин

Определить и сформулировать тему урока обучающимися

Индивидуальная Фронтальная

Просит открыть тетради, записать число, классная работа.

На доске запись, нужно определите закономерность расположения букв, найти лишнюю (а, о, у, в, ы,е, э).

Пальчиковая гимнастика «Осенние листья» (Раз, два, три, четыре, пять Будем листья собирать (ритмично сжимаем и разжимаем кулачки) Листья берёзы, листья рябины, листики тополя, листья осины, листики дуба мы принесём (загибают пальчики руки) Даёт установку написать букву «в» в соединении с буквой «е», дать характеристику буквы «в».Расшифровка слов: «ставприка», «скиффус», «ренько», «очанконие»,«новасо».

Предметные: Осознать значимость полученных знаний.

Регулятивные: умение удерживать внимание при восприятии информации, предположить и сформулировать тему урока

Познавательные: умение осмыслить учебный материал, выделить главные, существенные признаки, установить связи в учебном материале, помогающие предположить тему урока.

Коммуникативные:

строить речевое высказывание, вносить свои предложения, уточнения.

Личностные: самоопределение, адекватная мотивация.

Комметированная запись числа, каллиграфическое написание буквы в Строят монологическое высказывание, участвуют в диалоге.

Формулируют тему и цель урока методом «Мозгового штурма»


3

Формулировка целей и задач урока

5 мин.

Сотрудничать с обучающимися в формулировке цели и задач урока.

Фронтальная

- А кто может подобрать синонимы к слову "закрепление"?

-Теперь сформулируйте тему урока.

- Без чего не может обойтись тема урока? - Попробуйте сформулировать цель урока. Биоадекватная технология

Закройте глаза , прослушайте мелодию. Определите, какое время года в ней звучит? (Мелодия «Цвета осени) Какое время года вы услышали и представили?

Какие цвета присутствуют в этом времени года?

Вот и осень пришла, Как бы мы не хотели Это лето продлить, Отодвинув метели. Но не стоит грустить, Осень тоже прекрасна, Без неё скучно жить, Это каждому ясно!

Предметные: развивать умение работать самостоятельно

Регулятивные:

анализировать область своих знаний, определять границы своих знаний и незнаний, умение производить целеполагание, т.е. постановку учебной задачи, соотносить ее с конечным результатом (что известно, что надо изучить).

Познавательные: формировать логические действия по определению познавательной цели.

Коммуникативные: умение участвовать в коллективной постановке задач урока, вступать в диалог.

Личностные: Развитие навыков самоцелеполагания, связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Выдвигают предположения, высказывают свои суждения.

Формулируют цели и задачи урока

Закрывают глаза, представляют время года, звучащее в мелодии.

4

Планирование деятельности по достижению учебных задач.

7 мин.

Составить план и последовательность действий

Фронтальная

-Сегодня нас будет необычный урок, к нам в гости пришла красавица «Осень» (картинка). она говорит нам.

-Так же, как и у кустов, Корень есть у разных слов. Будь внимателен к словам, Отыщи в них корень сам. Гриб, грибочек, грибник, грибной. Лист, лиса, лисенок. Горный, горка, городок. Водяной, вода, водить Найти родственные слова и выделить в них корень и записать их в тетрадь

Иногда очень трудно определить родственное слово или нет. Осень нам предлагает интересное задание. Подойдите к необычному дереву, под ним написаны слова (На доске рисунок двух деревьев с ветками. Под деревьями написаны слова: «вода», « водить»).

Можно ли назвать эти слова однокоренными и родственными?

-Красота осенней природы всегда была источником вдохновения для поэтов и художников. И, конечно же, невозможно представить себе осень без листопада.

Дыхательная гимнастика

На ладонях у детей осенний лист. Нужно подуть на листик так, чтобы он сымитировал листопад, кружась и порхая.

Осень засыпала нас листьями со словами, нам надо развесить эти листья на деревья, но так, чтобы они были родственными.

Слова: заводить, провод, водолаз, заводной, водопад, водокачка, водяной, водитель,водоём, перевод, подводник, переводчик, половодье, проводник, водоросль

Предметные: осознавать учебную задачу, решать её под руководством учителя и самостоятельно

Регулятивные: умение определять последовательность действий для достижения результата.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний, структурировать, систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках.

Коммуникативные: умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностные: формирование навыков сотрудничества с учителем и сверстниками.


Участвуют в обсуждении способа выхода из затруднённой ситуации.

Находят родственные слова, выделяют в них корень.

Самооценивание

Прием

"Лесенка успеха" , 1 ступень

5

Интерактивная музыкальная физминутка

2 мин

Привить равила здоровьесберегающего поведения.

Коллективная

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Показывает действия.

По тропинке леший шел,

На поляне гриб нашел.

Раз грибок, два грибок,

Вот и полный кузовок.

Леший охает: устал. От того, что приседал.

Леший сладко потянулся,

А потом назад прогнулся,

А потом вперед прогнулся

И до пола дотянулся.

И налево, и направо

Повернулся. Вот и славно!

Леший выполнил разминку

И уселся на тропинку.

Регулятивные УУД:

осуществляют пошаговый контроль своих действий,

ориентируясь на показ

движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки

Личностные: соблюдение правил

здоровьесберегающего поведения.


Выполняют физминутку

Проводят физическую разгрузку в ходе работы

6

Актуализация опорных знаний.

6 мин.

Повторить изученный материал и выявить пробелы в знаниях по теме урока

Фронтальная индивидуальная

Осенью в лесу становится тише, перелётные птицы улетели в тёплые страны. Осень нам предлагает посмотреть запись на доске (В, стройный, белый, лесу, берёзка, росла.

Птицы , рябину, клевали, ягода. ).

- Всё ли понятно, что написано?

-А почему?

Поменяйте, там, где нужно, в словах окончания, составьте предложения, запишите их и выделите окончания.

-Как называется часть слова без окончания?

Подчеркните грамматическую основу предложения, дайте характеристику каждому предложению по вариантам.

-Ещё при помощи какой части образуются новые слова?

-Что называется суффиксом?

-Какое значение вносят суффиксы в слова?

Работа по учебнику.

Предметные работают с деформированными предложениями

Регулятивные: умение оценить качество и уровень усвоения предыдущих знаний; определять последующие действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: осмысление способов и условий действий.

Коммуникативные: умение воспринимать и понимать информацию, вступать в учебный диалог

Личностные:

формирование навыков сотрудничества с учителем и одноклассниками.

Выполняют задания, повторяют, запоминают необходимую информацию и способы деятельности с ней.

Восстанавливают правильную последовательность слов в предложениях

Прием " Лесенка успеха" , 2 ступень

7

Практическая деятельность обучающихся (исследовательского, творческого характера).

7 мин.

Организовать условия, инициирующие детские действия

Групповая.

Красавица Осень нам говорит, что в дружном, творческом коллективе дела спорятся. Сейчас я предлагаю вам поработать в группах. (раздаются карточки с заданиями).

Задание для 1 группы:

Разобрать слова по составу

Поездка, морозы, записка, подберёзовик, лесники.

Задание для 2 группы:

Соотнеси слова и схемы слов:

Дорога ¬ ͡ ˄□

Дочка ͡ □

Заморозки ˄□

Задание для 3 группы:

Работа с ноутбуком - Электронный тест в программе My Test по теме «Обобщение знаний о составе слова»

Предметные: анализируют изученные объекты с выделением их существенных и несущественных признаков.

Регулятивные: принимать и сохранять задачи учебной деятельности, соотносить их с конечным результатом; осуществлять поиск необходимой информации, проводить исследование, осуществлять творческий подход к решению проблемы, работать по плану, инструкции, алгоритму; находить рациональные способы деятельности, планировать этапы работы, распределять задания в группе, осознавать ответственность за результаты совместного труда.

Познавательные: умение устанавливать взаимосвязи между явлениям; осуществлять перенос и действовать по аналогии, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, структурировать и моделировать информацию. Коммуникативные: осуществлять сотрудничество, взаимопомощь в группе, воспринимать разные точки зрения, строить монологическое высказывание.

Личностные: умение аргументировать свой выбор; доказывать свою точку зрения.

Контактируют друг с другом на уровне учебного сотрудничества, согласования действий с партнёром.

Выполняют задания для групповой работы. Самооценивание

Прием " Лесенка успеха" , 3 ступень

8

Представление образовательного продукта.

5 мин.

Сформировать целостное представленияе об изучаемом объекте.

Фронтальная

Объясните свой ответ.

Предметные: уметь аргументировать правильность разбора слова по составу, знать алгоритм разбора слова по составу.

Регулятивные:

умение оперировать понятиями, предлагать рациональные способы решения проблем и выполнения заданий, анализировать свои достижения и достижения одноклассников.

Познавательные: строить цепочку рассуждений, обосновывать свои наблюдения, делать выводы, представлять информацию, используя разные приемы ее структурирования.

Коммуникативные: воспринимать информацию, строить монологическое высказывание, видеть и излагать жизненно-практическое значение решаемой задачи, давать свою оценку.

Личностные: уметь организовывать, планировать работу в группе

Представление результатов своего труда перед классом.

Другие обучающиеся внимательно слушают, затем вступают в учебный диалог, дополняют,развивают услышанную информацию, вносят коррективы, ведут дискуссию.

Презентация готового продукта.

Взаимооценивание групп



9

Формирование рефлексивных умений.

2 мин.

Осознание учащимися своей деятельности, самооценка результатов деятельности своей, группы и всего класса

Фронтальная

-Посмотрите на листы самооценивания, на какой ступеньке оказался каждый из вас, что у вас получилось хорошо, какие трудности у вас возникли, какую вы себе поставите отметку и почему?

Заключительное слово учителя

Я рада, ребята, что вы сегодня работали дружно, показали свои знания о составе слова,

Мы вместе с «Осенью» говорим вам, что вы Молодцы! А солнышко весело вам улыбается.


Предметные:

уметь адекватно оценивать свои знания.

Регулятивные:

объективно оценивать результаты своей деятельности, вносить необходимые дополнения и коррективы в выполненное задание в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта.

Познавательные:

проводить рефлексию способов и условий действий.

Коммуникативные:

точно выражать свои мысли, осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностные:

формирование навыков сотрудничества с учителем и сверстниками.

Ребята обсуждают результаты выполненной работы, анализируют свою работу на уроке, опираясь на листы Лестницы успеха.

Наблюдение.

Самооценка " Лесенка успеха», посчитайте сумму баллов на лесенке и оцените себя с помощью представленных критериев в таблице.


"Барометр настроения"


Взаимооценивание в группе


10

Итог урока.

1 мин.



Оценить достижения

и результаты своей деятельности и всего класса.

Фронтальная

Давайте подведём итог урока

-Какую цель и задачи мы ставили в начале урока?

-Выполнили ли мы их?

Предметные: пределять степень решения поставленной цели и задач.

Регулятивные: Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне

адекватной оценки. Познавательные: Рефлексия способов и условий действия, оценка процесса и результатов

деятельности

Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной

деятельности.

Участвуют в подведении итогов

урока.


Наблюдение

11

Домашнее задание

2 мин.



Предоставить право выбора домашнег









Коллективная

Предлагает домашнее задание с учетом уровня сложности, индивидуальных








способностей и интересов обучающихся

Задание на выбор:

1.Составить Кластер по теме урока

2. Работа по карточкам

3.Работа по учебнику

Предметные: осмысливать и самоопределяться в условиях выбора

Регулятивные:








умение осознанно делать выбор с учетом своих возможностей, планировать этапы решения задачи.

Познавательные:

умение осмыслить предложенную информацию, выделить в ней существенное, главное, определить способы выполнения задания.

Коммуникативные:

умение слушать, понимать информацию, уточнять услышанное, объяснять свой выбор из предложенных альтернатив.

Личностные:

формирование навыков сотрудничества с учителем

Оценивают глубину своих знаний








при выборе заданий.

Выбирают домашнее задание на выбор




Самоанализ урока.

Ф.И.О. учителя: Костина Ирина Владимировна.

Программа: УМК «Школа России», « Русский язык» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Предмет: русский язык.

Класс: 3

Тема урока: «Закрепление знаний о составе слова»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цель урока: Повторить и закрепить знания о составе слова.

Задачи урока:

Образовательные:

-овладение умением разбирать слова по составу.

Развивающие:

-развивать умение выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Воспитательные:

-формировать мотивацию к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности.

В результате проведенного урока я предполагала получить следующие образовательные результаты:

Предметные знания, предметные действия


УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

знать понятия:

«приставка», «корень», «суффикс», «окончание», «основа», уметь разбирать слова по составу, подбирать к ним однокоренные (родственные слова).

планирование в сотрудничестве с учителем, одноклассниками необходимых действий, действие по алгоритму.

установление причинно-следственных связей на основе анализа и обобщения, использование знаково-символических обозначений

-обоснование своей точки зрения, умение строить монологические высказывания;

- сотрудничество с учителем и одноклассниками, умением работать в паре, группе.

-умение оценивать собственную речь с точки зрения норм общения и свою деятельность на уроке.

При проведении урока я использовала современные образовательные технологии в соответствии с требованиями ФГОС:

-уровневой дифференциации;

-личностно-ориентированная;

- здоровьесберегающая;

-биоадекватная ;

- информационно-коммуникативная.

Использовала их на следующих этапах урока:

- формулировка целей и задач урока;

- практическая деятельность обучающихся;

-домашнее задание.

Чтобы добиться цели урока, я подобрала вопросы, задания, соответствующие возрастным особенностям детей.

Материал урока оказался доступным, интересным, опирался на ранее полученные детьми знания, умения и навыки.

В ходе урока была организована индивидуальная, фронтальная, групповая и коллективная работа учащихся.

Наиболее эффективной оказался групповой вид работы, потому, что предполагал разные виды работы – карточки, работа с ноутбуком (электронный тест в программе My Test).

Соотношение деятельности: учитель-ученик соответствует реализации личностно- ориентированного подхода в обучении: (применение диалоговых форм общения, создание проблемных ситуаций, осуществление обратной связи, объем и характер самостоятельной работы).

На уроке мною использовались следующие средства обучения: (наглядный материал, различные источники информации и др.).

Темп урока – быстрый, исходя из возможностей класса.

Распределение времени было рациональное. Мне удалось уложиться по времени.

Мне было легко проводить урок, учащиеся активно включались в работу. Удачно осуществлялся контроль над качеством усвоения знаний и умений.

Результаты урока совпадают с целью урока. Я полагаю, что все дети на уроке справились с предложенными им заданиями, что подтверждают результаты самоконтроля и самооценки учащихся.

Домашнее задание имеет оптимальный объем, предоставление права выбора, доступность, поэтому не вызовет затруднения у учащихся.

В целом урок считаю удачным.



Дата составления самоанализа урока: 03.10. 2024 г.