Мотивация | Цель – создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность, мотивировать учащихся на изучение темы «Разделитель-ный мягкий знак». | 1. Создание эмоционального настроя. 2.Словарная работа 3.Проверка домашнего задания | Громко прозвенел звонок, Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты, Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем! - Я вам желаю удачи. – Выпишите из словаря в конце учебника четыре таких слова, чтобы в них было не менее двух мягких согласных звуков, а их мягкость на письме была обозначена буквами гласных. Обозначьте звуки соответствующими точками. – Разделите эти слова на слоги. - Какие же буквы помогают обозначить мягкость согласного звука? - А сейчас проверим домашнее задание и вспомним, что ещё умеют эти буквы? – Подчеркните в словах из домашнего задания буквы, на месте которых слышится звук [й']. – Что же вы заметили? – Подчеркните слова, в которых есть ь. – Как он называется? -Вот видите, как много мы уже знаем, но нам предстоит ещё многое открыть. Готовы ли вы к новым открытиям? | Поприветствовать учителя и друг друга. Рисуют своё настроение на рабочих листах. (солнышко, тучка, радуга) Дети выписывают слова и делят их на слоги (работают в паре): деревня, земляника, месяц, пятница... Буквы е, ё, и, ю, я. В словах яблоня, чайник, пью, шалунья, май подчёркивают буквы. Буквы е, ё, и, ю, я, если стоят в начале слова или после ь обозначают два звука. пью, шалунья Дети высказывают предположения. Да! | Личностные: Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Познавательные: Обобщать и классифицировать по признакам. Коммуникативные УУД Умение работать в паре. |
Введение в тему урока. Постановка учебной задачи. | Цель – создание условий для определения темы, формулирования цели и учебных задач урока | Наблюдение над словами с ь и без ь в упр. 196. Наблюдение проводится без опоры на учебник, пары слов вынесены на слайд 2. | – Прочитайте пары слов: полю – полью, Коля – колья, солю – солью, лёд -льёт. – Чем они похожи и в чём отличие? –Сформулируйте проблемный вопрос. – Составим план урока. 1. Воспринимать на слух слова с разделительным ь. 2. Определять в слове место написания разделительного ь и обосновывать своё мнение. – Что мы сейчас делали? | Дети читают слова. Похожи написанием и произношением, отличаются одной буквой и значением. Зачем нужен ь и в каких случаях он пишется? Учитель составляет план вместе с детьми. Планировали свою деятельность. | Регулятивные УУД 1.Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). Личностные: Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
Открытие нового (знания, способа действия) | Цель – познакомить учащихся с правилом написания разделительного ь. | 1. Звуко-буквенный анализ слов. упр. 196. 2. Наблюдение над написанием ь в словах 3. Работа с диалогом Ани и Вани на стр. 130-131 учебника. | - Произведите звуко-буквенный разбор первой пары слов: полю [пал'у] – 4 б., 4 зв., полью [пал'й'у] – 5 б., 5 зв. –Сравните написание и произношение. Выполните эту же работу с другими словами. – Сделаем вывод: для чего нужен ь в словах, на что он указывает? – А за какими буквами «прячется» этот звук? -Кто нам поможет узнать, как называется в таких случаях ь? - Понаблюдайте, между какими буквами пишется ь? Ваши версии? – Предположите, почему ь в этом случае называется разделительным? – Сделаем общий вывод: для чего нужен раздельный ь и в каких случаях он пишется? – Сравните свои выводы и выводы Вани и Ани. – Что нового из него вы узнали? –Приведите пример с этой буквой. – Давайте проверим: о каком звуке предупреждает разделительный ь? – Произнесите без этого звука. Что получится? - Приведите свои примеры. – Какая здесь орфограмма? - Как её подчёркиваем? – В каких буквах «спрятан» звук [й']? - Как их подчёркиваем? | Один ученик работает у доски. - Он нужен, чтобы показать, что за согласным произносится звук [й']. -За буквами гласных я, ю, е, ё. - Знаток русского языка профессор Самоваров. Дети читают сообщение Самоварова в учебнике на стр. 130. Подчёркивают буквы перед ь и после него в записанных словах, затем делают вывод: разделительный ь пишется после букв согласных перед буквами гласных ю, ё, я. - Разделяет буквы гласных и буквы согласных и указывает, что перед гласным есть звук [й']. Разделительный мягкий знак пишется после согласных перед гласными ю. ё, я, е и помогает буквам ю. ё, я, е обозначить звук [й']. Читают диалог. Разделительный ь пишется ещё перед буквой и. -О звуке [й']. Теряется смысл: ручи. Воробьи, соловьи... -Разделительный мягкий знак. - Одной чертой. -В буквах е, ё, ю, я, и. - Двумя чертами. | Познавательные: 1. Обобщать и классифицировать по признакам. 2. Выявлять сущность, особенности объектов. 3. На основе анализа объектов делать выводы. |
Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным | Цель – создать условия для освоения способа действия с полученными знаниями о правописании имён собственных в практической деятельности. | 1. Работа по учебнику. Совместная выработка алгоритма по применению правила в беседе. Упр. 198 (с комментированием) – развивается умение определять на слух звук [й'] в словах и определять его место. 2. Работа на доске Начало формирования алгоритма самооценки. | – Какие условия для написания разделительного ь мы открыли? – Что нужно сделать вначале, прежде чем писать? – Прочитайте алгоритм, который я приготовила для вас на листочках. - А сейчас выполним упражнение 198. – Замените предложение одним словом. Запишите его. Животное, наиболее близкое к человеку по строению тела. Фрукты или ягоды, сваренные в сахарном сиропе. Кондитерское изделие из печёного теста. – Обозначьте орфограмму. - Как она называется? – Как подчёркивается ь? -Что подчеркнём двумя чертами? – Устно составьте предложение с любым словом. Вопросы к ученику, выполнявшему работу: – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Сейчас мы вместе с Вадимом учились оценивать свою работу. – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? | -Наличие звука [й'] после согласного и положение между буквами согласных и гласных е, ё, ю, я, и. - Послушать. Дети самостоятельно читают алгоритм. Ученики по алгоритму проговаривают слова, выделяя звуки и объясняя буквы, которые записывают. Один ученик работает на доске. Обезьяна. Варенье. Печенье. Разделительный ь. - Одной чертой. Буквы е, я. -Учились оценивать свою работу. -Умение работать с информацией. | Познавательные: 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Выявлять сущность, особенности объектов. 3. На основе анализа объектов делать выводы. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные УУД Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. |
Итоговая рефлексия учебной деятельности | Цель - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности | Самостоятельная работа Даны предложения на слайде 3. Друзья познаются в беде. Меньше говори, да больше делай. Капельки росы блестят на траве. Ученье -путь к уменью. Около пенька сидит лиса. | - Прочитайте предложения. Выпишите те предложения, где в словах пишется ь разделительный. – Докажите, что в выбранном вами варианте ь разделительный. – Какова функция ь в трёх остальных случаях? | Дети самостоятельно работают по карточкам и проверяют по слайду 4. - Стоит после согласного перед буквами я, е, ю и помогает им обозначить звук [ й]. - Обозначает мягкость согласных. | Регулятивные УУД Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные: На основе анализа объектов делать выводы. |