Формировать знания об особенностях строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов, об их приспособленности к среде обитания; об их значении в природе и жизни человека.
Продолжить формирование общеучебных умений (работа с учебником, тетрадью, словарём) и специальных биологических умений и навыков (наблюдать, исследовать живые объекты)
Развивать познавательный интерес; умение анализировать информацию, полученную в ходе урока, выделять главное в изучаемом материале; умение сравнивать и классифицировать живые организмы; умение обобщать и делать выводы; умение работать в паре и группе.
Формировать интерес к предмету, к живым организмам.
Привлечь внимание учащихся к проблемам охраны природы. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде. Помочь ощутить красоту и гармонию в природе.
В целях профилактики утомления учащихся на уроке использовать разнообразные виды деятельности, следить за их осанкой.
Этапы занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. Приветствие. Организационный момент. | Приветствие учащихся. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте им покажем, как мы умеем работать. | Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. | Коммуникативные УУД. Формирование умения взаимодействовать со сверстниками |
2. Актуализация знаний. | Индивидуальное задание (Приложение 1) 1) Ответь на вопросы, решив головоломку. А. Из чего состоит тело гриба? Б. Как называют тело водорослей? В. Как называется взаимовыгодное сожительство двух организмов? 2) В коробке перепутались грибы. Распредели их на две группы, какой признак возьмешь в основу деления? Как избежать отравления грибами? Что делать, если отравился? 3) Ребята, давайте вспомним, – Какие царства живой природы мы с вами знаем? (Слайд 1) По каким характерным чертам мы их отличим? 4) А почему когда мы собираем грибы, то часто их ищем под деревьями? 5) Давайте ещё раз проговорим ключевые слова (во время ответов вывешиваются на доску): Автотрофы, гетеротрофы, грибница, слоевище, симбиоз. | 1) Отгадывают головоломку и отвечают на вопросы. А.ждлваоигрибницахшкуиамицелийэж Б. ждподвлрешслоевищеждлзхнещшг В. цжщегфукшсимбиозещргаитм 2) съедобные и ядовитые. Не собирать незнакомые, старые грибы и возле дорог. Промыть желудок и вызвать врача. 3) Называют царства: Вирусы – не имеют клетки; Бактерии – одноклеточные, безъядерные (прокариоты); Растения – зелёные, есть хлорофилл, выполняют фотосинтез, по способу питания автотрофы; Животные – активно передвигаются, чтобы добывать пищу, по способу питания гетеротрофы; Грибы – их тело грибница из тонких длинных нитей гифов. 4) Корни дерева и грибница образуют симбиоз – грибокорень, взаимовыгодное сожительство. | Познавательные УУД Формирование умения применять полученные знания. Личностные УУД Применение биологических знаний в повседневной жизни. |
3. Постановка проблемы и составление плана решения проблемы. | Сегодня мы познакомимся ещё с одной удивительной группой организмов. Их называют сфинксами, пионерами, манной небесной. Могут жить на камнях и скалах, зданиях и стекле. Это лишайники. Чтобы их изучить, на какие вопросы нам нужно ответить? | - Каково строение лишайников? Как они питаются, размножаются? - Какие группы и формы лишайников бывают? - Какую роль играют в природе и жизни человека? | Познавательные УУД. Высказывают предположение на поставленный вопрос. Проявляют познавательную инициативу. Регулятивные УУД Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока). |
4. Поиск решения проблемы. Работа в малых группах. | Учитель поясняет задачу каждой группе Первая группа будет изучать внешнее строение лишайников, какие формы лишайников существуют. Вторая группа рассмотрит внутреннее строение лишайников. Третья группа выяснит, как питаются и размножаются лишайники. Четвертая группа познакомится с распространением лишайников. Пятая группа будет искать информацию о значении лишайников в природе. Шестая группа Узнает как применяет лишайники человек. Если задания понятны, можно приступать к работе. | Группы по 4 человека, обсуждают правила работы, выбирают старшего группы. Получают рабочие листы и начинают работать с учебником и тетрадью. (Тексты см. в приложении) | Познавательные УУД Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации. Наблюдать, анализировать и делать выводы по результатам наблюдений. Коммуникативные УУД. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять цели, распределять роли). Регулятивные УУД Работать по инструкции, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Составлять (в группе) план решения проблемы. |
5. Физкульт-минутка. | Раз — мы встали, распрямились. Два — согнулись, наклонились. Три — руками три хлопка. А четыре — на бока. Пять — руками помахать. Шесть — на место сесть опять. | Выполняют упражнения | Регулятивные УУД формирование правильной осанки |
6. Обсуждение результатов. | Выслушаем представителей каждой группы (что делали, результаты, выводы) Выступления сопровождаются слайдами и дополнениями учителя. | Отчет групп: что делали, что открыли, узнали. Учащиеся отвечают на вопросы, делают сообщения, демонстрируют схемы и рисунки. Зачитывают выводы. Остальные слушают и заполняют задания в тетради. | Коммуникативные УУД. Составлять тезисы выступления. Выступать перед аудиторией, доказывать свою точку зрения. Познавательные УУД Сравнивать, обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия, преобразовывать информацию из одного вида в другой (составлять схему). Регулятивные УУД Умение слушать учителя и одноклассников, задавать и отвечать на вопросы. |
7. Закрепление | На листочке для самопроверки обведите номера правильных суждений. Правильные ответы: 1, 2, 7, 8, 10, 14 За правильно отмеченные верные и неверные суждения поставить 1 балл. 12-14 – отлично усвоен материал. 8 -11 – хорошо усвоен материал. 7 и меньше – материал усвоен недостаточно, требуется повторное изучение. | Выбирают правильные суждения. Проводят самооценку. | Познавательные УУД. Формирование умения анализировать, сравнивать, обобщать факты, выявлять причины и следствия простых явлений. Регулятивные УУД. формировать умение адекватно оценивать свои знания и умения. формировать умение определять степень успешности своей работы |
8. Домашнее задание | § № 15 | Записывают задание в дневник. | Коммуникативные УУД. Осуществляют взаимный контроль записей домашнего задания в дневнике. |
9. Рефексия | Ребята, наше занятие подходит к концу, я благодарю вас за работу. Оцените свою работу и работу товарищей на занятии. Нарисуйте в тетради смайлик. Спасибо за внимание! | Отвечают на вопросы. Высказывают свои мысли. | Регулятивные УУД В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. |