СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по теме "Лишайники"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме "Лишайники"»

Пояснительная записка.

Урок биологии в 5 классе «Лишайники» по теме 2. «Многообразие живых организмов» разработан в соответствии с базисным учебным планом на основе учебно-методического комплекта издательства «Вентана-Граф», поддерживающего ФГОС ООО. Учебник Биология. 5 кл. И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова – М.: «Вентана-Граф». 2013. Рабочая тетрадь. Биология. 5кл. О.А. Корнилова, И.В. Николаев, Л.В. Симонова – М.: Вентана-Граф, 2014

Тип урока: открытие новых знаний

Урок по теме « Лишайники».

Цель: сформировать представление о лишайниках, как особой группе живых организмов.

Задачи:

  1. Образовательные

Формировать знания об особенностях строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов, об их приспособленности к среде обитания; об их значении в природе и жизни человека.

Продолжить формирование общеучебных умений (работа с учебником, тетрадью, словарём) и специальных биологических умений и навыков (наблюдать, исследовать живые объекты)

  1. Развивающие

Развивать познавательный интерес; умение анализировать информацию, полученную в ходе урока, выделять главное в изучаемом материале; умение сравнивать и классифицировать живые организмы; умение обобщать и делать выводы; умение работать в паре и группе.

  1. Воспитательные

Формировать интерес к предмету, к живым организмам.

Привлечь внимание учащихся к проблемам охраны природы. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде. Помочь ощутить красоту и гармонию в природе.

В целях профилактики утомления учащихся на уроке использовать разнообразные виды деятельности, следить за их осанкой.

Формируемые УУД.

  1. Метапредметные

Регулятивные УУД:

  • сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, выдвигать версии решения проблемы; определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), планировать пути её достижения;

  • сформировать умение оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников на уроке.

Познавательные УУД:

  • сформировать умение ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию;

  • сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий);

  • сформировать умение строить логические рассуждения, включающее установление причинно-следственных связей;

  • сформировать умение составлять схемы-опоры, работать с таблицей;

  • сформировать умение анализировать и оценивать результат.

Коммуникативные УУД:

  • сформировать умение излагать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

  • сформировать умение слушать и понимать речь других людей, задавать вопросы, необходимые для организации своей деятельности, сотрудничества с партнёром, учителем;

  • сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом).

  1. Предметные:

  • сформировать умение рассказывать о строении и жизнедеятельности лишайников; об их значении в природе и в практической деятельности человека;

  • сформировать умение находить взаимосвязь между строением и функциями организма;

  • сформировать умение понимать смысл биологических терминов: лишайник, спора, таллом, автотрофы и гетеротрофы, симбиоз.

  1. Личностные:

  • воспитывать экологическое сознание;

  • помочь ощутить красоту и гармонию в природе;

  • сформировать умение признавать высокую ценность жизни во всех её проявлениях;

  • сформировать ответственное отношение к учению, к своему здоровью и к здоровью окружающих;

  • сформировать умение адекватно понимать причину успеха / неуспеха в учебной деятельности.




Оборудование

  • Презентация к уроку: «Лишайники»

  • Гербарий лишайников

  • Комплект мультимедийного оборудования: компьютер, проектор, экран

  • Раздаточный материал к уроку

Литература для учителя и учащихся:

  • Учебник Биология. 5 кл. И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова – М.: «Вентана-Граф». 2013

  • Методическое пособие. Биология. 5 кл. И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова – М.: «Вентана-Граф». 2013

  • Рабочая тетрадь. Биология. 5кл. О.А. Корнилова, И.В. Николаев, Л.В. Симонова – М.: Вентана-Граф, 2014

  • Контрольно-измерительные материалы. Биология . 5 класс. /Сост. Н.А.Богданов. – М.: ВАКО, 2013

  • Википедия. Свободная энциклопедия. // http://ru.wikipedia.org.






Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Приветствие. Организационный момент.


Приветствие учащихся.

Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте им покажем, как мы умеем работать.

Приветствуют учителя.

Настраиваются на работу.


Коммуникативные УУД.

Формирование умения взаимодействовать со сверстниками


2. Актуализация знаний.



Индивидуальное задание (Приложение 1)

1) Ответь на вопросы, решив головоломку.

А. Из чего состоит тело гриба?

Б. Как называют тело водорослей?

В. Как называется взаимовыгодное сожительство двух организмов?

2) В коробке перепутались грибы. Распредели их на две группы, какой признак возьмешь в основу деления? Как избежать отравления грибами? Что делать, если отравился?

3) Ребята, давайте вспомним, – Какие царства живой природы мы с вами знаем? (Слайд 1) По каким характерным чертам мы их отличим?

4) А почему когда мы собираем грибы, то часто их ищем под деревьями?

5) Давайте ещё раз проговорим ключевые слова (во время ответов вывешиваются на доску): Автотрофы, гетеротрофы, грибница, слоевище, симбиоз.

1) Отгадывают головоломку и отвечают на вопросы.

А.ждлваоигрибницахшкуиамицелийэж

Б. ждподвлрешслоевищеждлзхнещшг

В. цжщегфукшсимбиозещргаитм

2) съедобные и ядовитые. Не собирать незнакомые, старые грибы и возле дорог. Промыть желудок и вызвать врача.

3) Называют царства:

Вирусы – не имеют клетки;

Бактерии – одноклеточные, безъядерные (прокариоты);

Растения – зелёные, есть хлорофилл, выполняют фотосинтез, по способу питания автотрофы;

Животные – активно передвигаются, чтобы добывать пищу, по способу питания гетеротрофы;

Грибы – их тело грибница из тонких длинных нитей гифов.

4) Корни дерева и грибница образуют симбиоз – грибокорень, взаимовыгодное сожительство.

Познавательные УУД

Формирование умения применять полученные знания.

Личностные УУД

Применение биологических знаний в повседневной жизни.


3. Постановка проблемы и составление плана решения проблемы.

Сегодня мы познакомимся ещё с одной удивительной группой организмов. Их называют сфинксами, пионерами, манной небесной. Могут жить на камнях и скалах, зданиях и стекле. Это лишайники.

Чтобы их изучить, на какие вопросы нам нужно ответить?


- Каково строение лишайников? Как они питаются, размножаются?

- Какие группы и формы лишайников бывают?

- Какую роль играют в природе и жизни человека?

Познавательные УУД.

Высказывают предположение на поставленный вопрос.

Проявляют познавательную инициативу.

Регулятивные УУД

Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

4. Поиск решения проблемы. Работа в малых группах.


Учитель поясняет задачу каждой группе

Первая группа будет изучать внешнее строение лишайников, какие формы лишайников существуют.

Вторая группа рассмотрит внутреннее строение лишайников.

Третья группа выяснит, как питаются и размножаются лишайники.

Четвертая группа познакомится с распространением лишайников.

Пятая группа будет искать информацию о значении лишайников в природе.

Шестая группа Узнает как применяет лишайники человек.

Если задания понятны, можно приступать к работе.


Группы по 4 человека, обсуждают правила работы, выбирают старшего группы.

Получают рабочие листы и начинают работать с учебником и тетрадью.

(Тексты см. в приложении)

Познавательные УУД

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации.

Наблюдать, анализировать и делать выводы по результатам наблюдений.

Коммуникативные УУД.

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять цели, распределять роли).

Регулятивные УУД

Работать по инструкции, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Составлять (в группе) план решения проблемы.

5. Физкульт-минутка.

Раз — мы встали, распрямились. Два — согнулись, наклонились. Три — руками три хлопка. А четыре — на бока. Пять — руками помахать. Шесть — на место сесть опять.

Выполняют упражнения

Регулятивные УУД

формирование правильной осанки

6. Обсуждение результатов.


Выслушаем представителей каждой группы (что делали, результаты, выводы)


Выступления сопровождаются слайдами и дополнениями учителя.


Отчет групп: что делали, что открыли, узнали. Учащиеся отвечают на вопросы, делают сообщения, демонстрируют схемы и рисунки.

Зачитывают выводы.

Остальные слушают и заполняют задания в тетради.



Коммуникативные УУД.

Составлять тезисы выступления.

Выступать перед аудиторией, доказывать свою точку зрения.

Познавательные УУД

Сравнивать, обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия, преобразовывать информацию из одного вида в другой (составлять схему).

Регулятивные УУД

Умение слушать учителя и одноклассников, задавать и отвечать на вопросы.

7. Закрепление


На листочке для самопроверки обведите номера правильных суждений.

Правильные ответы: 1, 2, 7, 8, 10, 14

За правильно отмеченные верные и неверные суждения поставить 1 балл.

12-14 – отлично усвоен материал.

8 -11 – хорошо усвоен материал.

7 и меньше – материал усвоен недостаточно, требуется повторное изучение.

Выбирают правильные суждения.

Проводят самооценку.

Познавательные УУД.

Формирование умения анализировать, сравнивать, обобщать факты, выявлять причины и следствия простых явлений.

Регулятивные УУД.

формировать умение адекватно оценивать свои знания и умения.

формировать умение определять степень успешности своей работы

8. Домашнее задание

§ № 15


Записывают задание в дневник.

Коммуникативные УУД.

Осуществляют взаимный контроль записей домашнего задания в дневнике.

9. Рефексия



Ребята, наше занятие подходит к концу, я благодарю вас за работу.

Оцените свою работу и работу товарищей на занятии. Нарисуйте в тетради смайлик.

Спасибо за внимание!

Отвечают на вопросы. Высказывают свои мысли.




Регулятивные УУД

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!