СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по теме Системы счисления

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка предназначена для учащихся 8 класса по предмету: Информатика, по УМК Босовой Л.Л., Босовой А.Ю.  8 класс. ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме Системы счисления»

Составитель Ботяновская Н.В., учитель информатики.

Данная методическая разработка предназначена для учащихся 8 класса по предмету: Информатика, по УМК Босовой Л.Л., Босовой А.Ю. 8 класс. ФГОС.

Тема урока. Общие сведения о системах счисления.

Цель урока: обобщить, углубить и расширить знания методов, приёмов и подходов к решению заданий систем счисления; формирование интеллектуальных умений и навыков самостоятельной и коллективной деятельности, определённых новыми государственными стандартами

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний

Планируемые образовательные результаты:

Личностные:

  • установление связей между целями и мотивами решения заданий на систему счисления

  • оценивание личностной ценности изучаемых методов и алгоритмов (решения арифметических задач);

Метапредметные:

  • коммуникативные УУД: формирование умений слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, формировать коммуникативную компетенцию учащихся, воспитывать ответственность и аккуратность.

  • регулятивные УУД : постановка учебных задач, выбор способов решения задач в зависимости от конкретных условий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности (сопоставлять полученный результат с условием задачи);

  • познавательные УУД: выделение и формулирование познавательной цели, выделение необходимой информации из условий задачи, моделирование (преобразование условий задачи в символьную форму), выбор эффективных способов решения задач, рефлексия способов действия, анализ условий задачи, подведение под понятие; 

Предметные:

  • обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися основ систем счисления, знаний и умений при решении примеров на перевод чисел из одной системы в другую, выполнении арифметических действий в различных системах;

  • накопление базы задач, решаемых с помощью систем счисления.

Задачи урока

Обучающие:

  • закрепление, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Системы счисления» – правила перевода целых чисел из десятичной системы счисления в двоичную и обратно, использование нестандартных заданий.

Развивающие:

  • развить логическое мышление учащихся при решении нестандартных задач различного уровня

  • развивать познавательный интерес, речь и внимание учащихся;

  • развивать навыки индивидуальной практической деятельности и умения работать в команде;

  • развивать коммуникационную компетентность у учащихся;




Воспитательные:

  • повышать  мотивацию учащихся путем использования нестандартных задач;

  • формировать творческий подход к решению задач, умения оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей;

  • воспитывать дух здорового соперничества, дружелюбного отношения друг к другу, чувства коллективизма;


План-конспект урока

Этап 1. Организационный момент.

Формирование конкретного образовательного результата.

Личностные: самоопределение;
регулятивные: целеполагание,
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

  1. Приветствие учителя, проверка готовности к уроку

  2. Самоопределение к деятельности.

Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне «помню», «знаю».

Ответьте мне на вопрос: «Какова же тема нашего урока? Цель урока?» (ответы учеников: Двоичная система. Действия в двоичной системе счисления) А кроме двоичной системы, какие еще существуют системы счисления? От чего зависит название системы счисления? (от количества цифр в алфавите). Как по-другому называется количество цифр в алфавите? (основание)

Систем счисления много, но в информатике самой важной из них является двоичная система.

3наменитый математик Лейбниц в честь двоичной системы счисления выпустил медаль. Знаете ли вы, что на ней было изображено? На медали была изображена табличка, состоящая из двух столбцов: в правом стояли числа от 0 до 17 в десятичной системе, в левом - те же числа в двоичной системе. Вверху была надпись на латинском языке "2, 3, 4, 5 и т. д. Для получения их всех из нуля достаточно единицы". Надпись внизу гласила: "Картина создания. Изобрел Г(отфрид) Г(ильом) Л(ейбниц). MDCXCVII (1697)".

Сегодня у нас заключительный урок по теме «Системы счисления». Мы повторим, обобщим и приведем в систему изученный материал. Ваша задача — показать свои знания и умения в процессе выполнения различных заданий. На экране вы видите план, по которому нам сегодня предстоит работать.

  1. Заполнение таблицы.

  2. Загадка поэта.

  3. Перевод из десятичной системы счисления в двоичную с помощью тренажера.

  4. Строим по точкам.

  5. Итог урока.

  6. Домашнее задание.









Итак, открываем тетради и записываем дату и тему урока «Числа и системы счисления». Перед вами лежат карточки с заданием «Заполнить таблицу». 1 мин на выполнение.

Система счисления

Основание

Алфавит

1.Десятичная

10

0, 1, 2, 3,4, 5, 6, 7,8, 9

2.Восьмеричная

8


3.


0,1

4.

7


5.


0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, А, В, С, D, E, F



Давайте сверим Ваши ответы. Посмотрите на экран. Все ли правильно вы сделали? Докажите.

На экране таблица. Учащиеся проверяют и, найдя ошибку, доказывают, опираясь на правила.

Система счисления

Основание

Алфавит

1.Десятичная

10

0, 1, 2, 3,4, 5, 6, 7,8, 9

2.Восьмеричная

8

0, 1, 2, 3,4, 5, 6, 7,8 (-)

3. Двоичная

2

0,1

4. Семеричная

7

0, 1, 2, 3,4, 5, 6

5. Шестнадцатеричная

15 (-)

0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, А, В, С, D, E, F



Дополнительные вопросы: верно ли утверждение:

1) Система счисления — это способ представления чисел и соответствующие ему правила действий над числами. (+)

2) Информация, хранящаяся в компьютере, представлена в троичной системе счисления.(-)

3) Существует множество позиционных систем счисления, и они отличаются друг от друга алфавитами. (+)

4) В 16-ричной системе счисления символ F используется для обозначения числа 15. (+)

5) Римский способ записи чисел — это позиционная система счисления. (-)

6) Как перевести из двоичной системы счисления в десятичную? (надо число представить в виде суммы произведений цифр числа на степени оснований двоичной системы)

7) Как перевести из десятичной системы счисления в другую? (надо последовательно выполнять деление данного числа и получаемых неполных частных на основание новой системы счисления до тех пор, пока не получим неполное частное, меньшее делителя, а затем составить число в новой системе счисления, записывая его остатки, начиная с последнего)

Длительность этапа

10 минут

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Оценивание информации

Методы обучения

Беседа по уточнению и конкретизации знаний

Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности

Компьютер, презентация учителя

Формы организации деятельности учащихся

Коллективная: просмотр слайдов, ответы на вопросы учителя.

Функции/роль учителя на данном этапе

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности.

Основные виды деятельности учителя

Побуждает учащихся к формулированию учебной цели, настраивает учащихся на работу по достижению цели.







Этап 2. Решение задач

Формирование конкретного образовательного результата,

Проверка знаний материала

Уметь выполнять вычисления, контролировать;

Организованность, внимание, самоопределение.


Загадка поэта.

Послушайте шуточное стихотворение А. Н. Старикова «Необыкно­венная девочка» и попробуйте разгадать загадку поэта. Для этого выпишите упомя­нутые в стихотворении числа в тетради.

Ей было тысяча сто лет,

Она в сто первый класс ходила,

В портфеле по сто книг носила

Все это правда, а не бред.

Когда, пыля десятком ног,

Она шагала по дороге,

За ней всегда бежал щенок

С одним хвостом, зато стоногий.

Она ловила каждый звук

Своими десятью ушами,

И десять загорелых рук

Портфель и поводок держали.

И десять темно-синих глаз

Рассматривали мир привычно...

Но станет все совсем обычным,

Когда поймете наш рассказ.

Ученики выписывают в тетрадь упомянутые в стихотворении числа и приходят к выводу, что числа даны в двоичной системе счисления и надо их перевести в деся­тичную систему счисления.

Ребята преобразуют стихотворение так, чтобы числа в нем были в десятичной си­стеме счисления, и один из учеников зачитывает то, что получилось:

Ей было 12 лет,

Она в 5 класс ходила,

В портфеле по 4 книги носила.

Все это правда, а не бред.

Когда, пыля двумя ногами,

Она шагала по дороге,

За ней всегда бежал щенок

С одним хвостом, зато

четвероногий.

Она ловила каждый звук

Своими двумя ушами,

И две загорелые руки

Портфель и поводок держали.

И двое темно-синих глаз

Рассматривали мир привычно...



Для решения этой задачи вам пришлось переводить числа из двоичной системы в десятичную, а теперь посмотрим, как вы научились переводить из десятичной системы счисления в двоичную.


Длительность этапа

10 мин.

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Индивидуальная, фронтальная

Методы обучения

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности

Презентация для ученика, лист самооценки

Формы организации деятельности учащихся

Индивидуальная

Функции/роль учителя на данном этапе

Экспертная. Учитель комментирует и объясняет допущенные ошибки. Установление соответствия полученного результата поставленной цели

Основные виды деятельности учителя

Инструктаж, консультант





Этап 3. Практическая работа на компьютере в программе «Тренажер по переводу чисел из одной системы счисления в другую».

Формирование конкретного образовательного результата,

Уметь прогнозировать, контролировать свои действия;

Выбор способов решения.

Самостоятельность, организованность, аккуратность, внимание, самоопределение.

Осуществлять итоговый и пошаговый контроль

Работа за компьютером.

Откройте программу - тренажер. Вычисления делать на листочках. Вы должны выполнить 10 заданий и посмотреть свой результат и оценку.


Длительность этапа

6 мин.

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Индивидуальная, фронтальная.

Методы обучения

Самостоятельная работа с компьютером

Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности

Компьютер для каждого.

Формы организации деятельности учащихся

Индивидуальная

Функции/роль учителя на данном этапе

Координатор деятельности учащихся

Основные виды деятельности учителя

Инструктаж, консультант

Этап 4. Физминутка для глаз 2 мин (отвернулись от компьютера, нашли на противоположной стене точку, не двигая головы, глазами нарисуйте вокруг нее прямоугольник)

Этап 5. Закрепление

Закрепление темы «системы счисления», закрепление навыков работы с системами счисления.

Расширить кругозор учащихся, воспитывать у учащихся чувство дружбы, формировать умение работать в группе, умение анализировать и на основе экспериментальных данных делать выводы.

Совершенствование содержания обучения как цель интеграции математики и информатики.

Организованность, внимание, самоопределение.

Пример 1. Переведем десятичное число 46 в двоичную систему счисления.

Пример 2. Переведем десятичное число 672 в восьмеричную систему счисления.

Пример 3. Переведем десятичное число 934 в шестнадцатеричную систему счисления.

3. Перевод из любой системы счисления в десятичную.

Для того, чтобы научиться переводить числа из любой другой системы в десятичную, проанализируем привычную нам запись десятичного числа.
Например, десятичное число 325 – это 5 единиц, 2 десятка и 3 сотни, т.е.

Точно так же обстоит дело и в других системах счисления, только умножать будем не на 10, 100 и пр., а на степени основания системы счисления. Для примера возьмем число 1201 в троичной системе счисления. Пронумеруем разряды справа налево начиная с нуля и представим наше число как сумму произведений цифры на тройку в степени разряда числа:



Это и есть десятичная запись нашего числа, т.е. 

Пример 4. Переведем в десятичную систему счисления восьмеричное число 511.


Пример 5. Переведем в десятичную систему счисления шестнадцатеричное число 1151.


4. Перевод из двоичной системы в систему с основанием «степень двойки» (4, 8, 16 и т.д.).

Для преобразования двоичного числа в число с основанием «степень двойки» необходимо двоичную последовательность разбить на группы по количеству цифр равному степени справа налево и каждую группу заменить соответствующей цифрой новой системы счисления.

Например, Переведем двоичное 1100001111010110 число в восьмеричную систему. Для этого разобьем его на группы по 3 символа начиная справа (т.к.  ), а затем воспользуемся таблицей соответствия и заменим каждую группу на новую цифру:

Оцените свою работу в группе по таблице « Самооценка успешности ученика в коллективной работе группы».







Самооценка успешности ученика в коллективной работе группы

Фамилия, имя ученика ________________________________________________________






Замечательно




Хорошо


Я мог бы сделать лучше


Я представил доказательства из своего собственного опыта




Я выполнил задание




Я учусь говорить четко и понятно, чтобы успешно выступать на защите работы




Я внимательно слушаю, когда рассказывают другие ученики




Я высказываю при обсуждении свое мнение и прислушиваюсь к мнению других




Я наблюдал за собой и понял, что поможет мне стать успешным учеником






Длительность этапа

15 мин

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Коллективная, групповая, индивидуальная

Методы обучения

Умение делать выводы, анализ, выдвижение гипотезы.

Методы контроля

Интерактивная доска, взаимопроверка

Способы коррекции

Учащиеся осуществляют коррекцию самостоятельно взаимопроверкой



Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности

Компьютер, программа калькулятор в инженерном режиме



Формы организации деятельности учащихся

Групповая, индивидуальная.

Функции/роль учителя на данном этапе

Наблюдает, оказывает помощь, проверяет ответы.

Основные виды деятельности учителя

Устанавливает осознанность восприятия закрепления материала





Этап 6. Подведение итогов, домашнее задание

Задания на ретроспективную оценку:

–        Отметь задания, которые оказались для тебя трудными.

–        Сравни свое мнение (точку зрения, способ) с тем, что было  раньше. Что изменилось?

–        Над какими вопросами (заданиями) тебе еще надо поработать?

–        Что нового узнал при изучении темы? Чему научился?

–        Насколько достиг цели?

–        Оцени предложенные способы выполнения учебной работы:

·         какой понятнее;

·         интереснее;

·         быстрее дает решение;


Длительность этапа

2мин

Рефлексия по достигнутым образовательным результатам

Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения.

Выдается домашнее задание. Придумать свой вариант для перевода из одной системы счисления в другую.

Оценка урока обучающимися, подведение итогов урока учителем (что узнали, чему научились)







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!