| Предмет | Русский язык |
| Класс | 5 |
| Базовый учебник | Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.2/(Т.А. Ладыженская и др.) |
| Тема урока | Правописание корней с чередующимися гласными О - А |
| Тип урока | Изучение нового материала |
| Цели урока | Образовательные: создать условия, способствующие приобретению знаний по теме "Буквы О – А в корнях -лаг- – -лож-" и применению их в нестандартных учебных ситуациях. коммуникативные: содействовать развитию коммуникативной культуры личности, интереса к учению; способствовать формированию умений работать в группе. : |
| Планируемые результаты | Предметные: видеть орфограмму и объяснять ее написание; отличать корни с чередующейся гласной от омонимичных корней. Метапредметные: быть готовым слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения. Личностные: формировать интерес к русскому языку и родной культуре. |
| Технологии | проблемно-диалогическая. |
| Формы работы | Коллективная, групповая, творческая |
| Внутрипредметные связи | Развитие речи (формулирование правила в стихотворной форме) |
| Виды деятельности учителя | Организует, направляет, контролирует |
| Виды деятельности учащихся | находят и объясняют правописание орфограмм, исправляют орфографические ошибки |
| Виды используемых ИКТ | Компьютер, мультимедийная установка, презентация |
| Интернет-ресурсы | www.1september.ru |
| Материалы и оборудование | Раздаточный материал |
| Подготовительный этап к уроку | Тиражирование памяток к правилу |
№ | Этап урока | ИКТ | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (УУД) |
1. | Организа-ционный момент | Слайд 1 | Приветствует учащихся, создает комфортную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность к уроку. Добрый день ребята! Прозвенел звонок, Начинаем мы урок. Мы за парты дружно сели, Друг на друга посмотрели. Улыбнулись. Какое у вас настроение? Поднимите смайлики. Прекрасно | Приветствуют учителя, настраиваются на работу. | |
2. | Актуализа-ция знаний | Слайд 2 | _ Проблемная ситуация. Рассмотрите слова. - Вставьте пропущенные буквы. - Подберите проверочные слова. - Можно ли подобрать ко всем словам проверочные слова? исходить веселый развинтить изложение предлагать - Обратите внимание на слова с корнем Лаг, Лож - Что вы заметили необычного? Это корни с чередованием безударных гласных. (В корне Лаг пишется А, в корне лог пишется о) Чтение стихотворения. В корнях -лаг-, -лож- - как различать, Где надо а, где о писать? Корень -лаг- на корень -лож- Абсолютно не похож! Удареньем не проверишь, Как себя ты поведешь? (О пишем перед ж: сложить, А пишем перед г: слагать. И суффикс а нам тоже За корнем -лаг- - поможет | Размышляют и находят подходящие приемы. | Познавательные: структурирование знаний. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. |
3. | Целеполага-ние | Слайд 3 | Задает вопросы: -Итак, у нас есть цель? И есть проблема! Скажите мне скорей Какой же будет тема? Запись темы урока _Что нам предстоит выяснить сегодня? | Формулируют цель урока: - Выяснить правила написания корней -лаг- и -лож- Формулируют тему урока: - Правописание чередующихся гласных О - А в корнях -лаг-, -лож- | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: формулирование темы. |
4. | Мотивация к учебной деятель-ности | Слайд 4 | Итак, сегодня мы будем следопытами… У вас на столах лежит листок, на котором написана сказка о корнях – лаг ,лож _ Прочитайте сказку. За тридевять земель, в Царстве русского языка жила-была гордая и красивая царица Грамматика. Прислуживали ей два брата -лаг- -лож-. В те далекие времена братья выглядели иначе, и царица никак не могла их отличить: уж очень они были похожи друг на друга, особенно в окружении других слуг: гласных и согласных. Много ли, мало ли прошло времени, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, но не выдержала царица, кликнула клич по всему Царству русского языка: “Кто научит меня различать моих верных слуг – братьев -лаг- -лож-, того награжу по-царски”. Со всех земель невиданного царства-государства съехались Гласные, Согласные, Ударение, Суффиксы, Корни, Приставки. Первым вызвалось Ударение. Оно подпрыгнуло, но не допрыгнуло до братьев. Гласные вовсе не стали пробовать, слишком сложной показалась им эта задача. А вот две сестрицы согласные Г и Ж оказались самыми шустрыми, слишком уж им понравились братья -лаг- -лож-. Согласная Г быстро подскочила к брату -лаг-, а ее сестрица – к брату -лож-. Да так и остались навсегда с ними. С тех пор, как увидит царица Грамматика согласную Г, то уже знает, что где-то рядом обязательно будет братец -лаг-, а если сестрицу Ж – то братец -лож-. Решила царица Грамматика обвенчать похожих братьев с согласными Г и Ж. – Какое орфографическое правило зашифровано в этой сказке? Сформулируйте его. (Формулируют правило) | Узнают о сюжетной линии урока. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. |
5. | Учебная деятельность | Работа с учебником Слайд 4 Слайд 5 | Подводит учащихся к формулировке правила. Работа с учебником. - Откройте учебники на стр. 32 - Рассмотрите слова в рамочке. (- Прочитайте по ролям текст. Представьте себя в роли учителя и ученика.) Понаблюдаем. Изложение, предлагать, прилагательное, приложить, разложить, прилагать Работа парами. Прочитайте слова. Излагать изложить Слагать сложение Прилагательное приложение - Проанализировать слова в левой и правой колонке. Установите закономерность в написании букв А и О в корнях ЛАГ, ЛОЖ (Появляется суффикс А) | Выдвигают версии выбора орфограммы | Регулятивные: систематизация. Коммуникативные: формулирование правила |
Ситуация. | Чтение правила в учебнике№ 12 - Прочитайте правило № 12. Какой вывод сделаем? Сформулируйте правило. Работа парами. Учитель и ученик. Александра, расскажи, когда пишется буква А, О в корнях Лаг, Лож? Оцени ответ Александры (смайлики) | Называют порядок действий при выборе орфограммы |
Слайд6 Слайд7 Слайд8 Слайд 9 | Алгоритм. Запомните Создает проблемную ситуацию: - Обратите внимание на слова, размещенные на слайде. От данных глаголов образуйте существительные. 1 вариант 2 вариант Излагать располагать Предлагать слагать Прилагать прилагать Проверка задания Молодцы! Работа у доски. Словарный диктант. Играют команды 1 ряда, 2ряда, 3 ряда записывают участники, тех команд, которые не ошибаются. Предлагаю вам записать слова по цепочке, выделить корень и трудную орфограмму. изложение, прилагательное, предлагать, приложить, разложить, полагать, сложение, слагаемое. Выборочный диктант. Я прочитаю несколько пословиц, а вы выпишите из них только слова с корнями – лаг, - лож -. Если сложить ошибки умного, получится гора. Бывает только неправильный путь, но не бывает безвыходного положения. Отработав, что полагается, съешь, что причитается. Прилагай труд к справедливому делу. А какую пословицу вы знаете про труд, уебу. Учиться всегда пригодится. _ Продолжаем работу | Под руководством учителя проводят расследование (анализируют написание слов) и формулируют правило. |
6. | Закрепление изученного | | Работа по учебнику. Учитель предлагает ребятам выполнить упражнение №447. Прочитайте задание. На что необходимо обратить внимание при выполнении задания? Взаимопроверка работ. Поменяйтесь тетрадями. Проверьте работы. - Как справились с заданием? Поднимите смайлики. Молодцы. | Применяют правило и записывают слова в два столбика. Графически объясняют правописание слов. | Познавательные: структурирование знаний. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: самокоррекция. |
| |
7. | Физминутка | | Игра «Зри в корень». Игра очень простая я называю слова с корнями ЛАГи ЛОЖ. Если звучит слово с корнем Лаг – все присядаем, если слово с корнем Лож стоим на месте и хлопаем в ладоши. Изложение, положение, слагаемое, сложение, предположение, прилагательное, излагать, изложить, предполагать, располагать, полагать, отложить,, уложить, возлагать, расположить. | Выполняют упражнения на снятие статического напряжения. | |
8. | Обобщение изученного: | | Хотите продолжить игру? Работа по учебнику. Выполните упражнение 449. Прочитайте задание. - Кому принадлежат все эти фразы? – Учителю. Каждый из вас сейчас учитель .Прочитайте выразительно предложения. А теперь напишите эти предложения аккуратно, вставив пропущенную орфограмму. - Какой вывод мы сделаем? | Слушают и выполняют рекомендации учителя по выполнению упражнения. | Познавательные: структурирование знаний, поиск информации. Личностные: смыслообразование. Регулятивные: контроль, коррекция. |
9. | Контроль усвоения материала | Индивидуальная работа__ | Раздает карточки с заданием, после выполнения задания ставится оценка. | Получают карточки и выполняют задание. Проводят самоанализ и взаимопроверку. | Регулятивные: контроль, самоконтроль. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, понимать учебные задачи. |
10. | Подведение итогов урока | Слайд 10 Слайд11 Слайд12 | Тест. Выполнение заданий Проверка задания. Ответы. Высказывание Аристотеля. Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знания на дело. _ О чем говорит Аристотель? Выделите слово на изученное правило. | Анализируют свою работу и работу пары на уроке. | Регулятивные: саморегуляция. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. |
11. | Дифферен-цированное домашнее задание | Слайд 13 | Объясняет технологию выполнения домашнего задания (упражнение №450) Прочитайте задание Рассмотрите рисунок -Что необходимо нам сделать? Кто считает, что это задание сложное, тем учащимся предлагаю составить словарный диктант с корнями Лаг, Лож | Записывают домашнее задание в дневники. | Регулятивные: планирование. Личностные: самоопределение. |
12. | Рефлексия | Слайд 14 | - Какую цель мы ставили на уроке? Достигли ли мы ее? - Оцените свою работу на уроке (смайлики) Оцените свою работу, используя слова излагали, предполагали,. Укажите слова с корнем Лаг, Лож, которые часто употребляет в своей речи учитель на уроках. Кто хорошо работал на уроке? Что было интересным на уроке? Предлагает закончить любое из понравившихся предложений: - На этом уроке я узнал, что... - Мне было сложно, когда... На уроке мне понравилось быть в роли учителя. - Я удивился, когда … Всем спасибо за урок! | Рефлексируют. Выражают личное отношение к процессу и результатам урока. | Познавательные: рефлексия деятельности. Личностные: самоопределение, самооценка. |