I.Организационный момент. Психологический настрой Мотивация | Все расселись по местам, никому не тесно? По секрету скажу вам - будет интересно! Наш девиз: Внимательно слушай! Запоминай! Активно на уроке отвечай! (Запись на доске) - Я хочу, чтобы каждый из вас дал себе эмоциональную установку и настроился на позитивную работу. Эмоциональная установка: Мы сможем выполнить все задания! У нас всё получится! Желаю успехов себе и друзьям! - Запишите, пожалуйста, число и классная работа. | Эмоциональный настрой на работу. Проговаривают предложения за учителем. Записывают дату и классная работа в тетрадь. |
II. Актуализация знаний Выявление места и причины затруднения | - Поработаем в парах.Выполним задание "Третий лишний" (Слайд 1) Кроссворд, аппликация, медленно. Сверкать, желать, снизу. Лиловый, забавный, иногда. Они, моему, назад. -Какие слова в каждом ряду оказались "лишними"? Почему? - На какие вопросы отвечают "лишние"слова? Запишите вопросы. Хотелось бы вам узнать, что это за часть речи? Предлагаю разгадать ребус. НАРЕЧИЕ | Записывают предложение. Самостоятельно выполняют разбор и указывают части речи. Затрудняются в определении части речи слов впереди, медленно. - На вопросы: Где? Как? Кто-то относит слова к действиям, кто-то – к признакам. - Эта часть речи нам незнакома, и мы хотим узнать всё об этой части речи. |
III. Целеполагание и постановка учебной задачи | -Сформулируйте тему урока. - Предположите, чем мы будем заниматься на уроке? - По какому плану мы изучаем части речи? 1. На какие вопросы отвечает? 2. С какой частью речи связано? 3. Как изменяется? 4. Каким членом предложения является? Какую роль играет в речи? | Читают тему урока «Наречие». Формулируют учебную задачу – узнать, что такое наречие; на какие вопросы отвечает, что обозначает; научиться находить наречия среди других частей речи. |
IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) | - Какие есть пути решения всех этих задач? Индивидуальная работа (по карточкам) 1. Над горизонтом высоко поднималось солнце. Найди наречие, укажи вопрос. 2. Вдалеке послышался звук свирели.Найди наречие, укажи вопрос. 3. Усталые глаза путника смотрели вдаль. Найди наречие, укажи вопрос. 4. Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие. Найди наречие, укажи вопрос. Прием "Углы". Дети расходятся по группам. Проверка выполнения задания по эталону. - Какой сделаем вывод? Наречия отвечают на вопросы КАК? ГДЕ? КУДА? КОГДА? | - Исследовать самим или прочитать вывод в учебнике. Но мы выбираем исследование. Читают строки из стихотворения А.С. Пушкина «Зимняя дорога». Обсуждают и называют слово для исследования. Слово печально. - К нему не подходят вопросы существительного, прилагательного, глагола. Наверное, это наречие. - Поставить вопрос от какого-то слова к этому слову, которое выбрали, т. е. найти словосочетание. Выписывают словосочетание льёт печально - Это слово сочетается с глаголом и отвечает на вопрос как?; поясняет глагол и обозначает признак действия; в предложении является второстепенным членом. - Слово с такими признаками – это наречие. Оценивают выполнение работы. |
VI. Работа в группах | Каждая группа исследует свое задание и делает выводы. 1 группа Задание: выяснить, с какой частью речи связано наречие. - Найдите в тексте наречия. Задайте к ним вопрос. От какого слова будете задавать вопрос? Какой части это слово? Дождь вскоре прекратился. На небе ярко засияло солнышко. Неожиданно появилась радуга. - Какой вывод вы можете сделать? 2 группа Задание: выяснить, как изменяется наречие. Составьте словосочетание с наречием "вчера" и глаголом "приехать". Попробуйте изменить это словосочетание в по родам и числам. Какая часть речи изменялась? - Какой вывод вы можете сделать? 3 группа Задание: выяснить, каким членом предложения является наречие. Сегодня наша команда участвует в соревновании. Мы ответственно готовились к ним. Впереди нас ждет успех. Каким членом предложения является: главным или второстепенным? - Какой вывод вы можете сделать? 4 группа Задание: выяснить, какую роль выполняет наречие в речи. 1. Дополни предложения наречиями. Солце светит _____ (как?) и слепит глаза. _____ (когда?) наступила долгожданная весна. 2. Исправь речевые ошибки: Вперед подумай, потом отвечай. Спереди меня шел высокий человек. Завтра заместо математики будет чтение. - Какой вывод вы можете сделать? Защита работы групп. - Прочитайте материал рубрики «Обрати внимание!» - Сделайте вывод: выделите признаки наречия, как части речи. - Прочитайте упр. 126, назовите наречия. - Прочитайте предложения без наречий, а потом с ними. Что изменилось? - Выпишите из каждого предложения словосочетания с наречием, поставьте вопрос от главного слова к зависимому слову. - Оцените выполнение своей работы. | Читают задание. Выбирают форму работы в парах. Составляют план действий. Доказывают, опираясь на сделанный вывод, что выделенные слова звонко и тонко являются наречиями. Проводят исследование. Изменяют глагол по числам, временам, наблюдают - изменяется ли при этом наречие. Делают вывод, что наречие неизменяемая часть речи. Соотносят сделанный вывод с правилом в учебнике на с. 73. Читают материал. Делают вывод о том, что наречие обозначает признак действия; отвечает на вопрос как? В предложении наречие связано с глаголом, является второстепенным членом. Читают, называют наречия. Делают вывод о том, что наречия дают дополнительную информацию, уточняя где, когда, как происходит действие. Ставят вопрос, определяют значение наречия в каждом предложении: обозначение места действия (впереди, кругом, налево, направо, вниз); обозначение времени действия (вечером); обозначение образа действия (медленно, слабо, жалобно, ярко, благополучно). Оценивают выполнение работы. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | - Прочитайте пословицы и выпишите наречия, поставьте к ним вопросы. 1) Овце с волком плохо жить. 2) Сказать легко – сделать трудно. 3) Не задирай нос высоко – споткнешься. 4) Сначала думай, потом делай. 5) Выше себя не прыгнешь. (Слайд 5,6) | Выписывают наречия, ставят вопрос. Выполняют самопроверку по эталону. |
IX. Рефлексия | Работа по карточкам Замените фразеологизмы подходящими по смыслу синонимами. Идти черепашьим шагом. (Медленно) Кот наплакал. (Мало) Как по маслу. (Отлично) Встать чуть свет. (Рано) Рукой подать. (Близко) Яблоку негде упасть. (Тесно) (Слайд 7) - Обменяйтесь карточками и проверьте свою работу. - Какую часть речи мы сегодня исследовали? - Что обозначает и на какие вопросы отвечают наречия? - Оцените свою работу на уроке по рефлексивной карточке, оценочной лесенке. «Закончи предложение» (Слайд 8) На уроке я понял (а) _______________________ На уроке я узнал (а )_______________________ Я похвалил (а) бы себя ____________________ После урока мне захотелось________________ Было интересно___________________________ Было трудно______________________________ | Заменяют фразеологизмы синонимами. Взаимопроверка деятельности. - Исследовали наречие. - Наречия обозначают признак действия и отвечают на вопросы: Как? Где? Куда? Когда? Откуда? Организуют самооценку учебной деятельности. Вспоминают поставленную задачу. Делают выводы. |