Тип урока: изучение нового материала.
Цель: формирование языковой, речевой и коммуникативной компетенции, УУД учащихся в процессе знакомства с именем числительным.
познавательные УУД: самостоятельно формулировать тему и цель урока, извлекать необходимую информацию из текстов правил по теме урока и упражнений;
коммуникативные УУД: умение сотрудничать в процессе взаимодействия между собой и учителем, а также при работе в парах, группах;
регулятивные УУД: планировать и оценивать свою деятельность и деятельность товарищей;
личностные УУД: нравственно-эстетическая ориентация в процессе изучения темы урока;
Оборудование и технические средства обучения: учебник, учебная презентация , компьютер, проектор
Автор учебника : В.П Канакина «Русский язык» 3 кл., 1ч. (УМК «Школа России»).
п/п | Этапы урока | Содержание этапа | Примечание УУД |
деятельность учителя | деятельность учащихся |
1. | Этап мотивации к учебной деятельности | Чтоб хорошим и полезным оказался наш урок, Будем мы работать дружно И сидеть прилично нужно. На уроке не зевать, Руку во время поднять. На уроке не шуметь, На учителя глядеть. Мы тетради открываем, Что писать в них точно знаем. Откройте тетради, запишите дату, классная работа. | Слушают учителя, анализируют, эмоциональный настрой. Приветствуют учителя, настраиваются на активную работу. Открывают рабочие тетради, записывают. | Самоорганизация |
2. | Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном учебном действии | Прочитайте слова, записанные на доске: Корандаш, рисовать, ты, восимь, сарока, жёлтый, она, мебильный, четвертый , играть. На какие группы можно разделить эти слова? Какие части речи вы знаете? -Запишите слова по группам , исправив ошибки. Проверьте написание слов по орфографическому словарю с.150-151 По какому признаку вы разделили слова? Докажите, что вы правильно определили части речи. -Почему вы считаете, что именно эти слова являются именами сущ., докажите. -Как вы определили, что эти слова относятся к именам прилагательным? -Докажите, что эти слова – глаголы? -Докажите, что в последней группе местоимения | Читают слова Части речи Записывают в тетради в столбики, исправляя ошибки. Сущ. Прил. Гл. Мест. Самопроверка по орфографическому словарю. | Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Участие в учебном диалоге; формулирование ответов и выводов; построение речевых высказываний. Осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме |
3. | Выявление места и причины затруднения | - Какие слова не вошли ни в одну группу? Почему? Возникла проблема, которую мы с вами должны сегодня решить. | Высказывания детей | Умение структурировать знания, контроль, оценка процесса и результатов деятельности; Анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Контроль, коррекция, прогнозирование. |
4. | Построение проекта выхода из затруднения | Какие цели мы поставим перед собой на наш урок? А чего вам не хватает, чтобы определить, какая эта часть речи? - Чтобы решить наши задачи, я вам предлагаю более подробно рассмотреть эту часть речи Составим план работы по изучению новой части речи. Что мы должны узнать? Как называются эти слова? Что обозначают? На какие вопросы отвечают? | Восемь, четвертый Не известно, куда их распределить. Они не подходят к изученным частям речи Составляют план изучения части речи. | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Принятие и сохранение учебной задачи. |
5. | Реализация построенного проекта | Выбор термина. Попробуйте дать им название. Сформулируйте тему урока. Чтобы ответить на вопросы, которые мы поставили перед собой, проведем исследование, а поможет нам в этом памятка. Памятка. Имя числительное – это часть речи. Обозначает: 1. Предмет; 2. Признак предмета; 3. Количество предметов; 4. Порядок предметов при счёте. Отвечает на вопросы: 1. Кто? Что? 2. Который? 3. Сколько? 4. Что делает? Учащиеся наблюдают за числительными, отвечают на вопросы учителя, делают пометки в памятках. - Распределите имена числительные в два столбика, правильно поставив к ним вопрос: Сколько? Который? - Подчеркните эти вопросы в памятке. Сколько | Который | восемь | четвертый | - Что обозначает имя числительное 1-го столбика? - А что обозначают имя числительное второго столбика? Знакомство с правилом. - Пользуясь памяткой, сделайте вывод, что такое имя числительное. - Сравните свой вывод с правилом в учебнике на стр. 60 | Нам не хватает знаний. Числа Называют тему урока. Обозначает: Количество предметов Порядок предметов при счете Отвечает на вопросы: Который? Сколько? Числительное в 1 столбике обозначает количество предметов, а во втором столбике порядок при счете. Это - часть речи, обозначает количество при счете или порядок предметов при счете, отвечает на вопросы сколько? который? Самостоятельно читают правило | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
| Динамическая пауза | Встаньте все из-за парт. Выполняйте движения, а как услышите числительное – хлопайте в ладоши. Счёт «один» - мы станем смирно И потянемся теперь. На счёт «два » - мы улыбнёмся. На «три » - за руки возьмёмся. На счёт « шесть » мы прыгнем выше, Чтобы стать чуть - чуть повыше. В ладоши дружно хлопаем, Как услышим « восемь » мы. На счёт « девять » мы присядем, Покачаем головой. Вот счёт «десять ». Эй, вставайте И работу продолжайте. Молодцы! Присаживайтесь! | Выполняют физминутку. | Действие с учетом выделенных учителем ориентиров |
6. | Первичное закрепление c проговариванием во внешней речи | -Имя числительное встречается повсюду. Очень часто мы используем эту часть речи в своей речи. Например ,в следующих пословицах. Прочитайте, объясните , как вы их понимаете. 1 ряд списывает 1 пословицу,2 ряд вторую пословицу, 3 ряд –третью. 1.Семь раз отмерь-один раз отрежь. 2. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. 3. Одна голова хорошо, а две лучше. Над вставленными числительными подписать простым карандашом часть речи (числ.). Докажите, что выделенные вами слова являются именами числительными. | Объясняют смысл пословиц Записывают пословицы, выделяют имена числительные. Доказывают, используя слова «обозначает …, отвечает на вопрос …» | Поиск и подбор информации, находить ответы на вопросы, используя полученную информацию. Уметь выражать свои мысли. |
7. | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Работа в парах. Выполним упражнение 104 на стр. 59. Эту работу будем выполнять в парах. Прочитайте задание. Запишите ответы на вопросы. Ответы на вопросы вы берете из слов для справок. 1.Сколько дней в неделе? 2.Сколько месяцев в году? Сколько в классной комнате углов? Сколько звуков в слове « октябрь»? А сколько букв? Сколько ног у паука? 6.Сколько лап у стрекозы? - Проверим, как вы ответили на вопросы. | Выполняют упражнение в тетради. Сколько дней в недели? семь Сколько месяцев в году? двенадцать Сколько в классной комнате углов? четыре А сколько букв? тридцать три 5.Сколько ног у паука? восемь 6.Сколько лап у стрекозы? шесть | Управление поведением партнера. Умение произвольно и выразительно строить диалогическую речь Умение осознанно строить речевое высказывание Контроль, коррекция |
8. | Включение нового знания в систему знаний и повторение . | Вы хорошо работаете, а сейчас попробуйте выполнить задание на карточках, которые я вам раздала. РАСПРЕДЕЛИТЕ СЛОВА ПО ГРУППАМ СТОЛ, ЯСНЫЙ. РАБОТАЕТ, ЧЕТЫРЕ, СМЕХ, ЗВОНКАЯ. ВОСЬМОЙ, ЗАПОМНИЛ, ДВАДЦАТЬ, ЗАЯЦ,СМОТРИТ,ДОБРОЕ. -Сверьтесь с образцом на экране и проведите самооценку. Если у вас все правильно нарисуйте зеленый кружок, если 1-2 ошибки- желтый, а если 3 – 4 красный кружок. Для тех, кто работает быстро, дополнительные задания . 1.Вспомнить сказки, в названии которых есть имена числительные . 2. Вспомнить, в каких других областях знаний мы можем использовать имена числительные? | Самостоятельная работа в карточках. Самооценка «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов», «Три медведя», «12 месяцев», «Три поросёнка». | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
| Домашнее задание | Страница в учебнике 60, № 105. Давайте посмотрим, что там нужно сделать. Нужно найти в предложениях имена числительные. Объяснить, как вы их распознали и выписать числительные вместе с существительными, с которыми они связаны по смыслу. | Открывают дневник, записывают домашнее задание. | Самоконтроль |
9. | IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Наш урок подошел к концу. Давайте вспомним тему нашего урока. Какие цели мы поставили на урок? Достигли мы их? Что вы узнали нового? Что вызвало трудности? | Отвечают на поставленные вопросы учителя. | Осуществление итогового контроля. Участие в учебном диалоге; формулирование ответов и выводов; построение речевого высказывания |