Технологическая карта урока русского языка в 6 классе
Тема урока - Имя числительное как часть речи
Тип урока- урок открытия нового знания
Использование педагогических технологий : ТРКМ, ИКТ, групповые, уровневой дифференциации, элементы игровых технологий.
Цели: - познакомить уч-ся с числительным, его грамматическими категориями, синтаксической ролью; - развивать умение отличать числительные от других частей речи,
развивать умение выражать свои мысли, учить пониманию и осмыслению,
- расширять словарный запас, -совершенствовать культуру диалогового общения, работы в парах и группе; - воспитывать интерес к русскому языку, уважительное отношение к товарищам
Планируемые результаты:
Личностные: проявление интереса к культуре и истории своего народа, родной страны,
проявление доброжелательности, внимательности по отношению к товарищам во время работы, строить взаимоотношения с ними, проявлять желание больше узнать, оценивать собственную учебную деятельность
Метапредметные:
1) познавательные: выявлять особенности объекта в процессе наблюдения,
анализировать предложенные тексты, находить дополнительную информацию, применять таблицы, презентовать подготовленную информацию в наглядном виде, приводить примеры в качестве доказательства ;
2)регулятивные: корректировать свою деятельность, вносить изменения , анализировать эмоциональное состояние, осуществлять контроль своей деятельности, оценивать результаты собственной и чужой деятельности;
3) коммуникативные: находить в текстах информацию, сравнивать различные тексты с учетом оформления, темы; составлять небольшие устные монологические высказывания.
Этап урока | Методы | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
Организация начала урока. | Слово учителя | Проверяет готовность к уроку. | Записывают число | |
Подготовка к активной УПД. | Демонстрация текстов Слайд 1 (о Пушкине), Слайд 2(о стоножке, сороках) | Создает эмоциональный настрой на понимание темы. | Читают тексты, следят по тексту | Смысловое чтение Проявление интереса к культуре и истории своего народа, родной страны |
| Беседа по прочитанному тексту | Задает вопросы по оформлению. -Легко ли тексты читались? Когда возникали затруднения -В чем необычность? -Какие числа встретились? Запишите их в тетрадь в столбик. -Что можете о них рассказать? | Отвечают на вопросы Записывают числа в тетрадь | Составление устных монологич.высказыван.
Выявлять особенности объекта в процессе наблюдения
|
Целеполагание | Слово учителя | -Вы догадались, о чем мы будем говорить на уроке? Кто уже готов назвать тему? цель урока? Уточняет понимание учащимся поставленных целей урока | Записывают название темы в тетради, обосновывают выбор темы и цели | Целеполагание |
Изучение нового материала. Стадия «вызов» Работа в группах с проверкой | Слайд 3 (корзина идей) Мозговой штурм | -Знакомы ли вам выражения «Один в поле не воин. Одной рукой узелок не завяжешь»? -Как вы понимаете смысл этих пословиц? -Есть ли в них числительные? Что знаете о числительном? На какие вопросы вы хотели бы получить ответ при изучении темы? | Объясняют понимание смысла выражений. Записывают слова, выражения, связанные с числительными. Формулируют вопросы. Активизация ранее приобретенных знаний; | Составление устных монологич.высказыван
Применение правил делового сотрудничества |
Первичное закрепление Стадия «осмысления» Сам.раб. с проверкой | Инсерт Слайд 4
Работа с учебником. Стр.43 Исследование | Дает установку перед выполнением. Наблюдает за работой. Отслеживает степень активности работы, внимательности при чтении | Читают материал в учебнике с пометами (+ - ?) | Умение работать с информацией Смысловое чтение. Поиск и выделение информации |
Воспроизведение изученного | Слайд 5 Рефлексия | | (з у х), заполнят таблицу. По желанию озвучивают Составляют кластер | Составление устных монологич.высказыван. Корректировка действий: внесение изменений Способность к самооценке на основе критерия успешности |
Физкультмин. | | | | |
Организация восприятия и осмысления новой информации | Словесные: рассказ учителя о словах, имеющих значение числа | | Слушают. | Умение воспринимать речь учителя |
Воспроизведение изученного и его применение в стандартных условиях | Практический: выполнение письменных работ
Самопроверка | Тест с самопроверкой Проверяет выполнение. | Выполняют тест. Записывают ответы в тетради. Самопроверка | Умение планировать своё действие в соответствии с поставл. задачей. Установление причинно-следственных связей при выполнении задания Осуществлять контроль своей деятельности Способность к самооценке на основе критерия успешности |
Сценка | Игра-сценка | Предлагает разыграть сценку. Какой вывод сделаем? | Читают текст вслух по ролям. Формулируют вывод |
Умение делать вывод |
Первичная проверка понимания | Объяснение | Даёт установку на выполнение | Слушают учителя, читают задание | Проявлять желание больше узнать |
Применение изученного в стандартных условиях | Выполнение заданий к иллюстрации | Задаёт вопросы | Работают с учебником. Устные ответы на вопросы учителя. | Умение преобразовывать информ. из одной формы в другую: составление ответов на вопросы |
Перенос приобретённых знаний и их применение с целью формирования умений | Самост. работа с проверкой Выполнение упр. из учебника | Контролирует работу. Проверяет выполнение | Самостоятельная работа с текстом. Чтение выражений, объяснение | Умение оформлять свои мысли Способность к самооценке на основе критерия успешности |
Подведение итогов, анализ и самоанализ работы уч-ся Рефлексия. | Анализ работы | Оценивает работу учащегося. - Что нового для себя узнали? Что нового про себя узнали? Что нового предполагали узнать в ходе сегодняшнего занятия? Чему научиться? -Оправдались ли ваши ожидания? (если нет, то почему?). Удалось ли вам получить ответы на свои вопросы? На какие вопросы вы хотели бы получить ответ? | Анализируют свою работу на уроке. Формулируют конечный результат своей работы на уроке | Умение оценивать собственную деятельность Осуществлять итоговый контроль деятельности |
Постановка домашнего задания | Объяснение | Даёт задание: Вспомнить и записать пословицы, поговорки , загадки, названия фильмов. книг , в которых есть числительные (11-15 предложений) | Записывают задание в дневник | Умение слушать речь учителя |
Тест
А.В каком варианте все слова - числительные?
1. тройка, три, трое
2. две седьмых, семнадцатый, семь
3. восьмой, восьмиугольник, восемь
4. два, удвоить, двухэтажный
Б. В каком варианте все числительные количественные ?
1. пятьдесят, двадцатый, сорок два
2. утроить, пять, восемь
3. шестьсот, девять, сто сорок
4. четырёхэтажный, восемьсот, девятнадцать
В. В каком варианте нет числительных?
Проверь себя! А-1 Б-3 В-2
Сценка
Учитель: Так как числительные – это слова, имеющие значение числа, то их можно записать и с помощью цифр, и с помощью букв. Этот признак поможет вам узнавать имена числительные и отличать их от других частей речи, значение которых тоже связано с числом. Одно из этих слов – существительное, второе-прилагательное, а третье – глагол.
Лиза: А двойка, тройка, четвёрка и пятёрка? В тетрадях и в дневнике эти отметки ставятся цифрами. Значит, это числительные?
Учитель: Очень интересный вопрос. В данном случае получилось всё наоборот. 2, 3, 4, 5 у вас в дневнике – это не числа 2, 3, 4, 5, а оценки... 2 балла, 3 балла, 4 балла, 5 баллов, записанные сокращённо.
Лиза: Значит, пятёрка, например, – это название оценки в пять баллов, а не число 5, и числительным быть не может.
Учитель : Наиболее употребительные словосочетания числительного с существительным часто заменяются существительными.