Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I. Организационный момент | Приветствие. Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя. Проверка готовности к уроку. | Подготовка к работе. Самоопределение к деятельности. | Личностные: действие смыслообразования, мобилизация внимания, уважение к окружающим; Коммуникативные: готовность к сотрудничеству. |
II. Введение в тему урока. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Проблемная ситуация. | - Произведите синтаксический разбор предложения. Определите, какими частями речи выражены члены предложения. (Слайд 1) Давно опавшие жёлтые листья, терпеливо ожидающие первого снегаи попираемые ногами, золотятся на солнце. Вспомните и запишите все морфологические признаки: 1 вариант – глагола, 2 вариант – прилагательного. Организует обработку данных с помощью таблицы. Вводит проблемный вопрос: «Как вы думаете, для чего мы вспоминаем признаки глагола и прилагательного?» | Выполнение заданий, тренирующих отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. Записывают предложение, выполняют задание. Варианты затруднений: обозначение причастий как прилагательных или как глаголов. Высказывают предположения о том, что причастие, возможно, совмещает в себе признаки глагола и прилагательного. | Личностные: - готовность и способность к саморазвитию - повышение мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности Регулятивные: умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией Познавательные: умение активизировать в сознании ранее изученное. Коммуникативные: умение слушать, воспринимать информацию |
III. Постановка учебной задачи. Мотивация к учебной деятельности. | Предлагает сформулировать цели урока. Слайд 2 (Формулировка целей) предлагается после ответов обучающихся. | Предлагают варианты формулировок целей: узнать, что представляет из себя причастие, каковы признаки причастия, как оно соотносится с глаголами и прилагательными, как узнать его в тексте? | Коммуникативные: построение понятных для партнёров высказываний, использование речи для регуляции своих действий. |
IV. Построение проекта выхода из затруднения. | Применяет прием «Лингвистический эксперимент»: Предлагаю в ходе небольшого эксперимента определить, верны ли наши предположения о сочетании в причастии признаков глагола и прилагательного, а также научиться всему, что мы обозначили в целях к уроку. Задание: выпишите из записанного нами предложения те слова, которые мы не смогли определить как части речи (или перепутали с прилагательными или глаголами). Попробуйте определить их морфологические признаки и синтаксическую роль в предложении. Сделайте вывод: признаки какой части речи, известной вам, вы смогли выделить в данных словах? А что лежит в основе значения данных слов? Тогда какие глагольные категории мы можем определить в данных словах? Попытайтесь дать определение причастию. После ответов детей. Приводит слова В.И. Даля: «Причастие – это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного». Дает задание прочесть в учебнике теоретические сведения о причастии как особой форме глагола. | Опавшие – полная форма, мн. ч., И.п., определение. Ожидающие – полная форма, мн. ч., И.п., определение. Попираемые– полная форма, мн. ч., И.п., определение. Определяют, что слова содержат признаки прилагательного, хотя внутри их лежит действие, как у глагола. Вид, время, возвратность, переходность. Значит, наши предположения были верны: причастие совмещает в себе признаки глагола и прилагательного. Дают определение. Подтверждают выявленное в ходе эксперимента сведениями из учебника. | Личностные: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и "незнания". Коммуникативные: учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи, планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации Познавательные: выделение существенной информации, самостоятельное создание способов решения проблемы, поиск способов решения задачи, структурирование знания. |
V. Первичное закрепление знаний Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | Предлагает продолжить начатое в ходе лингвистического эксперимента: раздает карточки с текстом и заданием для самостоятельного выполнения в парах и проговаривания выполненного во время коллективной проверки. (Слайд 3) Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна клёнов и осин, раскрашенных осенью. Шелестит под ногами листва, опавшая с деревьев. Кое-где виднеется шляпка позднего подосиновика. Тонко просвистит рябчик, прокричат в небе журавли, пролетающие косяком. Задание: найти в тексте причастия, выделить суффиксы, определить, от какого глагола они образованы, какого вида этот глагол, в каком времени употреблено причастие, его возвратность/невозвратность, переходность, число, род, падеж, синтаксическую роль. Сделайте вывод: «Эти слова – причастия, так как обозначают…., образованы с помощью суффиксов…..» Запомните суффиксы причастий -ущ-(-ющ-), -ащ- (-ящ-) -вш-(вша-), -ш- -ем-(-ом-), -им- -енн-(-ённ-), -нн-, -т- | Выполняют задания в парах. Пожелтевшей – пожелтеть, сов.в., в пр. в., невозвр., неперех, мн.ч., Р. п., определение. Остальные – по аналогии. Каждое причастие проговаривается вслух, объясняется выбор. | Личностные: формирование мотивов достижения целей, формирование понимания границ «знания» и «незнания». Коммуникативные: понимание возможности различных позиций, отличных от собственной, стремление к координации различных позиций в сотрудничестве, умение договариваться, приходить к общему решению, Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи, учёт правила в планировании и контроле способа решения, различение способа и результата действия. Познавательные: структурирование знаний, построение речевого высказывания в устной форме, установление причинно-следственных связей, доказательство. |
Физкультминутка | Физкультминутка. Учитель называет слова. Голубой, рисует, пишущая, дремучий, решает, говорит, желтеющие, белеть, пахнущий, сидящий, чудесная, уехал, синеющий, тающий, мокрый. | Ученики делают зарядку. Если это прилагательное, ученики делают наклон налево, глагол - направо, причастие - вперед, сомневаются - круговое движение) | |
VI. Самостоятельная работа | Предлагает выполнить тест. 1. Укажите лишнее: а) выглянувший солнечный луч б) серебристые сверкающие снежинки в) холодное бушующее море г) интересный познавательный фильм 2. Замените словосочетания причастиями: а) небо, которое светлеет б) волосы, которыеседеют в) рожь, котораяколосится г) равнина, котораябелеет 3.Спишите предложения, найдите причастия, докажите, что перед вами именно причастия, определите их синтаксическую роль. Наступает золотая осень, приносящая дожди. Мы видим летящий по ветру красивый листочек. | Выполняют задания индивидуально. Объясняют свой выбор. | Личностные: развитие самооценки личности, формирование адекватной позитивной самооценки, формирование границ собственного «знания» и «незнания». Регулятивные: учёт правил в контроле способа решения, оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и характера сделанных ошибок. |
VII. Включения в систему знаний и повторения. | Применяет приём «Синквейн» Структура синквейна 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). Тема - причастие | Выполняют задания индивидуально. | Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи, оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной, знания в системе полученных ранее знаний, включение нового знания в систему имеющихся знаний оценки, Познавательные: обобщение знаний, построение текста, включающего полученные знания.Коммуникативные: понимание возможности различных позиций, отличных от собственной, стремление к координации различных позиций в сотрудничестве, умение договариваться, приходить к общему решению |
VIII. Рефлексия деятельности (итог урока) | Организует рефлексию Вспомним, какова была наша цель? Достигли мы ее? Расскажите о причастии, используя свои примеры. Выразите ваши впечатления от урока. Продолжите предложения: Я узнал… Мне понравилось… Я открыл для себя… Было интересно… | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия Возвращение к цели урока, ее формулировка, ответы на вопросы. Восстановление учебной мотивации. | Личностные: формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия. Регулятивные: восприятие оценки учителя, адекватная самооценка. Познавательные: построение речевого высказывания в устной или письменной форме.Коммуникативные умение выразить собственное состояние на данный период. |
Домашнее задание | Инструктирует обучающихся Задание для обязательного выполнения всем: выучить теоретический материал. Предлагаю выбрать любой вариант домашнего задания: упр. 76 или написать сказку о причастии. | Запись домашнего задания | |