СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка на тему "Правописание парных согласных в корне слова"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психологами доказано, что знания, усвоенные школьниками без интереса, не становятся полезными. Занимательность на уроке - это не развлекательность, а напряженный труд и постоянный поиск. Предлагаю технологическую карту урока с элементом занимательности на тему "Правописание парных согласных в корне слова".

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка на тему "Правописание парных согласных в корне слова"»

Технологическая карта урока по русскому языку


Тимошенко Екатерина Алексеевна, учитель начальных классов

МОУ «Средняя школа «№37» г. о. Саранск


Предмет: Русский язык

Класс: 2 класс

Тип урока:изучение нового материала

Тема урока: Правописание парных согласных в корне слова

Цель урока: познакомить со способами проверки парных согласных в корне путем изменения формы слова и путем подбора однокоренных слов.

Задачи (планируемые результаты)

Предметные:

- знать способы проверки слов с парным согласным на конце;

- уметь подбирать проверочные слова к словам с парным согласным в корне слова;

- научиться распознавать слова с парным согласным в корне слова;

- правильно писать слова с парными согласными в корне слова и на конце.

Метапредметные:

- понимать, принимать и сохранять различные учебно-познавательные задачи;

- контролировать и оценивать свою работу и ее результат(регулятивные УУД)

- формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию;

- логически рассуждать, анализировать, делать выводы (познавательные УУД)

- умение слушать, слышать и понимать партнеров;

- достаточно точно выражать свои мысли (коммуникативные УУД)

Личностные:

- демонстрировать личностный смысл ученья, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий;

- формировать умение оценивать себя.

Оборудование:компьютер, интерактивная доска, учебник, раздаточные материал.





Ход урока


Планируемые результаты

Предметные

Личностные, метапредметные (универсальные учебные

действия)

I. Организационный момент (2 мин)

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок,

К нам без опоздания

Приходи старание,

Мы пришли сюда учиться,

Помоги нам потрудиться.

- Почему эти правила нужно соблюдать каждому из вас?





Формировать мотивационную основу учебной деятельности, положительноеотношение к уроку,пониманиенеобходимостиучения (личностные УУД)



II. Актуализация знаний (10 мин)

- Начнём урок с чистописания: зссссззз

- Почему в чистописании мы написали эти буквы, как вы думаете? (Они обозначают парные согласные звуки и составляют одну пару по глухости /звонкости. Буква з –всегда звонкий звук, а с – всегда глухой)

- На доске слова: сказка, сказочка, сказочник.

- Как называются эти слова? Что общего, что их объединяет? (Однокоренные, родственные, у них общий корень)

- Какое из слов является проверочным? А какое проверяемым?

- Прочитайте скороговорку: сказка – мёд, так и течёт.

- Как   понять поговорку? (Сказка, как мёд, - сладкая, любимая, так и течёт как речка)

- Как проверить согласный в конце слова мёд? (медок)

- Как вы подбирали проверочное слово? (Изменяли слово, чтобы после согласного стоял гласный звук)

- Послушайте разговор Буратино и Мальвины. Я взмахну палочкой и вот мы в сказке.
«Жила – была девочка Мальвина. Умная, способная и любознательная. Она любила заниматься с Буратино. Мальвина говорит: «У домика парных согласных есть пруд». А Буратино ей в ответ: «Да, прут, тоненький такой берёзовый! Как шлёпнешь им…» - «Да нет же, нет! Чистый, голубой, прозрачный пруд!» - «Ничего не понимаю!» - сказал Буратино.»

 - Ребята, вы знаете, почему произошла эта путаница? (Прежде чем написать слово, нужно выяснить его смысл)

Мы отправились на пруд,

На тропе валялся прут.

Вот пруды, а это прутик,

 И не путайте их люди!

Как же нам проверить их? (Нужно чтобы рядом с парным согласным оказался гласный)

Запишите эти слова с проверочными: пруд – пруды, прут– прутик.








Уметь подбирать проверочные слова к словам с парным согласным в корне слова











Научиться распознавать слова с парным согласным в корне слова




Учиться строить простые рассуждения (познавательные УУД)




Логически рассуждать, анализировать, делать выводы (познавательные УУД)




Развивать умение контролировать и оценивать свою деятельность (регулятивные УУД)



Слушать и слышать речь одноклассников (коммуникативные УУД)



Умение признавать собственные ошибки (личностные УУД)



Вступать в диалог: умение отвечать на вопросы учителя (коммуникативные УУД)

III. Постановка учебной задачи(3 мин)

- Какой звук мы слышим на конце словапруд? (глухой [т])

- Почему же мы пишем букву «д»? (Есть проверочное слово: пруд-пруды)

- Что нужно сделать, чтобы правильно написать слова с парными согласными? (Изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы после парного согласного стояла гласная буква.)

-Как вы думаете, какая будет тема нашего урока? (Правописание парных согласных в корне слова)


Отслеживать цель учебной деятельности (регулятивные УУД)

Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы (коммуникативные УУД)

IV. Физкультминутка (2 мин)

Раз- подняться, подтянуться,

Два- согнуться, разогнуться.

Три- в ладоши три хлопка,

На четыре руки шире,

Пять руками помахать,

Шесть за парту тихо сесть.



V. Изучение нового материала(20мин)

- Ребята, вы знаете как проверить слова с парным согласным на конце слова. А как же проверить слова с парным согласным в корне слова?

Учитель открывает запись темы на доске.

- Чтобы ответить на поставленный вопрос, предлагаю вам стать исследователями. Это значит надо внимательно слушать, думать, размышлять, вспоминать, высказываться, и тогда найдем правильный ответ.

Как узнать, какие буквы пропущены в словах: погру.ка, ша.ка, закла.ка ?

- Что для этого нужно сделать?

- Напиши проверочное слово, выдели корень, подчеркни букву, которую нужно было проверить. Напиши проверяемое слово, выдели в нём корень, подчеркни букву, которую проверяли: погрузить – погрузка, шапочка – шапка, закладочка – закладка.

Алгоритм проверки парного согласного в корне слова:

  1. 1. Подберу однокоренное слово, в котором после проверяемого согласного слышится гласный звук или звук [н].

  2. 2. Выделю корень в словах.

  3. 3. Сравню написание корней.

  4. 4. Вставлю пропущенную букву в проверяемое слово.

Учебник с. 22 Правило. (Читает 1 ученик, затем хором весь класс)

- Приведите свои примеры.

Упражнение 35. (2 ученика на откидной доске)

- Прочитайте задание. Кому не понятно?

- Выполняем самостоятельно с дальнейшей взаимопроверкой.

- Ребята, сейчас я предлагаю выполнить кроссворд.

По горизонтали:

1. Старик – шутник
На улице стоять не велит,
За нос домой тянет. (мороз)

2. Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит. (нос)
3. Вот где спряталась подружка.
Под листом сидит … (волнушка)
4. Острый кончик – ой, ой! На ноге его одной.
В деревяшке хочет жить, сверху надо его бить. (гвоздь)

5. Невысок и коренаст
Поглядеть решил на нас,
Приподняв с утра под елками
Лист с зелеными иголками. (гриб)
6.То я в клетку, то в линейку,
Написать по мне сумей-ка,
Можешь и нарисовать
Называюсь я … (тетрадь)
7. Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки –
Их зовут … (цыплятки)
8. Унылая старушка
Живет в лесной избушке,
Одно и то же говорит,
Один слог всю жизнь твердит. (кукушка)

По вертикали:

1. Если я пуста бываю,
Про тебя я забываю,
Но когда несу еду
Мимо рта я не пройду. (ложка)
2. За тобою он плетется,
Хоть на месте остается. (след)
3. Набитая пухом, лежит под ухом. (подушка)
4. Лежал, лежал,
Да в реку побежал. (снег)
5. Свернешь – клин,
Развернешь – блин. (зонт)

6.Дождь и снег, гроза и ливень.
Одним словом как назвать,
Чтоб загадку отгадать. (осадки)
13. Кверху дном – полная, книзу дном – пустая. (шапка)

- Упражнение 41. (Работа у доски по цепочке)

- Спишите, изменяя формы слов из скобок и вставляя пропущенные буквы.

- Какое словарное слово встретилось в этом предложении? (завод)

- Куда мы его запишем? (в словарь)











Знать способы проверки слов с парным согласным на конце
















Правильно писать

словас парными согласными в корне слова и на конце

Использовать простые речевые средства; включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение; отвечать на вопросы учителя (коммуникативные УУД)





Умение признавать собственные ошибки (личностные УУД)





Адекватно воспринимать указания на ошибки и исправлять их (регулятивные УУД)


Запоминать словарные слова (познавательные УУД)



Логически рассуждать, анализировать, делать выводы(познавательные УУД)




Достаточно точно выражать свои мысли(коммуникативные УУД)

VI. Подведение итогов(5 мин)

- Как называется орфограмма, которую мы сегодня изучали?

-Что вы должны помнить о написании этой орфограммы?

- Вспомните, какую цель мы поставили в начале урока?

- Удалось нам выполнить её? Повторим ещё раз алгоритм проверки парного согласного в корне слова.

- Все ли вам было понятно?



Помочь ребенку в аргументации своего мнения (коммуникативные УУД)


VII. Рефлексия учебной деятельности (3 мин)

- Кто может сказать о себе, что всё понял и может помочь однокласснику - поднимите зелёный фонарик.

- Кто ещё не всё понял и нужна помощь – жёлтый.

- А кому ещё надо очень хорошо поработать над темой - поднимите красный.

- Что было самым интересным на уроке?

-Урок наш окончен и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам,

За то, что упорно, усердно трудились!

И знания ваши нам всем пригодились!



Формировать умение оценивать себя(личностные УУД)





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!