- Начнём урок с чистописания: зссссззз - Почему в чистописании мы написали эти буквы, как вы думаете? (Они обозначают парные согласные звуки и составляют одну пару по глухости /звонкости. Буква з –всегда звонкий звук, а с – всегда глухой) - На доске слова: сказка, сказочка, сказочник. - Как называются эти слова? Что общего, что их объединяет? (Однокоренные, родственные, у них общий корень) - Какое из слов является проверочным? А какое проверяемым? - Прочитайте скороговорку: сказка – мёд, так и течёт. - Как понять поговорку? (Сказка, как мёд, - сладкая, любимая, так и течёт как речка) - Как проверить согласный в конце слова мёд? (медок) - Как вы подбирали проверочное слово? (Изменяли слово, чтобы после согласного стоял гласный звук) - Послушайте разговор Буратино и Мальвины. Я взмахну палочкой и вот мы в сказке. «Жила – была девочка Мальвина. Умная, способная и любознательная. Она любила заниматься с Буратино. Мальвина говорит: «У домика парных согласных есть пруд». А Буратино ей в ответ: «Да, прут, тоненький такой берёзовый! Как шлёпнешь им…» - «Да нет же, нет! Чистый, голубой, прозрачный пруд!» - «Ничего не понимаю!» - сказал Буратино.» - Ребята, вы знаете, почему произошла эта путаница? (Прежде чем написать слово, нужно выяснить его смысл) Мы отправились на пруд, На тропе валялся прут. Вот пруды, а это прутик, И не путайте их люди! Как же нам проверить их? (Нужно чтобы рядом с парным согласным оказался гласный) Запишите эти слова с проверочными: пруд – пруды, прут– прутик. | Уметь подбирать проверочные слова к словам с парным согласным в корне слова Научиться распознавать слова с парным согласным в корне слова | Учиться строить простые рассуждения (познавательные УУД) Логически рассуждать, анализировать, делать выводы (познавательные УУД) Развивать умение контролировать и оценивать свою деятельность (регулятивные УУД) Слушать и слышать речь одноклассников (коммуникативные УУД) Умение признавать собственные ошибки (личностные УУД) Вступать в диалог: умение отвечать на вопросы учителя (коммуникативные УУД) |
- Ребята, вы знаете как проверить слова с парным согласным на конце слова. А как же проверить слова с парным согласным в корне слова? Учитель открывает запись темы на доске. - Чтобы ответить на поставленный вопрос, предлагаю вам стать исследователями. Это значит надо внимательно слушать, думать, размышлять, вспоминать, высказываться, и тогда найдем правильный ответ. - Как узнать, какие буквы пропущены в словах: погру.ка, ша.ка, закла.ка ? - Что для этого нужно сделать? - Напиши проверочное слово, выдели корень, подчеркни букву, которую нужно было проверить. Напиши проверяемое слово, выдели в нём корень, подчеркни букву, которую проверяли: погрузить – погрузка, шапочка – шапка, закладочка – закладка. Алгоритм проверки парного согласного в корне слова: 1. Подберу однокоренное слово, в котором после проверяемого согласного слышится гласный звук или звук [н]. 2. Выделю корень в словах. 3. Сравню написание корней. 4. Вставлю пропущенную букву в проверяемое слово. Учебник с. 22 Правило. (Читает 1 ученик, затем хором весь класс) - Приведите свои примеры. Упражнение 35. (2 ученика на откидной доске) - Прочитайте задание. Кому не понятно? - Выполняем самостоятельно с дальнейшей взаимопроверкой. - Ребята, сейчас я предлагаю выполнить кроссворд. По горизонтали: 1. Старик – шутник На улице стоять не велит, За нос домой тянет. (мороз) 2. Вот гора, а у горы Две глубокие норы. В этих норах воздух бродит, То заходит, то выходит. (нос) 3. Вот где спряталась подружка. Под листом сидит … (волнушка) 4. Острый кончик – ой, ой! На ноге его одной. В деревяшке хочет жить, сверху надо его бить. (гвоздь) 5. Невысок и коренаст Поглядеть решил на нас, Приподняв с утра под елками Лист с зелеными иголками. (гриб) 6.То я в клетку, то в линейку, Написать по мне сумей-ка, Можешь и нарисовать Называюсь я … (тетрадь) 7. Вышла курочка гулять, Свежей травки пощипать, А за ней ребятки – Их зовут … (цыплятки) 8. Унылая старушка Живет в лесной избушке, Одно и то же говорит, Один слог всю жизнь твердит. (кукушка) По вертикали: 1. Если я пуста бываю, Про тебя я забываю, Но когда несу еду Мимо рта я не пройду. (ложка) 2. За тобою он плетется, Хоть на месте остается. (след) 3. Набитая пухом, лежит под ухом. (подушка) 4. Лежал, лежал, Да в реку побежал. (снег) 5. Свернешь – клин, Развернешь – блин. (зонт) 6.Дождь и снег, гроза и ливень. Одним словом как назвать, Чтоб загадку отгадать. (осадки) 13. Кверху дном – полная, книзу дном – пустая. (шапка) - Упражнение 41. (Работа у доски по цепочке) - Спишите, изменяя формы слов из скобок и вставляя пропущенные буквы. - Какое словарное слово встретилось в этом предложении? (завод) - Куда мы его запишем? (в словарь) | Знать способы проверки слов с парным согласным на конце Правильно писать словас парными согласными в корне слова и на конце | Использовать простые речевые средства; включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение; отвечать на вопросы учителя (коммуникативные УУД) Умение признавать собственные ошибки (личностные УУД) Адекватно воспринимать указания на ошибки и исправлять их (регулятивные УУД) Запоминать словарные слова (познавательные УУД) Логически рассуждать, анализировать, делать выводы(познавательные УУД) Достаточно точно выражать свои мысли(коммуникативные УУД) |
- Кто может сказать о себе, что всё понял и может помочь однокласснику - поднимите зелёный фонарик. - Кто ещё не всё понял и нужна помощь – жёлтый. - А кому ещё надо очень хорошо поработать над темой - поднимите красный. - Что было самым интересным на уроке? -Урок наш окончен и выполнен план. Спасибо, ребята, огромное вам, За то, что упорно, усердно трудились! И знания ваши нам всем пригодились! | | Формировать умение оценивать себя(личностные УУД) |