Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации | Формируемые умения (универсальные учебные действия) |
1. Актуализация и пробное учебное действие | Организация рабочего места. Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. | 1.Приветствие. Проверка готовности к уроку. Хорошо проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке: Ручка, книжки и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? -Запишите число и вид работы. -Сегодня мы с вами продолжим увлекательное путешествие по стране Синтаксис. -Давайте вспомним термины из этой страны. 2. Словарная работа –словарь терминов(слайд № 1). Синтаксис, пунктуация, пунктограмма, предложение, грамматическая основа, простое предложение. -Дайте определение каждому термину. -Запишите словарь в тетрадь, оставив пустую строчку для записи темы. | Записывают число и вид работы Записывают словарь терминов | Фронтальная | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. |
| Просмотр мультимедийной презентации с тестовыми заданиями | Проблемная ситуация (слайд № 2) -Приближается Новогодний праздник, и Дед Мороз решил отправить ребятам подарки. Но дедушка забыл, в какой мешок он их положил. Помнит только, что на нём было написано сложное предложение. Как вы думаете, в каком мешке подарки? Покажите сигнальную карточку: красную, зелёную или оранжевую. -Давайте проверим. Обоснуйте свои ответы. -Как вы думаете, какова сегодня тема нашего урока? Запись темы в тетрадь. | Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины. Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов Записывают тему в тетрадь. | | Познавательные: способны понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний |
2.Выявление места и причины затруднения | Эвристическая беседа по теме урока | -Перед вами даны определения сложного предложения.(слайд № 3) СП- это предложение, в котором очень много слов. СП- это предложение, в котором стоят запятые. СП- это предложение, в котором две грамматические основы. СП- это предложение, в котором две и более грамматические основы. -Какое из этих определений верное. Обоснуйте свой ответ. | Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания. Перечисляют признаки сложного предложения | Фронтальная | Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации |
| Эвристическая беседа, анализ синтаксических конструкций | Работа в парах Распределите предложения на две группы. Составьте схемы и подумайте, по какому признаку это можно сделать. По обе стороны улицы зажигались фонари, и в окнах домов показались огни. Ветер усиливался, метель разыгралась сильнее. Настала ночь, но месяц не появился на небе. Медведи заснули в своих берлогах, ежи спят в норках. От пары выступают по одному ученику, а остальные осуществляют взаимопроверку Вывод: СП бывают союзные и бессоюзные, после каждой части в СП ставится запятая. | Записывают предложения в два столбика. Слушают других; наблюдают за синтак-сическими единицами, выполняют задание | Парная | Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы |
3.Целепо- лагание и построение проекта выхода из затруднения | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся | Игра «Собери поезд» Ученики с табличками выходят к доске и конструируют «поезд» из частей: Прошёл снегопад, и ребята стали кататься на санках. Когда прошёл снегопад, ребята стали кататься на санках. Прошёл снегопад, ребята стали кататься на санках. | Знакомятся с заданием, слушают учителя, под руководством педагога составляют план работы над заданием | Парная | Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания |
4..Первичное закрепление с комментированием | Письменная работа с текстом по вариантам | Слайд № 4 , на партах тексты (1)В 1700 году Пётр Первый издал указ о праздновании Нового года первого января и народ исполнил царскую волю. (2)По велению царя люди украшали дом, улицу, двор еловыми ветками, чтобы все чувствовали праздничное настроение.(3) Дочь Петра Елизавета тоже любила устраивать во дворце новогодние ёлки. (4)Она желала, чтобы жители веселились всю ночь. (5) В 19 веке была устроена первая ёлка в Петербурге, и вскоре этот обычай распространился по всей России. (6)В 1935 году впервые состоялась новогодняя ёлка для ребятишек в Кремле. (7) Мальчики и девочки были в карнавальных масках. (8) Сегодня Новый год – это желанный праздник, когда взрослые и дети ждут подарков и тёплых пожеланий. Чтение текста, определение его темы, идеи. 1в. – Выпишите номера простых предложений. 2в. - Выпишите номера сложных предложений. -Заметили ли вы пунктуационную ошибку? | Работают с заданием. Отвечают на вопросы. | Фронтальная, индивидуальная | Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: строят монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач |
5.Физкультминутка | | | | | |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике | 1.Самостоятельное выполнение упр.325 на с.100 с проверкой по эталону (слайд № 5) 2. Резерв для мотивированных учащихся Кисель там варят из резины Галоши делают из глины Кирпич там жгут из молока Творог готовят из песка Стекло там плавят из бетона Плотины строят из картона Обложки там из чугуна Там варят сталь из полотна Кроят рубашки из пластмассы Посуду делают из мяса Котлеты стряпают из пряжи Костюмы шьют там на продажу. - Прочтите стихотворение и объясните, в какой стране всё это происходит. Что нужно сделать, чтобы всё стало на свои места? | Выполняют задания | Индивидуальная | Личностные: оценивают содержание с нравственно-этической позиции. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти) |
7.Включение в систему знаний | Проверка и обсуждение работ учащихся. Обобщение полученных сведений, оценивание | Тестирование -Отметьте только сложные предложения, выделив грамматические основы. | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают вывод | Фронтальная | Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
8. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта | Подбор примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах. Ознакомление с заданием | Учитель рассказывает сказку «Волшебные краски» -Один раз в сто лет самый добрый из всех самых добрых волшебников- Дед Мороз – в новогоднюю ночь приносит семь волшебных красок. Этими красками можно нарисовать всё, что захочешь, и нарисованное оживет. Хочешь - нарисуй стадо коров, а потом паси их. Хочешь – нарисуй корабль и путешествуй на нем. Волшебными красками можно нарисовать все, что угодно. Даже мыло будет мылиться. Поэтому Дед Мороз дает краски только самому доброму человеку. Это и понятно… Однажды он принес их одному мальчику. Он нарисовал бабушке теплый платок, а слепому дедушке - новые красивые глаза. Он рисовал весь вечер, чтобы подарить радость людям. Творческое задание: продолжить сказку - составить 5 сложных предложений «Что бы я нарисовал, если бы у меня были волшебные краски?» | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем делают вывод | Групповая, фронтальная | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно- следственные связи Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. |
9.Рефлексия | Подведение итогов Домашнее задание | -Что вы узнали о сложном предложении? -Чему вы учились на уроке? -Какой вид работы понравился больше всего? П.24,упр.326, с.101(базовый уровень) Упр.324, с.100 (повышенный уровень) | | | Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |