Тема урока: Соседи Солнца.
Учитель: Каравская Л.А.
2019г.
Дидактическая структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемые результаты |
Организационный момент | Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку. Так проверим Все ль на месте, Все ль в порядке: Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку « пять»! Сегодня я вам желаю в процессе урока открыть для себя новые знания, которые зависят от ваших умений, ведь обучение состоит из постоянных поисков и находок. Поэтому давайте двигаться вперед, и придет успех. | Приветствие учителя, подготовка к уроку | Личностные: формирование ответственного отношения к учению Регулятивные УУД: формирование способности к организации своей деятельности |
Актуализация знаний. | Что такое Вселенная? Какой древнегреческий учёный, первый предположил, что Земля вовсе не плоская, а имеет форму шара? Назовите польского астронома, который наблюдая, за звездами и планетами, сделав математические расчеты, пришёл к выводу, что Земля обращается вокруг Солнца? Кто из древнегреческих учёных считал, что в центре Вселенной расположена неподвижная Земля вокруг которой вращаются восемь небесных сфер, а на них неподвижно закреплены небесные тела: планеты, Луна, Солнце, звёзды? Какой итальянский учёный считал, что у Вселенной нет центра, а Солнце это центр Солнечной системы? | Отвечают на вопросы. Высказывают своё мнение | Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формой речи. Регулятивные УУД: формирование способности к организации своей деятельности |
Постановка учебной проблемы. | Люди какой профессии могут путешествовать во Вселенной? На какой планете мы живём? Как вы думаете, есть ли другие планеты? Существует ли жизнь на других планетах? Можем ли мы сейчас ответить на этот вопрос? | Отвечают на вопросы учителя, высказывают свою точку зрения, формулируют учебную проблему. | Личностные УУД: мотивация к познавательной деятельности Коммуникативные УУД:. организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, общаться и взаимодействовать друг с другом, высказывать свое мнение Регулятивные УУД: планирование своих действий. |
Постановка темы и цели урока. | Можем мы назвать Землю соседкой Солнца? Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим на рисунок на стр. 52 учебника, демонстрирующий схему Солнечной системы. Назовите планеты, являющиеся соседями Солнца. Подумаем, какая тема сегодняшнего урока? У кого какие предположения? Как вы считаете, какая будет цель нашего урока? О чём сегодня нам необходимо узнать? | Отвечают на вопросы, работают со схемой Солнечной системы в учебнике, анализируют ответы, высказывают свою точку зрения по поводу темы и цели урока. | Регулятивные УУД: самостоятельно выделять и формулировать тему и цель Коммуникативные УУД: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, выражать своё мнение |
Освоение нового материала. | Сколько планет является соседями Солнца? Что объединяет эти планеты? Какое значение для планет имеет солнце? Что является центром для этих планет? Какой вывод мы можем сделать? Чем планеты отличаются друг от друга? Можем ли мы разделить планеты на 2 группы? Назовите планеты – гиганты. Назовите планеты земной групп. | Работают со схемой Солнечной системы. Отвечают на вопросы, анализируя схему Солнечной системы, делают выводы. | Регулятивные УУД: планировать свою деятельность под руководством учителя Познавательные УУД: добывать новую информацию из учебника, делать анализ Личностные УУД: осознание необходимости новых знаний |
На какой вопрос мы не смогли с вами ответить? Чтобы узнать, есть ли жизнь на других планетах, что нам нужно знать? На каждом столе у вас находится маршрутный лист. Вы по парам отправляетесь изучать планеты земной группы на маленьких звездолетах. - Какие черты характера необходимы вам, чтобы преодолеть трудности, которые могут появиться у вас при работе? ( Трудолюбие, внимательность, умение сотрудничать). Маршрутный лист (на каждый стол) участника(цы) межпланетной экспедиции Ф.И._______________________________ Тема: «Соседи Солнца». Этап №1. Используя знания темы «Вселенная» и информацию дополнительных источников, заполните таблицу и обоснуйте возможность существования живых организмов на Меркурии, Венере, Марсе. Название планеты | Расстояние от Солнца | Наличие спутников | Наличие и состав атмосферы | Температура на планете | Наличие запасов воды | 1.Меркурий 2. Венера 3. Марс | | | | | | Этап №2. Объяснить, почему на Земле есть жизнь? | Отвечают на вопросы учителя. Работают с учебником стр.53-54 и заносят в таблицу данные о планетах Солнечной системы. | Регулятивные УУД: работать в соответствии с поставленной задачей Познавательные УУД: составлять характеристику планет по плану Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; формулирование и аргументация своего мнения и позиции; публично защищать свою позицию Предметные: знание особенностей планет, расположения и вращения Земли в Солнечной системе. |
Физкультминутка | Музыкальная физкультминутка «Весёлая зарядка» | Выполняют упражнения | Коммуникативные УУД: сотрудничество в команде |
Закрепление нового материала | На слайде планеты Солнечной системы Что такое Солнечная система? На какие две группы делят планеты Солнечной системы? Назовите планеты земной группы. Какая планета земной группы расположена ближе всех к Солнцу, а какая дальше? Какая планета земной группы самая маленькая, а какая самая большая? В чём заключается главное отличие Земли от других планет? Какие планеты солнечной системы имеют спутники? | Каждая пара делает отчет о проделанной работе (дает характеристику планетам). Вывод: итак, на других известных людям планетах земной группы жизнь невозможна. Отвечают на вопросы учителя о Солнечной системе и планетах земной группы, закрепляя пройденный материал | Коммуникативные УУД: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, общаться и взаимодействовать друг с другом ПознавательныеУУД: выстраивание логической цепочки рассуждения |
Контроль | Тест «Солнечная система» 1.Сколько планет входит в Солнечную систему? 1) 4 2) 6 3) 8 4) 10 2.Сколько спутников имеет Марс? 1) 1 2) 2 3) 3 4) 4 3.Какая планета расположена ближе всего к Солнцу? 1) Меркурий 2)Венера 3)Земля 4)Марс 4.Планета солнечной системы, на которой есть жизнь. 1)Венера 2)Земля 3)Марс 4)Меркурий 5.На какой планете средняя температура -700? 1) Меркурий 2)Венера 3)Земля 4)Марс 6.У какой планеты поверхность занимают в основном холмистые равнины? 1)Венера 2)Земля 3)Марс 4)Меркурий Организует у учащихся взаимопроверку теста. | Выполняют тест «Солнечная система» Обмениваются работами для взаимопроверки. Правильные ответы с критериями оценки на слайде. | Регулятивные УУД: сравнивать полученные результаты с ожидаемым, оценивать свою работу и работу одноклассников Коммуникативные УУД: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, общаться и взаимодействовать друг с другом Познавательные УУД: контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
Рефлексия | Что нового вы узнали на уроке? Что показалось сложным? Кто оценивает свою работу на уроке на отлично - поднимают красные звездочки, на хорошо - зелёные. Кто считает, что сегодня, мог бы поработать лучше, показывают синие звездочки. | Учащиеся отвечают на вопросы | Регулятивные УУД: оценивать свою работу и работу одноклассников |
Домашнее задание | Комментирует отметки за урок. Инструктаж о выполнении домашнего задания. . &10 Раб.тетр.№3.4 стр.26-27. Творческое задание: нарисовать рисунок по теме урока «Планеты Земной группы» или составить кроссворд по данной теме | Учащиеся записывают в дневник домашнее задание. | |