СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Строение и жизнедеятельность клетки"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока разработана для одаренных детей 5 класса. Тип урока - комбинированный.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Строение и жизнедеятельность клетки"»

Технологическая  карта урока по биологи в 6 классе (для одаренных детей)

Дмитриева Елена Николаевна

Предмет: Биология
Класс: 6 класс
Тип урока: Урок исследования объекта.

Тема

Строение и жизнедеятельность клеток. 

Цель

 Организовать самостоятельную деятельность учащихся для исследования элементарной частицы живого — клетки.

Задачи

Создать на уроке условия для развития у учащихся исследовательских умений и навыков.

Создать на уроке ситуацию рефлексии по поводу самоопределения на групповую работу.

Продолжить работу по формированию научного мировоззрения на примере показа связи строения с выполняемыми функциями.

Планируемые результаты

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— строение клетки;

— химический состав клетки;

— основные процессы жизнедеятельности клетки;

Учащиеся должны уметь:

— определять понятия: «клетка», «оболочка», «цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», «хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;

— работать с лупой и микроскопом;

— готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;

— распознавать различные виды тканей.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— анализировать объекты под микроскопом;

— сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;

— оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;

— работать с текстом и иллюстрациями учебника.

- формирование ответственного отношения к учению,

Личностные результаты обучения

готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования, с учётом устойчивых познавательных интересов; сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;

способность адекватно оценивать свои возможности на праве выбора соответствующего задания

Основные понятия

 «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»

Ресурсы:

  • основные

  • дополнительные

 Натуральные объекты

Комплекты микропрепаратов

Ботаника I

Ботаника II

Объёмные модели

Строение клеточной оболочки

Приборы

Раздаточные

Лупа ручная

Игла препаровальная

Микроскоп

Мультимедийные средства обучения

Компакт-диск «Уроки биологии КиМ. Растения. Бактерии. Грибы»

Формы урока

Г – групповая

Технология

Технология организации самостоятельной работы













Дидактическая
структура
урока

Деятельность
учеников

Деятельность
учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Формируемые

УУД

- Познавательные
-
Коммуникативные
-
Регулятивные

Организационный момент
Время:2 мин.
Основные этапы:

создание групп

 Объединиться в мини-группу и занять рабочее место

 Организация деятельности учащихся по самоопределению на групповую работу

Применяем активный метод «Выбери

партнера»

На столе разложены разноцветные карточки (зеленые, оранжевые, красные, синие). Каждому ученику необходимо взять карточку, выяснить, кто еще выбрал тот же цвет и, объединившись в мини-группу по выбранному цвету, занять свое рабочее место.


Регулятивные 

Концентрирование внимания

Коммуникативные

умение слушать;

организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (если речь идет о групповой работе).

Проверка домашнего задания
Время: 5 мин.

 Настроить микроскоп

 Организовать работу по подготовке увеличительных приборов к работе, проверить готовность рабочих инструментов в каждой группе

 Подготовить увеличительные приборы к работе

 Регулятивные

Корректировка выполненных заданий

 Коммуникативные

устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми.

Познавательные

Выделение прбелов знаний в пройденной теме

Изучение нового материала
Время:20 мин.

Этапы:

Целеполагание (5 мин.)






Деятельностный (15 мин.)

1.Формулирую цель


. 2.Разрабатывают план дальнейшей самостоятельной деятельности, учитывая свои возможности





3.Работа групп по инструктивным картам

 Предлагает каждой подгруппе инструктивые карты исследовательской работы










Выполняет роль консультанта по образовательному запросу обучающегося.


 Технологическая карта самостоятельной работы

Задания и варианты их выполнения.

 Карточка №1 

Практикум: «Строение растительной, животной клеток»

Цель: закрепить умения работать с микроскопом,  научиться готовить микропрепараты и рассматривать  их под микроскопом, находить особенности строения растительной  клеток.

Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла, лук репчатый, пинцет медицинский, припаровальные иглы, пипетка, стаканы с водой, ватные палочки, йод

 Изучение  строения растительной клетки.

 (выберите один из вариантов).

I вариант

1.Приготовьте микропрепарат растительной клетки. (Приготовление микропрепарата кожицы лука: Аккуратно, с помощью припаровальной иглы и пинцета, снять кожицу с внутренней стороны листа лука. На предметное стекло нанести каплю воды и поместить туда приготовленный микропрепарат. Накрыть покровным стеклом. Рассматривать готовый микропрепарат под увеличением 0,4.)

Рассмотрите строение растительной клетки.

Сравните с рисунком из учебника (стр.26)

Зарисуйте и подпишите увиденное

 

II вариант

Рассмотрите готовый микропрепарат растительной клетки

Сравните с рисунком из учебника (стр.26)

Зарисуйте и подпишите увиденное

 

III вариант

Используя рисунок учебника на стр.26 рассмотрите строение растительной клетки. Зарисуйте и подпишите увиденное.

Карточка №2.

Практикум: «Строение растительной, животной клеток»

Цель: закрепить умения работать с микроскопом,  научиться готовить микропрепараты и рассматривать  их под микроскопом, находить особенности строения животной  клеток.

Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла,  пинцет медицинский, припаровальные иглы, пипетка, стаканы с водой, ватные палочки, йод

 Изучение  строения животной клетки.

(выберите один из вариантов).

I вариант

Приготовьте микропрепарат животной клетки. ( Приготовление микропрепарата животной клетки: С помощью ватной палочки помести каплю «голодной» слюны на предметное стекло. Добавить в приготовленный мазок одну каплю спиртового раствора йода (5%). Накрыть покровным стеклом. Рассматривать готовый микропрепарат при увеличении 0,4).

Сравните с рисунком из учебника (стр.27)

Зарисуйте и подпишите увиденное.

II вариант

Рассмотрите готовый микропрепарат животной клетки

Сравните с рисунком из учебника (стр.27)

Зарисуйте и подпишите увиденное.

III вариант

Используя рисунок учебника на стр.27 рассмотрите строение животной клетки. Зарисуйте и подпишите увиденное.

Регулятивные

1.Формирование действий целеполагания (постановка цели и задач исследовательской работы;

2.Планирование хода исследовательской работыработы;

3.Выбор эффективных путей организации практической работы.

Коммуникативные

1 устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми;

2умение работать в группе (распределять задания на каждого).

Познавательные

 1. Приготовление микропрепаратов;

2. Умение работать с увеличительными приборами;

3 Развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией.


Закрепление нового материала
Время: (5 мин.)

Заполняют предложенную таблицу

 Организует работу по воспроизведению полученных заний на уроке

- предлагает заполнить таблицу «Признаки различия клеток».

.

 Выявите признаки различия клеток. Ответ оформите 

в виде таблицы (заками «+» и «-» отметить наличие клеточных структур)

Растительные клетки

Признаки

Животные клетки


Ядро



Клеточная стенка



Вакуоль



Пластиды



Цитоплазма



Ядрышко

Органоиды


 


Регулятивные 

выбор эффективных путей организации практической работы.

Коммуникативные 

оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра

Познавательные

Воспроизведение полученных знаний - создание образа биологического объекта


Контроль
Время:(3 мин. )

Проводят самоконтроль и самооценку образовательного продукта. 

Совместно с учащимися корректирует ответы и оценивает деятельность учащихся

Формы контроля и оценки результатов урока.

 Учащиеся совместно с учителем проверяет качество приготовленного микропрепарата, рисунков и надписей.

Оценка «5» за I вариант, выполненный без единой ошибки.

Оценка «4» за I вариант с допущением 1-2 ошибок,

за II вариант выполненный без ошибок.

Оценка «3» за выполненный I вариант с допущением 3-4 ошибок;

  за выполненный II вариант с 1-2 ошибками; 

за выполненный III вариант без ошибок или не более 1 ошибки

Регулятивные 

 контролировать и оценивать свои действия, как по результату, так и по способу действия;

2 вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Коммуникативные

оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра.

Познавательные

использование общеучебных знаний.

Рефлексия
Время:(5 мин.)

Рефлексируют по результату (образовательному продукту) своей деятельности.

Предлагает выполнить рефлексию своей деятельности.


Какими способами можно изучить строение растительной и животной клеток. Какой из них, на Ваш взгляд, является эффективным? Какие трудности возникли у Вас в процессе работы? Каков мой главный результат занятия, благодаря чему он достигнут? 

 Регулятивные

Осмысливание своего образа работы с учебным материалом

Коммуникативные 

Осмысливание действий с учётом позиции другого; 2.умение согласовывать свои действия.

Познавательные

1. Осознание содержания материала (используются самые разные приёмы, основанные на слиянии имеющихся знаний с новыми, на анализе субъективного опыта), например о связи строения с выполняемыми функциями клетки