Предмет | русский язык |
Класс: 6 | Дата проведения: |
Тема урока: | Текст и его признаки |
Цели: | углубление знаний о тексте, его признаках; формирование умения уч-ся выполнять анализ текста, пользоваться алгоритмом рассуждения; формирование у уч-ся УУД; развитие умения анализировать, сравнивать, делать выводы; воспитание нравственно-этических представлений. |
Тип урока: | урок открытия новых знаний. |
Планируемые результаты: | личностные результаты: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом учебном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества; понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; уважительное отношение к родному языку; |
метапредметные результаты: владение всеми видами речевой деятельности; овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения. |
предметные результаты: знают признаки текста; умеют определять тему, идею, тип и стиль текста, строить текст как речевое высказывание, выполнять языковые разборы; имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц. |
Основные понятия: | функциональные разновидности языка, разговорная речь, функциональные стили (официально-деловой, научный, публицистический), язык художественной литературы. |
Методы и формы обучения: | наблюдение над языковыми явлениями; создание проблемных ситуаций; самостоятельная, индивидуальная, групповая, фронтальная работа; творческая работа и др. |
Ресурсы: | http://uroki.net/, http://www.zavuch.ru/, http://festival.1september.ru/; учебник, тетрадь , презентация |
Автор УМК: | Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, А.В.Глазков, А.Г.Лисицын |
Деятельность учителя | Деятельность обуч-ся | Формируемые УУД |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала. Задание: продолжите фразу «Чтобы хорошо учиться, нужно …» | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные мат-лы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку | Л.: положительно относятся к учению, познавател. деятельности; П.: осознают учебно-познавательную задачу. Р.: планируют с учителем, одноклассниками или самостоятельно учебные действия |
Актуализация изученного и пробное учебное действие |
Учитель организует работу по актуализации знаний. 1) Учебный диалог по теме «Функциональные разновидности языка»: взаимоопрос (работа в парах) 2) Орфографическая работа (1 чел. у доски) – с. 12 3) Лингвистическая разминка: языковые разборы (с объяснением у доски) Задания: Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизни является, конечно, умение ясно, понятно говорить на своем языке. Синтаксический разбор предложения. Морфемный и словообразовательный разбор слова: ясно. Транскрипция слова: умение. Морфологический разбор слова: является. 4) Инд. работа уч-ся по карточке («западающие темы») | Выполняют задания, анализируют. Самостоятельно работают. | П.: выполняют учебно-познавательные действия; Р.: принимают и сохраняют учебную задачу. К.: обосновывают свою точку зрения. |
Выявление места и причины затруднения. Создание проблемной ситуации |
1)Аналитическое задание: наблюдение над языковым материалом (коллективная работа ) Задание: = Попробуйте, опираясь на схему, сформулировать определение текста. Признаки | наличие темы | наличие или возможность заголовка | смысловая связь между предложениями | определенная последовательность предложений | использование языковых средств связи между предложениями | 2) Учебный диалог (коллективная работа ) - Почему не все выполнили задание? = не владеют лингвистической терминологией, не знают тему - Какая учебная задача стоит перед нами? | Уч-ся выполняют задания | Л.: осознают трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. П.: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Р.: осознают недостаточность своих знаний. К.: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации |
Целеполагание |
Учитель: организует беседу с обучающимися по определению темы урока, постановке целей урока. Актуализировать… Формировать… Совершенствовать… Воспитывать… | Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. | П.: формирование предметных понятий Р.: планируют действия. К.: составляют высказывания |
Создание проблемной ситуации. Построение проекта выхода из затруднений |
1)Аналитическое задание: работа с текстами - упр. 13 (работа в парах с последующим обсуждением) Задание: = Определите, какой из данных фрагментов является текстом. Почему? = Определите его тему, идею. 2) Составление алгоритма рассуждения (коллективная работа) Алгоритм рассуждения «Как определить текст» | Выполняют задание, под руководством педагога составляют алгоритм работы, заполняют шаблон. Задают вопросы для уточнения Информации. Работают с материалом учебника. | П.: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Р.: осознают недостаточность своих знаний. К.: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации Л.: проявление интереса к учению |
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи |
Учитель: создает условия для коллективной и индивидуальной работы для первичного закрепления 1)Изучение теоретического материала учебника: п.3, с.12-14(самостоятельная работа с последующим обсуждением) Беседа: - Чем дополняет материал учебника составленный нами алгоритм? 2)Взаимообъяснения уч-ся по теме урока с использованием лингвистической терминологии (работа в парах). 3)Консультация учителя по вопросам уч-ся (по мере необходимости) Физкультминутка | Выполняют задание, под руководством педагога составляют алгоритм работы, заполняют шаблон. Задают вопросы для уточнения информации Работают с материалом учебника. Выполняют физические упражнения. | Л.: участвуют в творческом процессе. П.: выполняют учебно-познавательные действия; Р.: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. К: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
Включение в систему знаний и повторение. Самостоятельная работа |
Учитель: создает условия для коллективной и индивидуальной работы с учетом индивидуальных «зон выпадения». 1)Аналитическое задание: работа с текстом – упр. 14 (сам. работа с последующим обсуждением) Задание: = Прочитайте текст. Определите его тему, идею. = Объясните значение слова БЛАГОДАТЬ. = Спишите текст, соблюдая нормы русского языка. 2) Р.р. Работа с текстом: комплексный анализ текста - упр. 5 (самостоятельная работа с последующим обсуждением) Задание: = Прочитайте выразительно текст. Определите тему текста. = Определите тип, стиль текста. = Составьте план текста. = Определите средства связи пр-й во втором абзаце (наречие). = Спишите абзац 2. = Выполните синтаксический разбор последнего пр-я. 3) Р.р.Работа по развитию культуры речи обуч-ся: игровое задание «Редактор» (сам. работа с последующей проверкой) Задание: исправьте ошибки в следующих пр-ях. 1. По отношению к Чацкому отношение Софьи изменилось не в лучшую сторону. 2. На середину вышел его близкий приближенный. 3. Исследуемый вопрос уже был исследован французскими учеными. 4. Идеал русской женщины поэтически воспроизвел в образе Татьяны поэт Пушкин. 5. В конце романа Базаров уже не так твердо убежден в своих убеждениях. | Выполняют задания | Л.: участвуют в творческом процессе. П.: выполняют учебно-познавательные действия; Р.: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. К: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
Рефлексия учебной деятельности на уроке |
Организует заключительную беседу по вопросам Прием «Ключевые слова» Самооценивание Д/з (поясняет, комментирует): п. 4, упр. 16; словарные слова Подведение итогов на уроке, выставление оценок. | Самооценка: как я работал на уроке? Самоанализ: как я понял тему? | Р.: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. К.: высказывают и обосновывают свою точку зрения. |