СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Текст и его признаки"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме "Текст и его признаки" составлена с учетом системно-деятельностного подхода в обучении. Соответствует УМК Рыбченковой

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Текст и его признаки"»

Предмет

русский язык

Класс: 6

Дата проведения:

Тема урока:

Текст и его признаки

Цели:

углубление знаний о тексте, его признаках; формирование умения уч-ся выполнять анализ текста, пользоваться алгоритмом рассуждения; формирование у уч-ся УУД; развитие умения анализировать, сравнивать, делать выводы; воспитание нравственно-этических представлений.

Тип урока:

урок открытия новых знаний.

Планируемые результаты:

личностные результаты: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом учебном процессе; осознание себя как ин­дивидуальности и одновременно как члена общества; понимание русского языка как одной из основных на­ционально-культурных ценностей русского народа; уважительное отношение к родному языку;

метапредметные результаты: владение всеми видами речевой деятельности; овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный по­иск информации, её анализ и отбор; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окру­жающими людьми в процессе речевого общения.

предметные результаты: знают признаки текста; умеют определять тему, идею, тип и стиль текста, строить текст как речевое высказывание, выполнять языковые разборы; имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц.

Основные понятия:

функциональные разновидности языка, разговорная речь, функциональные стили (официально-деловой, научный, публицистический), язык художественной литературы.

Методы и формы обучения:

наблюдение над языковыми явлениями; создание проблемных ситуаций; самостоятельная, индивидуальная, групповая, фронтальная работа; творческая работа и др.

Ресурсы:

http://uroki.net/, http://www.zavuch.ru/, http://festival.1september.ru/; учебник, тетрадь , презентация

Автор УМК:

Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, А.В.Глазков, А.Г.Лисицын


Организационная структура (сценарий) урока

Деятельность учителя

Деятельность обуч-ся

Формируемые УУД

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала.


Задание: продолжите фразу «Чтобы хорошо учиться, нужно …»

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем.

Размещают учебные мат-лы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Л.: положительно относятся к учению, познавател. деятельности;

П.: осознают учебно-познавательную задачу.

Р.: планируют с учителем, одноклассниками или самостоятельно учебные действия

Актуализация изученного и пробное учебное действие

Учитель организует работу по актуализации знаний.

1) Учебный диалог по теме «Функциональные разновидности языка»: взаимоопрос (работа в парах)

2) Орфографическая работа (1 чел. у доски) – с. 12

3) Лингвистическая разминка: языковые разборы (с объяснением у доски)

Задания:

Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизни является, конечно, умение ясно, понятно говорить на своем языке.

  • Синтаксический разбор предложения.

  • Морфемный и словообразовательный разбор слова: ясно.

  • Транскрипция слова: умение.

  • Морфологический разбор слова: является.

4) Инд. работа уч-ся по карточке («западающие темы»)

Выполняют задания, анализируют.




Самостоятельно работают.



П.: выполняют учебно-познавательные действия;

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу.

К.: обосновывают свою точку зрения.

Выявление места и причины затруднения. Создание проблемной ситуации

1)Аналитическое задание: наблюдение над языковым материалом (коллективная работа )

Задание:

= Попробуйте, опираясь на схему, сформулировать определение текста.




Признаки

наличие темы

наличие или возможность заголовка

смысловая связь между предложениями

определенная последовательность предложений

использование языковых средств связи между предложениями

2) Учебный диалог (коллективная работа )

- Почему не все выполнили задание? = не владеют лингвистической терминологией, не знают тему

- Какая учебная задача стоит перед нами?

Уч-ся выполняют задания

Л.: осознают трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

П.: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Р.: осознают недостаточность своих знаний.

К.: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Целеполагание

Учитель: организует беседу с обучающимися по определению темы урока, постановке целей урока.

  1. Актуализировать…

  2. Формировать…

  3. Совершенствовать…

  4. Воспитывать…

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем.

П.: формирование предметных понятий

Р.: планируют действия.

К.: составляют высказы­вания

Создание проблемной ситуации. Построение проекта выхода из затруднений

1)Аналитическое задание: работа с текстами - упр. 13 (работа в парах с последующим обсуждением)

Задание:

= Определите, какой из данных фрагментов является текстом. Почему?

= Определите его тему, идею.

2) Составление алгоритма рассуждения (коллективная работа)

Алгоритм рассуждения «Как определить текст»

Выполняют задание, под руководством педагога составляют алгоритм работы, заполняют шаблон.

Задают вопросы для уточнения

Информации.

Работают с материалом учебника.

П.: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Р.: осознают недостаточность своих знаний.

К.: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Л.: проявление интереса к учению

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Учитель: создает условия для коллективной и индивидуальной работы для первичного закрепления

1)Изучение теоретического материала учебника: п.3, с.12-14(самостоятельная работа с последующим обсуждением)

Беседа:

- Чем дополняет материал учебника составленный нами алгоритм?

2)Взаимообъяснения уч-ся по теме урока с использованием лингвистической терминологии (работа в парах).

3)Консультация учителя по вопросам уч-ся (по мере необходимости)

Физкультминутка

Выполняют задание, под руководством педагога составляют алгоритм работы, заполняют шаблон.

Задают вопросы для уточнения

информации

Работают с материалом учебника.

Выполняют физические упражнения.

Л.: участвуют в творческом процессе.

П.: выполняют учебно-познавательные действия;

Р.: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

К: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Вклю­чение в систему знаний и повто­рение. Самостоятельная работа

Учитель: создает условия для коллективной и индивидуальной работы с учетом индивидуальных «зон выпадения».

1)Аналитическое задание: работа с текстом – упр. 14 (сам. работа с последующим обсуждением)

Задание:

= Прочитайте текст. Определите его тему, идею.

= Объясните значение слова БЛАГОДАТЬ.

= Спишите текст, соблюдая нормы русского языка.

2) Р.р. Работа с текстом: комплексный анализ текста - упр. 5 (самостоятельная работа с последующим обсуждением)

Задание:

= Прочитайте выразительно текст. Определите тему текста.

= Определите тип, стиль текста.

= Составьте план текста.

= Определите средства связи пр-й во втором абзаце (наречие).

= Спишите абзац 2.

= Выполните синтаксический разбор последнего пр-я.

3) Р.р.Работа по развитию культуры речи обуч-ся: игровое задание «Редактор» (сам. работа с последующей проверкой)

Задание: исправьте ошибки в следующих пр-ях.

1. По отношению к Чацкому отношение Софьи изменилось не в лучшую сторону.

2. На середину вышел его близкий приближенный.

3. Исследуемый вопрос уже был исследован французскими учеными.

4. Идеал русской женщины поэтически воспроизвел в образе Татьяны поэт Пушкин.

5. В конце романа Базаров уже не так твердо убежден в своих убеждениях.

Выполняют задания






Л.: участвуют в творческом процессе.

П.: выполняют учебно-познавательные действия;

Р.: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

К: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Рефлек­сия учеб­ной дея­тельности на уроке

Организует заключительную беседу по во­просам

  • Прием «Ключевые слова»

  • Самооценивание

  • Д/з (поясняет, комментирует): п. 4, упр. 16; словарные слова

  • Подведение итогов на уроке, выставление оценок.

Самооценка: как я работал на уроке?

Самоанализ: как я понял тему?

Р.: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.

К.: высказывают и обосно­вывают свою точку зрения.