Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | ФОУД | Формируемые универсальные учебные действия |
I.. Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент) | Включение в деловой ритм Устное сообщение учителя Приветствие учащихся | 1.Прозвенел звонок весёлый. | Ф | Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2.Актуализация знаний и выявление индивидуальных затруднений | Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. | Выполняют задание, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции (устные и письменные), учебные навыки | | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические – анализ объектов с целью выявления признаков. Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, прогнозирование, целеполагание |
3.Чистописание. | Какие буквы прописаны на доске? - Найдите лишнюю букву. - Почему она лишняя? а о у и е я -у (не требует проверки) Слайд 2 Обмен тетрадями. Взаимооценка. Подчеркните буквы правильно написанные , красивые. -Кто может похвалить соседа? -Кто может сказать за что? | Знают элементы букв, слова Записывают в тетради: -дату -классная работа Подчеркивают «лишнюю» - гласные - а, -о, -у, -и, -е, -я Обмен тетрадями. | Практич. Ф И | Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки. (Регулятивные УУД) |
4.Проверка домашнего задания. | 1. Проверка домашнего задания. ( с.99 упр. 153) 2. Воспроизведение знаний: какую «работу» могут выполнять гласные звуки е, ё, ю, я в слове? Как различить в слове безударные гласные? | Организует проверку усвоения знаний. Могут быть ударными и безударными. | Ф Г | Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД). |
5. Целеполагание Постановка учебной задачи | Сообщение учителя. Слайд 3 Рассказ про Сашу и Колю . В течение урока будем отвечать на вопросы Что надо проверять… , Где надо…, Как надо… , Чем надо … Слайд 4 Сформулируйте тему нашего урока. Слайд5 | Внимательно слушают. Находят ошибку и ставят цель к уроку. Называют тему урока. | Ф И | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других Познавательные: общеучебные самостоятельное выделение, формулирование цели; логические – формулирование проблемы. |
6. Актуализация знаний. | Выполнение заданий - Давайте вспомним : Что мы знаем .. Что мы можем…. Что мы умеем….. (ответы учащихся) -Какими мы должны быть на уроке? Слайд 6 На доске записаны слова: Л.са, л.сной, л.сок. - Что можете сказать о данных словах? -Задание (поставьте ударение, выделите корень , окончание) -Проверим ваши результаты. -На какие вопросы отвечают данные слова? Задайте к словам вопросы - Подберите еще существительные, которые являются родственными словами – Какое слово вызвало затруднение? А где можно узнать значение слова перелесок - Объясните, прочитайте значение слова ПЕРЕЛЕСОК - Выясните, является ли слово ЛИСА однокоренным. Слайд 6 (Лиса – это зверь Леса – это большая площадь земли, заросшая деревьями . Значения слов разные, значит, это не родственные слова. | Фронтальная. Словесный. (внимательными, старательными, организованными) (слова однокоренные, корень ЛЕС ) Слово ЛЕСА: окончание – А, корень - ЛЕС, (лес, лесок – существительное, лесной - прилагательное ) (лесник, лесоруб, перелесок ) (перелесок) ( в интернете, в толковом словаре) (это молодой редкий лес, отделенный полянами от большого леса) | И Ф Ф И И Ф | Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД). Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД) Уметь работать со словарём (Регулятивные УУД). Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД |
7. Первичное усвоение материала Работа над темой Подведение детей к самостоятельному выводу | Анализирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию. - А когда слова называются РОДСТВЕННЫМИ? - А что можно сказать о корне? -Объясните, почему вы считаете, что корень разный, ведь при произношении слышится звук И | Ставят цели, выявляют место и причины затруднения. (в которых одинаковый корень и значение, близкое по смыслу) (Корень -общая часть родственных слов, в ней заключено общее лексическое значение ) (для этого нужно поставит ударение и подобрать проверочное слово) | Ф П | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение, формулирование цели; логические – формулирование проблемы. |
8. Осознание и осмысление учебной информации. | Организует деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации. - Почему возникло затруднение в написании буквы гласного в корне? - Как действовать при написании буквы гласного в корне? Алгоритм Слайд 7 1. Называем орфограмму в слове, ставим ударение 2. Выделяем корень, находим букву безударного гласного 3. Подбираем родственные слова, выбираем слово с буквой гласного в сильной позиции. 4. Записываем слово, выделяем корень.) Запись в тетрадь. Учитель записывает на доске. Л.са – перелесок, лес ( – леса) Л.са – лисий, лис ( – лиса) | Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.) (Гласный звук И в слабой позиции , значит, он - орфограмма ) (Узнать какая орфограмма в этом слове, как ее проверить) Проговаривают этапы алгоритма | Ф И | Регулятивные: планирование, прогнозирование. Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации. Познавательные: моделирование; логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. |
7.Музыкальная физкультминутка | Выполнение ритмичных упражнений под музыку Предлагает выполнить задания к упражнению. Контролирует работу учеников. | Выполняют задание, осуществляют профилактику утомления | Г Ф | |
8.Систематизация и обобщение новых знаний | Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение. Слайд 8 На доске записаны слова: з . ма д . рев.я сн . жок Работа с сигнальными карточками Игра « Согласен . Не согласен» -Кто согласен что в слове з. ма гласная е ? - По составленному алгоритму найдите буквы безударного гласного. - Какие шаги выполняли? Запись в тетрадь (коллективная работа) Д.рев.я – дерево - деревья - Остальные слова запишите самостоятельно. Самопроверка по слайду. - У вас так же? А что не так ? - Какие проверочные слова подобрали вы? - Почему? 1. Изменять форму слова 2. Родственные слова - Итак, сколько способов проверки мы знаем? Какие? - А подумайте, как проверить букву безударного гласного в слове ЗА . Ц (нельзя проверить ) - Как поступить в этом случае? ЗАЯЦ- это словарное слово. - Значит, всегда можно проверить букву безударного гласного в корне слова? НЕТ (в словарных - нельзя) | Выполняют задания с объяснением Написаны слова с буквами безударного гласного 1.Называем орфограмму в слове, ставим ударение. 2. Выделяем корень, находим букву безударного гласного. 3. Подбираем родственные слова, выбираем слово с буквой гласного в сильной позиции. 4. Записываем слово, выделяем корень. (другие проверочные слова) (зимушка, зимний, зимы ) (потому, что можно по-разному подбирать проверочные слова (по числам, по вопросам) (обратиться к орфограф. словарю) | Г Г | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, оценка действий партнера. Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия. |
9.Самостоятельная проверка с взаимопроверкой | Организует деятельность по применению новых знаний Работа по группам (вариантам) . Используя алгоритм, выполним упражнение № 157 стр.101 по вариантам 1 в.- с пропущенной буквой А 2 в. – с пропущенной буквой О Выпишите любые 5 слов. Взаимопроверка. Самооценка «Смайлики» | | | Справился с заданием | Были затруднения | Не справился | | Самостоятельная работа. осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая Выполняют в парах творческое задание, обсуждают, совету- ются, отстаивают свое мнение. | И П | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределение Коммуникативные УУД Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других |
10. Домашнее задание. Учебник с. 101 упр. 156, повторить правило и алгоритм. | Объяснение учителя. Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи | Ф С | Познавательные: - преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. - самостоятельное формулирование познавательной цели; Регулятивные: принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития |
11. Рефлексия деятельности | Организует рефлексию - Давайте объединим наши знания в кластер, вы будете помогать. Составление кластера на СЛАЙДЕ 10 -Почему надо проверять написание гласного звука в безударном слоге? - Какая тема урока была? -Какую цель ставили на уроке? Достигли цели? Подводим итог. Слайд 11 Самооценка У каждого на парте лежит солнышко. -Если вы сегодня на уроке выполняли все задания с лёгкостью , вам было интересно, всё у вас получалось, то на вашем солнышке появятся 5 лучиков, значит свою работу вы оцениваете на « Отлично», если вы затруднялись в каких-то заданиях и оцениваете свою работу на «Хорошо» - 4 лучика, а если вам на сегодняшнем уроке трудно, вы встретились с непонятными заданиями, тогда нарисуйте – 3 лучика. Оцените свою работу на уроке. Поднимите и покажите ваши солнышки. ( Я предлагаю вам зажечь солнце. Обсуждение результатов рефлексии | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Учащиеся подводят итог чему научились, чего достигли, какие возникали трудности. « Сегодня мы …..» - Спасибо за работу на уроке! | Ф Г И | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. - проявлять активность Познавательные: рефлексия. Личностные: смыслообразование. Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |